Сделай Сам Свою Работу на 5

В рамках подготовки к «Белорусскому молочному форуму», который состоится 6 мая в Минске, организаторы проанализировали перспективы и возможности развития молочной отрасли Беларуси.





Мировой экспорт молокопродуктов в пересчете на молоко составляет около 40 млн тонн, т.е. 5,7% от общего мирового объема производства. Республика Беларусь, производя 1,4 % мировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов занимает около 5%, а по маслу сливочному около 9%. Внутри республики потребляется около 46% производимой молочной продукции, остальное экспортируется.

«Перспективы производства молокопродуктов на ближайшие 3-4 года достаточно хорошие, – отмечает заведующая сектором экономических исследований РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Мария Климова, участник «Белорусского молочного форума: тенденции, продвижение, экспорт». – В краткосрочной перспективе сохранит привлекательность основной рынок сбыта – рынок Российской Федерации, что обусловлено емкостью и схожестью потребительских предпочтений населения. Однако наращивание объемов ограничено экологическими и экономическими факторами, включая сложную конъюнктуру мирового рынка, а переработка молока в продукцию с длительным сроком хранения характеризуется сильной зависимостью от конъюнктуры рынка, на котором присутствует ряд стран-монополистов (Новая Зеландия, страны ЕС), которые и формируют мировую ценовую политику. Конкурентоспособность белорусских товаропроизводителей пока им уступает».



Одной из составляющих конкурентоспособности белорусских молочных продуктов является их брендовая составляющая. «Еще несколько нет назад кроме «Савушкиного продукта» на рынке не было в принципе профессионально брендированной молочной продукции, – говорит Дмитрий Аполенис, креативный директор брендинговой компании AIDA Pioneer, также один из участников форума. – Сейчас ситуация меняется с каждым днем. Потребитель уже знает и выбирает такие марки, как «Бабушкина крынка», «Здравушка», «Беллакт», «Калинка», «Моя Славита» и т.п. И это только начало! Региональные производители начали задумываться о том, что выживание и расширение рынка невозможно без контакта с потребителем. Но брендирование основной линейки цельномолочной продукции не решает проблемы высокой конкурентной борьбы в сегменте йогуртов, сыров и других инновационных молочных продуктов – здесь все сложнее, а значит, требует еще более вдумчивого и профессионального подхода. Брендингу уделяется больше внимания, чем раньше, это факт. Но молочная отрасль находится лишь в начале пути».



 

Молочная отрасль: мировые тенденции и перспективы экспорта

 

 

Сегодня мировой экспорт молочных продуктов в пересчете на молоко составляет около 46 млн тонн, или 6,5—7% от всего объема их производства. На протяжении последних двух лет Беларусь входит в пятерку ведущих поставщиков молока и молочных изделий в мире. По итогам 2009 г. доля страны в общем объеме мирового экспорта молокопродуктов составила 4,8%, по итогам 2010-го — уже 5%. Экспортная выручка от поставок молочной продукции на внешний рынок в 2010 г. исчислялась суммой в размере $ 1,5 млрд.

Согласно Республиканской программе развития молочной отрасли на 2010—2015 гг., к 2015 г. предстоит значительно увеличить производство молока в сельскохозяйственных организациях страны и объемы его переработки. В стоимостном выражении экспорт молокопродуктов должен вырасти более чем в 2 раза — до $ 3 млрд. Решить эту задачу можно с учетом тенденций мирового рынка, диверсификации экспорта, повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем улучшения качества, оптимизации затрат и развития брендинга.

Лидеры рынка

Главная тенденция последних лет на мировом молочном рынке — объединение мощностей ведущих компаний. Так, в Европе в 2010 г. французский производитель Lactalis приобрел две крупные компании в Испании — Forlasa, лидера по производству сыра с ежегодным товарооборотом, превышающим $ 200 млн, и дочернюю компанию Ebro Puleva — одну из лидеров в стране по производству жидких молочных продуктов с товарооборотом свыше $ 600 млн. Французская компания Danone и российская Unimilk приняли решение о слиянии (контрольный пакет акций — 57,7% — принадлежит Danone).



