Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроль и оценка результатов обучения.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

имени К.Г.Разумовского

Кафедра высшей математики

Рабочая учебная программа

дисциплины

 

Методы оптимальных решений

Направления подготовки бакалавров:

 

080100.62 – «Экономика»

Москва – 2011

 


УДК519.8

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Высшая математика» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 9 от 8 июня 2011г.).

 

Утверждена на заседании Совета института «Системной автоматизации и инноватики» Московского государственного университета технологий и управления (протокол № 8 от 22 июня 2011г.).

 

Составитель:

Садыкова Альбина Рифовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики.

 

 

Рецензенты:

Зуев Юрий Анатольевич – доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики.

Дмитриева Валентина Феофановна – кандидат технических наук, профессор кафедры физики.

 

 

Садыкова А.Р.

Теория принятия решений: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011. – 19 с.



 

Рабочая учебная программа дисциплины «название дисциплины» базовой части математического и естественнонаучного цикла учебного плана составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 080100.62 – «Экономика»

Рабочая программа предназначена для студентов всех форм обучения.

 

©Московский государственный университет технологий и управления, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

 

© Садыкова А.Р.

Содержание

1. Цель и задачи дисциплины…………………………………………………….4

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

(знания, умения, владения и компетенция обучающихся,

сформированных в результате освоения дисциплины (модуля)………………4

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы…………………………5

4. Содержание дисциплины………………………………………………………7

4.1 Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость

и виды учебной работы……………………………………………………………7



4.2 Дидактический минимум учебно-образовательных модулей

дисциплины…………………………………………………………………….....8

4.3 Содержание учебно-образовательных модулей……………………………9

4.4Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам

обучения…………………………………………………………………………..10

4.5 Лабораторные работы или практические занятия………………………….11

5. Самостоятельная работа……………………………………………………...13

6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……..13

7. Материально–техническое обеспечение дисциплины……………………...14

8. Контроль и оценка результатов обучений…………………………………..15

8.1. Контроль знаний по дисциплине………………………………………….15

8.2 Рейтинговая оценка по дисциплине………………………………………..16

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины……17

10. Глоссарий основных терминов и определений……………………………18

1.Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ являются ознакомление магистров с содержанием задачи принятия решения, его места и роли в процессе управления. Наряду с освоением основных понятий, они изучат базовые, классические задачи теории принятия решений и методы их решения, которые являются фундаментом для дальнейшего развития методов принятия решения, а также служат практическим инструментом при решении многих прикладных задач управления.

Задачи изучения дисциплины:

Иметь представление:

- о функции принятия решения;

- о процессе принятия решения;

- об общей задаче принятия решения и его содержании;



- о методах измерения в методах принятия оптимальных решений;

- об основных задачах принятия решения;

- о методах решения основных задач.

Знать – основные понятия, методы и правила решения изученных задач принятия решения. Приобрести навыки решения задач и оценки правильности полученных результатов.

 

Дисциплина «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» относится к базовой части Математического и естественнонаучного цикла дисциплин подготовки студентов по направлению Экономика. Дисциплина реализуется кафедрой высшей математики.

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

 

 

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часа, зачетных единиц 6.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

 

ДФО

 

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 2,7
В том числе:    
Лекции 1,1
Практические занятия (ПР) 1,6
Самостоятельная работа (всего) 3,3
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
Подготовка контрольных работ 0,5
Изучение тем лекций 0,5
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) 0,3
Контроль (всего)   0,5 на одного студента
В том числе    
Рубежный    
Промежуточная аттестация (экзамен)**   0,5 на одного студента

 

 

ЗФО (ПФО / СФО)

 

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 0,4/0,3 16/10
В том числе:    
Лекции 0,1
Практические занятия (ПР) 0,2/0,3 6/12
Самостоятельная работа (всего) 5,5/5,7 200/206
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
Подготовка контрольных работ
Изучение тем лекций
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) 0,6/0,7 20/26
Контроль (всего)   0,5 на одного студента
В том числе    
Рубежный    
Промежуточная аттестация (экзамен)**   0,5 на одного студента

 

 

ВФО

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего) 1,3
В том числе:    
Лекции 0,4
Практические занятия (ПР) 0,9
Самостоятельная работа (всего) 4,7
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 2,7
Подготовка контрольных работ 0,5
Изучение тем лекций 0,5
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену)
Контроль (всего)   0,5 на одного студента
В том числе    
Рубежный    
Промежуточная аттестация (экзамен)**   0,5 на одного студента

 

 

К видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа.

