Сделай Сам Свою Работу на 5

Ярославская область (ЯО).





Аналитическая записка

Центральный федеральный округ

Липецкая область

В Липецкой области с 2002 года по 2008 год вопросы снижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, регулировались законами об областном бюджете за соответствующий год. В указанный период категории налогоплательщиков, имеющих право применять пониженную ставку, изменялись незначительно. Также незначительно изменялись и условия, при которых налогоплательщики были вправе применять пониженную ставку. Как правило, в части условий и требований изменения носили технический характер и сводились к уточнению отдельных положений закона.

С 1 января 2009 года вступил в силу специальный закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения, - Закон Липецкой области от 29.05.2008 №151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет». Именно в этом законе в настоящий момент установлены категории налогоплательщиков и условия применения пониженной налоговой ставки. В 2011-2012 году перечень категорий налогоплательщиков был существенно расширен. Если в 2010 году пониженные налоговые ставки могли применять только четыре категории налогоплательщиков, то в 2012 году их число достигло девяти.



В качестве особенности следует отметить, что к категориям налогоплательщиков отнесены победители областных конкурсов на право применения налоговой льготы. При этом в приложениях к законах об областном бюджете приводился поименный исчерпывающий перечень организаций, входящих в эти категории.

Пониженная ставка налога на прибыль в Липецкой области арифметически устанавливалась путем вычитания из величины, установленной Налоговым кодексом. Например, «следующие категории налогоплательщиков вправе понизить налог на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ на 4 процентных пункта. Размер вычета соответствовал допустимым в соответствии с действующей редакцией ст.284 НК РФ пределам.

Вместе с тем с 1 января 2012 года к правоотношениям применялся Закон Липецкой области от 29.05.2008 №151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет» в редакции Закона Липецкой области от 31.10.2011 №563-ОЗ. Можно предположить, что в данной редакции не были учтены изменения в ст.284 НК РФ в части налогообложения резидентов особых экономических зон федерального уровня. Так, до 2012 года налоговая ставка для таких резидентов не могла быть ниже 13,5%, а с 2012 года – не могла быть выше 13,5%. В областном законе налоговая ставка осталась равной 13,5%, что соответствует НК РФ. Однако в течение налогового периода был принят Закон Липецкой области от 01.10.2012 №62-ОЗ, который установил минимальную ставку налога на прибыль для резидентов особой экономической зоны в размере 0%, что допускается действующей редакцией ст.284 НК РФ. Кроме того, закону была придана обратная сила. Таким образом, ставка 0% стала применяться с 1 января 2012 года. Принятие такого закона допустимо с точки зрения п.4 ст.5 НК РФ, т.к. закон снижает налоговую ставку. Но сам факт принятия такого закона в течение налогового периода может говорить о том, что при принятии предыдущей редакции изменения в НК РФ не были учтены областным законодателем.



Кроме того, в качестве условия применения пониженной ставки налога для ряда категорий налогоплательщиков законы Липецкой области, в частности, Закон Липецкой области от 05.02.2002 N 188-ОЗ "Об областном бюджете на 2002 год", Закон Липецкой области от 29.05.2008 №151-ОЗ «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет», устанавливают раздельный учет доходов и расходов, полученных от деятельности, связанной с предоставлением налоговой льготы, и от иной деятельности. С одной стороны, это оправдано целями предоставления права применять пониженную ставку по налогу на прибыль и призвано стимулировать развитие инвестиционных проектов, социально и культурно ориентированных производств. Однако НК наделяет субъекты РФ только компетенцией по снижению ставки по налогу на прибыль. Такое условие, как ведение раздельного учета доходов и расходов, относится уже к другому элементу налога – порядку исчисления налога. А вопрос исчисления налога на прибыль, являющегося федеральным, урегулирован на уровне Налогового кодекса. Таким образом, условие раздельного учета доходов и расходов является оправданным с точки зрения целей применения пониженной ставки, но, представляется, что в данном вопросе Липецкая область вышла за пределы полномочий по регулированию отношений в сфере налогооблажения. Ввиду этого в региональное законодательство должны быть внесены изменения, направленные на устранение несоответствия положений законодательства субъекта РФ федеральному законодательству.



