Основные направления расходов местных бюджетов
Выделяют две основные группы расходов:
Обязательные расходы — расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.
Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.
Структура расходов местных бюджетов:
Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы.
К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:
· содержание собственных органов управления;
· проведение местных выборов;
· реализация муниципального заказа;
· исполнение собственных законов;
· финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
· финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
· обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
· специальные целевые программы местного значения;
· инвестиции в местную инфраструктуру.
Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.
Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:
· обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений;
· создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий;
· осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;
· социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
· организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;
· выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
· субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
· строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
· предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
· организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
· субвенции на покрытие дополнительных расходов убытки по тепло- и электроснабжению);
· осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
· организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и др.
Если проводить оценку расходов местных бюджетов по функциональному направлению, то основные их разделы можно объединить в следующие группы.
Первую группу составляют расходы на производственную сферу, куда включаются расходы по содержанию и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства, расходы на национальную экономику и охрану окружающей среды. На группу этих расходов приходится более 17% расходов. Основной объем расходов приходится на жилищно- коммунальное хозяйство. Расходы на национальную экономику занимают, как правило, незначительную долю в местных бюджетах (от 1 до 5%) после внесения изменений в структуру полномочий органов местного самоуправления. Как правило, данные расходы связаны с содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования, а также с субсидированием определенных градообразующих предприятий муниципального образования или дотированием предприятий, имеющих важное социальное значение для местности.
Вторую группу расходов местных бюджетов, имеющих важнейшее значение для повышения уровня и качества бюджетных услуг в муниципальном образовании и отражающих эффективность проводимой в нем бюджетной политики, составляют социально-культурные расходы, на долю которых приходится более 70% совокупных расходов. Наибольший удельный вес в этой группе занимают расходы на образование, доля которых превышает 38% совокупных расходов местного бюджета. В группе совокупных социальных расходов на долю образования приходится более 50%.
Таким образом, направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Доля социальных расходов, финансируемых местными бюджетами, составляет свыше 30% от всего объема средств, расходуемых на данные цели. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории, которое отражает собственные полномочия органов МСУ по содержанию и развитию коммунальной и территориальной инфраструктуры. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.
13. Структура доходов и расходов бюджета городского округа.
Налоговые доходы бюджетов городских округов
1. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
· земельного налога — по нормативу 100 процентов;
· налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
· налога на доходы физических лиц — по нормативу 30 процентов;
· единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;
· единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 60 процентов;
· государственной пошлины.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
14. Структура доходов и расходов бюджета муниципальных районов и бюджетов поселений.
Налоговые доходы бюджетов поселений
1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов:
земельного налога — по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
· налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;
· единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов.
Налоговые доходы муниципальных районов
1. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
земельного налога, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов;
налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях, — по нормативу 100 процентов.
2. В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
· налога на доходы физических лиц — по нормативу 20 процентов;
· единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 100 процентов;
· единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30 процентов;
· государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) — по нормативу 100 процентов:
по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за искл. Верховного Суда РФ;
за совершение нотариальных действий государственными нотариусами; за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами и т.п.;
· за выдачу ордера на квартиру;
· за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
15. Общегосударственные вопросы
(По разделу «Общегосударственные вопросы» отражаются расходы на функционирование главы государства – Президента РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органа местного самоуправления, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах, проведение выборов и референдумов, международные отношения и международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, содержание и пополнение государственного материального резерва, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, резервные фонды, прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.)
Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления.
Система органов управления в Российской Федерации представляет собой совокупность представительных и исполнительных органов власти всех уровней, суда и прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ система государственной власти в РФ основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения междуРФ, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.
Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным Собранием — Государственной Думой, судебная — Верховным Судом РФ.
Главой исполнительной власти в РФ является Президент РФ, Правительство РФ как орган исполнительной власти подотчетно Государственной Думе и Президенту РФ.
На региональном и местном уровне структура органов управления аналогична государственной и представлена законодательными (представительными) органами и администрацией.
Финансирование перечисленных выше видов деятельности осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ по разделу 1 «Общегосударственные вопросы» в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов на финансирование общегосударственных вопросов
Основное место в структуре расходов федерального бюджета на решение общегосударственных вопросов занимают бюджетные ассигнования обслуживание государственного долга (22-25 % от общей сумы расходов по разделу), на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов надзора (около 23%), на судебную систему (10-11%).