Вуз может устанавливать другие виды учебных занятий.

К формам контроля относят: собеседование, коллоквиум, экзамен, тест, контрольная работа.

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы

ДФО

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
Модуль 1.Методы принятия решений.  
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации  
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений  
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений *

 

 

ЗФО(пфо/сфо)

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
Модуль 1.Методы принятия решений. 54/58,5 3/1,5 50/56  
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации 54/52,5 3/1,5 +
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений 54/52,5 3/1,5  
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений 54/52,5 3/1,5 +

 

 

4.2. Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
Модуль 1.Методы принятия решений. Знать определения следующих понятий: ЛПР, альтернативы, критерии; основные типы задач принятия решений.
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации Знать основные математические модели принятия решений.
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений Знать основные компоненты продукционной экспертной системы; элементы механизма логического вывода.
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений Область применения систем, их назначение и структуру.

4.3.Содержание учебно-образовательных модулей

 

Модуль 1.ЗПР в условиях определенности.

ЗПР, ЛПР, альтернативы, критерии, основные типы задач принятия решений. Принятие решений в условиях определенности. Математическая модель ЗПР в условиях определенности. Графический способ решения задачи линейного программирования. Симплексный метод решения задачи линейного программирования.

Модуль 2.ЗПР в условиях риска. Математическая модель ЗПР в условиях риска. Критерий ожидаемого выигрыша. Необходимость введения меры отклонения от ожидаемого выигрыша. Нахождение оптимального решения по паре критериев (Математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение): на основе построения обобщенного критерия; на основе отношения доминирования по Парето.

Модуль 3.ЗПР в условиях неопределенности.Математическая модель ЗПР в условиях неопределенности. Принцип доминирования стратегий. Критерии Лапласа, Вальда, Гурвица, Сэвиджа.

Модуль 4. Принятие решений в теоретико – игровых условиях. Антагонистические игры. Методы нахождения решения матричной игры в смешанных стратегиях. Нахождение оптимальных решений биматричной игры в смешанных стратегиях. Кооперативные игры. Оптимальные исходы в кооперативных играх.

 

Учебно-образовательные модули дисциплины и

междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*

 

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин*
Модуль 1.Методы принятия решений.   *  
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации * * *
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений * * *
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений * * *

 

Перечень последующих дисциплин: 1. Многокритериальные ЗПР;

2. Экономико-математические методы в управлении;

3. Антикризисное управление.

.

4.4. Соответствие содержания требуемым результатам обучения*

 

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно- образовательные модули
  Знания:*          
1.1 Основы моделирования управленческих решений; динамические оптимизационные модели; математические модели оптимального управления для непрерывных и дискретных процессов, их сравнительный анализ; многокритериальные методы принятия решений + + + + +
1.2 Виды информационной инструментальной поддержки лица, принимающего решения(ЛПР); методы группового принятия решений; методы исполнения на различных этапах цикла принятия решений; возможности систем поддержки принятия решений (СППР); критерии выбора инструментов СППР.   + + + +
  Умения:          
2.1 Формулировать требования ЛПР к СППР; выбирать инструментарий для каждого этапа принятия решения; использовать инструментарий мониторинга исполнения решений; управлять рисками при проектировании и внедрении СППР; осуществлять выбор СППР; исходя из потребностей и возможностей предприятия и организации   + + + +
  Владение:          
3.1 Навыками формулирования требований к СППР, разработки отдельных их элементов, оценки вариантов последующих закупок ИКТ для внедрения и эксплуатации ИС + + + + +
  Профессиональные компетенции:          
  ПК-13          

 

 

4.5.Практические занятия

ДФО

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практических занятий Примерные темы занятий Часы
Модуль 1.Методы принятия решений. 1. ЗПР 2. Принятие решений в условиях неопределенности.
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации 1. Основные математические модели оптимизации. 2. Проблемы плохой обусловленности. 3. Градиентные стратегии конечномерной оптимизации.
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений 1. Продукционные экспертные системы. 2. Представление и использование нечетких знаний. 3. Нейлоровские диагностические ситсемы.
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений 1. Система многокритериального выбора вариантов. 2. Инструментальное средство построения нейлоровских диагностирующих экспертных систем.
  Всего часов  

