МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)
Уроки 2-5
Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких согласных звуков; показать смыслоразличительную функцию согласных в слове; развивать навыки различения мягких согласных звуков в слове, обозначать их буквами.
1. Называние картинок.
2. Определение первого звука в словах.
3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?». Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначение мягкого согласного (зеленый квадрат).
4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обозначение мягкости согласных.
5. Отработка навыка произношения и чтения мягких согласных в слогах.
6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук Й и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.
7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки. Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.
8. Закрепление четкого произношения мягких согласных звуков в словосочетаниях.
9. Работа над темпом речи. Проговаривание скороговорки. Обобщение учителя-логопеда: Все звуки в словах надо произносить ясно, четко — тогда речь будет понятна окружающим людям.
10. Упражнение на словообразование, составление предложений.
11. Сравнение схем слов (везение — вязание). Задания на звуковой анализ.
12. Определение общего мягкого звука в словах.
13. Чтение слов, систематизированных по наличию определенного мягкого звука.
14. Словарная работа: подбор антонимов к данным словам, согласование существительных с прилагательными по образцу. Лексика задания подобрана с учетом тематики уроков: «Мягкие согласные звуки».
15. Чтение текста, насыщенного мягкими звуками.
16. Отработка произношения мягких звуков в текстах: репродуктивные задания (чтение текстов, пословиц); задания продуктивного характера (дополнение предложений, пересказ, близкий к тексту, с опорой на готовую модель, составление рассказа с опорой на сюжетную картинку).
17. Работа с текстом. Смыслоразличительная функция ударения. Учитель-логопед может предложить детям выписать слова: стрелки — стрелки, гвоздики — гвоздики; определить ударные слоги; составить звуковые схемы слов.
Задания уроков, объединенных данной тематикой, могут быть расширены за счет упражнений типа:
§ запись слов и подчеркивание букв, обозначающих мягкие согласные звуки;
§ обсуждение вопроса: «Чего меньше в русском языке: согласных звуков или букв для обозначения согласных звуков?».
Итог уроков:
§ Как различить мягкие согласные звуки в слове?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (4 ЧАСА)
Уроки 6-9
Цель: развивать умение различать и четко произносить мягкие и твердые звуки; обобщить знания учащихся об обозначении мягкости и твердости согласных.
1. Наблюдение за произношением парных твердых и мягких согласных звуков в словах. Называние слов по звукам. Ответ на вопрос: Чем отличаются первые звуки в словах: павлин — петух; бык — белка; тыква — тигр)
2. Чтение слогов с оппозиционными согласными по мягкости — твердости.
3. Чтение слов с четким произношением оппозиционных согласных по мягкости — твердости.
4. Наблюдение за смыслоразличительной функцией согласных звуков в слове. Анализ слов типа: воз — вез; рад — ряд. Сопоставление пар слов по смыслу, звучанию, написанию. Произношение звуков, которыми различаются слова.
5. Способы обозначения твердых и мягких согласных на письме. Определение роли мягкого знака в словах.
6. Чтение словосочетаний с мягкими и твердыми согласными.
7. Методика «слова с окнами»: вставить пропущенные буквы; обосновать выбор вписываемой буквы.
8. Сравнение слов пёнки — пеньки по произношению, написанию, звуковой структуре. Определение ударного слога.
9. Чтение «звуковых схем». Определение схем слов, в конце которых пишется мягкий знак. Подбор слов к схемам.
10. Темпо-ритмические упражнения (Произнеси медленно; произнеси быстро).
11. Упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, операций мышления) типа: «Рассмотри картинки, найди отличия, посчитай количество предметов» и т.д.
12. Выразительное чтение и отгадывание загадки. Объяснение отгадки.
13. Работа с текстами. Выполнение послетекстовых заданий: произношение слов с мягкими согласными звуками; выбор слов с заданными твердыми и мягкими звуками.
14. Выразительное чтение стихотворений.
15. Четкое произношение и сравнение словоформ типа: учит — учить; носит — носить и т.д.
16. Выразительное чтение поговорки. Обсуждение ее смысла.
17. Работа над силой голоса.
18. Выразительное чтение рассказа В. Голявкина «Стук».