Владимирская область

За рассматриваемый период во Владимирской области было принято три закона, регулирующих пониженную ставку налога на прибыль (не считая изменений в них). При этом указанные законы касались только двух категорий налогоплательщиков: организации, реализующие инвестиционные проекты, и учреждения уголовно-исполнительной системы. Пониженная ставка налога на прибыль первой категории регулировалась до 1 января 2009 года Закон Владимирской области от 02.09.2002 N 90-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области". С 1 января 2009 вступил в силу Закон Владимирской области от 06.05.2008 N 81-ОЗ "О снижении ставки налога на прибыль организаций получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности".

В Законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» за период его действия был внесен ряд изменений. В части налога на прибыль изменения касались определения категории налогоплательщиков, имеющих право применять пониженную ставку, размера пониженной ставки, а также требований к инвестиционным проектам.

До 1 января 2009 года для получения налоговой льготы инвестиционный проект должен был пройти экспертизу, по итогам которой ему присваивалась категория. В зависимости от категории инвестпроекта налогоплательщику предоставлялись различные льготы. В целом за рассматриваемый период можно наблюдать тенденцию к увеличению категорий инвестиционных проектов, осуществление которых давало право применять пониженную ставку налога на прибыль. Если изначально пониженная ставка применялась только проектам трех категорий, то в 2008 году любые инвестиционные проекты, прошедшие экспертизу, давали право на применение пониженной ставки.

Условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль во Владимирской области следует признать соответствующими федеральному законодательству. Также на протяжении рассматриваемого периода положениям ст.284 НК соответствовала пониженная ставка по налогу на прибыль.

Вместе с тем в первоначальной редакции Закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области» категория налогоплательщиков указывалась как «юридическое лицо, зарегистрированное и осуществляющее инвестиционную деятельность на территории Владимирской области». Помимо осуществления деятельности на территории Владимирской области вводился критерий регистрации юридического лица на территории области. Этот критерий нельзя признать соответствующим федеральному законодательству, а также конституционным принципам. Территория РФ представляет единое экономическое пространство, а данный критерий ставил в неравное положение организации, зарегистрированные на территории Владимирской области и на территории других субъектов РФ. Такое различие в правовом статусе нельзя признать обоснованным ни экономически, ни юридически. Впрочем, данное несоответствие было устранено Законом Владимирской области от 09.09.2004 №142-ОЗ, который внес изменения в первоначальную редакцию Закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области».

Курская область

За рассматриваемый период в Курской области был принят только один нормативно-правовой акт, устанавливающий пониженную ставку по налогу на прибыль. Закон Курской области от 14.12.2010 №112-ЗКО "О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков" вступил в силу с 1 января 2011 года. На настоящий момент закон включает только одну категорию налогоплательщиков.

Пониженную ставку по налогу на прибыль вправе применять Организации, зарегистрированные на территории Курской области после 1 января 2011 года, созданные в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 10.1 Закона Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области", за исключением организаций, созданных в процессе реорганизации.

Формальным критерием для определения категории налогоплательщиков является регистрация на территории Курской области. Законность этого критерия вызывает сомнения по следующим основаниям. Пониженная ставка по налогу на прибыль может рассматриваться как налоговая льгота, т.е. исключение из общего режима налогообложения. Такие исключения должны быть обоснованными. Характер налоговых льгот должен соответствовать публично значимым целям, чтобы не ставить иных налогоплательщиков, которые не вправе применять льготу, в неравное положение. Кроме того, налоговая льгота не должна создавать необоснованные конкурентные преимущества для хозяйствующих субъектов. Согласно ч.1 ст.8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

С учетом сказанного критерий регистрации на территории Курской области нельзя признать обоснованным критерием для предоставления налоговой льготы в виде пониженной ставки по налогу на прибыль. Этот критерий ставит в неравное положение юридические лица, зарегистрированные в других субъектах РФ, но осуществляющие деятельность на территории Курской области и соответствующие всем другим условиям применения пониженной ставки по налогу на прибыль. В связи с этим представляется необходимым внести в Закон Курской области от 12 августа 2004 года N 37-ЗКО "Об инвестиционной деятельности в Курской области" изменения, направленные на устранение указанного противоречия. Право применять пониженную ставку по налогу на прибыль должно определяться исходя из места фактического осуществления предпринимательской деятельности и не должно ставиться в зависимость от места регистрации российского юридического лица.