За пределами Европы перспективы преобразования также велики. Так, пять бразильских молочных компаний (Itambe, Centroleite, Confepar, Cemil и Minas Leite) объявили о своих планах по слиянию. Это может привести к образованию крупнейшей корпорации в Латинской Америке.

Китайская молочная промышленность начала вкладывать инвестиции в заграничные компании. В июле 2010 г. третье крупнейшее перерабатывающее предприятие Bright Dairy приобрело 51% акций в Новой Зеландии за $ 60 млн. Кроме того, этот же производитель собирается построить новое предприятие в Шанхае. На нем планируется изготавливать свежее молоко, йогурты и UHT-молоко. Открыть молокозавод предполагается в 2013 году. Предприятие станет крупнейшим в Азии.

Для поддержания своих позиций на мировом рынке белорусским организациям необходимо также следовать мировым тенденциям по укрупнению производства и созданию мощной экспортно ориентированной производственной структуры в секторе переработки.

Наши достижения

Благодаря принятым мерам по развитию молочной отрасли и сельхозпроизводства в целом наша республика достигла высоких результатов в этом сегменте мирового рынка. Так, в период с 2000 по 2010 г. экспорт сухого цельного молока (СЦМ) в физическом выражении возрос более чем в 32 раза, сыров и творога в 7,5 раза, сухого обезжиренного молока (СОМ) — в 2,2 раза, масла сливочного — в 2,8 раза. Увеличение физических объемов экспорта по казеину составило 12,7 раза. Причем в начале ХХI века практически 100% объема поставок данного товара приходилось на страны СНГ, а затем — на государства ЕС. В 2010 г. доля экспорта казеина в страны Содружества составила только 2 %.

В стоимостном выражении за отмеченный период также наблюдался значительный рост объемов экспорта по всем видам белорусских молокопродуктов. Причем в 2010 г. цены на некоторые товары превышали среднемировые.

Естественно, такие достижения Беларуси не остались незамеченными международными экспертами. В последние годы данные по нашей стране появились в мировых статистических отчетах. «Это свидетельствует о том, что республику уже знают как крупного экспортера молочной продукции и производителя продовольствия на мировом рынке», — отметила заведующая сектором экономических исследований Института мясо-молочной промышленности Мария Климова на Белорусском молочном форуме, который состоялся в Минске 6 мая. Специалист уточнила, что Республика Беларусь занимает лидирующую позицию по производству молока на душу населения — 681 кг/чел. в 2009 г. и 698 кг/чел. в 2010 г., уступая только странам Океании (700 кг/чел.), а по итогам 2009 г., согласно аналитическим отчетам IDF, в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов в сегменте твердых сыров Беларусь занимала четвертую позицию в мире (7% мирового экспорта), по сухому обезжиренному молоку — пятую позицию (6 %), а по сухому цельному молоку — шестую. Беларусь вошла в тройку мировых лидеров по экспорту сливочного масла с объемом внешних поставок 86 тыс. тонн (2009 г.). По данной позиции республика занимает 9 % от общемирового объема экспорта, уступая только Новой Зеландии (49 %) и ЕС (16 %) и опередив Австралию (84 тыс. тонн в 2009 г.).

 

В прошлом году в натуральном выражении из Беларуси на внешний рынок было отправлено 3 млн 780 тыс. тонн молокопродуктов в пересчете на молоко, или примерно 57% от его производства в стране. Однако значительные объемы экспорта существенным образом не повлияли на географию поставок. При этом основным рынком сбыта по-прежнему остается Россия, но значительно увеличился объем экспорта в Украину и Казахстан.

Импортеры белорусской молочной продукции

Основной импортер сыров белорусского производства, как и крупнейший импортер молокопродуктов в мире, — Россия. В 2010 г. нашим партнерам по Союзному государству было отправлено более 90% от всего объема экспорта данного вида продукции.

«Оценивая долгосрочные перспективы поставок, не стоит забывать, что недавно в России подписана отраслевая программа увеличения производства сливочного масла и сыра. В 2013 г. выпуск сливочного масла должен вырасти до 264 тыс. тонн (снижение доли импорта до 27 %). Поэтому не исключено, что через 3—4 года объемы экспорта белорусского масла и сыра сюда могут сократиться» — отметила специалист Института мясо-молочной промышленности.

