Сделай Сам Свою Работу на 5

Гражданское общество: понятие и признаки.





Одной из целей российских реформ является построение гражданского общества. Но мало кто из "простых смертных" может толком объяснить, что это такое. Выдвинутая идея, как отмечается в печати, звучит привлекательно, но малопонятно для подавляющей части населения. Сразу возникает вопрос: а что, разве наше общество не гражданское?

Словосочетание "гражданское общество" условно, так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только до гос-ве нное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как "гражданин", "гражданство".

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны себе подобных. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством. Но это внешняя, формальная сторона вопроса.



По существу же термин "гражданское общество" приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием разумеется общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.

За эпитетом "гражданское", несмотря на его условность, стоит обширное и богатое содержание. Смысл данного феномена многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не всякое общество, состоящее из граждан, является гражданским, подобно тому как не любое государство, где действует право, можно назвать правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но сегодняшняя Россия провозгласила эту цель.



Понятие гражданского общества, будучи давно известным, оказалось тем не менее для нашей науки относительно новым и неразработанным. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность и др.).

Представления о гражданском обществе прошли длительную эволюцию, поэтому, думается, будет полезным краткий ретроспективный взгляд на проблему, ее зарождение и развитие, так как подобный исторический экскурс может помочь лучшему уяснению темы.

 

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. гос-во для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;3) легитимность и демократический характер власти;4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;



8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.Гражданское общество - не гос-ве нно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Роль гос-ва заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. гос-во должно выполнять в основном функции "по ведению общих дел" (К. Маркс). Его задача - "не мешать" нормальному течению экономической жизни.Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов.

 

 

№28.Правовое государство: понятие и признаки.Общественным сознанием правовое гос-во воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

В идее правового гос-ва можно выделить два главных аспекта:1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;2) ограничение правом гос-ве нной власти.В философском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом гос-ве в отношении человека создаются условия для его юрид свободы, реализуется механизм правового стимулирования, в основе которого лежит принцип "не запрещенное законом дозволено".Человек как автономный субъект свободен распоряжаться своими способностями, собственностью, имуществом. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвинуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно сегодня в России принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации гос-ве нных предприятий и т.д., которые фиксируют многообразие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином жизни.

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отношении личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплощаются в формуле "права человека", которые являются фундаментальными в том плане, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного существования и лежат в основе конкретных многообразных субъективных прав личности.Права человека как главное звено правового режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, меж гос-ве нный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство, несомненно, характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, ибо существовать и эффективно действовать они могут только в одной "связке". Оба феномена имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними - истинно правовыми.Именно в связанности, ограничении правом гос-ва и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для нее необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не трансформировались в пороки гос-ве нной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны гос-ве нных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан.В условиях демократии право как бы "меняется местами" с государством - утверждается верховенство первого и право возвышается над государством.Итак, правовое гос-во - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос-ве нной власти в целях недопущения злоупотреблений.Из определения правового гос-ва можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для гос-ве нных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

 

 

№29. Понятие принципа разделения властей в гос-ве , этапы его формирования.

Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш.Л. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить гос-ве нную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). При этом каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной гос-ве нной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д. Кроме того, фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность гос-ве нных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".

 

 

№30.Особенности парламентарной модели разделения властей в Великобритании. Парламентарная модель разделения властей в виде конституционной -возникла в результате длительного эволюционного процесса трансформации абсолютной монархии в ограниченную начиная с XVII в. Особенность-неписаный характер британской Конституции и её состав. Принцип разделения властей и его логическое продолжение — система сдержек и противовесов — в британской Конституции закреплены в первую очередь конституционными соглашениями (Conventions of the Constitution). По мнению А. Дайси, конституционные соглашения представляют "правила, регулирующие осуществление всех оставшихся ещё у короны дискреционных полномочий — как тех, которыми пользуется сам король, так и тех, которые осуществляются министерством", соглашения не пользуются правом на судебную защиту. Так, например, ни один суд не может признать действия члена Кабинета незаконными на том основании, что правительство не пользуется доверием палаты. В тексте самого судебного решения может отсутствовать прямое упоминание о конкретном соглашении, но при внимательном изучении вы понимаете, что позиция суда основывается на нём или суд как минимум признаёт его существование. Некоторые конституционные соглашения получили своё признание в актах Парламента