На региональном уровне расходы на финансирование общегосударственных вопросов составляет менее значительную долю от общего объема расходов бюджета - около 7-9%. Примерно такую же долю эти расходы составляют в структуре расходов местных бюджетов.
В настоящее время в РФ сформировалась разветвленная система органов, осуществляющих управленческую, контрольную и надзорную деятельность. При этом если формирование налоговых и таможенных органов является прерогативой федерального центра, то управленческие органы могут создаваться на всех трех уровнях власти. Соответственно финансирование органов, сформированных на федеральном уровне, осуществляется из федерального бюджета, а финансирование региональных или местных органов – из соответствующих региональных и местных бюджетов. При этом привлечение внебюджетных источников финансирования, а также разделение полномочий по финансированию органов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ не допускается.
К финансовым, налоговым и таможенным органам надзора, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, относятся:
1. Счетная палата РФ;
2. Федеральная налоговая служба;
3. Федеральная таможенная служба;
4. Федеральное казначейство;
5. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
6. Иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансового мониторинга, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также центральный аппарат Министерства финансов РФ).
Структура и динамика расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности указанных органов на период до 2001 года характеризуется незначительным ростом. Планируемый рост расходов обусловлен:
· § повышением размера денежного содержания государственных служащих, включая расходы на внедрение механизма материального стимулирования работников налоговых органов в зависимости от соответствия их работы критериям оценки ее эффективности;
· § увеличением аппарата сотрудников ряда финансовых органов;
· § совершенствованием технического обеспечения;
· § проведением капитального ремонта административных зданий.
Значительную долю финансирования общегосударственных вопросов федерального бюджета занимают расходы на федеральную судебную систему. Кроме того, по результатам исполнения последних отчетных лет и на основании прогнозных данных федерального бюджета до 2012 г. наблюдается положительная динамика по указанному направлению расходов. Рост расходов на судебную власть обусловлен, прежде всего, проведением в РФ судебной реформы, предусматривающей ряд мероприятий:
· § улучшение информационного обеспечения деятельности органов судебной власти;
· § реконструкция или приобретение зданий для размещения в них судов;
· § обеспечение жильем судей и работников судебной системы;
· § увеличение численности лиц и заработной платы лицам, занятым в судебной системе.
При расчете расходов на управление и судебную власть за базу принимаются предварительные итоги исполнения бюджета предыдущего года с учетом мероприятий по экономии и реструктуризации расходов в планируемом году.
Объем расходов на содержание аппарата указанных органов определяют такие основные документы, как штатное расписание и смета расходов.
В штатном расписании указываются наименования должностей руководителей и специалистов по структурным подразделениям, количество штатных единиц по каждой должности, схемы должностных окладов, надбавки, месячный фонд заработной платы по должностным окладам, размеры оклада на каждой должности (минимальные и максимальные).
Размер ассигнований не может превышать объема, утвержденного в бюджете; при этом основным принципом использования бюджетных ресурсов является строгое их регламентирование по назначению и времени.
Расчеты по расходам на органы управления и судебную власть готовят соответствующие структурные подразделения. При этом используются метод прямого счета и метод нормирования. Размер необходимых ассигнований рассчитывается на основании утвержденных тарифов, норм и т. д. При определении расходов могут применяться индивидуальные и комбинированные нормы, объединяющие группу расходов. Расходы предусматриваются в соответствии с группировочными кодами бюджетной классификации.
В состав расходов на содержание аппарата управления входят: заработная плата (должностной оклад и надбавки), начисления на заработную плату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.
Фонд заработной платы на год исчисляется путем умножения среднемесячной ставки заработной платы на среднегодовое число работников и 12 месяцев.
Средняя ставка заработной платы рассчитывается исходя из месячного фонда заработной платы по должностным окладам, утвержденным по штатному расписанию, деленным на количество штатных единиц.
Один из основных видов затрат на управление — расходы на приобретение инвентаря, оборудования и расходных материалов (канцелярских и других товаров).
Расходы на командировки и служебные разъезды работников аппарата управления включают оплату стоимости проезда, различные надбавки к заработной плате, выплаты за счет командировочных (суточных, квартирных) и т. д.
Затраты на оплату транспортных услуг включают содержание транспорта, его текущий ремонт, компенсации за использование личных легковых автомобилей.