Экспорт масла сливочного осуществляется в основном в Россию и Казахстан. Третью позицию в списке импортеров данного вида молочной продукции белорусского производства занимает Украина (4,9 % от общего объема поставок в стоимостном выражении).

В 2010 г. 98,7 % объема белорусского СОМ в стоимостном выражении было поставлено в страны СНГ. И здесь основными импортерами являются Россия и Казахстан. Удельная доля поставок в другие страны составила всего 3,2%. Основная доля экспорта в натуральном выражении СЦМ из Беларуси также принадлежит странам Таможенного союза — 65 % объема поставок осуществляется в Россию, и 6,9 % — в Казахстан. Правда, в список самых «покупательных» вошла и Венесуэла с долей импорта в размере 26% в структуре внешних поставок белорусского сухого цельного молока.

Основные покупатели белорусского казеина — страны Евросоюза: 92% от общего объема реализации на внешний рынок. Причем на долю Польши в 2010 г. пришлось 44,5%, на долю Германии — 32,6%, Литвы —

8 % от общего объема экспорта в натуральном выражении.

Потенциальные рынки сбыта

Перспективы выхода на новые рынки сбыта у белорусов есть, подчеркнул в своем выступлении на форуме ведущий специалист отдела маркетинга ЗАО «Мясо-молочная компания» Антон Кузнецов. По его словам, одним из наиболее перспективных рынков является Алжир с населением в 32 млн человек. «Потребление молока на душу населения здесь достаточно высокое. По сути, это самый емкий для импорта мировой рынок. Доля ввозных молочных продуктов достигает на нем 90%», — отметил Антон Кузнецов. В настоящее время рынок Алжира практически монополизирован странами Евросоюза, Новой Зеландией и США. К сожалению, белорусская продукция (в том числе цельномолочная) пока представлена на этом рынке в малых объемах.

Немаловажным для нас является и рынок Вьетнама. Правда, как и в случае с Алжиром, отвоевывать свою нишу на этом рынке белорусским предприятиям придется в жесткой конкурентной борьбе с теми же производителями из Новой Зеландии, стран Евросоюза и другими ведущими экспортерами мира.

По мнению представителя ЗАО «Мясо-молочная компания», белорусские молокопереработчики имеют хорошие возможности закрепиться на рынке Объединенных Арабских Эмиратов с перспективой выхода на рынок стран Персидского залива. Однако тактика освоения данного региона связана с особым восприятием молочной продукции потенциальными потребителями. В связи с чем стратегия продвижения на этот рынок какого-либо бренда должна быть тщательно выверенной. Для вывода инновационной молочной либо иной продукции на этот рынок зачастую приходится использовать уже знакомые местным потребителям бренды.

Еще один сегмент для потенциальных продаж — рынок Китая, который импортирует большие объемы сухого обезжиренного и сухого цельного молока. К примеру, поставки СЦМ в эту страну достигают 40 тыс. тонн в год. Тем не менее, несмотря на большое население Китая с постоянно увеличивающейся покупательной способностью, данный рынок не обладает большой емкостью. Плюс к этому китайские предприниматели планируют значительно увеличить собственные мощности переработки и инвестируют финансовые средства в зарубежные компании с целью выхода на мировой рынок и обеспечения собственных потребностей в молочных товарах.

Рынок стран Евросоюза для Беларуси остается пока закрытым. Страны этого региона при значительной финансовой поддержке сельского хозяйства обеспечивают потребности внутреннего рынка в основном за счет собственного производства. Тем не менее шансы у белорусов здесь также есть, а практическая реализация планов зависит главным образом от профессиональной работы маркетинговых служб и отделов внешнеэкономических связей белорусских предприятий.

 

Реализовывать свою молочную продукцию на европейском рынке белорусы могут путем ее продажи в так называемых русских магазинах. Тем более что подобный опыт продвижения на внешние рынки продукции отечественного производства есть в других отраслях и регионах мира.