Соглашения не трансформированы в форму законов. конституционные соглашения — это правила политического поведения, обязательные по отношению к тем, кто их применяет. Они не являются в чистом виде правовыми нормами, поскольку в большинстве своём не пользуются судебной защитой, но рассматриваются как своеобразный источник британского конституционного права, т.к. на их основе складывается правосознание.
Законодательную ветвь власти Британии представляют монарх, Палата лордов и Палата общин.

Формирование: 1) Палаты общин осуществляется путём всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным избирательным округам. Это означает, что для получения депутатского мандата кандидату необходимо набрать простое большинство голосов избирателей, при этом он вправе избираться в нескольких округах одновременно, а после объявления результатов выборов, в случае победы, он должен решить, какой округ будет представлять в Палате общин. Не могут быть членами Палаты общин: 1) иностранцы; 2) некоторые должностные лица, в частности — члены Палаты лордов; 3) государственные гражданские и военные служащие; 4) лица, отбывающие наказание за государственную измену; 5) лица, страдающие психическими заболеваниями; 6) банкроты; 7) лица, признанные виновными в применении незаконных и бесчестных приёмов на выбораx. Палата лордов насчитывает 775 членов и включает лордов духовных и светских. Важно в принципе разделения властей - несовместимость постов в различных ветвях власти: британское правительство имеет парламентскую природу, т.е. министры должны быть или депутатами Палаты общин, или членами Палаты лордов. Этот незыблемый принцип английской политической системы сложился ещё в XVIII столетии. Формально монарх назначает Премьера Министра по своему усмотрению, но обязательно из членов Парламента. Одно из важнейших конституционных соглашений фактически обязывает монарха назначить на этот пост лидера парламентского большинства. Поскольку каждая из политических партий имеет заранее избранного лидера, то свободы выбора у Королевы в настоящих условиях нет.
Судебная система : Палата лордов возглавляет пирамиду судебных органов. В рамках палаты функционирует Судебный комитет, состоящий из лорда-канцлера, 11 лордов-судей (апелляционного суда лордов) и лордов, "которые прежде занимали должности, перечисленные в законе". Лорды по апелляции назначаются Королевой по рекомендации лорда-канцлера. Аналогичная процедура действует при назначении всех судей высших судов. Судьи низших звеньев судебной системы назначаются лордом-канцлером самостоятельно. принцип разделения властей серьёзно нарушается фактом назначения судей по решению исключительно исполнительной ветви власти. Не следует забывать, что лорд-канцлер (в силу занимаемой должности) входит в состав Кабинета, при этом является главой Палаты лордов, активным участником законодательного процесса и, наконец, возглавляет высшую судебную инстанцию.
Функции и предметная компетенция ветвей власти. Важнейшая функция двухпалатного Парламента — осуществление законодательной власти.(1) В случае коллизии норм статутного и общего права (в первую очередь прецедентного) нормы статутного права превалируют.(2) Полномочия Парламента в законодательной области не ограничиваются перечнем конкретных сфер поэтому П может одобрить любой закон, например о собственном упразднении и т.д (3) Парламент Великобритании не связан ни в коей мере решениями своих предшественников
(4) Ни один акт британского Парламента не может быть рассмотрен судом на предмет его конституционности. (5) Монарх выступает частью Парламента. (6) Парламент формирует и контролирует исполнительную ветвь власти.
(7) Палата лордов является высшей судебной инстанцией Великобритании.