 

Костромская область (КО)

Статья 284 НК РФ дает право субъектам РФ устанавливать льготы в области налогообложения прибыли, снижать размер ставки налога на прибыль в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Первым нормативно-правовым актом в законодательстве КО, направленным на реализацию закрепленного за субъектом РФ права, является Закон КО от 3 марта 2006 г. № 8-4-ЗКО "О снижении ставки налога на прибыль организации для пользователей объектов инвестиционной деятельности". Данным Законом была установлена пониженная налоговая ставка в размере 13,5% для пользователей объектов инвестиционной деятельности на срок окупаемости проекта.

Принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различий в отношении лиц, принадлежащих по условиям и роду деятельности к другим категориям налогоплательщиков. В Определении КС РФ от 3 июля 2008 г. № 630-О-П указано, что различия не могут устанавливаться произвольно, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.

Исходя из Постановления КС РФ от 13 марта 2008 г. N 5-П в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

Закон КО №8-4-ЗКО в качестве обязательного условия применения пониженной налоговой ставки при исчислении налога на прибыль пользователей объектов инвестиционной деятельности определяет включение реализуемого проекта в Реестр инвестиционных проектов КО. Положение «О реестре инвестиционных проектов КО» регламентирует порядок включения проектов в реестр, при этом не содержит в себе критериев, при соответствии которым, проект будет включен в названный реестр. Очевидно, что отсутствие законодательной регламентации на практике может приводить к попиранию принципа равенства налогоплательщиков, принадлежащих к одной категории.

Отметим, упомянутый Закон КО №8-4-ЗКО с 1 января 2014 утрачивает силу и заменит его Закон КО от 26 июня 2013 N 381-5-ЗКО "О применении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории КО», сохраняющий в себе критерий обязательности включения проекта в Реестр и устанавливающий различные льготы в налогообложении в зависимости от участия в промышленных округах КО.

Понижение налоговой ставки налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории КО, помимо пользователей объектов инвестиционной деятельности, установлено всего только для двух категорий налогоплательщиков.

В целом, нормы анализируемых законов соответствуют ст. 12, ст. 284 НК РФ, размер ставок налога на прибыль соответствует ограничениям, установленным НК РФ.

Ярославская область (ЯО).

Законодательство ЯО в области установления налоговых льгот при исчислении налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, весьма разнообразно и с 2002 года подвергалось частым изменениям, сообразно изменениям Федерльного Налогового законодательства.

Размер пониженной налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, то опускался до минимума, то облагался на общих условиях. Безусловно, такие изменения отражают во многом неоднородную политику власти ЯО в области налогообложения, что теоретически ставит налогоплательщиков во многом в непредсказуемые условия.

В настоящее время сумма налога на прибыль организаций, зачисляемая в областной бюджет, исчисляется по налоговой ставке в размере 13,5% только лишь для трех категорий налогоплательщиков: региональных организаций (отделений) общероссийских общественных организаций инвалидов; организаций, в которых на условиях трудового договора работают более 50 процентов инвалидов; товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов. Льготное налогообложение установлено также для участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты ЯО.

Нормы проанализированных законов соответствуют требованиям ст. 12, ст. 284 НК РФ, размер ставок налога на прибыль соответствует ограничениям, установленным НК РФ, в действующих на момент действия вносимых изменений в законодательные акты ЯО редакциях

 

Брянская область

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%.

 

В Брянской области за период с 2003 года по настоящее время был издан лишь один закон, понижающий ставку налога на прибыль для организаций, осуществляющих создание новых, реконструкцию, модернизацию существующих производств и реализующих инвестиционные проекты в соответствии с Законом Брянской области от 19 августа 1996 года N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области".

В данном нормативном акте достаточно четко определена категория налогоплательщиков, имеющих возможность применить пониженную ставку, какой-либо дискриминации по отношению к другим налогоплательщикам не прослеживается. Сам размер налоговой ставки также соответствует положениям НК РФ. Закон достаточно лаконичен, законодатель не вышел за пределы своей компетенции.

Таким образом, Закон №73-3 от 26.11.2004 "О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков" соответствует Конституции РФ, ст. 12, 284 НК РФ.

 

Орловская область

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%.

В Орловской области за период с 2003 года по настоящее время было издано восемь законов, понижающих ставку налога на прибыль. Указанные меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономического развития, были установлены для промышленных предприятий, занимающихся производством холодильного оборудования, осуществляющие производство строительной керамики, осуществляющие производство полипропиленовых и металлопластиковых труб, организаций, реализующих инвестиционные проекты.

