Общественный и государственный строй Римской республики.
Становление Римской республики осуществилось в результате изгнания Тарквиния Гордого. В республиканском государстве права жителя определялись уровнем свободы, гражданством, семейным положением. В результате подобной дифференциации выделялись богатые рабовладельцы и городские ремесленники. Иностранцы, живущие в Риме, не имели тех прав, которыми обладали граждане. В результате присоединения к Риму Италии ее жители латины вплоть до I в. до н.э. не имели прав граждан. В сходном положении находились перегрины — жители римских провинций, находившиеся под покровительством патронов и несущие обязательство уплачивать налоги.
Римляне делились на ряд сословий по экономическому уровню и количеству привилегий.
1.Нобили — представители знатных патрициев и богатейших плебеев, имели исключительное право избираться в сенат и занимать основные посты в государстве, становиться магистратами. Магистратом формально мог стать любой полноправный гражданин Рима, но поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а путь к высшим должностям был связан с большими затратами, магистратами, как правило, становились члены богатых семей. Права римского магистрата (принадлежали в полной мере не каждому магистрату): право вносить в сенат сообщение консула или претора, открывавшее заседание сената, право вносить в народное собрание предложения, право издавать общеобязательные распоряжения, высшее военное командование, высшая административная и политическая власть (уголовная юрисдикция, участие в гражданском суде, полицейская власть).
Высший магистрат составляли два консула, избиравшиеся на срок один год. В исключительных случаях (война, восстание рабов) сенатом выбирался сроком до полугода диктатор — один из консулов, его власти подчинялись все государственные органы.
Для магистратур характерны три принципа:
- годичность — избирались на один год, этот срок продлевался лишь в некоторых случаях; один и тот же пост магистрат мог занимать по истечении 10 лет;
- коллегиальность — все магистратуры были коллегиальными, как правило, двухчленными, причем каждый магистрат обладал полной властью, которую ограничивала лишь такая же полная власть коллеги, который имел право отменить или запретить любое его официальное действие, но не имел права что-либо ему предписывать;
- последующая ответственность — после сдачи своих полномочий магистрат отвечал за свои действия (могли быть привлечены к суду за дурное пользование властью).
2.Всадники — крупные торговцы и финансисты. В римском государстве существовало понятие статуса домовладельца. Только глава семьи обладал полной политической и гражданской правоспособностью. Народное собрание разделялось на три категории:
- центуриарные преследовали интересы высшего сословия, принимали законы, важные решения военной и дипломатической стратегии, решали вопросы смертной казни, избирали высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров);
- трибутные делились на плебейские и патрицианско-плебейские, избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафов;
- куриатные имели формальное значение, в дальнейшем были заменены собранием 30 представителей курий — ликторов,
В связи с успешными военными компаниями количество рабов резко возросло за счет военнопленных, соответственно и производительность труда в государстве резко увеличилась. Рим процветал в экономическом плане. Рабы могли покупаться за границей для частных владений и для государственных нужд. Постепенно эффективность рабского труда резко падает. Возникает необходимость распустить рабов, что, однако, не означало их полного освобождения. Они по-прежнему подчинялись своему хозяину, теперь называвшемуся патроном. Определенные трудовые повинности стали их обязанностью. Изменилось и состояние армии ввиду многочисленных военных походов. В результате реформы Мария 107 г. до н.э. армия стала постоянной. Избирались добровольцы, желающие служить государству, которым в последующем выдавалось за службу жалование. Таким образом армия во главе с полководцем становится не только мощной организацией, но и влиятельной политической структурой, так как вооруженные профессионалы могли в любой момент претендовать на захват власти.
Римская армия во II—I вв. до н.э. благодаря своему профессионализму существенно расширила территории страны и увеличила количество порабощенного населения. Ранее установленный режим власти был не способен удержать порядок в государстве. Бесконечные восстания рабов, экономическая нестабильность, деградация аристократической верхушки приводят к усилению значимости мелких производителей — люмпен-пролетариата.
При Тиберии и Гае Гракхах значительно ограничивается власть крупных землевладельцев, усиливается влияние народного собрания. Тиберий Гракх назначается трибуном и в 133 г. до н.э. выносит на принятие народным собранием Аграрный закон, вводящий ограничение на размер землевладения. После смерти Тиберия Гракх, став трибуном, продолжает аграрные реформы брата, военные преобразования ограничивают количество военных походов, в которых должны участвовать римские граждане. Усиление противоборства простого народа и аристократии привело к установлению пожизненной диктатуры. Властные структуры были вынуждены во избежание продолжения гражданских междоусобиц и разрушения государства перейти от полисно-республиканской системы к установлению военно-диктаторского режима. Уже в 45 г. до н.э. Цезарь получает титул императора.