Требования к качеству

Для повышения конкурентоспособности белорусской продукции производителям необходимо повышать качество выпускаемой продукции и улучшать состав основных ценных компонентов молока — белка и жира. Как отметила на форуме представитель Института мясо-молочной промышленности Беларуси Мария Климова, в настоящий момент соответствующий базисный показатель в сыром молоке составляет 3,6% жира и 3% белка. По этим показателям мы уступаем Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Швеции, Дании и некоторым другим странам. Так, на конец апреля — начало мая 2011 г. содержание жира в белорусском сыром молоке составляло 3,68%, в среднем по ЕС — 3,92%. «Поэтому если мы хотим поставлять молочные продукты в страны Евросоюза, то мы должны обратить внимание на требования к качеству и на повышение своей конкурентоспособности по сырью», — подчеркнула Мария Климова.

По ее словам, ситуация по содержанию белка в молоке еще более проблемная. Сырье с высоким содержанием белка требуется в сыроделии, так как молоко должно обладать определенными свойствами сыропригодности. Между тем решение этих вопросов находится в ведении специалистов в области зооветеринарии, генетики, кормопроизводства, а также ответственных лиц на сельскохозяйственных объектах. «По данным Минсельхозпрода, в определении уровня белка в сыром молоке у нас почему-то отсутствует сезонность. Хотелось бы, чтобы предприятия сельскохозяйственного и перерабатывающего сектора не занимались самообманом в отчетности», — заметила специалист.

От данных показателей зависит объем выхода нашей товарной продукции с тонны сырья, а в конечном итоге — размер выручки за реализованную продукцию. К примеру, в апреле 2010 г. Беларусь производила сливочное масло, сухое обезжиренное молоко и сыр на основе молока, закупленного у сельхозорганизаций, с фактической жирностью 3,71%. В итоге расчетным путем было выявлено, что Беларусь имела меньшую конкурентоспособность по выходу товарной продукции с одной тонны молока по сравнению с западноевропейскими странами. В частности, белорусы теряли по сравнению с немецкими молочниками при производстве масла или сухого обезжиренного молока около $ 20 с тонны переработанного молока, при выпуске сыра — примерно $ 50. Как видно, отечественным сельхозорганизациям и перерабатывающим предприятиям предстоит серьезно поработать над оптимизацией производственных затрат и повышением конкурентоспособности с точки зрения характеристик по содержанию белка и жира в молоке.

В решении данных задач активное участие принимает и государство. В целях улучшения качества молока в нашей стране ужесточены требования к показателям. С 1 января 2008 г. в СТБ 1598-2006 «Молоко коровье. Требования при закупках» введена позиция «сорт экстра» в соответствии с требованиями ЕС, определена схема дифференциации закупочных цен сырого молока для переработки в зависимости от его сортности. В настоящее время правительством и сельскохозяйственным сектором принимаются меры по увеличению производства молока сорта экстра, которое в основном используется при выпуске сыров, — основного экспортируемого молочного продукта с высокой добавленной стоимостью в нашей стране. В январе — феврале 2011 г. удельный вес молока сорта экстра в структуре сортности достиг 26,3%.

Ценовое регулирование экспорта

Для освоения новых ниш и укрепления своего присутствия на традиционных рынках белорусам необходимо повышать свою конкурентоспособность и в ценовом сегменте. Как отметил на форуме представитель ЗАО «Мясо-молочная компания» Антон Кузнецов, стоимость белорусской экспортной продукции летом, в период значительного снижения спроса на эти товары в России, являющейся основным импортером нашего молока, практически выравнивается со среднемировой ценой. В осенне-зимний сезон белорусское предложение цены на некоторые позиции сырьевой продукции (сухое молоко и молокопродукты) значительно превосходит общемировые. Так, в 2010 г. впервые в истории экспортные цены на белорусскую молочную продукцию в 2010 г. были выше мировых или на самой высокой их отметке. К примеру, цены на СОМ были на 30% выше, чем в США, на 17,8% выше соответствующих в странах Океании (Австралия, Новая Зеландия), на 12,5% — выше, чем в государствах ЕС. Между тем для выхода на новые рынки необходимо предложение качественной продукции по ценам, которые ниже, чем на соответствующие товары известных мировых производителей.