Проанализировав тексты нормативных актов данного субъекта можно сделать следующие выводы. Семь из восьми законов приняты в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о налогах и сборах, достаточно четко определена категория налогоплательщиков, имеющих возможность применить пониженную ставку, какой-либо дискриминации по отношению в другим налогоплательщикам не прослеживается. Сам размер налоговой ставки также соответствует положениям НК РФ.

Однако Закон от 23.12.2003г. №367-0З «О снижении размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет в 2004 году» содержит положения противоречащие законодательству о налогах и сборах. В частности, статьей 3 названного закона установлено, что для промышленных предприятий, осуществляющих производство строительной керамики, льготы, указанные в статьях 1 и 2 настоящего Закона, предоставляются в отношении производства, созданного на базе новых производственных мощностей, введенных в эксплуатацию в течение 4-го квартала 2001 - 2004 годов, при условии ведения отдельного бухгалтерского учета по данному производству и результатов (прибыли), полученных от его функционирования. Иными словами, пониженные ставки распространяются не на всю прибыль предприятия, а на определенную ее часть. Следовательно, законодатель вышел за пределы своих полномочий, установив тем самым особый порядок формирования налогооблагаемой базы. Однако в силу статьи 13 Налогового кодекса РФ налог на прибыль организаций является федеральным налогом. В соответствии со ст. 12, 17, 274, 284 Налогового кодекса РФ налогооблагаемая база, ставка налога на прибыль организаций устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Субъект Российской Федерации в силу ст.284 Налогового кодекса РФ вправе лишь понизить ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная позиция находит свое подтверждение также и в практике Верховного суда РФ (Определение от 07.06 2006 №59-Г06-9)

Кроме того, законодатель некорректно назвал льготой понижающую ставку. Согласно ст. 56 НК РФ налоговые льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ. При этом следует учитывать, что налоговые льготы гл. 25 НК РФ не предусмотрены. Учитывая изложенное, установленные законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не являются налоговыми льготами. Данная позиция находит свое подтверждение в Письме Министерства Финансов РФ от от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/1/455.

Таким образом, Закон от 23.12.2003г. №367-0З «О снижении размера ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет в 2004 году» противоречит действующему законодательству. В связи с изложенным, в закон необходимо внести изменения в части определения доли прибыли к которой применяется пониженная ставка налога на прибыль (исключить данное положение) либо отменить данный закон целиком.

 

Воронежская область

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%.

В Воронежской области за период с 2003 года по настоящее время было издано девять законов, понижающих ставку налога на прибыль. Указанные меры стимулирующего характера, направленные на поддержку экономического развития не только организаций , но и региона в целом, были установлены для инвесторов, занимающихся развитием производства (модернизация, реконструкция, расширение или техническое перевооружение действующего производства, создание новых производств). Кроме этого, пониженные ставки были предоставлены резидентам технопарков и промышленных парков, организациям уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, организациям, осуществляющие лизинговую деятельность в отношении авиационной техники, организациям, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде исправительных работ.

Проанализировав тексты нормативных актов данного субъекта, можно сделать следующие выводы. Восемь из девяти законов приняты в соответствии с Конституцией РФ и законодательством о налогах и сборах, достаточно четко определена категория налогоплательщиков, имеющих возможность применить пониженную ставку, какой-либо дискриминации по отношению в другим налогоплательщикам не прослеживается. Сам размер налоговой ставки также соответствует положениям НК РФ.

Однако Закон от 26.04.2013г. №50-0З «О ставках налога на прибыль организаций для организаций, расположенных на территории воронежской области, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде исправительных работ» содержит положения противоречащие законодательству о налогах и сборах. В частности, статьей 1 названного закона установлено, что ставка налога на прибыль организаций распространяется на долю прибыли организации, равную доле расходов на оплату труда лиц, осужденных к наказанию в виде исправительных работ, в общей сумме расходов на оплату труда в целом по налогоплательщику. Что означает, что региональный законодатель помимо установления ставки налога на прибыль, также урегулировал налоговую базу к которой данная ставка будет применена. Однако в силу статьи 13 Налогового кодекса РФ налог на прибыль организаций является федеральным налогом. В соответствиисост.12, 17, 274, 284 Налогового кодекса РФ налогооблагаемая база, ставка налога на прибыль организаций устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Субъект Российской Федерации в силу ст.284 Налогового кодекса РФ вправе лишь понизить ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Указанная позиция находит свое подтверждение также и в практике Верховного суда РФ (Определение от 07.06 2006 №59-Г06-9)

Таким образом, Закон от 26.04.2013г. №50-0З «О ставках налога на прибыль организаций для организаций, расположенных на территории воронежской области, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде исправительных работ» противоречит действующему законодательству. В связи с изложенным, в закон необходимо внести изменения в части определения доли прибыли к которой применяется пониженная ставка налога на прибыль (исключить данное положение) либо отменить данный закон целиком.

