Банкротство субъектов естественных монополий
Банкротство субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с общими нормами Закона о банкротстве с некоторыми особенностями. Причем эти особенности имеют много сходства с особенностями производства банкротства стратегических предприятий и организаций.
Для целей применения Закона о банкротстве под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику-субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. При этом указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом. Кроме того, арбитражному суду должны быть представлены доказательства неудовлетворения их в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника первой и второй очереди: 1) имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов; 2) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в производстве (см. ст.59 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве»).
В деле о банкротстве субъекта естественной монополии наряду с лицами, определенными Законом о банкротстве, участвующим в деле лицом признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Для контроля за субъектами естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (органы регулирования естественных монополий). Таким органом в настоящее время является Федеральная энергетическая комиссия РФ. Функции ФЭК РФ определены указом Президента РФ «О Федеральной энергетической комиссии РФ». В соответствии с ним ФЭК осуществляет регламентирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий (за исключением естественных монополий в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи).
Органы регулирования естественных монополий вправе участвовать в рассмотрении дел, связанных с применением или нарушением ФЗ «О естественных монополиях». Они также участвуют в деле о банкротстве субъекта естественной монополии и обладают правами, предусмотренными ст.41 АПК РФ.
Закон о банкротстве предусматривает особое правило, в соответствии с которым арбитражный суд приостанавливает рассмотрение дела о банкротстве, если должником-субъектом естественной монополии до принятия судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (услуги, работы), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии. Рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.
Если указанные акты признаны судом недействительными, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника-субъекта естественной монополии банкротом.
В ходе осуществления внешнего управления в отношении должника-субъекта естественной монополии внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.
Внешнему управляющему также запрещено отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К такому имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.
Продажа имущества должника-субъекта естественной монополии при проведении процедур банкротства опосредуется следующими обязательными условиями.
Во-первых, имущество должника, используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единый лотом. Во-вторых, в договоре купли-продажи должны быть предусмотрены условия о согласии покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях, обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей.
Кроме того, для заключения договора у покупателя должна быть лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.
При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса соответствующий федеральный орган исполнительной власти заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.
Как и в случае с банкротством стратегических предприятий и организаций, в случае неисполнения покупателем имущества должника-субъекта естественной монополии обязательных условий договора (см. п.2 ст.201 Закона о банкротстве) договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.
В случае принятия арбитражным судом решения о расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. Имущество, бывшее предметом договора купли-продажи, подлежит передаче в федеральную собственность.
Пример:
Напомним, Арбитражный суд Красноярского края в 2008 году по иску лизинговой компании ОАО «Ильюшин финанс Ко» ввел процедуру наблюдения в отношении «Красноярских авиалиний», ранее входивших в альянс AiRUnion. «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) настаивает на задолженности в объеме 92 млн рублей, возникшей у ОАО «Авиакомпания „Красноярские авиалинии”» по лизинговым платежам. ООО ТД «Топливное обеспечение аэропортов» ссылается на долги «Красэйр» за топливо в размере 29 млн рублей. А ООО «Финсервис» считает, что авиакомпания задолжала за лизинг самолетов 5,2 млн рублей. Авиакомпания не выплачивала зарплату сотрудникам с апреля 2008 года. В декабре 2008 года транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невыплаты заработной платы сотрудникам «Красэйр». Сумма долга по состоянию на 1 декабря 2008 года составляла 302 млн рублей.
С ноября 2008 года авиакомпании, входившие в альянс AiRUnion, полностью прекратили полеты. Маршрутная сеть и парк AiRUnion передаются в «Атлант-Союз», они составят основу нового объединенного перевозчика под эгидой «Ростехнологий» и правительства Москвы.
Банкротство застройщика
При подаче заявления в суд, должник обязан указать, что является застройщиком. Если суд узнает об этом факте после возбуждения дела, то будет вынесено постановление о том, что процедура банкротства юридического лица все равно пройдет с применением правил для застройщика.
Дело может быть передано по месту размещения объекта, или проживания большинства дольщиков, если это отвечает интересам кредиторов.
Участниками процесса являются паевые дольщики, выразившие желание получить недвижимость, и территориальный орган надзора за долевым строительством.
Суд может запретить хозяину земельного участка, на котором ведется строительство, передавать его в аренду кому-либо кроме застройщика, или использовать иным образом.
Конкурсный управляющий после того как подтвердились признаки банкротства и было открыто соответствующее дело, за пять дней оповещает дольщиков про банкротство застройщика и возможность выставления ему претензий.
Требования паевых вкладчиков к застройщику подтверждаются договором об участии, купле-продаже, займе, векселем, другими подобными документами. Сюда относятся вклады в простое товарищество, товарищество на вере, в строительные кооперативы.
Паевые дольщики вправе требовать передать им в счет погашения задолженности квартиры, если на балансе должника есть введенный в эксплуатацию дом, или весь недостроенный объект с участком под ним.
Суд может передать пайщикам недвижимость, если сумма их претензий не более, чем на 5% превышает стоимость объекта. Если превышение больше, инвесторы могут рассчитаться с другими кредиторами на недостающую сумму. Претензии паевых участников погашаются в порядке привилегированной третьей очереди. Согласие владельца земельного участка для данной процедуры не требуется.
О желании получить недвижимость инвесторы должны заявить в течение двух месяцев после начала процедуры. После этого срока они могут предъявить только претензии на денежное возмещение убытков.
В случае продажи объекта, полученные средства распределяются:
· 60% расчет с кредиторами, имеющими право залога на имущество;
· 25% выплата по денежным претензиям граждан;
· 10% кредиторам 1 и 2 очереди;
· 5% оплата судебных издержек и услуг управляющего.
