Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные признаки и компоненты правового государства





Характеризуя правовое государство, следует учитывать, что, несмотря на специфические особенности, оно оставалось и остается государством.

Что это означает? Во-первых, то, что государство не отождествляется с обществом или системой других общественно-политических организаций и не растворяется в них. А во-вторых, что оно, помимо своих собственных специфических признаков и черт, обладает, как и любое государство, общеродовыми признаками и чертами.

Как и любое, правовое государство обладает публичной властью и располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Этот аппарат состоит из совокупности разнообразных органов и организаций, связанных друг с другом едиными принципами образования и функционирования и объективно необходимых для выполнения стоящих перед государством задач. Для его содержания в каждой стране устанавливаются и взимаются налоги. Проводятся займы. Формируется государственный бюджет.

Далее. Правовое государство, как и любое другое, располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять всеми отраслями экономики, эффективно воздействовать на все общественные отношения. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции соответствующие нормативно-правовые акты, но и обеспечивают их реализацию. Государственные органы осуществляют постоянный контроль за их точным соблюдением, применяют в необходимых случаях меры государственного принуждения.



И последнее. Правовое государство, так же как и все другие, обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти правового государства заключается в ее верховенстве по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и в построении отношений с другими государствами. Обладая суверенитетом, правовое государство организует самое себя и устанавливает обязательные для всех правила поведения. Некоторые государства при этом предусматривают определенные правила поведения и ответственность за их соблюдение в отношении не только отдельных граждан и их организаций, но и всего общества, народа. В качестве примера можно сослаться на ст. 12 Конституции Японии, в соответствии с которой «свободы и права, гарантируемые народу настоящей Конституцией, должны поддерживаться постоянными усилиями народа. Народ должен воздерживаться от каких бы то ни было злоупотреблений этими свободами и правами и несет постоянную ответственность за использование их в интересах общественного благосостояния».



Названные черты являются общими как для правовых, так и для неправовых государств. Но каковы особенности первых по сравнению со вторыми? Какие признаки характеризуют именно правовое государство?

Следует выделить прежде всего такую особенность, как верховенство закона. В соответствии с данным признаком, или принципом, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакие коллектив, государственная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается в прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

В настоящее время, как свидетельствует практика, положение таково, что во многих государствах, будучи формально главенствующим юридическим актом, на деле закон фактически.«растворяется» в других, подзаконных, а точнее, ведомственных актах. Об этом много говорилось и говорится в научной литературе.



Так было, например, в прежней России и в СССР, которые не провозглашали себя правовыми государствами. Согласно научным источникам, с 1936 по 1988 г. высшими органами государственной власти Союза было принято всего лишь 79 «чистых» законов. В то же время действовали десятки тысяч всякого рода постановлений, решений и распоряжений, принятых исполнительно-распорядительными и иными государственными органами. Только в 1988 г. Совет Министров СССР принял 1600 постановлений и дал 2000 распоряжений1. Ситуация в нынешней России, Конституция которой провозглашает ее правовым государством, мало чем отличается от практики нормотворческой деятельности бывшего СССР По-прежнему подзаконные акты имеют преобладающий вес в системе других нормативно-правовых актов2.

Следует особо подчеркнуть, что формирование и существование правового государства в любой стране предполагают установление не только формального, но и реального господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его прямого воздействия на общественные отношения.

Было бы упрощением полагать, что в условиях правового (или любого иного) государства можно вообще обойтись без подзаконных, ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации конституционных законов, содержащихся в них положений. Нельзя, в частности, обойтись без подзаконных актов при реализации конституционного права на труд, на отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или в процессе реализации права на образование. Ибо возникающие при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для своего упорядочения они объективно требуют не одного, пусть самого авторитетного, фундаментального акта, каким является конституционный закон, а системы взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем предписания актов.

Следовательно, речь идет не о том, должны или не должны быть в правовом государстве наряду с законами подзаконные, ведомственные акты. Существование их неизбежно и обусловлено самой природой и характером регулируемых ими общественных отношений. Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали количественно и качественно в общей системе нормативно-правовых актов. А главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах, подзаконные акты не искажали суть самих законов. В России и других странах, ставящих своей целью формирование правового государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно и нужно изменить. В противном случае призывы к созданию правового государства неизбежно останутся всего лишь призывами.

Среди других особенностей правового государства укажем на такие, как полная гарантированностъ и незыблемость прав и свобод граждан, а также установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами.

Однако всегда ли это имело и имеет место? Возьмем для примера нашу страну. Гарантировались ли раньше и гарантируются ли в полной мере сейчас права и свободы граждан России? В значительной мере да. Гарантированы политически, юридически и отчасти экономически. Но далеко не в отношении всех граждан. Это становится очевидным особенно тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на получение образования, медицинское обслуживание.

По действующей Конституции России, «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17). Конституция провозглашает, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ч. 2 ст. 19).

В то же время очевидным является и то, что в силу экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан России в значительной мере ослабляются. Как и раньше, «рядовой» гражданин нередко вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем даже в тех случаях, когда речь вдет об удовлетворении его законных прав и интересов.

Отнюдь не случайно во многих средствах массовой информации, в научной и популярной литературе и даже в некоторых официальных документах именно на эти уродливые явления общественной жизни, сопровождающиеся порой диктатом, административным произволом в экономике, социальной и духовной сферах, равнодушием к правам и нуждам людей, пренебрежительным отношением к общественному мнению и социальному опыту масс, обращается особое внимание.

При таком положении дел, когда у государства в лице различных его органов и у множества чиновников преобладают привилегии и права, а у «рядовых» граждан — преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале , подданные, затем граждане несли, да и сейчас несут всяческие «повинности» и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его органы или чиновники за многие свои деяния, включая катастрофические по своим последствиям, фактически никак ни перед обществом, ни перед его гражданами не отвечают.

А как обстоит дело с правами и свободами граждан, а также с реализацией принципа взаимной ответственности гражданина и государства в западных странах? Есть ли реальные или формальные ограничения прав и свобод граждан там? Всегда ли здесь взаимоотношения государства и гражданина строятся на основе принципа взаимной ответственности?

Отвечая на эти вопросы, следует избегать двух крайностей: представления западной государственно-правовой жизни только в негативных тонах или же, наоборот, рассмотрения ее исключительно позитивно, идеализированно. В теории принцип взаимной ответственности сторон — гражданина и государства — фундаментальный принцип правового государства должен неуклонно соблюдаться как гражданином, так и государством. Однако практика дает множество примеров, расходящихся с теорией. В отношениях «государство — гражданин» нет равного партнерства на практике. А следовательно, нет и равной ответственности их друг перед другом.

Такой характер взаимоотношений государства и гражданина (подданного) иногда косвенно закрепляется в конституциях западных стран. Как правило, в прямой форме устанавливаются обязанности и ответственность граждан перед государством, и нет даже упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами.

Приведем только один пример, подтверждающий данное положение. В ряде статей Конституции Италии прямо предусмотрено, что все граждане обязаны «верностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и законы»; все обязаны «участвовать в государственных расходах сообразно со своей налоговой платежеспособностью»; каждый гражданин обязан «в меру своих возможностей и по личному выбору осуществлять деятельность или выполнять функцию, способствующую материальному или духовному прогрессу общества» и т. д. В прямой форме говорится и о других обязанностях и соответственно об ответственности граждан. И в то же время в ней отсутствуют статьи об обязанностях и ответственности государства. Закреплено лишь то, что Республика признает те или иные права граждан, содействует «развитию культуры, а также научных и технических исследований» (ст. 9), выполняет задачу устранения препятствий «экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию личности и реальному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны» (ст. 3).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.