Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление дебиторской задолженностью





Управление оборотными активами

Вопрос 1 - политика управления оборотными активами

Политика управления оборотными активами включает в себя:

1. Формирование необходимого объёма и состава оборотных средств

2. Оптимизацию структуры оборотных средств

3. Рационализацию структуры источников их финансирования

Управление оборотными активами должно осуществляться как в целом, так и по отдельным элементам, поскольку каждый из них имеет своё экономическое назначение и особенности, которые следует учитывать.

Можно выделить 3 стратегии управления оборотными активами:

1. Осторожная

2. Ограничительная

3. Умеренная

Осторожная стратегия предусматривает сравнительно высокий объём оборотных активов, предприятие хранит значительные запасы сырья и материалов на складе, имеет большие остатки свободных денежных средств, стимулирует продажу своей продукции в кредит, увеличивая дебиторскую задолженность. Эта стратегия самая безопасная с точки зрения обеспечения производственного процесса необходимыми ресурсами и выполнения договоров на поставку готовой продукции, однако, она требует отвлечения значительных ресурсов для формирования этих активов, что омертвляет часть финансовых ресурсов, которые предприятие могло бы использовать в других сферах и получать дополнительный доход.



Ограничительная стратегия сводит к минимуму объём оборотных активов предприятия, осуществляя жёсткую экономию на запасах сырья, материалов и готовой продукции. При данной стратегии сдерживается рост текущих активов, их удельный вес в общих активах предприятия сравнительно не высок, а срок оборачиваемости не велик. Эта политика может применяться на предприятиях, работающих в условиях стабильности и достаточной определённости, когда известны сроки поставки сырья и материалов, составлен график отгрузки ГП, указаны сроки поступления денежных средств и платежей. Эта политика обеспечивает высокую экономическую эффективности использования оборотных активов, но несёт значительные риски из-за различного рода сбоев, это приводит к дополнительным издержкам и потерям.

Умеренная политика является компромиссом между осторожной и ограничительной политиками, показатели эффективности и риска находятся на среднем уровне.



Вопрос 2 – стратегия финансирования активов

Оборотные активы предприятия финансируются в основном за счёт текущих обязательств компании, а также частично за счёт долгосрочных заёмных средств.

Задачей финансового менеджера является выработка стратегии финансирования текущих активов путём определения оптимального соотношения между долгосрочными и краткосрочными источниками финансирования. Выделяют 3 стратегии финансирования активов:

1. Консервативная (осторожная)

2. Агрессивная

3. Умеренная

При консервативной стратегии потребность предприятия в финансировании текущих активов практически полностью покрывается за счёт долгосрочных пассивов (собственных и долгосрочных заёмных средств). Предприятие крайне редко прибегает к краткосрочному финансированию. Консервативная стратегия обеспечивает предприятию устойчивость и ликвидность, однако является дорогостоящей, т.к. цена долгосрочного кредита обычно выше краткосрочного. Кроме того, предприятие вынуждено уплачивать проценты за кредит постоянно, даже в период избыточного финансирования, в результате снижается доходность его деятельности.

Агрессивная стратегия предусматривает, что оборотные активы предприятия полностью покрываются за счёт краткосрочных источников финансирования. Долгосрочный капитал используется только для финансирования внеоборотных активов. Проведение такой стратегии делает предприятие финансово неустойчивым и возникает риск неплатёжеспособности. Однако, краткосрочные источники финансирования длительное время сохраняются на неизменном уровне. Постоянные текущие активы предприятия покрываются за счёт текущей кредиторской задолженности, а переменные за счёт краткосрочных банковских кредитов.



Умеренная стратегия предполагает, что финансовый менеджер найдёт оптимальное соотношение между риском неплатёжеспособности компании и надёжностью от экономии на долгосрочных активах. Разрабатывая такую стратегию менеджер использует долгосрочные источники финансирования внеоборотных активов и постоянной части, а краткосрочные финансовые источники привлекаются для покрытия их переменной части. Умеренная стратегия снижает риски возникновения убытков, поскольку в при её проведении предприятие не испытывает затруднений и сокращает потери от неэффективного использования финансовых средств.

Таким образом, выбор способов финансирования оборотных активов это выбор между риском неплатёжеспособности и прибыльности.

Управление запасами

Целью управления товарно-материальными запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных инвестиций в запасы. Умелое управление запасами минимизирует их объем, снижая связанные с ними расходы и повышая доходность активов. Вместе с тем объем запасов должен быть достаточным для успешной работы предприятия.

Управление запасами связано с компромиссом между расходами по содержанию запасов и прибылью от владения ими. Чем выше объем запасов, тем выше стоимость их хранения, страхования, расходы на выплату процентов по кредиту для приобретения запасов. С другой стороны, увеличение запасов снижает риск сокращения объемов производства из-за отсутствия запасов сырья и материалов на складе, а также риск потери покупателей из-за отсутствия запасов готовой продукции. Кроме того, большие объемы закупок приводят к увеличению скидок с продажной цены.

Задачей финансового менеджера является минимизация совокупных затрат, связанных с формированием и содержанием запасов. Увеличение размера партии поставки уменьшает относительные расходы (в расчете на единицу материалов), связанные с размещением заказа, оформлением документов, доставкой материалов на предприятие и его приемкой. Однако большой размер партии поставки увеличивает затраты на хранение материалов (требуется больше складских помещений, обслуживающего персонала и т.п.). Таким образом, увеличение партии поставки приводит к экономии на затратах по размещению запаса и его доставке, но увеличивает затраты на хранение. В процессе управление запасами решается задача оптимизации размера партии поставки, при котором суммарные затраты по хранению и размещению заказа будут минимальными.

