Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды дефицита, нормальный и критический размеры.





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Финансы»

Вариант 10

 

 

Преподаватель доцент Черкасова Ю.Ю.

подпись, дата должность, ученая степень инициалы, фамилия

 

Студент ФК-10-1 № 10-03010з Сивохин Р.Н.

номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

Красноярск 2012

 

Содержание

 

1.Введение...............................................................................…………………….3

2. Бюджетный дефицит и методы его регулирования. Теории бюджетного дефицита……………………………………………………………….…..……...4

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы…………………..………………………....19

 

 

Введение

Цель моей работы это: Бюджетный дефицит: понятие, методы его регулирования. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.



 

 

 

Бюджетный дефицит и методы его регулирования. Теории бюджетного дефицита

Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие "бюджет" имеет два

толкования. С одной стороны, это совокупность финансовых ресурсов,

средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то

государство, предприятие, семья. С другой стороны – это соотношение

между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его

денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и

расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет

определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или

их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и



расхода денег, соотношение между доходами и расходами.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для

осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита.

Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

 

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то

чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван,

например, необходимостью осуществления крупных государственных

вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального

продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования.

Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными

бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но

должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в

резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже

полезен.

 

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и

любой другой экономической) политики является устойчивый

экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с

 

достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам.

Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога

как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и

наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период

спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при

подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате как спад, так и

инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации



бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться

полезным для стимулирования экономического роста.

Виды дефицита, нормальный и критический размеры.

Дефицит подразделяется на структурный и циклический. Структурный

дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими

государственными расходами и доходами в предположении некоторого

фиксированного (естественного) уровня безработицы (например, 6%). Когда

экономика входит в период спада, то поступления от налогов сокращаются, а

социальные и иные выплаты растут (безработица выше базовой). Разность

между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом

называется циклическим дефицитом. Такой дефицит изменяется на

протяжении делового цикла. В США после спада 1981-82 гг. циклический

дефицит сократился, а структурный неуклонно возрастал.

 

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан

с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих

мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это в конечном

счете ведет к экономическому росту.

Второй – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за

замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики

'недоимки', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а

также неплатежей со стороны предприятий и организаций.

Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он

представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой

процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного

дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его

обслуживания, т.е возрастает "бремя долга" в экономике.

 

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его

преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к

стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях,

когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных

обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал,

неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление

наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать

кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между

расходами и имеющимися доходами.

 

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий

уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается

низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка.

Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на

уровне 2 - 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов

считается допустимым, тогда как дефицит более 20% - критическим. А,

например, в середине 90-х годов дефицит государственного бюджета России

достигал уровня 20, а то и 25% доходов и превышал 5% ВВП.[1]

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

3) выпуск займов;

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж - доход

государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения

темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит

к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты

платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов

перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи –

сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых

отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного

напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты

налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в

результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит

госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

 

Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических

ситуациях — во время войны, длительного кризиса. Последствия такой

эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция,

подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается

спираль цены — заработная плата, обесцениваются сбережения населения,

воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности

правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии

денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный

предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран

независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и

законодательной властей.

 

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться

непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах,

например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным

предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных

платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не

оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то

производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от

возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и

уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий

государственного сектора, то эти дефицита нередко непосредственно

финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая

общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие

от монетизации, официально считаются неинфляционным способом

финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение

оказывается весьма условным.

 

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет

выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так

как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой

реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы

налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок

сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности

экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного

сектора на фоне повышения процентных ставок, которое возникает как

реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление

повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения

уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением

бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок

налогообложения и налоговых поступлений в бюджет.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска

государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка

процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению

чистого экспорта и частично - к снижению потребительских расходов. В

итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет

стимулирующий эффект фискальной политики.

 

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается

как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако

долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а

только создает временную отсрочку для этого роста, что является

характерным для многих переходных экономик, в том числе и для

российской. Если облигации государственного займа размещаются среди

населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется

слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном Банке.

 

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных

облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные)

процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита

превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они оказывают

определенное негативное воздействие на экономику страны.

 

Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к

принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает

таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых

институтов.

