Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественный и государственный строй Римской республики.





Становление Римской республики осуществилось в результате изгнания Тарквиния Гордого. В республи­канском государстве права жителя определялись уровнем свободы, гражданством, семейным положением. В результате подобной дифференциации выделялись бога­тые рабовладельцы и городские ремесленники. Иностран­цы, живущие в Риме, не имели тех прав, которыми обладали граждане. В результате присоединения к Риму Италии ее жители латины вплоть до I в. до н.э. не имели прав граждан. В сходном положении находились перегрины — жители рим­ских провинций, находившиеся под покровительством пат­ронов и несущие обязательство уплачивать налоги.

Римляне делились на ряд сословий по экономическо­му уровню и количеству привилегий.

1.Нобили — представители знатных патрициев и бо­гатейших плебеев, имели исключительное право избираться в сенат и занимать основные посты в государстве, становить­ся магистратами. Магистратом формально мог стать любой полноправный гражданин Рима, но поскольку деятельность магистратов не оплачивалась, а путь к высшим должностям был связан с большими затратами, магистратами, как прави­ло, становились члены богатых семей. Права римского маги­страта (принадлежали в полной мере не каждому магистра­ту): право вносить в сенат сообщение консула или претора, открывавшее заседание сената, право вносить в народное собрание предложения, право издавать общеобязательные распоряжения, высшее военное командование, высшая ад­министративная и политическая власть (уголовная юрисди­кция, участие в гражданском суде, полицейская власть).



Высший магистрат составляли два консула, избиравши­еся на срок один год. В исключительных случаях (война, вос­стание рабов) сенатом выбирался сроком до полугода дик­татор — один из консулов, его власти подчинялись все государственные органы.

Для магистратур характерны три принципа:

- годичность — избирались на один год, этот срок про­длевался лишь в некоторых случаях; один и тот же пост магистрат мог занимать по истечении 10 лет;

- коллегиальность — все магистратуры были коллеги­альными, как правило, двухчленными, причем каждый магистрат обладал полной властью, которую ограни­чивала лишь такая же полная власть коллеги, кото­рый имел право отменить или запретить любое его официальное действие, но не имел права что-либо ему предписывать;



- последующая ответственность — после сдачи своих полномочий магистрат отвечал за свои действия (мог­ли быть привлечены к суду за дурное пользование властью).

2.Всадники — крупные торговцы и финансисты. В рим­ском государстве существовало понятие статуса домовла­дельца. Только глава семьи обладал полной политической и гражданской правоспособностью. Народное собрание раз­делялось на три категории:

- центуриарные преследовали интересы высшего со­словия, принимали законы, важные решения военной и дипломатической стратегии, решали вопросы смер­тной казни, избирали высших должностных лиц рес­публики (консулов, преторов, цензоров);

- трибутные делились на плебейские и патрицианско-плебейские, избирали низших должностных лиц (кве­сторов, эдилов), рассматривали жалобы на пригово­ры о взыскании штрафов;

- куриатные имели формальное значение, в дальней­шем были заменены собранием 30 представителей курий — ликторов,

В связи с успешными военными компаниями количе­ство рабов резко возросло за счет военнопленных, со­ответственно и производительность труда в государ­стве резко увеличилась. Рим процветал в экономическом плане. Рабы могли покупаться за границей для частных вла­дений и для государственных нужд. Постепенно эффектив­ность рабского труда резко падает. Возникает необходи­мость распустить рабов, что, однако, не означало их полного освобождения. Они по-прежнему подчинялись своему хо­зяину, теперь называвшемуся патроном. Определенные тру­довые повинности стали их обязанностью. Изменилось и состояние армии ввиду многочисленных военных походов. В результате реформы Мария 107 г. до н.э. армия стала по­стоянной. Избирались добровольцы, желающие служить го­сударству, которым в последующем выдавалось за службу жалование. Таким образом армия во главе с полководцем ста­новится не только мощной организацией, но и влиятельной политической структурой, так как вооруженные професси­оналы могли в любой момент претендовать на захват власти.



Римская армия во II—I вв. до н.э. благодаря своему про­фессионализму существенно расширила территории стра­ны и увеличила количество порабощенного населения. Ра­нее установленный режим власти был не способен удержать порядок в государстве. Бесконечные восстания рабов, эко­номическая нестабильность, деградация аристократической верхушки приводят к усилению значимости мелких произ­водителей — люмпен-пролетариата.

При Тиберии и Гае Гракхах значительно ограничи­вается власть крупных землевладельцев, усиливает­ся влияние народного собрания. Тиберий Гракх назна­чается трибуном и в 133 г. до н.э. выносит на принятие народным собранием Аграрный закон, вводящий ограниче­ние на размер землевладения. После смерти Тиберия Гракх, став трибуном, продолжает аграрные реформы брата, воен­ные преобразования ограничивают количество военных по­ходов, в которых должны участвовать римские граждане. Усиление противоборства простого народа и аристократии привело к установлению пожизненной диктатуры. Властные структуры были вынуждены во избежание продолжения гражданских междоусобиц и разрушения государства перей­ти от полисно-республиканской системы к установлению военно-диктаторского режима. Уже в 45 г. до н.э. Цезарь получает титул императора.