Исполнительная власть принадлежит Правительству её величества. Важнейшая прерогатива Премьер-министра — рекомендации монарху, касающиеся состава правительства, ключевых назначений, созыва и роспуска парламента, объявления войны и заключения мира + отвечает за функционирование органов разведки и безопасности. Специальный комитет, возглавляемый им, контролирует деятельность MI 5 (разведка), MI 6 (контрразведка) и GCHQ (объединённого центра служб безопасности).
Система сдержек и противовесов, заключается в праве Палаты общин объявить вотум недоверия правительству(— последний случай имел место в 1979 г. — это проявление принципа министерской ответственности.), которое в свою очередь может просить монарха распустить Парламент.

№31.Особенности президентской модели разделения властей в США.Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Согласно Конституции США 1787 г., все полномочия законодательной власти принадлежат двухпалатному Конгрессу, исполнительная власть осуществляется Президентом, судебная - Верховным судом и нижестоящими судами.Только Конгресс обладает исключительной конституционной прерогативой принятия законов.Разделение властей рассматривалось в первую очередь как предотвращение узурпации власти каким-либо одним органом, а уже потом как разграничение функциональной компетенции, необходимой для эффективного государственного управления. Поэтому именно система сдержек и противовесов дает ключ к пониманию разделения властей «по-американски», позволяет понять механизм взаимовлияния ветвей власти друг на друга. В рамках механизма системы сдержек и противовесов можно выделить такие элементы, как правила назначения ряда высших должностных лиц Президентом «по совету и с согласия Сената», бикамерализм парламента, судебный контроль, право «вето» Президента, участие Конгресса в осуществлении Президентом ряда важнейших прав в области внешней и внутренней политики, расследования Конгресса и импичмен. Центральное место в системе федеральных органов государственной власти занимает глава государства и исполнительной власти - Президент США. Начиная с Ф. Рузвельта, отмечено резкое усиление президентской функции: основанное на практике и на обычае расширение президентских полномочий закреплялось законодательным и судебным путем. В настоящее время полномочия Президента делятся по своему происхождению на полномочия, предоставленные Конституцией (ст. 2); «подразумеваемые» полномочия; делегированные и чрезвычайные полномочия. Так, специальный комитет Сената в 1973 г. насчитал 580 законодательных актов, предоставляющих специальные полномочия Президенту в условиях кризиса. Обилие полномочий Президента во многом объясняется его монополией на исполнительную власть. В США отсутствует правительство как единый коллегиальный орган, несущий ответственность перед парламентом. Министры, кандидатуры которых утверждаются в Сенате, выполняют задачи помощников Президента по отраслевым вопросам и несут перед ним ответственность. В состав Исполнительного аппарата Президента входят Канцелярия Белого дома, Административно-бюджетное управление, Управление по качеству окружающей среды, Управление торгового представительства США, Центральное разведывательное управление и т.д. Президент является руководителем огромного бюрократического аппарата исполнительной власти, он создает и упраздняет агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Это не означает, что после каждых выборов происходит полное обновление персонального состава аппарата. В связи с этим была предложена такая классификация ветвей государственной власти, в соответствии с которой к традиционной триаде было добавлено еще две ветви: «сменяющаяся (после выборов) административная ветвь» и «постоянно действующая административная ветвь». «Несменяемость» после президентских выборов определенного круга лиц, занятых в области государственного управления, объясняется стремлением к стабильной работе вспомогательных учреждений. Президентская власть не без