Тем не менее в целом механизм ценообразования на молочную продукцию на мировом рынке является конкурентоспособным. Синхронность колебаний белорусских экспортных цен не уступает тенденциям изменения цен в странах Евросоюза, убежден главный специалист Главного управления внешнеэкономических связей Минсельхозпрода Беларуси Сергей Касько.

Экспортные цены в нашей стране регулируются постановлением Министерства экономики № 52 от 5 марта 2008 г. Документ определяет минимальные цены на вывозимую за рубеж продукцию. Кроме того, по распоряжению Премьер-министра Республики Беларусь от 19 июня 2009 г. № 63р при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь была создана рабочая группа, которая занимается формированием оперативных и рекомендуемых цен. По мнению Сергея Касько, проводимая специалистами работа по определению единой ценовой политики среди отечественных производителей молочной продукции способствует достижению максимальной эффективности экспорта и поддержке оптимального уровня запасов готовой продукции на складах, а также позволяет минимизировать ценовую конкуренцию между белорусскими производителями на внешних рынках.

К слову, доказательством тому служат соответствующие показатели по производству молочных продуктов на конец 2010 г. Так, рентабельность производства масла сливочного при его поставках на внешние рынки достигла 6%, сухого цельного молока — 15—20%, сухого обезжиренного молока — 50%. Однако всегда ли такое регулирование цен оправдывает себя? «Позиция министерства как раз и заключается в том, что инициатива сверху не всегда оправданна, однако в Беларуси молокопереработчики не могут самоорганизоваться, как это произошло в России, — подчеркнул представитель Минсельхозпрода. — С одной стороны, диктовать политику ценообразования должен рынок. С другой стороны, при проведении ценовой политики необходима определенная координация от предприятий отрасли при формировании экспортных цен».

Российские реалии подтверждают справедливость этих слов. 28% объема соседнего рынка контролирует компания «Юнимилк», еще 35% — «Вимм-Билль-Данн» В результате две крупнейшие компании российской молочной отрасли контролируют 63% всего рынка, что позволяет им проводить четкую ценовую политику. Как видно, шансы каждого из 52 молокоперерабатывающих заводов Беларуси самостоятельно влиять на формирование цен на этом рынке невелики.
Отметим, что в перечисленных выше документах речь идет о регулировании экспортных цен только на сырьевые виды белорусской продукции. Предприятия имеют полную свободу действий по формированию цены на цельномолочную продукцию, подчеркнул Сергей Касько. Однако на внешние рынки она экспортируется почему-то в относительно небольших объемах.
В этой связи, по мнению участников Белорусского молочного форума, необходимо изменить представление белорусских предприятий о выходе на новый рынок той или иной страны в соответствии с требованиями принимающей стороны. В первую очередь, стран Евросоюза. Рассчитывать на успешное освоение новых рынков можно только при наличии информации о том, какой объем и ассортимент молочной продукции производится в интересующей нас стране, какие компании присутствуют на этом рынке, в чем и по каким позициям мы уступаем, на что существует спрос и т. п. По сути, на все эти вопросы должны ответить маркетологи.

"Настоящее и будущее молочной отрасли Белоруссии"

 

 

Интервью ИА DairyNews с И.О. министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь — Леонидом Мариничем.

 

DN: Леонид Адамович, опишите, пожалуйста, настоящее состояние молочной отрасли Республики Беларусь.

 

Молочная промышленность одна из приоритетных отраслей развития экономики Республики Беларусь.

 

Наша страна располагает высоким производственным и экономическим потенциалом в производстве и переработке молока. В прошедшем году годовой объем производства молока в сельскохозяйственных организациях страны достиг 5,8 млн. тонн, объем переработки - 5,3 млн. тонн.

 

Переработка молока в республике по состоянию на начало текущего года была сосредоточена в 43 организациях, ассортимент молочной продукции превышал 1,2 тыс. наименований.

 

DN: В какие продукты перерабатывается молоко?

 

В цельномолочную продукцию перерабатывается 27 процентов ресурсов, в сыры – 30 процентов, в масло – 33 процента, в сухое цельное молоко и сгущенные молочные консервы – 10 процентов, - так выглядит структура переработки.