 

 

ЗФО (пфо/сфо)

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практических занятий Примерные темы занятий Часы
Модуль 1.Методы принятия решений. 3. ЗПР 4. Принятие решений в условиях неопределенности. 3/1,5
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации 4. Основные математические модели оптимизации. 5. Проблемы плохой обусловленности. 6. Градиентные стратегии конечномерной оптимизации. 3/1,5
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений 4. Продукционные экспертные системы. 5. Представление и использование нечетких знаний. 6. Нейлоровские диагностические ситсемы. 3/1,5
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений 3. Система многокритериального выбора вариантов. 4. Инструментальное средство построения нейлоровских диагностирующих экспертных систем. 3/1,5
  Всего часов   12/6

Самостоятельная работа

ДФО

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоемкость СРС, часы Виды самостоятельной работы студентов   Зач. ед./ часы    
Модуль 1.Методы принятия решений. 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к тестированию по модулю
3. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену
Модуль 2Алгоритмические методы скалярной оптимизации 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к тестированию по модулю
3. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену
Модуль 3. Экспертные системы принятия решений 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к тестированию по модулю
3. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений 1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к тестированию по модулю
3. Подготовка к промежуточной аттестации (рубежному контролю) - экзамену

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

 

 

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
Модуль 1.Методы принятия решений. 1. Quick Choice – система многокритериального выбора решений; 2. NEYDIS – инструментальное средство построения нейлоровских диагностирующих экспертных систем.  
Модуль 2.Алгоритмические методы скалярной оптимизации  
Модуль 3.Экспертные системы принятия решений  
Модуль 4. Примеры систем поддержки принятия решений  

 

 

Основная литература:

 

1. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математические методы и модели для магистрантов экономики: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2006.- 496 с.: ил.

2. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 416 с.: ил.

 

Дополнительная литература:

 

3. Варфоломеев В.И., Воробьев С.Н. Принятие управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. – М.: КУДИЦ – ОБРАЗ, 2001. – 288с.

4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах.:Учебник. – М.: Логос, 2000. – 296с.

5. Розен В.В. Математические модели принятия решений в экономике. Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002. – 288с.,ил.

6. Тимашков П.С. Математические методы принятия решений: Учебное пособие /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики – М..,2003. – 114с.

7. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе. Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТА – ДАНА, 2001 – 367с.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Аудиторный фонд по адресу: Никоямская 30 – ауд.301, 303, 304, 305

 

Контроль и оценка результатов обучения.

8.1. Контроль знаний по дисциплине

Контроль знанийстудентов по дисциплине «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» включает в себя: входной контроль, текущий контроль, рубежный контроль и промежуточную аттестацию – экзамен.

Входной контроль предназначен для выявления степени подготовки студентов к изучению дисциплины «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» по остаточным знаниям, ранее изученных дисциплин школьной программы. С этой целью составляется перечень вопросов по наиболее важным темам предшествующих дисциплин. Такой контроль проводится перед началом изучения дисциплины или на вводной лекции. Такой контроль проводится в виде тестирования. Полученные результаты дают возможность преподавателю определить наиболее слабых и наиболее подготовленных студентов, что облегчает проблемы индивидуализации обучения. Кроме того, составить вопросы для самостоятельного изучения их слабо подготовленными студентами с целью выравнивания знаний и успешного освоения программы изучаемой дисциплины. Результаты входного контроля не должны влиять на рейтинг студента.

Текущий контроль, главная его цель – стимуляция и корректировка повседневной самостоятельной работы студента над учебным материалом по курсу «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ». Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе выполнения студентом всех видов учебной деятельности, предусмотренных содержанием модулей дисциплины. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении дисциплины «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» является: посещение лекций; подготовка, качество и сроки выполнения контрольных работ, написание и защита реферата, выполнение индивидуальных или добровольных домашних заданий. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.

Рубежный контроль призван выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля дисциплины. По дисциплине «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» целесообразно осуществлять рубежный контроль после изучения каждого модуля дисциплины в форме тестирования. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.

Промежуточная аттестация по дисциплине «МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ» проводится в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в форме экзамена. Он подводит итог знаниям студента, полученным за весь период изучения дисциплины.

8.2 Рейтинговая оценка по дисциплине

Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.