оснований претендует на роль главной движущей силы в механизме взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. Несмотря на то, что в Конституции США статья о статусе Конгресса предшествует статье о полномочиях Президента, исполнительная власть фактически добилась приоритетного для себя положения, в том числе и в законодательном процессе. Это обстоятельство позволило назвать Президента главным законодателем. Большинство законопроектов поступает на рассмотрение Конгресса от исполнительной власти, хотя последняя и не обладает формально правом законодательной инициативы. Практика показала возможность внесения правительственных законопроектов через лояльных депутатов. Президентская законодательная инициатива проявляется в его посланиях парламенту. В послании, которое носит для Конгресса характер программы законотворческой деятельности, содержатся политические, экономические, социальные предложения. Мощным средством воздействия Президента на Конгресс служит возможность отклонения главой государства законопроектов, одобренных конгрессменами (разд. 7 ст. 1 Конституции). Вето распространяется на весь законопроект в целом, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями.В свою очередь, парламент также обладает средствами сдерживания исполнительной власти. Так, Конгрессу принадлежит право принимать государственный бюджет и контролировать его исполнение. Несмотря на то, что проект бюджета разрабатывается в Администрации Президента, отказ Конгресса в ассигнованиях может сильно повлиять на политику администрации и обострить отношения ветвей власти именно в сфере финансовых полномочий.В 1973 г. Конгресс принял резолюцию о военных полномочиях, ограничивший права главы государства в этой области. В настоящее время в области внешней политики Конгресс добился для себя «надзорной» роли в рамках системы сдержек и противовесов. Если Конгресс сочтет внешнеполитический курс исполнительной власти спорным, он может организовать «слушания в порядке надзора»: представители исполнительной власти вызываются в один из комитетов Конгресса для дачи разъяснений в отношении проводимой политики. Конгресс США обладает специальными контрольными и расследовательскими полномочиями. Контрольная функция реализуется путем публичных слушаний и расследований, а также специальных исследований, которые дают Конгрессу фактические сведения о работе проверяемых ведомств, о проведении ими в жизнь законодательства. Конституция предусматривает представление кандидатур высших должностных лиц Президентом и последующее утверждение их Сенатом. Главным признаком, характеризующим взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти в президентской республике вообще и, в частности, в США, является отсутствие института ответственности правительства перед парламентом. Американский Конгресс не может выразить недоверие исполнительной власти и отправить Кабинет в отставку. С другой стороны, Президент также лишен права роспуска палат парламента. Отсутствие средств решения конфликтов между Президентом и Конгрессом заставляет их согласовывать свои усилия и находить компромиссы. В условиях переплетения функций законодательной и исполнительной ветвей власти эффективное управление возможно только тогда, когда Президент и Конгресс могут прийти к согласию по важным политическим вопросам. Создатели Конституции США предусмотрели в системе разделения властей не только разграничение полномочий, но и установление равновесия всех ветвей государственной власти. Для поддержания равновесия в системе нужен влиятельный арбитр, каковым является третий элемент разделения властей - Верховный суд США и нижестоящие суды. Взаимоотношения ветвей власти всегда находились в прямой зависимости от реальных политических, экономических, социальных отношений, от состояния американского общества в целом и, по мнению В. Вильсона, «на протяжении 200 лет механизм разделения властей функционировал благодаря приспособляемости и изменчивости под давлением жизни»

