Сделай Сам Свою Работу на 5

ЗНАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ НОТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ





Звуки имеют разную продолжительность звучания и обозначаются в нотном тексте разными длительностями.

Начало звучания ноты совпадает с началом доли. Нота длится несколько долей.

Основная доля - это четверть. Она состоит из двух восьмых или четырех шестнадцатых.

Нотным письмом целыеобозначаются так Половинные - так Четверти - Восьмые - так или так

Шестнадцатые - так или так

Просчитать их можно так:

 

Ø Нота- это обозначение звука графически на нотном стане.

Ø Мелодиясостоит не только из звуков, но и из тишины между ними (пауз).

Длина пауз может длиться несколько долей.

Нотным письмом целые паузы обозначаются так

 

Музыкальный размер проставляется

после ключа и выглядит так .,

возможен и другой размер такта:

 

Например:

 

Задание 6. Попробуйте сыграть эту песенку любым пальцем.

МЕЛОДИЯ - ДУША МУЗЫКИ

Ø Мелодия - это мысль, это движение, это душа музыкального произведения.

Как человеческая речь состоит из взаимосвязанных по смыслу слов, так и мелодия состоит из сопряженных по смыслу звуков. Как не всякое последование слов является речью, так и не всякое чередование звуков является мелодией.



СТРОЕНИЕ МЕЛОДИИ

Наиболее важный компонент мелодии - мелодическая линия. Чтобы быстро научиться читать музыкальный текст, необходимо знать особенности строения мелодии.

Важнейшие виды мелодического рисунка следующие:

Ø Повторность звука, т. е. взятие его несколько раз подряд, попробуйте сыграть любым пальцем эту мелодию детской песни:

 

 

Загадка.

Повторение звуков, а также «раскачивание» мелодии на соседних звуках (секундах) встречается в музыке достаточно часто — например, в колыбельных песнях.

Загадка. Сыграйте правильно эту мелодию, и вы легко узнаете известную песню Евгения Крылатова.

Секунды - это интервал (расстояние между двумя нотами), он записываются так: одна ее нота — на линейке, другая — между линейками. Играют их соседними пальцами.

Интервал - расстояние между двумя различными по высоте звуками.

Нижний звук интервала называется основанием, а верхний - вершиной. Интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Мелодическим интервал называется, когда звуки извлекаются поочередно, один за другим, а гармоническим, когда звуки извлекаются одновременно.



Все интервалы обозначаются порядковыми числительными и называются

по-латински: 1 — прима (оба звука на одной высоте), 2 — секунда (звуки на смежных ступенях), 3 — терция (звуки охватывают три ступени), 4 — кварта (четыре ступени), далее идут квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8).

Пример строения мелодии по квартам, сыграйте любым пальцем.

Задание 7а.

Сыграйте их, но будьте предельно внимательны к расставленным «ловушкам» (ключам, ключевым и случайным знакам, длительностям). За каждый правильно сыгранный пример получаете 1 балл. А когда сыграете все отрывки, сосчитайте «заработанную» сумму баллов. Это и будет вашей оценкой.

 

Задание 7б.

Движение по гамме — это самое простое мелодическое движение. Оно часто встречается в музыке. Посмотрите: все звуки, словно бусинки, нанизаны на невидимую нитку:

После ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между линейками, ее сменяет опять нота на линейке и так далее. Видите? Зная этот секрет, можно не определять в такой мелодии каждую ноту!Чтобы сыграть пассаж из нот-бусин, достаточно определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии. Давайте попробуем!

 

Задание 8а.

Определите только первую ноту, а во время игры следите глазами за рисунком и не высчитывайте высоту каждого звука (первая оценка). Вперед!

Задание 8б.

Переверните ноты «вверх ногами» и сыграйте их «задом наперед» в басовом ключе (вторая оценка).



Для того чтобы мелодия прозвучала певуче и выразительно, необходимо распределить каким пальцем нужно сыграть тот или иной звук.

Аппликатура - так называется порядок чередования пальцев. Соседний звук играем следующим пальцем. Если звук пропускаем, то играем через палец.

Задание 8в.

Сыграйте мелодию, выполняя обозначения аппликатуры.

Задание 9.

Теперь к гаммаобразному пассажу добавим ритмический рисунок. Когда будете играть, обратите внимание не столько на ноты, сколько на длительности. За ноты и ритм вы получаете отдельные оценки.

Задание 10а.

Как вы заметили, если в пассаже больше пяти звуков, то для его исполнения нужна помощь. Нет, не «скорая», а пальцевая. Проставленные над и под нотами пальцы помогут вам с легкостью исполнить пассаж. Внимательно просмотрите следующий фрагмент и медленно сыграйте его, соблюдая при этом правильную аппликатуру.

Задание 10б.Проанализируйте движение мелодии, определите аппликатуру.

Исполните эту песню. Ноты, обозначенные на верхней строчке играет правая рука, на нижней, соответственно левая. Поставьте оценку.

Одну оценку поставьте за правильное исполнение мелодии, вторую, за выполнение аппликатуры.

 

Задание 11.

Продумайте аппликатуру этой мелодии и подпишите ее под нотами.

 

Задание 12.Взгляните: движение мелодии по гамме может менять направление.

А теперь правильно сыграйте каждый из этих мелодических рисунков сначала в скрипичном ключе, а затем в басовом.

Задание – упражнение.

Сыграйте мелодию, используя способ «игра вслепую»:

(Расположите сверху рук ученика над клавиатурой нотную тетрадь и попросите ученика, исполнить, заданную мелодию так, чтобы ученик смотрел только в нотный текст).

Пример:

Задание 13. Одним из ведущих принципов строения музыкальной речи является повторность, возможно, с небольшим изменением, варьированием, как например, в этом музыкальном примере.

Проанализируйте строение мелодии. Какая известная русская народная песня зашифрована в нотном тексте?

 

Выразительно исполните музыкальную пьесу. О чем они беседуют друзья? Правильно понять характер каждого помогут динамические оттенки.

 

Список литературы

1. А. Вахромеев «Элементарная теория музыки» М., «Музыка», 1969г.

2. Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. М., 2010.

3. Я. Островская Л. Фролова «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах» СПб., 2004г.

4. Л. Мазель «Строение музыкальных произведений» М., «Музыка», 1979г.

5. В. Медушевский, О. Очаковчская «Энциклопедический словарь юного музыканта» М., «Педагогика», 1985г.

 

Интернет - источники

1. http//www.musik.edy.ru

2. .http//www.1september.ru

3. .http//www.muzruk.info.

4. www.7not.jrg/ piano/

5. http//www.slovari.yandex.ru

6. http//www.school-colltction.edu.ru

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.