Оплата услуг связи включает расходы междугородных и иных телефонных переговоров, телефаксов, оплату почтовых отправителей и т. д. К расходам на коммунальные услуги относят расходы по аренде помещений, на отопление, освещение, водоснабжение и другие услуги.
В прочих текущих расходах учитывают оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря, повышение квалификации кадров и др.
16. Нац оборона, нац безопастность.
По разделу «Национальная оборона» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных сил РФ в сфере наземной, морской, военно-воздушной, противоракетной и космической обороны. Сюда входят также расходы на мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие РФ в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в данной области.
Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний. В данном разделе также отражаются расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороне, проведению миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
17. Нац экономика.
По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора.
В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей – топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.).
18. ЖКХ, охрана окр среды
Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной деятельности, а также расходы на управление услугами в указанной сфере, прикладные научные исследования. Здесь отражаются расходы на строительство и реконструкцию жилых домов, предоставление субсидий гражданам на приобретение жилья и субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержанию жилого фонда. В данном разделе отражаются также расходы, связанные с вопросами коммунального развития и предоставлением коммунальных услуг: таких как поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций (развитие, реконструкция и замена инженерных сетей) и объектов жилищно-коммунального назначения (уличное освещение, объекты санитарной уборки, зеленые насаждения и т. п.).
По разделу «Охрана окружающей среды» отражаются расходы на очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану растительных и животных видов и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха.
19. Образование, культура, кинематография, СМИ.
Раздел «Образование» отражает направление расходов на целенаправленный процесс воспитания и обучения. Здесь отражаются: расходы на дошкольное образование детей раннего возраста и содержание дошкольных образовательных учреждений; расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; расходы на начальную профессиональную подготовку в средних специальных учебных заведениях, специальных профессионально-технических училищах, межшкольных учебных комбинатах, учебно-производственных мастерских; расходы на образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования; расходы на высшее профессиональное образование; расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также на молодежную политику и организацию оздоровительной кампании для детей.
По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» отражаются расходы на предоставление услуг в этой сфере, содержание учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио– и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью.
По данному разделу осуществляется выделение и финансирование особо значимых для государства культурных объектов, таких как, например, Российская государственная библиотека; Государственный Эрмитаж; Государственный русский музей; Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Политехнический музей; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Государственный академический Большой театр России; Государственный академический Мариинский театр; Государственный фонд кинофильмов РФ; Государственный Кремлевский Дворец и др.
20. Здравоохранение, физра и спорт
Расходы на «здравоохранение и спорт» предусматривают расходы государства на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере здравоохранения, текущее содержание учреждений здравоохранения, включая предоставление ими медицинских услуг, расходы на предоставление услуг отдельным лицам, централизованные закупки медикаментов и медицинского оборудования, реализацию мероприятий, связанных с организацией лечения граждан РФ за рубежом, текущее содержание учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мероприятия в области санитарно-эпидемиологического надзора, а также расходы бюджетов субъектов РФ по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения.
По данному разделу отражаются также расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в области спорта, предоставление услуг по организации занятий спортом и физической культурой, управление сооружениями, предназначенными для активных занятий спортом или спортивных мероприятий, участие в российских и международных спортивных мероприятиях, а также расходы на предоставление субсидий для поддержки команд или отдельных участников соревнований.
21. Социальная политика
По разделу «Социальная политика» отражаются расходы на пенсионное обеспечение, связанное с выплатой пенсий по старости, пенсий военнослужащим, государственным и муниципальным служащим, судьям, пожизненным содержанием судей, включая надбавку в размере 50 % ежемесячного пожизненного содержания. По данному разделу отражаются также расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, функционированием учреждений и организаций социального обслуживания (дома-интернаты для инвалидов, медико-санитарные экспертные комиссии и др.), предоставлением мер социальной поддержки в виде пособий в денежной форме и в форме льгот иждивенцам в случае потери кормильца, а также меры социальной поддержки, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
В данном разделе отражаются также расходы, связанные с социальным страхованием населения, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Федеральным фондом социального страхования, предоставлением социальной защиты в виде: пособий в денежной форме лицам, которые способны работать, готовы к работе, но не могут найти подходящую работу; пособия на ребенка гражданам, имеющим детей; пособия гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений; компенсации по автострахованию для инвалидов и другие. Здесь учитываются также расходы на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|