Рим в период империи.

Становление империи способствовало тому, что по­литическая ситуация стала немного спокойнее. Оста­лись позади ожесточенные схватки за власть, крупные восстания рабов. Количество римских граждан увеличивалось за счет предоставления гражданских прав жителям завоеван­ных территорий, в результате класс рабовладельцев сущест­венно вырос. Нобили становятся единственно возможными кандидатами для вхождения в сенат, а всадники — служащи­ми императорской администрации, а также наместниками в провинциях, командующими армии.

Мелкие городские производители и сельские жители, ра­зорившись, были вынуждены продаваться в рабство, стано­вились колонами (аренда на определенный срок), при невоз­можности расплатиться с долгами земледелец прикреплялся к земле навечно, становясь собственностью землевладельца, а ремесленник — к прогрессии. Пополнение рабов за счет военнопленных становится практически невозможным, и го­сударство, дабы сохранить их численность, делает ряд по­слаблений. Рабы теперь могут заводить семью, запрещается беспричинное, жестокое обращение с ними.

Весь период Римской империи историки разделяют на два этапа:

1) I в. до н.э. — III в. — принципат — правление пер­вого сенатора. Впервые этот титул получил Октавиан Ав­густ. Он был наделен правом объявлять войну, устанавли­вать дипломатические отношения с другими государствами, правом последнего слова в любом судебном решении, прежде всего государственной важности. Решения принцепса расцениваются как закон. Правитель формировал сенат по своему усмотрению, создавал собственный аппарат чинов­ников, канцелярию, одновременно выполнял функции вер­ховного жреца. Император назначал префекта своей гвар­дии, префекта Рима, префекта Египта. Армия стала опорой императора и формировалась в основном из граждан про­винций — легионеров. Власть над провинциями была поде­лена между сенатом и императором. Сенат самостоятельно назначал проконсулов на местах, которые отправляли дохо­ды в государственную казну. Наместники императора — ле­гаты направляли средства в казну императора;

2) III — V вв. — доминат — господство владыки, торжест­во монархии. Правление Диоклетина, взошедшего на импе­раторский престол в 284 г., было первым в истории римской империи доминатом. Власть императора стала обожествлять­ся, все остальные граждане были его подданными. Аппарат государственных служащих был четко разделен на граждан­ских, военных и дворцовых. У чиновников появилась возмож­ность подниматься по карьерной лестнице. Власть сената становилась незначительной, ограничиваясь городом Римом, а магистраты были муниципальными должностными лицами. Для усиления государственных границ выделяются погра­ничные войска. Их дополнительной ролью стало подавление восстаний на завоеванных территориях.

Диоклетиан, именовавший себя Доминусом, провел ряд реформ:

- выпустил новые золотые и серебряные монеты;

- заменил натуральное налогообложение денежным;

- ввел рекрутский набор в армию;

- ввел должность соправителя — цезаря, что привело к разделению государства на две равные части: За­падную и Восточную;

- выделил Рим в отдельную провинцию, в результате чего город перестал быть столицей, в центре Восточ­ной империи находился город Никомедия, в Запад­ной — Равенна.

Сменивший Диоклетиана Константин объединил го­сударство. Он ужесточил прикрепление колонов и ре­месленников к земле и профессии постановлением «О беглых колонах» 332 г. Денежная реформа стабилизи­ровала экономическое положение государства, а военная ре­форма сделала профессию воина наследственной. Константин использует новое христианское течение бедняков и угнетен­ных как способ укрепить собственную власть, новую госу­дарственную идеологию. Уже в 337 г. христианство призна­ется государственной религией Римской империи. Оберегая свою резиденцию от набегов варваров, Константин перено­сит столицу в восточную часть государства — город Визан­тии, в дальнейшем получивший имя в честь императора, что закрепило окончательное разделение Римской империи на две части. Восточная во главе с городом Константинополем была названа Византийской. Раздел ускорил развал Западной им­перии, которая была захвачена германским войском в 476 г.

Развитие римского права.

Борьба благородных и плебеев потребовала законо­дательного урегулирования многих правоотношений. На протяжении веков Римское право было ориентировано на древнейший источник — обычай, но он формиро­вался на основе жизни патрицианской общины, что не отве­чало интересам плебеев. Примерно в 450 г. до н.э. советом децемвиров, состоявшим из патрициев, были расписаны ос­новные правовые нормы на 10 таблицах, что не устроило плебеев, и совет стал смешанным, в результате чего издали дополнение — еще две таблицы. По сути своей Законы XII таблиц всего лишь консолидировали обычное право, од­нако нововведение имело огромное значение в развитии пра­вовой системы Рима и государства в целом. Впервые Законом XII таблиц право было отделено от религиозных воззрений, ведь в древнейший период правовые нормы толковались жрецами и правителями по собственному усмотрению, что вело к частым злоупотреблениям.