Если у вас возникли конкретные вопросы по банкротству (несостоятельности юр лиц), вы можете задать их нашему специалисту и получить консультацию. Здесь же вы можете заказать услугу.
ПРИМЕР:
в 2009 году, когда ЗАО “Енисейский объединенный банк”, который является кредитором застройщика, подал исковое заявление в суд с требованием признать ЗАО “Сибстоун” банкротом. 3 июля 2009 года в отношении должника была введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Хамит Саитович Малаев. Банкротом должника признали позже — решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года. В отношении него было открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на Хамита Саитовича Малаева. В конце 2010 года Малаева освободили от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, а временным управляющим ЗАО “Сибстоун” был утвержден Владимир Викторович Кустиков, на него возложены обязанности конкурсного управляющего.
Точная цифра задолженности скандальной фирмы перед кредиторами неизвестна, но составляет она, по неофициальным источникам, около 2 000 000 000 рублей.
В последнем заседании Арбитражным судом был утвержден новый конкурсный управляющий – Евгений Александрович Казюрин. Следует отметить, что нового управляющего выбрали на общем собрании кредиторов еще 22 апреля.
Однако многих кредиторов эта кандидатура не устроила. В ход пошли и заявления в Арбитражный суд о признании результатов голосования на собрании недействительными от компаний По словампредставителя Е. А. Новоселова, у них имеются сомнения в беспристрастности и объективности судей.
Иную позицию на заявленные отвод и ходатайство высказал представитель кредитора С.В. Протасова:“Кредиторы пытаются затянуть процесс и перспектив у жалобы нет”.
Заявление об отводе рассматривала зампредседателя Арбитражного суда С.В. Ахметова - в итоге в отводе состава судей было отказано и заседание продолжалось…
Кредиторы снова ссылались на тот факт, что в случае удовлетворения требований 16 июня и признания результатов голосования 22 апреля недействительными, возникнет два противоположных судебных акта. Намекали и на то, что сам подсчет голосов на собрании производился вопреки установленному регламенту. Когда у сторон закончились доводы, суд удалился для принятия решения по ходатайству действующего управляющего Владимира Кустикова.
Решением суда, как было сказано выше, новым конкурсным управляющим назначен Евгений Казюрин.О результатах конкурсного производства он должен будет отчитаться на заседании в Арбитражном суде, которое назначено на 18 августа 2011 года.
Банкротство Гражданина
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрел три случая банкротства гражданина: 1) банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем; 2) банкротство индивидуального предпринимателя; 3) банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства. Банкротство гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, до принятия Закона о банкротстве нашим законодательством не предусматривалось. Необходимость введения такого института продиктована развитием рыночных отношений. "В положении должника с непосильным бременем обязательств, - как весьма удачно отмечено в литературе, - может оказаться не только индивидуальный предприниматель, но и всякий гражданин, взявший займ у банка, купивший недвижимость или иной дорогостоящий товар в кредит и т.п. Признаком банкротства гражданина является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве должно быть установлено, что соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены гражданином в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и что сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что размер требования к должнику-гражданину составляет не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд самим гражданином-должником, кредитором, прокурором, а также налоговыми и иными уполномоченными органами (п. 1 ст. 153 Закона о банкротстве). Одновременно с принятием заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд налагает арест на его имущество. При этом учитывается, что в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ на многие виды имущества граждан не может быть обращено взыскание. На основании решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом осуществляется продажа его имущества, включенного в конкурсную массу. Денежные средства, вырученные от продажи имущества гражданина, а также имевшиеся в наличии, вносятся в депозит арбитражного суда и используются затем для покрытия расходов, связанных с рассмотрением дела о банкротстве и исполнением решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 161 Закона о банкротстве. Важнейшим последствием объявления гражданина банкротом является освобождение его от обязательств, в том числе и не погашенных в связи с недостатком средств, вырученных от продажи имущества гражданина. Согласно п. 1 ст. 162 Закона о банкротстве после расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедуры признания гражданина банкротом. В виде исключения сохраняют силу и могут быть предъявлены и после окончания производства по делу о банкротстве гражданина требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов и некоторые другие (п. 2 ст. 162 Закона о банкротстве). Таким образом, гражданин, признанный банкротом, освобождается от бремени долгов. Он лишился имущества, которое было продано с целью их погашения, но зато приобрел душевное спокойствие и возможность начать новый этап в своей жизни. Наиболее существенной особенностью банкротства индивидуального предпринимателя является то, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. В течение одного года с момента признания его банкротом индивидуальный предприниматель не может быть зарегистрирован в этом качестве. Следовательно, его дееспособность в связи с банкротством в определенной мере оказывается ограниченной. Законом предусмотрены особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства. В данном случае речь идет о признании банкротом именно хозяйства, а не его главы - индивидуального предпринимателяС учетом отношений собственности в крестьянском (фермерском) хозяйстве заявление его главы в арбитражный суд должно содержать подтвержденные документами сведения о составе и стоимости имущества, принадлежащего на праве собственности членам хозяйства, а также об источниках, за счет которых это имущество приобретено. Такие сведения необходимы, поскольку в случае признания хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства имущество, принадлежащее на праве собственности членам хозяйства, в конкурсную массу не включается. Конкурсную массу хозяйства, признанного банкротом, образует имущество, находящееся в общей собственности его членов: насаждения, хозяйственные или иные постройки, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов (п. 1 ст. 171 Закона о банкротстве). Некоторые особенности признания банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства обусловлены тем, что оно осуществляет сельскохозяйственное производство, связанное с сезонностью работ и получения доходов и большой зависимостью от природных условий. Так, внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством после признания его банкротом вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Если же в течение срока внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок внешнего управления может быть продлен на один год (п. 3 ст. 169 Закона о банкротстве).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|