Сделай Сам Свою Работу на 5

Новое в науке и критерии научной новизны





Познание нового, достижение новизны, новых научных результатов – важнейшая задача любой науки в исследовательском плане, а также практическом, важнейший фактор порождения нового знания в процессе динамики развития естествознания.

В абстрактном определении новое есть то, чего ранее не было, в науке – информация, отличающаяся от имеющейся как в количественном, так и в качественном отношениях. Новое в науке – в раскрытии, углублении, расширении знаний о сущности чего-то нового – оценивается, осмысливается в науке в сравнении со старым. Достижение в науке, новое – это процесс движения к истине все более высокого
и глубокого порядка: от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго, третьего порядка
и т.д. до бесконечности. Нет предела познанию нового наукой. Хотя разум практически, видимо, не всемогущ, но теоретически возможности его могущества в постижении нового безграничны.

Сущность, специфика понимания нового, новизны, новаторства в науке конкретизируется в раскрытии критериев новизны[137]. Эти критерии состоят в следующем:

- Качественное изменение знания при переходе от незнания к знанию, увеличение, углубление, уточнение познаваемого, сужение сферы непознанного, стихийного в общественном развитии.



- Новая постановка и решение научных и практических проблем. (Здесь подстерегает исследователя опасность псевдоноваторства, умозрительных постановок, далеких от науки и практики, прожектерство, субъективистская экстравагантность, своекорыстный интерес и др.)

- Новое знание как осмысление, анализ, обобщение, дифференциация, интеграция, систематизация старой и новой информации по данной проблеме.

- Новое осмысление, объяснение старой проблемы на основании новых данных в эксперименте, в труде, в отношениях.

- Наличие новых фактов, творческое их раскрытие, описание, объяснение и создание достоверной новой теории, соответствующей новым фактам.

- Новое знание как сущностное изменение знаний
(к более полной, точной, многосторонней, совершенной, непротиворечивой сущности «второго» порядка и иных порядков), вскрытие противоречий разного уровня, приращение фундаментальности в знаниях, дающих простор для реализации их на практике как прикладных.



- Новое знание, обеспеченное за счет использования известных и новых методов (путей, средств, способов, приемов), диктуемых новыми условиями, целями, задачами науки и практики, потребностями общественного развития.

- Новое знание как ценность, как новое оценивающее отношение (повышение ценности, переоценка старого знания по современным основаниям науки и научного творчества, оценка эффективности познания, преодоление заблуждений, фальсификаций и др.). Здесь подстерегают исследователя опасности подмены ценностей, заниженность или завышенность оценок, субъективистские пристрастия и нелогичность переоценки и др.

- Новые выводы из нового жизненного опыта, из эмпирических старых и новых данных, их сравнения и познания и возможный переход к новой парадигме.

- Новое знание как выражение диалектики новаторства и преемственности нового и традиционного, как специфика разрешения противоречия между ними. Здесь исследователя подстерегают крайности: излишняя увлеченность одной стороной, проявление «абсолютного» новаторства и «чистого» традиционализма, догматизма. Недопустима компиляция в исследовательской деятельности, а плагиат наказуем.

- Новое знание как выявление новых тенденций
в науке и практике и повышение прогностичности, повышение роли знаний в предвидении, в опережении эмпирических данных, в развитии науки, техники, общественных отношений, в выявлении новых этапов развития сфер деятельности, практики.

- Новое в науке как процесс и результат формирования, функционирования и развития информационной культуры общества, переход к информационному обществу.



Степень новизны знания дифференцируется конкретно по отношению ко всему предшествующему массиву знания; к аспектам рассмотрения объекта; к дифференциации и интеграции знания.

Новое знание как дополнение, уточнение, развитие его мировоззренческого, методологического содержания, смысла и значения; человеческого измерения (человек – мера сущности явлений, предметов, процессов; новое понимание мира и человека; смысла общественной и личной жизни; предназначения человеческой жизнедеятельности).

Новое знание как принцип духовной деятельности
и идеал. В идеале ученый должен мыслить «наперед», по-новому и стремиться действовать, трудиться по-новому, постоянно обогащать, одухотворять свою практику, жизнь новыми достижениями человеческого духа.

