ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
Глава 1
1.1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Банковская система Республики Беларусь является составной частью финансово-кредитной системы страны, включающей кроме банков небанковские кредитно-финансовые организации. Двухуровневая банковская система сложилась II Республике Беларусь в 1991 г. На первом уровне находится 11ациональный банк Республики Беларусь, на втором - сеть банков.
Национальный банк Республики Беларусь - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь. Он обладает исключительным правом эмиссии денег (выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег), регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Основными целями деятельности Национального банка Республики Беларусь являются:
• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка Республики Беларусь. Главный банк государства осуществляет регистрацию банков и их лицензирование, кроме того выполняет надзорные функции, которые сводятся к контролю за деятельностью банков. Контроль над деятельностью банков необходим для того, чтобы обеспечить финансовую надежность банковской системы страны, избежать банкротства банков, обезопасить клиентов от риска невозврата средств, размещенных в банке. Также Национальный банк Республики Беларусь определяет порядок осуществления банковских операций, выступает для банков кредитором последней инстанции.
Банк - это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
• привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
• размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
• открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.
Таким образом, деятельность банка сводится к привлечению временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, зачислению этих денежных средств на соответствующие счета с последующим размещением на условиях возвратности, платности и срочности.
Банковская деятельность как совокупность выполняемых банками банковских операций, направленных на извлечение прибыли, определена Банковским кодексом Республики Беларусь.
При осуществлении банковской деятельности необходимо соблюдать нижеперечисленные основные принципы:
• обязательность получения банками специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
• независимость банков в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
• разграничение ответственности между банками и государством;
• обязательность соблюдения установленных Национальным банком Республики Беларусь нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
• обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;
• обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
• обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.
Банковские операции можно классифицировать следующим образом (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация банковских операций
Прежде чем приступить к размещению денежных средств, банк должен сформировать ресурсы, за счет которых он и будет совершать активные операции. В силу этого пассивные Банковские операции имеют для банка исключительное значение и носят первичный характер по отношению к активным операциям.
Банк вправе совершать и другие банковские операции и виды деятельности:
• расчетное и (или) кассовое обслуживание;
• валютно-обменные операции;
• операции с драгоценными металлами и камнями (купля- продажа, привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты);
• выдача банковских гарантий;
• доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
• инкассация наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
• выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
• выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
• финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).
Кроме того, банки могут выполнять в соответствии с законодательством Республики Беларусь поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме, доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, лизинговую деятельность, оказывать консультационные и информационные услуги, выпускать ценные бумаги и совершать операции с ними и т.д.
Банковским законодательством определено, что банки не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд, а также случаев, | предусмотренных законодательством Республики Беларусь, и страховую деятельность в качестве страховщиков.
Деятельность банков направляется банковским законодательством Республики Беларусь, которое представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субьектов и участников банковских правоотношений. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности. правовое положение субъектов банковских правоотношении, выстраивает отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков.
К актам банковского законодательства относятся:
• законодательные акты Республики Беларусь;
• распоряжения 11рсзидента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
• постановления Правительства Республики Беларусь;
• нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь;
• нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.
Исключительное место в системе банковского законодательства занимает Банковский кодекс Республики Беларусь.
1.2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
Банк начинает свою деятельность с момента государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности. Как уже было отмечено, регистрацию и лицензирование банков осуществляет Национальный банк Республики Беларусь. В соответствии с законодательством Республики Беларусь банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Большинство банков Республики Беларусь образовано в форме акционерного общества.
Упрощенно процесс создания банка можно представить | следующим образом.
1. Формирование уставного фонда. Уставный фонд банка формируется из вкладов (имущества) его учредителей. Минимальный размер уставного фонда банка устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Респуб- ипки Беларусь. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть сформирован в полном объеме II I денежных средств до государственной регистрации банка. Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке, или по согласованию с Национальным банком на временные счета, открываемые в других банках.
2. Согласование представителем банка или его учредителем с Национальным банком Республики Беларусь названия банка.
3. Представление в Национальный банк Республики Беларусь документов, необходимых для государственной регистрации банки. Основными документами, представляемыми для регистрации банка являются:
• заявление;
• устав банка;
• выписка из протокола учредительного собрания об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителя, главного бухгалтера банка;
• документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме и наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций;
• сведения об учредителях банка (физических и юридических лицах);
• анкеты кандидатов на должности руководителя, главного бухгалтера банка;
• бизнес-план;
• платежный документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора за государственную регистрацию банка;
• эскизы печатей в двух экземплярах и другие документы, определенные нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. (Национальный банк Республики Беларусь выдает учредителям банка, представившим документы, письменное подтверждение об их получении.)
4. Принятие решения о государственной регистрации банка, лицензирование. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в его регистрации принимается Национальным банком Республики Беларусь в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для государственной регистрации банка. Национальный банк Республики Беларусь в случае принятия решения о государственной регистрации банка уведомляет об этом в письменной форме в пятидневный срок его учредителей.
Национальный банк Республики Беларусь на основании решении о государственной регистрации банка в течение десяти рабочих дней выдает одновременно со свидетельством о государственной регистрации банка лицензию на осуществление, банковской деятельности с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять (приложение 1).
Лицензии, выданные Национальным банком Республики Беларусь, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности.
Право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц. открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещению драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) может быть предоставлено банку не ранее двух лет с даты государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения в течение последних двух лет и наличия нормативного капитала в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро на дату представления документов для внесения изменений и (или) пополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии.
Критерии определения устойчивого финансового положения банка устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь и учитывают прозрачность структуры собственности банка, достаточность и структуру капитала банка, качество его активов, финансовую эффективность, а также состояние ликвидности и качество управления банком.
Национальный банк Республики Беларусь при наличии основания может отказать в государственной регистрации банки, о чем уведомляет его учредителей в письменной форме в пятидневный срок со дня принятия такого решения с указанием причин отказа.
В ходе своей деятельности банки могут принимать решения о создании своих структурных подразделений: представительств, филиалов (отделений), центров банковских услуг, расчетно-кассовых центров, обменных пунктов.
Прекращение деятельности банка может выступать в виде I его ликвидации или реорганизации. Реорганизация банка проводится путем его разделения или выделения, а также ' слияния, присоединения. Порядок реорганизации и ликвидации банка регулируется Банковским кодексом, а также нормативными актами Национального банка Республики Беларусь.
НОРМАТИВЫ БЕЗОПАСНОГО
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|