Обратить внимание на четкое, ритмичное и громкое произношение звукоподражаний, которыми насыщен текст. Обсудить, какие действия могут сопровождать следующие звукосочетания: бум, бам, бим, тик, ух, трах и т.д.
Целесообразно расширить содержание заданий данной темы за счет звуко-буквенного разбора слов с парными твердыми и мягкими согласными.
Итог уроков:
§ Чем различаются твердые и мягкие согласные звуки?
§ Почему некоторые согласные звуки называются парными?
§ По каким признакам на письме можно определить мягкость или твердость согласных?
§ Перечислите гласные, которые пишутся после мягких (твердых) согласных.
ЗВУК Й (2 ЧАСА)
Уроки 10-11
Цель: совершенствование произношения звука Й в положении после гласных и разделительного мягкого знака. Обобщение знаний об обозначении звука Й на письме различными вариантами.
1. Определение места звука Й в словах.
2. Четкое повторение слогов со звуком Й.
3. Чтение слов различной слоговой структуры со звуком Й. Четкое произношение звука в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).
4. Составление словосочетаний с притяжательными место имениями (моя юла; твой ящик).
5. Произнесение слов со звуком Й. Разъяснение значений слов: рояль (струнный, клавишный инструмент, разновидность фортепьяно); баян (духовой музыкальный инструмент, усовершенствованный вид гармони); флейта (старинный духовой инструмент). Обобщение: это музыкальные инструменты. Звуко-буквенный анализ слова флейта. Составление предложений с данными словами.
6. Составление слов из слогов, данных вразброс.
7. Чтение словосочетаний, включающих слова со звуком Й в различных положениях.
8. Работа над темпом речи.
9. Сопоставление однокоренных слов типа: хозяйка — хозяйская — хозяйничать. Обсуждение с детьми вопроса: «По какому признаку слова распределяются по столбцам; какие из слов называют предметы, какие — признаки предметов, а какие — действия?». Подбор слов по одному из выявленных признаков.
10. Название цветов радуги с четким произношением звука Й в конце слова.
11. Работа со словами, обозначающими некоторые цвета и оттенки.
12. Уточнение значения словосочетаний типа красная книга; розовые очки.
13. Чтение слов с четким произношением звука Й.
14. Составление словосочетаний.
15. Изменение глаголов по лицам (действует говорящий: даю, пою, мою; обращение к собеседнику: даешь, поешь, моешь; действует тот, кому говорят: даете, пьете, моете).
16. Обозначение признака предмета (кофе — магазин... (какой?) — кофейный).
17. Работа со словосочетаниями.
18. Четкое произношение пословиц. Объяснение их смысла.
19. Четкое произношение названий цветов (лилия, бегония, настурция, фуксия). Обобщение.
20. Заучивание стихотворения. Сопоставление форм слов: попугай — попугаи.
21. Выразительное чтение стихотворений.
22. Составление рассказа по серии картинок.
23. Сравнение произношения слогов трех типов: твСГ — мСГ — мСЙГ.
24. Называние картинок. Четкое произношение звука Й после разделительного мягкого знака.
25. Значение разделительного мягкого знака. Правописание разделительного мягкого знака.
26. Четкое произношение звука И после мягкого знака в словах разной слоговой структуры.
27. Сравнение словоформ типа семья — семьи.
28. Работа над произношением звука Й в словосочетаниях.
29. Изменение глаголов по лицам и числам (бью — бьет — бьют).
30. Составление слов с разделительным мягким знаком. Четкое их произношение.
31. Словоизменение (гордость — гордостью).
32. Работа над произношением звука Й в предложениях.
33. Сопоставление слов типа солю — солью. Различение слов на слух. Наблюдение за смыслоразличительной ролью мягкого знака в словах. Обсуждение вопроса, одинаково ли количество звуков и букв в каждом из слов.
34. Работа над произношением притяжательных прилагательных.
35. Четкое и правильное произношение звука Й в текстах.
36. Работа над темпом речи.
37. Решение ребуса. (Ответ: «Семья».)
38. Работа с текстом: чтение, заглавие, окончание.
Итог уроков:
§ Что вы узнали о звуке Й?
§ Какую роль выполняет в слове разделительный мягкий знак?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|