Новые знания как наличие новизны в языке науки,
в словах и терминах, понятиях, категориях, как пополнение старых слов, терминов новым содержанием, знанием, как переориентировка старых определений, понятий на новые реалии, связи, отношения. (НТР, информатика, синергетика и др. развивают язык науки; обновление языка, терминов
и понятийного аппарата – важная сторона научного творчества.) Следует очень строго различать новое только на словах и новое в действительности, на деле. «Новый мировой порядок» Гитлера или устраиваемый сегодня «новый мировой порядок» США, претендующих на мировое господство, – лишь прикрытие, обман, стремление старых, реакционных сил удержать свою власть, привилегии, свои капиталы.

Очень часто в науке (да и в политике) и в других сферах «новаторские словеса» изощренно применяют враги истины, правды, открытые и скрытые лжецы, обманщики,
дезинформаторы, авантюристы, карьеристы и т.п.

Научное, объективно-истинное раскрытие псевдоноваторства любых видов, обмана, фальсификации, дезинформации, словоблудия – важная задача интеллектуала, критически мыслящего ученого.

Существуют различные типологии нового знания в науках. Например, новые знания можно разделить на три основных типа:

а) новые знания, связанные с открытием новых эмпирических, экспериментальных фактов;

б) новые знания, дедуцированные из системы существующих исходных положений на такие понятия и суждения определенной теории, которые эмпирическим путем не были установлены;

в) новое знание, связанное с образованием понятий
и суждений (научных положений и принципов), которые не только вытекают логически из наличных знаний, но, во-первых, не умещаются в рамки существующей теории и, во-вторых, вступают с ними в противоречие, требуют создания новой системы теоретических знаний.

Особое внимание следует обратить профессионалам, ученым, руководителям на изучение и использование в своей сфере так называемых ноу-хау, новых, более продуктивных разработок, как правило, опирающихся на новые научно-теоретические достижения (в информатике, в биотехнологии, в телекоммуникационной сфере и др.).

Исследователи инновационной деятельности (А.И. Пригожин и др.) выделяют такие формы нововведений:

1. Радикальные или базовые (принципиально новые технологии: методы управления; виды продукции).

2. Комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов).

3. Модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).

Новизна бывает:

1. Абсолютная при отсутствии аналогов данному новшеству. Это принципиально неизвестные до сих пор новшества.

2. Относительная новизна может иметь место как местная, поскольку применяется здесь впервые, а в другом месте, в другом регионе, на других объектах где-то уже применялось это новшество.

3. Частная новизна связана с обновлением одного
из элементов целого или системы. (Накопление частной новизны может приводить к полному изменению целого без приобретения абсолютной новизны.)

4. Условная новизна возникает при необходимом, но необычном сочетании ранее известных элементов.

5. Профессиональные новаторы (ученые, исследователи, изобретатели, рационализаторы, патентоведы) могут встречаться с гипертрофией новизны, а нередко и с множеством форм псевдоновизны. Иногда встречается такое явление, как вариофикация.

6. Целесообразная новизна.

Существуют другие критерии для определения формы нового, нововведений. Есть нововведения единичные
и диффузные, завершенные и незавершенные, результативные и нерезультативные, внутриорганизационные и межорганизационные, заказные и авторские и др.

Для инновационной деятельности человека, для специалистов всех отраслей знаний важно знать эти и иные формы проявления нового и сознательно ориентировать себя на творческое использование знаний о новом, о формах новизны, о нововведениях. Значение проблемы нового, новаторства, инновационной деятельности возрастает в переходные периоды жизни общества, в переломные этапы, когда неизбежно обостряются отношения нового и старого. Трудно переоценить стратегическое и тактическое значение знаний о новом в изменяющихся условиях жизни для постановки целей, задач, для разработки программ деятельности, для расчета последствий (как ближних, так и дальних).

Темы докладов и рефератов:

1. Преднаука и современная наука: различие и преемственность.

2. Историческая изменчивость механизмов порождения нового знания.

3. Механизм развития научных понятий.

4. Закон экспоненциального развития науки.

5. Проблемные ситуации в науке.

6. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

7. Проблемы и противоречия развития современной российской науки.

Глава 10

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.