Во-вторых, если правительство даже и создает достаточные стимулы для

приобретения юридическими и физическими лицами правительственных

ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на

рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита

частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются для

банков такими надежными заемщиками, как государственные органы.

 

Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют

удорожанию кредита — росту учетной ставки.

 

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета

не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является

полностью неинфляционным.

 

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;

профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Федеральный бюджет на 2012 г. утвержден по расходам в сумме 12 656 443 993,1 тыс. рублей и доходам в сумме 11 779 855 206,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 64 803,0 млрд. рублей и уровня годовой инфляции 5,5 %. Иными словами, на 2012 г. принят сбалансированный федеральный бюджет.

Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

•. дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ иди местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета.

Размер дефицита утвержденною федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году.

Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода:

во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;

во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ, но федеральному бюджету.

Мелочники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита различаются, но уровням бюджета.

Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:

• рублевые кредиты банков;

• госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности;

• сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам;

• изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.

Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники:

• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• кредиты банков;

• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние источники в следующих формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

• кредиты банков;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

• поступления от продажи муниципального имущества;

• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.

Как видно из этих перечней наиболее распространенно: формой финансирования бюджетных дефицитов выступают все возможные заимствования, классификация которых приведена ниже:

Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:

— физических и юридических лиц;

— иностранных государств;

— международных финансовых организаций

Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте

Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым

возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях

Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования -

займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств.

 

2.На основе изучения Бюджетного кодекса РФ заполнить таблицу:

Вопрос Ответ Статья БК РФ
Дефицит федерального бюдже- та не может превышать Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. 93.2
Какие требования предъявля- ются к юридическим лицам. выступающим поручителем или гарантом по бюджетному кредиту Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту бюджетный кредит предоставлен быть не может. 93.2
Источники внешнего финанси- рования дефицита федерально- го бюджета В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц; разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций. В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются: объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу; разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.. Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Может ли быть предоставлен бюджетный кредит а) физическому лицу б) юридическому лицу Б.Выдается юридическим лица, унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям. 93.2

 

 

3.

Таблица. – Анализ доходов бюджета РФ за 2011-2012 годы

Статьи доходов Прошлый год Текущий год Отклонения
  сумма млрд. руб. доля, % сумма млрд. руб. доля, % сумма млрд. руб. доля, %
1.Налоговые и неналоговые доходы: - налог на прибыль, доходы - налоги и взносы на социальные нужды - и.т.д.              
1 985,0 3,6 1614,8 3,3 370,2 0,03
1 543,8   2,8 1105,2 2,2 438,6 0,09
           

 

Вывод:

Проанализировав состав и структуру доходов, можно сделать вывод, что доходы в бюджет 2012 г.уменьшились по сравнению с 2011 годом.

4. Тест:

4.1 – все ответы верны, в дополнение существует еще 2 метода:

- Метод экономического анализа.

- Экономико-математическое моделирование.

 

4.2 – В

4.3 – А

 

Заключение:

В своей работе я показал основные теоретические моменты теории бюджетного дефицита и постарался отразить основные черты этих проблем применительно к российским условиям.

Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлением промышленного производства, расширением экспорта ориентированных и производств, в основном, связанных с нефтедобычей. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в прошлом году, были, перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

Простота рекомендаций по преодолению бюджетного дефицита с помощью увеличения налогов и сокращения расходов иллюзорна, ибо требует, как показывает опыт многих стран, очень тонкого, сбалансированного сочетания мер по повышению доходной базы и сокращению государственных расходов. Государство, будучи гарантом своих обязательств, перед хозяйством и населением, вынуждено покрывать разницу между бюджетными доходами и расходами расширением своих заимствований и эмиссией необеспеченных товарными ресурсами денег.

В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Оживление экономики с начала 2011 года вселяет надежду.

 

 

Список используемой литературы:

 

 

1. Миляков Н.В Финансы М.:Инфра-М,2002г. стр137-142.

2. Финансы / Под ред. Романовского М.В. и др. – М.: Перспектива, 2000г.

стр203-207.

1. Бабин В.И «Понимание вопросов формирования и использования бюджета рядовыми налогоплательщикам ».Изобретательство,2002г.№4 стр5-17.

2. Сенчагов В.К. «Экспертное заключение института экономики РАН на проект Федерального бюджета 2003г и прогноз социально экономического развития России на 2003г». Банковское дело,2002г.№10 стр2-7.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.