Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный абсолютизм.





Право на достойное человеческое существование представляется им не только как нравственное право, но уже и как юридическое. Юридический характер этого права, по мнению Новгородцева, состоит в том, что здесь подразумевается ≪не положительное содержание человеческого идеала, а только отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человеческой жизни≫, то есть внешних стеснений для духа. Данное право не противоречит задаче и сущности права, поскольку осуществляется во имя охраны основных правовых ценностей —свободы и достоинства личности. Субъектом же права выступает личность, наделенная разумом и свободной волей в ее связях с обществом. Данное положение и составляет основной принцип его социальной философии.

Новгородцев отмечает, что представления о естественном праве в его противопоставлении положительному закону существуют давно. И подобных представлений, по его словам, придерживались самые разнообразные философы на протяжении всех веков. «Их примеру, — продолжает он, — следуем и мы, когда во имя прогрессивных требований жизни строим идеалы будущего. Мы не говорим теперь более о естественном праве или о праве природы, не противопоставляем более природу истории, но только потому, что историю мы понимаем шире, чем понимали прежде, и в ней самой находим основание для идеи прогресса. В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для по- строения идеального права».



Таким образом, Настойчивая пропаганда Новгородцевым идей нравственного идеализма и возрождения естественного права сыграла большую плодотворную роль в развитии русской юриспруденции, в ее ориентации на философско-правовые исследования, в критике консервативно-охранительных идей юридического позитивизма, в защите достоинства личности и обосновании необходимости либеральных общественных и государственно-правовых преобразований в России.

Вопрос 23 Правовая культура- культура – цивилизация

 

А))) Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.



Изучение правовой культуры - одна из функций философии права. С позиций философского подхода правовая культура по концепции

Алексеева С.С. "рассматривается как чисто аналитическое явление и представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, некоторых правовых ценностей, юридической техники, совершенстве законодательства

Эпоха Нового времени является переломным моментом в развитии представлений о праве и правовой культуре. Хотя выдающиеся мыслители этого периода и не используют термин "правовая культура" напрямую, однако, по сути, говорят именно о ней. Как утверждает М.Ю. Невзоров, "уже в сочинениях Бэкона и Гоббса, Локка и Монтескье шла речь именно о правовой культуре, выражающейся в достигнутом уровне юридических актов, в правах и свободах подданных - то есть о качественном уровне правовой жизни". Причем эти рассуждения уже велись целенаправленно - правовые вопросы стали объектом специального рассмотрения.

В качестве онтологического основания правовой культуры мыслители Нового времени принимают естественное право. В этот период оно понимается как некое объективное начало, коренящееся в разуме человека.



Естественное право в трудах мыслителей Нового времени (например, у английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка) является сферой должного, поскольку его предписания носят обязывающий и нормативный характер, являясь мерой "цивилизованного" состояния общества. Что характерно, данная нормативность имеет ярко выраженный нравственно-этический характер. В частности, один из своих естественных законов Томас Гоббс представляет в виде знаменитой евангельской заповеди: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе

Начало современного российского осмысления понятия правовой культуры было положено еще в советской философско-правовой науке в 60-е годы прошлого века. До начала 70-х годов правовая культура рассматривалась исключительно в идейно-правовом аспекте с позиций марксистско-ленинской философии. Период с середины 70-х до начала 90-х годов прошлого века ознаменовался пристальным вниманием к проблемам правовой культуры. За это время число работ, посвященных правовой культуре, резко возросло.

Критерием правовой культуры общества является степень проявленности в положительном праве норм естественного права. При этом естественное право является выражением должного в правовой культуре. Правовая реальность должна соответствовать определенным идеальным принципам, вытекающим из разумной природы человека, и только в этом случае мы можем вести речь о правовой культуре общества, т.е. о цивилизованном состоянии человеческих отношений.

Таким образом, правовая культура личности -- необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем, это степень и характер правового развития самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности

Культура рассматривается философией как творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она также может рассматриваться как совокупность накопленных в данном обществе знаний, умений, навыков и правил поведения, социальных норм и ценностей. Важнейшими составляющими культуры являются язык, знаковые системы, используемые людьми для общения и взаимодействия друг с другом.Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается, культуре обучаются.

Взаимоотношения культуры и цивилизации. Культура и цивилизация образуют двухчастную систему. Цивилизация удовлетворяет первичные жизненные потребности. Ее цель: ускорение технико-технологической модернизации, быстрый рост производства, облегчение и продление жизни, демократизация экономич., государственно-правовых институтов,призванных обеспечивать безопасность и ролевую деятельность индивидов в обществе. Культурагенирирует информацию в виде нового знания, необходимую для развития и функционирования цивилизации. Ее цель:развитие и реализация творч.способностей, расширение партнерства, проектирование гармоничной картины мира, преображение среды обитания чел-ка.

Культура создает, воспроизводит, хранит образцы, вырабатывает систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизацияподвергает стереотипизации эти образцы, воплощает их в более совершенные технологии, экономич.и политич.системы. Культура есть информационная, ментальная, духовная основа цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технологический базис, систему материального, жизненного обеспечения. Однако культуре требуется длительное историческое время, чтобы доказать свое превосходство над цивилизацией и продемонстрировать ведущую роль в творческом обновлении и гуманизации общественной жизни.

Подвижное динамическое равновесие между культурой и цив-ей в обществе массового потребления сегодня нарушено из-за (замеченного Шпенглером в «закате Европы ») превращения цивил-ии в цель, а культуры-в средство. Выживание человечества в третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного.

Типы цив-ий.Следует различать современные и исторические типы цив-ии, не отрывая их друг от друга.

современные типы цив-ии: национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, и мировая цивилизация-представляет общие достижения, стандарты разномаштабных локальных цивилизаций.

Эталоны мировой культуры прокладывают информационные каналы взаимодействия, взаимного обмена достижениями между национальными, общенациональными, (супер)региональными цивилизациями (пример: интернет)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.