 

Следует отметить, что в настоящее время Беларусь за счет собственного производства полностью обеспечивает свои внутренние потребности в молоке и в продуктах его переработки и имеет значительные возможности для поставок молокопродуктов на внешние рынки.

 

DN: Какие сейчас открываются перспективы перед молочной отраслью Беларуси?

 

Как вы, наверное, знаете, в Республике Беларусь реализуется Республиканская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 годах. Эта программа предусматривает значительный рост производства молока в сельскохозяйственных организациях и, соответственно, увеличение производства молочной продукции.

 

Согласно ей, в 2015 г. планируется довести производство молока до 10 млн. тонн. Численность дойного стада должна оставить 1,6 млн. голов.

 

Одним из приоритетных направлений развития молочной отрасли является дальнейшее наращивание мощностей: планируется строительство новых молочнотоварных ферм и реконструкция действующих. Так, в текущем году планируется построить и ввести в эксплуатацию 105 новых ферм, включая ввод пусковыми комплексами. Кроме того, в рамках выполнения поручения Главы государства в республике планируется реконструировать и технически переоснастить 1,2 тыс. ферм за счет собственных средств сельхозорганизаций.

 

DN: Сохранит ли молочная отрасль Беларуси настоящую структуру?

 

Учитывая мировые тенденции, организационная структура отрасли будет совершенствоваться. В настоящее время проводится работа по созданию крупных компаний по переработке молока. На первом этапе планируется создать в каждой области холдинги, в состав которых войдут молокоперерабатывающие организации и мясокомбинаты.

 

DN: Будут ли развиваться перерабатывающие предприятия?

 

Да, ведется дальнейшее развитие производственного потенциала перерабатывающих организаций.

 

В частности, наращивается мощность производства сыров и сухого молока: модернизируются действующие и создаются новые производства. Большое внимание уделяется также мероприятиям по обеспечению переработки молочной сыворотки. В республике уже реализован ряд инвестиционных проектов по ее переработке. Созданы мощности по производству лактулозы и сухой сыворотки, в том числе деминерализованной (со степенью деминерализации до 90 процентов). Увеличены мощности по производству концентрата сывороточных белков.

 

В настоящее время на переработку используется более 50 процентов молочной сыворотки. К 2015 году будет обеспечена переработка ресурсов молочной сыворотки в полном объеме.

 

DN: Какой потенциал экспорта молочной продукции у Беларуси?

 

Потенциальный объем экспорта молочных продуктов Республики Беларусь к 2015 году может возрасти до 5-5,5 млн. тонн (в пересчете на молоко).

 

DN: Куда же планируется направить объем, на который увеличится экспорт?

 

Рынок ЕЭП будет оставаться основным потребителем белорусской молочной продукции. До 1 млн. тонн молочных продуктов мы планируем экспортировать в дальнее зарубежье, в такие страны как Венесуэла, Иран, страны Африки, Европейский союз.

 

DN: Какие позиции занимает Беларусь на мировом молочном рынке?

 

Беларусь производит 0,9% от мирового объема молока и на протяжении последних трех лет входит в пятерку ведущих поставщиков молока и молочных продуктов в мире, стабильно занимая 4-5% в мировой торговле.

 

Согласно аналитическим отчетам IDF (Международная молочная Федерация) в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов (без учета торговли между странами ЕС) Беларусь занимает 5-ю позицию в мире в сегменте твердых и полутвердых сыров (6% мирового экспорта). По сухому обезжиренному молоку республика на 5-ой позиции (4%), по сухому цельному молоку – на 7-ой. В структуре глобальной торговли объем экспорта масла из Республики Беларусь стабильно растет. Страна вошла в тройку лидеров и занимает 8% от общемирового объема экспорта масла, опередив США (7%) и Австралию (7%). В этом сегменте Беларусь уступает только Новой Зеландии (49%) и ЕС (19%).

 

DN: Кто сейчас главные потребители молочной продукции Беларуси?

 

На внутреннем рынке нашей страны потребляется около 50% производимой молочной продукции, оставшиеся 50% направляются на экспорт.

 

Основными торговыми партнерами организаций – экспортеров Минсельхозпрода являются Российская Федерация и Казахстан. На них приходится около 93% всего экспорта наших предприятий.

