Сделай Сам Свою Работу на 5

МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)





Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук Й и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.



8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.

9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда: Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.

10. Упражнение на словообразование, составление предложений.

11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.

12. Определение общего мягкого звука в словах.

13. Чтение слов, систематизированных по наличию определенного мягкого звука.

14. Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мягкие согласные звуки».

15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.

16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: репродуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания продуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рассказа с опорой на сюжетную картинку).



17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция ударения. Учитель-логопед может предложить детям выписать слова: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики; определить ударные слоги; составить звуковые схемы слов.

Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:

§ запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки;

§ обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».

Итог уроков:

§ Как различить мягкие согласные звуки в слове?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)

Уроки 6-9

Цель: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначении мягкости и твердости согласных.

1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос: Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка; тыква — тигр)

2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягкости — твердости.

3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных согласных по мягкости — твердости.

4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией согласных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Произношение звуков, которыми различаются слова.

5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на письме. Определение роли мягкого знака в словах.

6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.



7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные буквы; обосновать выбор вписываемой буквы.

8. Сравнение слов пёнки — пеньки по произношению, написанию, звуковой структуре. Определение ударного слога.

9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.

10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).

11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество
предметов» и т.д.

12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объяснение отгадки.

13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.

14. Выразительное чтение стихотворений.

15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит — учить; носит — носить и т.д.

16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.

17. Работа над силой голоса.

18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук».

Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произношение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочетания: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.

Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.

Итог уроков:

§ Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?

§ Почему некоторые согласные звуки называются парными?

§ По каким признакам на письме можно определить мягкость или твердость согласных?

§ Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.

ЗВУК Й (2 ЧАСА)

Уроки 10-11

Цель: совершенствование произношения звука Й в положении после гласных и разделительного мягкого знака. Обобщение знаний об обозначении звука Й на письме различными вариантами.

1. Определение места звука Й в словах.

2. Четкое повторение слогов со звуком Й.

3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком Й. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

4. Составление словосочетаний с притяжательными место имениями (моя юла; твой ящик).

5. Произнесение слов со звуком Й. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовершенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой инструмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами.

6. Составление слов из слогов, данных вразброс.

7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком Й в различных положениях.

8. Работа над темпом речи.

9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяйская — хозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По какому признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков.

10. Название цветов радуги с четким произношением звука Й в конце слова.

11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки.

12. Уточнение значения словосочетаний типа красная книга; розовые очки.

13. Чтение слов с четким произношением звука Й.

14. Составление словосочетаний.

15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; действует тот, кому говорят: даете, пьете, моете).

16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (какой?) — кофейный).

17. Работа со словосочетаниями.

18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла.

19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение.

20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай — попугаи.

21. Выразительное чтение стихотворений.

22. Составление рассказа по серии картинок.

23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ.

24. Называние картинок. Четкое произношение звука Й после разделительного мягкого знака.

25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака.

26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в словах разной слоговой структуры.

27. Сравнение словоформ типа семья — семьи.

28. Работа над произношением звука Й в словосочетаниях.

29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют).

30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Четкое их произношение.

31. Словоизменение (гордость — гордостью).

32. Работа над произношением звука Й в предложениях.

33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов.

34. Работа над произношением притяжательных прилагательных.

35. Четкое и правильное произношение звука Й в текстах.

36. Работа над темпом речи.

37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».)

38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание.

Итог уроков:

§ Что вы узнали о звуке Й?

§ Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.