Сделай Сам Свою Работу на 5

Предмет гражданского права





Возникновение государства. Функции государства

Возникновение и развитие государства не зависит от воли и сознания людей, а представляет собой закономерные общественные процессы.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из обособленного аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, либо при сглаживании классовых противоречий осуществляющего на правовой основе более широкие общесоциальные функции.

теориивозникновения государства:

- теологическая (государство – продукт божественной воли)

-договорная (государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора)

-патриархальная (люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи)

-психологическая (факторы психики человека);

-органическая

-материалистическая

-теориянасилия

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

а) наличие публичной власти

б) система налогов, податей, займов



в) территориальное деление граждан

г) право

д) монополия на легальное применение силы, физического принуждения

е) суверенитет

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества.

Внутренние функции:

1) экономическая

2) социально-культурная

3) идеологическая

4) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан

5) экологическая

Внешние функции:

1) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.

2) обеспечение обороноспособности страны

3) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества

 

Механизм государства

Механизм государства–это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правом порядке наделены госуд.-властными полномочиями.

В ст. 6 Конституции Республики Беларусь закреплен принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.



Законодательным органомявляется Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренных Конституцией, Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона, при делегировании ему этой власти Парламентом.

Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные.

К субъектам судебной властиотносятся Конституционный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи.

Кроме указанных трех государственных властей Конституция законодательно закрепляет:

- органы прокурорского надзора(Прокуратуры

- контрольные органы

- местные представительные органы

Особое место в политической системе общества занимает Президент,который является Главой государства, олицетворением единства народа, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Президент и Парламент могут выступать от имени белорусского народа.

 

 

Форма государства и формы гос. правления

Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Элементы формы государства:

- форма правления;

- форма государственного устройства;

- форма политического режима.

Форма государственного правления

-монархии



-республики

Монархия может быть абсолютной, – когда власть монарха ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченной – монарх не обладает всей полнотой власти (Англия, Япония, Испания, Швеция).

Республики подразделяются на: парламентские, президентские и смешанные.

Форма государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.

Политический режим – это совокупность методов способов и средств осуществления политической власти.

Существует две основные разновидности режимов – демократические и недемократические.

 

Понятие и значение права. Основные категории права

Право является одним из самых сложных постоянно развивающихся общественных явлений.

Основными чертами (признаками) права, которые должны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из совокупности всех других неправовых регулятивных средств являются:

1) право – это совокупность правил поведения, норм, устанавливаемых или санкционируемых государством

2) право – не простая, а систематизированная совокупность создаваемых или санкционируемых государством правил поведения.

3) право выражает государственную волю.

4) право и составляющие его правовые нормы всегда выступают в определенной, официально выраженной письменной форме.

5) право – это система правил поведения, имеющих общеобязательный характер

6) должная реализация правовых норм обеспечивается государством.

Право представляет собой систему, которая регулирует в соответствующих пределах экономические, политические, экологические, нравственные и другие общественные отношения.

Отрасль праваесть совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений.

Отрасль законодательстварегулирует комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений.

Институт права это обособленная часть отрасли права, представляющая собой группу норм, регулирующих определенный вид общественных отношений

Норма праваявляет собой охраняемое государством общее предписание, определяющее круг субъектов права, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.

Источники права (понятие, виды, их соотношения)

Нормы права выражаются в определенной юридической форме (юридическом источнике).

Источниками (формами) права являются:

- юридический обычай;

- юридический прецедент (судебный и административный);

- нормативный договор;

- юридическая доктрина;

- религиозное (священное) писание;

- нормативно-правовой акт.

Основной источник системы права РБ – нормативно-правовой акт. Это акт правотворчества полномочного (компетентного) органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы.

Все нормативно-правовые акты по их юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Юридический закон это нормативный акт, принятый референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы бывают конституционные и обыкновенные.

Конституционный законпринимается квалифицированным большинством обеих палат. Квалифицированное большинство голосов – не менее двух третей от полного состава палаты.

Обыкновенный законсчитается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики от их полных составов.

Подзаконные правовые акты это акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Это указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения.

 

 

Понятие гражданского права (какие отн. Он регулирует) и действие гражд. Законов во времени

Гражданское право– это совокупность гражданско-правовых норм, которые регулируют на принципах юридического равенства отношения собственности в ее различных формах, товарно-денежные отношения и некоторые личные неимущественные отношения при участии граждан, организаций и других социальных образований с целью более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан.

Предмет гражданского права

1) имущественные отношения;

2) личные неимущественные отношения

3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями

Действие гражданских законов во времени.Время действия закона начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты им юридической силы. В этот период исполнение его предписаний является обязательным.

Декреты Президента и законы Республики Беларусь вступают в силу на всей территории республики по истечении десяти дней после официального их опубликования, если в этих актах не установлен иной срок (ст. 104 Конституции).

Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.