Рим в период империи.
Становление империи способствовало тому, что политическая ситуация стала немного спокойнее. Остались позади ожесточенные схватки за власть, крупные восстания рабов. Количество римских граждан увеличивалось за счет предоставления гражданских прав жителям завоеванных территорий, в результате класс рабовладельцев существенно вырос. Нобили становятся единственно возможными кандидатами для вхождения в сенат, а всадники — служащими императорской администрации, а также наместниками в провинциях, командующими армии.
Мелкие городские производители и сельские жители, разорившись, были вынуждены продаваться в рабство, становились колонами (аренда на определенный срок), при невозможности расплатиться с долгами земледелец прикреплялся к земле навечно, становясь собственностью землевладельца, а ремесленник — к прогрессии. Пополнение рабов за счет военнопленных становится практически невозможным, и государство, дабы сохранить их численность, делает ряд послаблений. Рабы теперь могут заводить семью, запрещается беспричинное, жестокое обращение с ними.
Весь период Римской империи историки разделяют на два этапа:
1) I в. до н.э. — III в. — принципат — правление первого сенатора. Впервые этот титул получил Октавиан Август. Он был наделен правом объявлять войну, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами, правом последнего слова в любом судебном решении, прежде всего государственной важности. Решения принцепса расцениваются как закон. Правитель формировал сенат по своему усмотрению, создавал собственный аппарат чиновников, канцелярию, одновременно выполнял функции верховного жреца. Император назначал префекта своей гвардии, префекта Рима, префекта Египта. Армия стала опорой императора и формировалась в основном из граждан провинций — легионеров. Власть над провинциями была поделена между сенатом и императором. Сенат самостоятельно назначал проконсулов на местах, которые отправляли доходы в государственную казну. Наместники императора — легаты направляли средства в казну императора;
2) III — V вв. — доминат — господство владыки, торжество монархии. Правление Диоклетина, взошедшего на императорский престол в 284 г., было первым в истории римской империи доминатом. Власть императора стала обожествляться, все остальные граждане были его подданными. Аппарат государственных служащих был четко разделен на гражданских, военных и дворцовых. У чиновников появилась возможность подниматься по карьерной лестнице. Власть сената становилась незначительной, ограничиваясь городом Римом, а магистраты были муниципальными должностными лицами. Для усиления государственных границ выделяются пограничные войска. Их дополнительной ролью стало подавление восстаний на завоеванных территориях.
Диоклетиан, именовавший себя Доминусом, провел ряд реформ:
- выпустил новые золотые и серебряные монеты;
- заменил натуральное налогообложение денежным;
- ввел рекрутский набор в армию;
- ввел должность соправителя — цезаря, что привело к разделению государства на две равные части: Западную и Восточную;
- выделил Рим в отдельную провинцию, в результате чего город перестал быть столицей, в центре Восточной империи находился город Никомедия, в Западной — Равенна.
Сменивший Диоклетиана Константин объединил государство. Он ужесточил прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии постановлением «О беглых колонах» 332 г. Денежная реформа стабилизировала экономическое положение государства, а военная реформа сделала профессию воина наследственной. Константин использует новое христианское течение бедняков и угнетенных как способ укрепить собственную власть, новую государственную идеологию. Уже в 337 г. христианство признается государственной религией Римской империи. Оберегая свою резиденцию от набегов варваров, Константин переносит столицу в восточную часть государства — город Византии, в дальнейшем получивший имя в честь императора, что закрепило окончательное разделение Римской империи на две части. Восточная во главе с городом Константинополем была названа Византийской. Раздел ускорил развал Западной империи, которая была захвачена германским войском в 476 г.
Развитие римского права.
Борьба благородных и плебеев потребовала законодательного урегулирования многих правоотношений. На протяжении веков Римское право было ориентировано на древнейший источник — обычай, но он формировался на основе жизни патрицианской общины, что не отвечало интересам плебеев. Примерно в 450 г. до н.э. советом децемвиров, состоявшим из патрициев, были расписаны основные правовые нормы на 10 таблицах, что не устроило плебеев, и совет стал смешанным, в результате чего издали дополнение — еще две таблицы. По сути своей Законы XII таблиц всего лишь консолидировали обычное право, однако нововведение имело огромное значение в развитии правовой системы Рима и государства в целом. Впервые Законом XII таблиц право было отделено от религиозных воззрений, ведь в древнейший период правовые нормы толковались жрецами и правителями по собственному усмотрению, что вело к частым злоупотреблениям.
