Виды и формы финансового контроля.
Общее понятие об управлении финансами.
Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.
Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу, или финансовую политику. Важнейшими частями финансовой политики являются бюджетная, ценовая, налоговая, кредитная политики.
Процесс управления финансами — это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.
Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений. Субъектом управления финансы являются тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений. Стадии управления финансами образуют звенья управления финансами. К ним относятся:
-выработка (создание) форм финансовых отношений, их совершенствование (финансовое право);
-практическое применение форм финансовых отношении (финансовая деятельность, состоящая из составления и исполнения финансовых планов и финансовых прогнозов);
-проверка соблюдения, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).
Содержание финансового контроля и его значение
Фин контроль — это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Содержание фин контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации. Цель финансового контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Оснзадачами финансового контроля являются:
· обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
· выполнение субъектами хоз-ния своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
· рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
· соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
· повышение эффективности финансовой политики государства.
Виды и формы финансового контроля.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
1. государственный финансовый контроль;
2. ведомственный (внутрихозяйственный и внутриведомственный)
3. независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.
Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций.
Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.
11. Осн методами изучения хоз-фин операций при осущ-ниифин контроля явл хронологический и систематизированный.
Хронологич метод состоит в изучении всех документов по всем операциям в той последовательности, в кот они были осущ-ны. Он приемлем при проверке небольшогосубьектадеят-сти, где кол-во документов небольшое.
Систематизированный метод применяется при проверке крупных объектов деят-сти, с большим кол-вом документов по многочисленным видам хоз-фин операций. Он заключается в проверке документов по отд видам операций.
Поскольку у фин контроля 2 задачи, то и методы осущ. Фин контроля также делятся на 2 группы. Для проверки соблюдения установленных форм фин отношений и выявления нарушений исп-ся след методы:
1. Метод формальной проверки, кот заключается в контроле за правильностью оформления документов, т е соблюдена ли установленная форма, имеются ли в наличии необходимые подписи и печати, их достоверность, все реквизиты, имеются ли исправления.
2. Метод фактической проверки состоит в проверке сохранности товарно-мат ценностей и ден средств. В итоге выявляются недостачи, излишки или полная сохранность ден ср и мат ценностей.
3. Метод аналитическо-нормативный закл-ся в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции, контрольном выпуске продукции, контрольном замере объема выполненных работ, проверке соблюдения установленных норм и нормативов. Для осущ-ния таких проверок привлекаются специалисты.
4. Метод встречной проверки состоит в установлении достоверности производимых операций на проверяемом объекте путем сверки их с аналогич документами, имеющимися у партнеров орг-ции проверяемой.
5. Корреспондирующий метод – сопоставление одной и той же операции отраженной в различных документах подконтрольного объекта. Если после такого сопоставления не получается один и тот же итог, то это явл-ся сигналом к допущ нарушениям.
6. Метод установления законности хоз-фин операций состоит в установлении соответствия производственной операции и действующей формы фин отношений.
Для решения второй задачи фин контроля, а именно изучения эф-сти форм фин отношений с целью их совершенствования прим-ся след методы:
1. Метод проверки полного соблюдения установленных форм отношений и способов их осуществления. Состоит в том, что прежде чем делать выводы о недостатках форм фин отношений надо убедиться в их полном и правильном применении.
2. Метод установления взаимной согласованности форм фин отношений, кот образуют фин механизм для осущ-нияопр вида деят-сти.
3. Метод сбора данных о результатах хоз-ния в условиях применения функционирующих форм фин отношений.
4. Метод анализа установленных форм фин отношений и фин механизма с позиции их реального влияния на результаты хозяйствования. В процессе анализа необходимо установить тесноту связи между эк-ми последствиями и установленными формами фин отношений, т е опр-ть какая часть эк-ких последсвийявл-ся результатом применения установленных форм фин отношений, а какая из них результат собственной деятельности субъекта хоз-ния.
12. Органы финансового контроля
Фин контроль делится (в зависимости от функц. назначения): общегосударственный, ведомственный, аудит.
Общегосфин контроль применяется по отношению любого субъекта деятельности не зависимо от его подчиненности и формы собственности. Контроль осуществляют Нац. Собрание, комитет гос контроля, Президент и его администрация, нац. Банк, Правительство через МинФин, МНС.
Ведомственный контроль делится на внутриведомственный и внутрихозяйственный. Внутриведомственный осуществляется министерствами и ведомствами в целях соблюдения подведомственными предприятиями, организациями требования законодательства в обл финансово-хозяйственной деятельности сохранности и эффективности использования имущества. Внутрихозфин контроль осущ-ся спец службами на самом предприятии.
Аудит явл спец формой госфин контроля. Его работа состоит в изучении правильности и своевременности исчисления налогов причитающихся государству и в производстве спец заключения по отчётам представленным в налоговые органы. Т.е. аудит – независимый платный фин контроль, система оказания платных услуг по совершенствованию хоз-фин деятельности для предприятий, организаций и учреждений негос формы собственности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|