Определение оптимального размера заказа:

затраты
Размер заказа
Общие издержки
Затраты по содержанию заказа
Затраты на выполнение заказа
Q – Оптимальный размер заказа

Размер оптимальной партии заказа по модели EOQ (модели Уилсона), которая предусматривает ряд ограничений:

- потребность в запасах можно точно прогнозировать;

- расходование запасов равномерно;

- не предоставляется никаких скидок;

- не происходит задержек в получении заказов.

Формула определения оптимальной партии заказа имеет вид:

 

,

 

где EOQ – объем партии заказа в единицах;

F – стоимость выполнения одной партии заказа, д. е.;

D – общая потребность в сырье на период, ед.;

H – затраты по хранению единицы сырья, д. е.

 

Управление запасами включает в себя определение приемлемой системы их контроля, к которой целесообразно отнести метод АВС. Согласно этому методу производственные запасы делятся на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

- категория «А» включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа);

- категория «В» составлена из менее дорогостоящих видов запасов, которые проверяются при ежемесячной инвентаризации; для запасов этой категории, как и категории «А», приемлема методика определения оптимального размера заказа;

- категория «С» включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Метод АВС позволяет сосредоточиться на контроле наиболее важных видов запасов категорий «А» и «В» (категории «С» уделяет меньше внимания) и тем самым сэкономить ресурсы и повысить эффективность управления запасами.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного, а, следовательно, и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.

 

Управление дебиторской задолженностью

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной инкассации.

Основные этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью предприятия:

1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде

1). Оценивается уровень дебиторской задолженности и его динамика в предшествующем периоде на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность (КОАдз)

КОАдз = ДЗ/ОА

 

ДЗ – общая сумма дебиторской задолженности предприятия (сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту)

ОА – общая сумма оборотных активов предприятия

2). Определяется:

а). средний период инкассации дебиторской задолженности

ПИдз = ДЗср/Оо

ДЗср – средний остаток дебиторской задолженности предприятия

Оо – сумма однодневного оборота по реализации продукции

б). количество оборотов дебиторской задолженности

КОдз = ОР/ДЗср

ОР – общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде

Данный коэффициент характеризует скорость обращения инвестированных в дебиторскую задолженность средств в течение определенного периода.

3). Оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее возрастным группам

4). Рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности.

Для этого используются 2 показателя:

а). коэффициент просроченной дебиторской задолженности

КПдз = ДЗпр/ДЗ

ДЗпр – сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки.

б). средний возраст просроченной дебиторской задолженности

ВПдз = ДЗпр-ср/Оо

ДЗпр-ср – средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок

5). Определяют 2 коэффициента:

а). сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность

Эдз = Пдз – ТЗдз –ФПдз

Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита.

ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга

ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями

б). коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность

КЭдз = Эдз/ ДЗрп-ср

ДЗрп-ср – средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

На данном этапе решатся:

1. в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит? (товарный или потребительский кредит)

2. какой тип кредитной политики следует избрать предприятию? (консервативный, умеренный, агрессивный)

Товарный кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов и предоставляется оптовым покупателям продукции на срок 1 – 6 месяцев.

Потребительский кредит представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от 6 мес. до 2 лет.

Консервативный тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска, т.е. на:

1. существенное сокращение круга покупателей в кредит за счет групп повышенного риска

2. минимизацию срока предоставления кредита и его размера

3. ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости

4. использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности

Умеренный тип кредитной политики характеризует типичные условия ее осуществления в соответствие с принятой коммерческой и финансовой практикой, и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный тип кредитной политики направлен на максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестированных в дебиторскую задолженность

 

ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит

Ксц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью

ППКср – средний период предоставления покупателям кредита в днях

ПРср – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту в днях

4. Формирование системы кредитных условий

1). Срок предоставления кредита (кредитный период)

2). Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит)

3). Стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретаемую продукцию). Такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит – ПСк

ЦСн – ценовая скидка, предоставляемая покупателю при осуществлении немедленного расчета за приобретаемую продукцию, %

СПк – кредитный период в днях

4). Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателем (пени, штрафы, неустойки).

5. Формирование стандартов оценки покупателей

Включает следующие основные элементы:

1. определение системы характеристик для оценки кредитоспособности отдельных групп покупателей.

2. формирование и экспертизу информационной базы данных для проведения этой оценки

3. выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей

4. группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности

5. дифференциация кредитных условий в соответствие с уровнем кредитоспособности покупателей

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

В составе этой процедуры должны быть предусмотрены:

1. сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о сроках платежа

2. возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту

3. условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются:

1. Факторинг.

Представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании- «фактор-компании», которая принимает на себя все кредитные риски по инкассации долга.

2. Учет векселей, выданных покупателями продукции

Представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

3. Форфейтинг.

Представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой ему комиссионного вознаграждения.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любой форме предоставления кредита выступают следующее условие:

ДЗо >> ОПдр >= ОЗдз + ПСдз

ДЗо – оптимальный размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии

ОПдр – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит

ОЗдз – дополнительные операционные затраты по обслуживанию дебиторской задолженности

ПСдз – размер потерь средств, инвестированных в дебиторскую задолженность из-за неплатежеспособности покупателей

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.