Финансовая система страны, ее сферы и звенья
Сущность и функции финансов
Финансы - это экономическая категория, представляющая денежные отношения ,возникающие по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы выражаются распределении и перераспределении ВВП и части нац. Дохода.
Централизованные фонды формируются на гос-ом уровне, а децентрализованные на уровне хозяйствующих субъектов.
Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов обеспечить потребности гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных ср-вах, а также осуществлять контроль за расходованием финансовых Ресурсов.
( Консолидация- объединение) Функции финансов отражают их сущность, делятся на основные и производные:
Основные: распределительная, контрольная
Производные: перераспределительная, регулирующая Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.
В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.).
Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных
сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово- хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших
затратах.
Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства
Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.
Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:
1 финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении);
2 финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).
Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства.
Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.
Сфера потребления выделяет:
1 коммерческие организации;
2 бюджетные организации.
Сейчас существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.
Экономический инструмент – экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое – объективное (вытекающее из экономической категории), второе – субъективное (орудие реализации экономической политики государства). Влияние финансов:
1. количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);
2. качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).
Качественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе; отражает воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования через различные формы организации финансовых отношений; влияет на общественный продукт и связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.
Экономический стимул – инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов, достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3 направлениях:
1 с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
2 с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
3 с позиции использования финансов как экономического стимула.
Управление Финансами
Управление финансами — это совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных результатов, направленных на увеличение финансовых ресурсов и обеспечение развития эффективного функционирования финансовой системы на всех уровнях.
Функции управления финансами включают:
· финансовый анализ;
· финансовое прогнозирование;
· планирование финансовых ресурсов;
· оперативное регулирование финансов;
· контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.
Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.
Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.
Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию с целью перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансовый аппарат — Министерство финансов, местные финансовые органы, финансовые службы предприятий.
Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов.
управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономические методов.
Финансовый Контроль
Финансовый контроль, одна из важнейших форм государственного контроля; осуществляется в стоимостной форме. В капиталистических странах Ф. к. носит ограниченный, бюрократический характер, сводится главным образом к контролю за исполнением государственного бюджета и финансовой деятельностью министерств, ведомств, государственных предприятий и учреждений. При внешней видимости строгой законности Ф. к. выступает фактически как особая форма охраны интересов буржуазии.
В социалистических странах Ф. к. – реализация государством контрольной функции финансов в процессе производства и распределения общественного продукта и национального дохода; направлен на улучшение количественных и качественных показателей деятельности предприятий, объединений, министерств и ведомств. Главное назначение Ф. к. – проверка обоснованности формирования и эффективности использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ф. к. призван способствовать выполнению народно-хозяйственных и финансовых планов, обеспечению сохранности социалистической собственности, рациональному и бережливому расходованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращению непроизводительных расходов и потерь, пресечению бесхозяйственности и расточительства, выявлению резервов повышения эффективности общественного производства. Одна из важнейших задач Ф. к. – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчётам и платежам.
Важнейшие черты Ф. к. при социализме: всеобъемлющий и всесторонний характер; реальность и действенность; массовость, основанная на широком вовлечении трудящихся в управление делами общества. Организация Ф. к. в СССР определяется государственным устройством страны. Различают общего с. Ф. к., осуществляемый органами государственной власти и управления (Комитетом народного контроля, плановыми, статистическими и финансовыми органами и кредитными учреждениями); внутриведомственный Ф. к., проводимый министерствами, ведомствами, объединениями; внутрихозяйственный Ф. к., возложенный на главных и старших бухгалтеров и финансовые отделы предприятий и организаций; общественный Ф. к. В системе Ф. к. особенно большая роль отведена министерству финансов СССР, его республиканским и местным органам и специализированному аппарату по контролю – контрольно-ревизионному управлению (КРУ) и контролёрам-ревизорам на местах. В современных условиях полностью сохраняет значение указание В. И. Ленина о том, что "... Наркомфин, не будучи заинтересованным непосредственно, обязан установить действительный, реальный контроль и проверку" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 54, с. 151).
По времени проведения и характеру выполняемых задач Ф. к. подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и материальных ценностей, поступлению доходов; он призван предупредить возникновение незаконных и нецелесообразных расходов. Это – контроль в процессе составления, рассмотрения и утверждения смет, финансовых планов, бюджета и др. Последующий контроль осуществляется после расходования средств и получения доходов; с помощью этого вида контроля на основе проверки материалов учёта и отчётности выявляется полнота и своевременность поступления доходов, сохранность материальных ценностей и денежных средств, вскрываются факты нарушения финансовой дисциплины, принимаются меры к возмещению ущерба и устранению выявленных недостатков.
Основными методами финансового контроля являются: ревизии, счётная проверка бухгалтерских балансов и отчётов, анализ хозяйственной деятельности, встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Финансовая система страны, ее сферы и звенья
Финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
· федеральный бюджет;
· специальные государственные внебюджетные фонды;
· государственный кредит;
· финансы предприятий различных форм собственности;
· финансовый рынок.
Финансовая система состоит из трёх основных элементов:
1.совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
2.совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
3.система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.
Финансовая система – 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.
Первая сфера, где необходимы финансы – государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется государственные финансы.
Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.
Третья сфера – прочие финансы (в том числе финансы страхования).
Звенья первой сферы:
1. Федеральный бюджет;
2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):
· Пенсионный фонд;
· Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);
· Фонд обязательного медицинского страхования.
Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.
3. Государственный кредит
Звенья второй сферы (финансы предприятий):
1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;
3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);
Страхование – специфическая сфера, которая имеет свои звенья:
1) Социальное страхование;
2) Личное страхование;
3) Имущественное страхование;
4) Страхование ответственности;
5) Страхование предпринимательских рисков.
Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.
Краткую характеристику и роль отдельных структурных подразделений финансовой системы РФ рассмотрим ниже. Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.
Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.
Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.
Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.
Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определенную самостоятельность.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.
Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики. Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.
Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.
Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.
Система государственных финансовых органов. Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.
Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и федеральных законов определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. Согласно Конституции РФ (ст.94, 95) высшим представительным и законодательным органом власти в стране является Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|