Системе финансовых ресурсов.
Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему специфических финансовых методов, государство оказывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются прежде всего методы создания и использования централизованных ресурсов государства, необходимых для обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных членов общества и для оказания различных видов экономической помощи населению.
Наиболее типичной формой воздействия финансово-кредитной системы на доходы населения является бюджетное финансирование денежных выплат на удовлетворение потребностей, которые имеют государственные значения и гарантируются конституцией.
Бюджетные средства используются либо в форме ассигнований, либо в форме дотаций. Прямые ассигнования из госбюджета выделяются на текущие и капитальные затраты в отрасли, предоставляющие бесплатно или в льготном порядке услуги населению (просвещение, здравоохранение и др.). Дотации выделяются планово-убыточным отраслям (внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и некоторые другие отрасли), отраслям, обслуживающим население (на возмещение разницы в ценах).
Большое воздействие на доходы населения оказывает кредитная система. Предоставление ссуд на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также потребительский кредит непосредственно могут влиять на доходы населения и их увеличивают, несмотря на то, что кредитные отношения между государством и населением носят возвратный характер. В условиях инфляции задолженность населения по существу превращает ссуды в источник его доходов.
В финансовом обеспечении всего воспроизводственного процесса существенное место занимают денежные сбережения населения, выступающие в качестве важного элемента финансовых ресурсов.
Сбережения населения — часть денежных доходов (поступлений) населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки материальных благ.
Проектируемая величина прироста сбережений населения может рассматриваться как один из источников финансовых ресурсов государства, что не противоречит возвратному характеру каждого вклада в Сбербанк; страховую компанию и т. д. В качестве источника финансовых ресурсов государства выступают размещаемые среди населения Государственные займы и акции создаваемых государством акционерных предприятий.
Страховой фонд как источник финансовых ресурсов.
Страхование — система экономических отношений, включающая образование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и использование его для возмещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни.
Классики экономической теории рассматривали создание резервного, или страхового, фонда для страхования от несчастных случаев, стихийных бедствий как одно из первоочередных направлений распределения валового внутреннего продукта.
Характерные черты страхования: целевое назначение создаваемого фонда, расходование его ресурсов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; вероятностный характер отношений, поскольку заранее неизвестно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей она затронет; возвратность средств.
Сегодня страхование во всем мире выступает как коммерческое предпринимательство. Страховые компании в целях привлечения все большего числа страхователей модернизируют традиционные виды страхования.
Реальная действительность порождает такие виды страхования, которые ничего общего не имеют со стихийными природными бедствиями: страхование от забастовок, страхование кредитов, ренты, военных рисков, гарантийное страхование (от служебных злоупотреблений, растрат, вреда, который может причинить должностное лицо) и т. п.
В мировой практике страхуются экспорт и импорт товаров, различные коммерческие риски — неплатежеспособность покупателя, несоблюдение контрактов; возникло страхование атомных и космических рисков, загрязнения окружающей среды, компьютеров и бурильных установок в море, от профессиональных ошибок различных специалистов и др.
Содержание страхования все больше определяется политическими рисками и растущей безработицей, внутренними экономическими кризисами и неустойчивостью международной конъюнктуры, инфляцией и колебаниями валютных курсов. Все это служит основой для развития страхования в самых широких масштабах.
Страховые взносы уплачиваются каждым страхователем в денежной форме в соответствии с действующим законодательством.
Нынешний этап развития страхового дела в Республике Беларусь характеризуется резким ростом новых организационных форм страхования, созданием коммерческих и государственно-коммерческих страховых организаций, развитием новых видов страхования, улучшением оперативности и гибкости, повышением качества услуг, оказываемых населению страховыми органами.
Понятие финансовой системы и экономические основы
Построения.
Финансовая система (ФС) представляет собой совокупность финансовых отношений в форме взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев и сфер, которые распределяют, перераспределяют и используют фонды денежных средств хозяйственных субъектов, домохозяйств и государства.
Она выступает в виде взаимосвязанных между собой совокупности фондов денежных средств субъектов хозяйствования, а также государственных финансовых учреждений (институт), осуществляющих регулирование финансовых отношений, финансовых рынков и посредников, предоставляющих финансовые услуги, с помощью которых домохозяйства, предприятия и правительственные организации реализуют принимаемые ими финансовые решения.
Финансовые решения реализуются посредством финансовых потоков, которые представляют собой перемещение денежных средств в пространстве и времени между звеньями, а также сферами финансовой системы с помощью услуг, предоставляемых финансовыми рынками и посредниками.
Финансовые системы в процессе своего функционирования имеют взаимосвязи отношений между сферами и звеньями. Имея общие черты, финансовые отношения отличаются спецификой и образуют конкретные финансовые отношения в виде денежных потоков (налоги, доходы, расходы, кредиты и т.д.) Финансовые отношения, обладающие определенной общностью формируются в определенные звенья (бюджет, финансы домашних хозяйств).
Финансовые сферы - более высокое образование, отличающиеся особыми формами образования; использования, управления, но тесно связаны друг с другом (централизованные и децентрализованные финансы). Финансовые звенья управляются хозяйственными субъектами.
Финансовые отношения (денежные потоки) звенья и сферы реализуются законодательными органами и правительством страны, а также соответствующими министерствами и ведомствами. Управление финансовой системы осуществляется на основе нормативной базы национального законодательства. Финансовая система, выступая как многоуровневая структура, охватывает финансовые ресурсы страны в форме различных по назначению денежных фондов.
Центральная сфера представляет собой денежные фонды, находящиеся в собственности государства в лице его законодательных и исполнительных органов (публичные финансы).
Децентрализованные финансы - денежные фонды, находящиеся в собственности юридических лиц (хозяйственных субъектов) и физических лиц (нефинансовых домохозяйств).
В процессе функционирования звеньев и сфер финансовые активы используются в различных денежных и квази - денежных агрегатов (наличные, безналичные деньги, ценные бумаги, кредитные карты). В процессе движения финансовые активы создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое.
14. Сферы и звенья финансовой системы. Их содержание и назначение.
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).
Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.
Финансы предприятий (децентрализованные фонды) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.
Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры; финансы науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных организаций и общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.
Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности.
Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|