Сделай Сам Свою Работу на 5

Единство природного (биологического) и социального (условия развития) в человеке. Понятия «организм», «личность», «индивидуальность» (Э.А.Голубева).





Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Так, в познавательной сфере человека показателями свойств человека как субъекта деятельности являются особенности внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией этих свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человека являются способности.

Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статусом, социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные свойства образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию поведения. Интеграция вторичных свойств, т.е. еще более высокий уровень в иерархии свойств личности, образует характер человека и его склонности.Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с окружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б.Г. Ананьева, „представить человека не только как открытую систему, но и как систему „закрытую", замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)" (Б.Г. Ананьев, 1969. с. 327).



Таким образом, индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид —> личность, субъект деятельности —> индивидуальность.

Нами предложена схема, обобщающая исследования по структуре индивидуальности

и личности, в которых природное и социальное, организм и личность

составляют единство. Соответствующие компоненты (мотивация, темперамент,

способности и характер) объединены системообразующими признаками:

эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями.(Э.А.Голубева)

Попытаемся определить также коротко и обобщенно эти структуро- или системообразующие признаки.



Эмоциональность как черта личности - это «чувствительность к эмоциогенным ситуациям» «Это - фактически целый конгломерат качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний» (В.Д. Небылицын, 1976, с. 251).

Активность - «мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью

» /Н.С. Лейтес, 1977, с. 164/. Это - «индивидуальное свойство, отличающее

данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты

выполняемых действий или деятельности любого рода» /Я. Стреляу, 1982, с. 74/.

«Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств,

обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному

освоению внешней действительности, вообще к самовыражению -относительно

внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном,

либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо в социальном

(общение) плане, и в соответствии с этим могут быть выделены несколько

видов общей активности» /В.Д. Небылицын, 1971, с. 22/.

 

Саморегуляция— «столь же общее свойство психического, как и активность

(жизненная роль психики как раз и состоит в регулировании поведения и деятельности)» (Н.С. Лейтес, 1971, с. 253); «...адекватность действий, своевременное

приспособление к условиям задачи, успешное достижение необходимого результата

зависят от возможностей саморегуляции нервной системы» /Н.С. Лейтес,

1972, с. 226/.

«Континуум саморегуляции В.Д. Небылицын наполнял такими характеристиками,

как непрерывный анализ эффекта совершаемых действий; планирование



их и реализация в соответствии с намеченной программой; текущая коррекция

допускаемых ошибок; удерживание намерений в программировании сложных

последовательных актов; оценка правильности их выполнения, а также осмысленное

переключение с одного способа действий на другой» /А.И. Крупнов,

В.М. Русалов, 1996, с. 58/.

В качестве четвертого, конечно, очень гипотетического, системообразующего

признака использованы «побуждения».

«Свойство характера - это, в конечном счете, есть тенденция, побуждение,

мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях

» /1957, с. 293/. В этом высказывании С.Л. Рубинштейна как и в положениях,

приведенных выше, подчеркнут очень важный мотивационный компонент характера,

что, в свою очередь, позволяет через системообразующий признак «побуждения

» объединить такие подструктуры личности, как «мотивация» и «характер».


 

39. Классификация профессий. Профессиональная пригодность. (Гур., Климов, ЕАГ, Е.Б, Иль)

Из Анастази: «ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ

Стандартизованные тесты используются во многих крупномасштабных программах профессионального отбора. Некоторые из этих программ предназначены для отбора учащихся на курсы профессиональной подго­товки. Тесты применяются при отборе поступающих в медицинские учи­лища, стоматологические техникумы, на курсы санитаров, правоведов, техников, работников торговли, теологов, строителей и других специаль­ностей. Хотя основную задачу подобных программ тестирования состав­ляют выявление способностей и предсказание последующего освоения курса специального обучения, тесты достижений составляют важную часть большинства используемых в этом случае батарей».

 

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970

2 типа профессий по Гуревичу: 1) массовые профессии (их можно освоить всем, с учетом инд. Возможностей, выработки инд. Стиля деятельности и пр.); 2) профессии экстремального типа – необходим отбор с учетом типа нервной сиситемы (природных возможностей-ограничений).

Климов Е.А. Климов выделил 5 типов профессий: человек-природа; человек-человек; ч.-техника; ч.-знаковая системы; ч.-художественные образы.

Классификация способностей и склонностей (методика выявления склонностей к профессиям – дифф. Диагностич. Опросник (ДДО).

Холланд Дж.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.