№32.Особенности полупрезидентской модели разделения властей во Франции.

Уникальность полупрезидентской модели формы правления Французской Республики по Конституции 1958 г. заключается в наличие четырёх ветвей власти. Наряду с классической триадой существует ещё и президентская власть.Законодательные полномочия принадлежат двухпалатному Парламенту, состоящему из Национального собрания и Сената. Сенаторы избираются косвенными выборами на 9 лет и представляют территории, входящие в состав Французской Республики, а также французов, проживающих за пределами Франции. Каждые три года Сенат обновляется на треть. Национальное собрание избирается на 5-летний срок на основе всеобщих, равных, прямых выборов по мажоритарной двухтуровой системе абсолютного большинства (во втором туре — относительного большинства). В отношении обеих палат французского Парламента в законодательстве установлен жёсткий принцип несовместимости нахождения на невыборной гос службе с обладанием депутатским мандатом или званием сенатора Кроме того, предусмотрены специальные ограничения для судей, офицеров вооружённых сил и должностных лиц исполнительных органов власти.Формирование исполнительной властиСоветом Министров .Премьер-министр назначается Президентом Республики. + выступление Премьер-министра в Национальном собрании с программой Правительства или декларацией об общей политике. После этого глава Совета Министров ставит вопрос перед нижней палатой о доверии.Юридическая тонкость ст. 49 К Республики состоит в том, что речь в ней идёт лишь о возможности постановки вопроса о доверии. Таким образом, инвеститура не становится обязательным условием начала работы Правительства во Франции. Учитывая отсутствие доминирующей партии в политической системе современной Франции, следует отметить, что некоалиционному Правительству трудно рассчитывать на голоса абсолютного большинства депутатов Национального собрания. Предполагается, что Правительство имеет необходимое большинство в палате, но от риска не набрать его оно избавлено. Во французском конституционном праве презюмируется доверие со стороны Парламента к Правительству, назначенному Президентом Республики.Во Франции допускается существование правительства меньшинства. Следовательно, характерная особенность полупрезидентской модели разделения властей — усиление роли Президента при назначении Премьер-министра и остальных членов Правительства. Самым принципиальным отличием недопустимость в первой из них совмещения министерского портфеля и депутатского мандата. Депутат Национального собрания в случае занятия должности в правительстве должен сложить с себя по истечении месячного срока полномочия народного представителя.
В отношении судебной власти Конституция предельно лаконична. Судьи системы общих судов назначаются на должности декретом Президента Республики. Акт главы государства требует обязательной контрассигнации министра юстиции. Конституция закрепляет принцип несменяемости судей. Вследствие этого судья во Франции не может быть перемещён без его согласия по службе даже если речь идёт о повышении. Судьи уходят в отставку по достижении установленного законом пенсионного возраста (например, судьи Кассационного суда в возрасте 66 лет). Судья может быть отстранён от должности только Высшим советом магистратуры в связи с совершением серьёзного проступка или тяжёлым заболеванием. Зависимость судебной власти находит своё выражение в том, что Высший совет магистратуры возглавляется Президентом Республики, функции вице-председателя Совета возложены на министра юстиции.Наряду с системой общих судов во Франции существует самостоятельная система органов административной юстиции, которую возглавляет Государственный Совет. Функции и предметная компетенция ветвей власти Конституция Фр Республики — это конституция политического и правового прагматизма, поэтому одна из основных её идей — идея рационализации власти Парламента. Правительство Франции — Совет Министров, “определяет и ведёт политику Нации” Правительство может поставить Парламент в такие условия, когда он принимает закон без голосования. В самом тексте Конституции функции Президента определены как арбитражные. Как глава государства Президент наделён традиционными полномочиями (право помилования, церемониальные и протокольные функции, право ведения и ратификации некоторых международных договоров, право назначения ряда высших должностных лиц, включая судей, право отлагательного постатейного вето, право роспуска Национального собрания и т.д.). Кроме них Президент обладает регламентарной властью, точнее осуществляет её в ряде случаев совместно с Советом Министров, на заседаниях которого он председательствует. Стержнем регламентарной власти Президента является право издания ордонансов. Ордонансы — это административные акты, принятые Советом Министров и подписанные Президентом, которые попадают в сферу парламентской компетенции. Из текста Конституции и конституционной практики представляется возможным сделать вывод о четырёх типах ордонансов.
№33.Механизм государства: понятие и структура.Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге гос-ве нные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы (В.М. Сырых).Подобная система гос-ве нных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм гос-ва - это система гос-ве нных органов, призванных осуществлять гос-ве нную власть, задачи и функции государства. Механизм гос-ва есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой гос-во проводит ту или иную политику.В юрид науке понятие "механизм государства" и " гос-ве нный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под гос-ве нным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с гос-ве нным аппаратом еще и гос-ве нные учреждения и организации, а также "материальные придатки" гос-ве нного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые гос-ве нный аппарат действует.Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом гос-ва понимаются все органы гос-ва в статике, а под механизмом гос-ва - те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного гос-ве нного органа, а изучая механизм гос-ва - непосредственно о деятельности гос-ве нных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций гос-ва (В.В. Лазарев, С.В. Липень). Характерные черты механизма государства:а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность гос-ве нных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм гос-ва входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, гос-ве нные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования; б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные гос-ве нные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло; в) его основным элементом выступают гос-ве нные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой гос-во осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.Механизм современного гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма гос-ва понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.Структура механизма гос-ва включает в себя:

1) гос-ве нные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают гос-ве нно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобяза

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.