Принятие Законов XII таблиц приходится на период становления Римской республики. Придав праву светский характер, данный законодательный акт стал символом авторитета права и законности. В подлиннике этот документ не сохранился, но переписывался в дальнейшем. Сохранившиеся источники относят к XVI—-XVII вв. н.э. Воссоздавая былой документ, более поздние римские авторы пишут, что в XII таблицах заключена наука о государстве, так как расписано все об общественном благе и о государственных учреждениях. В основном данный источник содержал нормы гражданского права и гражданского процесса. Повелевающие или запрещающие нормы все же были связаны с исполнением религиозных ритуалов. В первом писаном законе децемвиры определили, что впредь каждое принятое решение народного собрания будет считаться законом.
Роль римских юристов в формировании римского права неоценима. Разрешение множества правовых проблем, применяемых в судебной практике, анализ и систематизация правовых норм — все это стало важнейшим источником римского права. С 254 г. до н.э. начинает свободную публичную практику римский юрист Тиберий Корунканий. Будучи плебейским понтификом, он консультировал граждан в области судебного процесса, проводя анализ своей практики. Представители патрициев Алфен Вар, Руф, Марк Манилий проводили работу над обобщением судебной практики. Автором первого комментария претерского права стал Сервий Сульпиций. Знатный человек Публий Муций Сцевола систематизировал цивильное право Рима. Созданием дигестов — научных трудов, объединяющих практику цивильного и преторского права, занимались Альфен Вара, Марцелл, Сальвий Юлиан.
Множество трудов римских юристов были созданы в учебных целях. Уже к I в. возникают школы римского права, в различном ракурсе преподававшие ту или иную правовую дисциплину. Выделяют два основных течения: сабиньянцы и прокульянцы. Для обучения юристами применялись институции — учебные пособия, характеризовавшие римское право в той или иной сфере. Например, в институциях Гая давалась четкая характеристика объектов и субъектов гражданского права, окончательное и явное разделение материального права и процесса. Гай писал «о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках».
Постепенно популярность римских юристов возрастала. Начиная с императора Августа, римские правители приглашали юристов на службу для официальных консультаций судей. Возрастающий авторитет позволял некоторым из них впоследствии занимать государственные посты.
Арабский Халифат.
Особенности становления арабского государства заключаются в его религиозной окраске. С появлением новой религии — ислама определилось единство светской и религиозной власти, любое неповиновение ей каралось с особой жестокостью. Основатель религии Мухаммед, записавший откровения Аллаха в Коране, впоследствии возглавил объединение арабов, так как согласно преданию он явился посланником Аллаха на земле. Окружив себя сподвижниками — четырьмя халифами, Мухаммед в результате военных походов в VIII в. объединяет Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию, Оформленное государство получило название Арабский халифат. Его дальнейшее развитие можно разделить на два этапа: правление Омейядов и правление Аббассидов.
В средневековом государстве Арабском халифате не было явных разграничений между гражданами по статусу, сфере деятельности. Крестьянство выплачивало земельную ренту в казну государства. Рабский труд применялся на особо тяжелых работах. Единственным серьезным отличием в правовом положении той или иной личности стало его происхождение. Тогда и сложилось понятие «истинный мусульманин». Не мусульмане назывались зиммиями. Однако процесс расселения арабов и принятия мусульманства шел достаточно быстро.
В начале халиф избирался представителями арабской знати, но со временем руководство государством стало передаваться по наследству. В управлении государством участвовали следующие лица:
- визирь —доверенное лицо халифа, осуществляющий управление халифатом по воле государя;
- диваны — чиновничий аппарат, контролирующий различные сферы деятельности;
- эмир — осуществлял управление в рамках одной административно-территориальной единицы;
- наибы — помощники эмира, выполнявшие административные и полицейские функции;
- шейх — глава мусульманской религиозной общины, занимавший государственный пост;
- кади — представители духовенства, осуществляющие судебную власть.
Сильная и хорошо вооруженная армия состояла из регулярных войск и народного ополчения. Особое место занимала арабская конница. Уже к IX в. безграничность власти халифа ставится под сомнение. Наиболее знатные арабы во главе с визирем получили возможность руководить важнейшими государственными вопросами. К верхушке принадлежали и военачальники, без особых препятствий свергавшие ненужных правителей. В период ослабления центральной власти управленцы на местах создают свою собственную мощную армию и добиваются независимости. Великая империя рассыпается на эмираты и султанаты. Возникли такие независимые государства, как, например, Испания, Марокко, Египет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|