 

По данным Белстата, совокупный белорусский экспорт молочных продуктов составляет около 3,3 млн. тонн (в пересчете на молоко), в том числе в Россию – около 3 млн. тонн.

 

DN: Леонид Адамович, как же предполагается сохранить баланс на внутренних молочных рынках ТС при таком объеме экспорта?

 

Наши страны ежегодно утверждают прогнозы спроса и предложения Союзного государства по молоку и молокопродуктам, а также мясу и мясопродуктам, сахару-песку.

 

Такие прогнозы позволяют министерствам двух стран осуществлять совместное планирование производства и потребления молочных продуктов на общем рынке государств-участников Таможенного союза.

 

Я хотел бы подчеркнуть, что при планировании поставок мясомолочной продукции в Российскую Федерацию белорусская сторона исходит из необходимости формирования и функционирования рынка данной продукции с учетом соблюдения интересов всех его участников.

 

DN: А какой объем был согласован на этот год?

 

Прогнозы спроса и предложения на 2012 год были одобрены Минсельхозами обеих стран на совместном заседании коллегий в конце ноября прошлого года. Поставки молока и молочной продукции из Беларуси в Россию были согласованы в объеме 3700 тыс. тонн (в пересчете на молоко, по коэффициентам пересчета российской стороны), из Российской Федерации в Республику Беларусь — 41 тыс. тонн.

 

При этом было предусмотрено распределение поставок согласованных объемов молочной продукции по кварталам в течение 2012 года с учетом сезонного (летнего) роста производства молока в целях предотвращения существенного снижения цен в этот период на молочную продукцию.

 

DN: На настоящий момент насколько прогноз оказался верным?

 

Если говорить о выполнении данного прогноза, то ситуация выглядит следующим образом. По итогам 4 месяцев 2012 года из Республики Беларусь экспортировано в Россию молокопродуктов в объеме 1,3 млн. тонн в пересчете на молоко, что составляет 70% от прогноза поставок на первое полугодие.

 

DN: Леонид Адамович, могли бы Вы немного разъяснить запрет на ввоз белорусского молока и молочной продукции в Украину этой весной?

 

Временный запрет был введен с 1 марта 2012 года. Были проведены несколько раундов переговоров, белорусская сторона выполнила достигнутые договоренности – и ситуация была разрешена.

 

DN: А как она разрешилась?

 

Согласно протоколу переговоров руководителей государственных ветеринарных служб Республики Беларусь и Украины от 3 мая 2012 года были сняты ограничения на поставки белорусской молочной продукции в Украину девяти молокоперерабатывающим предприятиям Беларуси. Это ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат», ЧУП «Мозырские молочные продукты», ОАО «Молочные продукты» (г. Гомель), ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Березовский сыродельный комбинат», СПК «Агрокомбинат Снов», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Беллакт», ОАО «Щучинский маслосырзавод».

 

Ветеринарные службы также согласовали порядок и условия возможного расширения списка предприятий, которым разрешены поставки продукции животного происхождения в Украину. В настоящее время ведется активная работа в этом направлении.

 

В период с 30 мая по 2 июня 2012 года специалисты Госветфитослужбы Украины провели аудит системы контроля и надзора при производстве мяса и мясных продуктов, предназначенных для экспорта в Украину, мясоперерабатывающих предприятий СПК «Агрокомбинат «Снов» и ОАО «Калинковичский мясокомбинат».

 

DN: Проводила ли параллельно свои инспекции госветслужба Республики Беларусь?

 

Госветслужба Республики Беларусь дополнительно проинспектировала ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат» и СП «Санта Бремор» ООО. Они планируют поставки вырабатываемой продукции в Украину. Инспекция была произведена на предмет выполнения ветеринарно–санитарных правил этой страны. Формуляры и письма с гарантиями о выполнении требований ветеринарного законодательства Украины в области обеспечения качества и безопасности производимых молочных продуктов были направлены по дипломатическим каналам в адрес Председателя Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины. После рассмотрения данных документов наши украинские коллеги будут принимать решение о включении этих предприятий в списки тех, которым разрешены поставки продукции животного происхождения в Украину.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.