Принятие Законов XII таблиц приходится на период становления Римской республики. Придав праву свет­ский характер, данный законодательный акт стал сим­волом авторитета права и законности. В подлиннике этот до­кумент не сохранился, но переписывался в дальнейшем. Сохранившиеся источники относят к XVI—-XVII вв. н.э. Вос­создавая былой документ, более поздние римские авторы пишут, что в XII таблицах заключена наука о государстве, так как расписано все об общественном благе и о государствен­ных учреждениях. В основном данный источник содержал нормы гражданского права и гражданского процесса. Пове­левающие или запрещающие нормы все же были связаны с исполнением религиозных ритуалов. В первом писаном за­коне децемвиры определили, что впредь каждое принятое решение народного собрания будет считаться законом.

Роль римских юристов в формировании римского пра­ва неоценима. Разрешение множества правовых про­блем, применяемых в судебной практике, анализ и си­стематизация правовых норм — все это стало важнейшим источником римского права. С 254 г. до н.э. начинает сво­бодную публичную практику римский юрист Тиберий Корунканий. Будучи плебейским понтификом, он консульти­ровал граждан в области судебного процесса, проводя ана­лиз своей практики. Представители патрициев Алфен Вар, Руф, Марк Манилий проводили работу над обобщением су­дебной практики. Автором первого комментария претерского права стал Сервий Сульпиций. Знатный человек Публий Муций Сцевола систематизировал цивильное право Рима. Созданием дигестов — научных трудов, объединяющих практику цивильного и преторского права, занимались Альфен Вара, Марцелл, Сальвий Юлиан.

Множество трудов римских юристов были созданы в учебных целях. Уже к I в. возникают школы римского права, в различном ракурсе преподававшие ту или иную правовую дисциплину. Выделяют два основных тече­ния: сабиньянцы и прокульянцы. Для обучения юристами применялись институции — учебные пособия, характеризо­вавшие римское право в той или иной сфере. Например, в институциях Гая давалась четкая характеристика объектов и субъектов гражданского права, окончательное и явное раз­деление материального права и процесса. Гай писал «о ли­цах, о вещах, об обязательствах, об исках».

Постепенно популярность римских юристов возрастала. Начиная с императора Августа, римские правители пригла­шали юристов на службу для официальных консультаций судей. Возрастающий авторитет позволял некоторым из них впоследствии занимать государственные посты.

Арабский Халифат.

Особенности становления арабского государства зак­лючаются в его религиозной окраске. С появлением новой религии — ислама определилось единство светской и религиозной власти, любое неповиновение ей каралось с особой жестокостью. Основатель религии Мухам­мед, записавший откровения Аллаха в Коране, впоследствии возглавил объединение арабов, так как согласно преданию он явился посланником Аллаха на земле. Окружив себя спод­вижниками — четырьмя халифами, Мухаммед в результате военных походов в VIII в. объединяет Ближний Восток, Сред­нюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию, Оформ­ленное государство получило название Арабский халифат. Его дальнейшее развитие можно разделить на два этапа: правление Омейядов и правление Аббассидов.

В средневековом государстве Арабском халифате не было явных разграничений между гражданами по ста­тусу, сфере деятельности. Крестьянство выплачивало земельную ренту в казну государства. Рабский труд приме­нялся на особо тяжелых работах. Единственным серьезным отличием в правовом положении той или иной личности стало его происхождение. Тогда и сложилось понятие «истинный му­сульманин». Не мусульмане назывались зиммиями. Однако процесс расселения арабов и принятия мусульманства шел достаточно быстро.

В начале халиф избирался представителями арабской знати, но со временем руководство государством стало пе­редаваться по наследству. В управлении государством уча­ствовали следующие лица:

- визирь —доверенное лицо халифа, осуществляющий управление халифатом по воле государя;

- диваны — чиновничий аппарат, контролирующий различные сферы деятельности;

- эмир — осуществлял управление в рамках одной ад­министративно-территориальной единицы;

- наибы — помощники эмира, выполнявшие админис­тративные и полицейские функции;

- шейх — глава мусульманской религиозной общины, занимавший государственный пост;

- кади — представители духовенства, осуществляющие судебную власть.

Сильная и хорошо вооруженная армия состояла из регулярных войск и народного ополчения. Особое место занимала арабская конница. Уже к IX в. безгранич­ность власти халифа ставится под сомнение. Наиболее знатные арабы во главе с визирем получили возможность ру­ководить важнейшими государственными вопросами. К вер­хушке принадлежали и военачальники, без особых препят­ствий свергавшие ненужных правителей. В период ослаб­ления центральной власти управленцы на местах создают свою собственную мощную армию и добиваются независи­мости. Великая империя рассыпается на эмираты и султана­ты. Возникли такие независимые государства, как, например, Испания, Марокко, Египет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.