 

Рязанская область

Законодательство о налоговых льготах при уплате налога на прибыль организаций в Рязанской области представлено Законом Рязанской области «О налоговых льготах» от 29.04.1998. Закон устанавливает дифференцированные льготные ставки для различных категорий налогоплательщиков.

Ставка 14 % устанавливается для юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, среднесписочная численностью работающих инвалидов более 50 процентов от общей численности работающих, по данным отчета за предшествующий финансовый год. Кроме того, ставка 14 % устанавливается для товариществ собственников жилья, фондов поддержки индивидуального жилищного строительства, осуществляющих реализацию целевых федеральных, областных и муниципальных программ, учреждений исправительно-трудовой системы. Предоставление льгот при налогообложении указанных категорий имеет целью снизить бремя налоговой нагрузки на организации, деятельность которых направлена на достижение общественно-полезных целей.

Указанный закон предоставляет налоговые льготы организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность в Рязанской области. Кроме того особенность регулирования вносит Закон Рязанской области «О поддержке инвестиционной деятельности в Рязанской области» от 29.04.2009 № 33-ОЗ.

Установлены следующие льготные ставки:

  1. 16 % для юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, по реализацию основных инвестиционных проектов.
  2. 14 % для ряда налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в Рязанской области:

2.1.Получатели государственной поддержки в соответствии с Законом Рязанской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области", осуществляющим реализацию приоритетных инвестиционных проектов.

2.2.Получатели государственной поддержки, реализующим инвестиционные проекты на условиях инвестиционных соглашений, заключенных до 1 января 2009 года в соответствии с законом Рязанской области, регулирующим вопросы государственной поддержки инвестиционной деятельности, действующим на момент заключения указанных инвестиционных соглашений.

  1. 13,5 % для юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, осуществляющих деятельность на территории Рязанской области, по реализацию особо значимых инвестиционных проектов.

Нормативно-правовая база дополнена Постановлениями Правительства Рязанской области об оценке эффективности использования налоговых льгот каждой из категорий налогоплательщиков, для которых предусмотрены налоговые льготы. Постановление содержит формулу для определения эффективности и пояснения к ней.

 

Смоленская область

В Смоленской области нормативное регулирование представлено законом Смоленской области от 30.11.11 № 114-з «О налоговых льготах».

Установлена следующая льготная ставка: 13,5%.

Применяется указанная ставка к следующим категориям налогоплательщиков:

1. Общественные организации инвалидов членов организации инвалидов – не менее 80%

2. Юридические лица, в которых работают инвалиды, численность работников-инвалидов не менее 50%, их доля в фонде оплаты труда не менее 25 %, уставный капитал полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организациям, единственным собственником имущества являются общественные организации инвалидов

3. Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Смоленской области, при условии создания (возведения, реконструкции) и (или) приобретения в результате реализации одобренного инвестиционного проекта Смоленской области, на сумму, составляющую не менее 70 процентов суммарного объема предусмотренных в одобренном инвестиционном проекте Смоленской области капитальных вложений.

 


Тамбовская область

В соответствии с ч.1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 %.

Следует отметить, что на данный момент на территории субъекта Федерации не создано особых экономических зон, для резидентов которых устанавливались бы пониженные ставки налога на прибыль.

В период с 2003 по 2013 гг. в Тамбовской области был издан единственный закон, который устанавливает пониженную ставку налога на прибыль - Закон Тамбовской области от 10.11.2008 N 444-З «О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (далее - Закон). В указанном законе определены три категории налогоплательщиков, которые имеют право уплачивать налог на прибыль по ставке в 13,5 %:

1) общероссийские общественные организации инвалидов, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в их собственности, с численностью инвалидов не менее 80 %, организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 % и доля в фонде оплаты труда инвалидов составляет не менее 25 % от общего объема оплаты труда;

2) организации уголовно-исполнительной системы, расположенным на территории Тамбовской области;

3) инвесторы, реализующие на территории области инвестиционные проекты, в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках инвестиционных проектов мощностях или посредством внедренных технологий.

Установление льгот для перечисленных категорий организаций-налогоплательщиков, очевидно, обусловлено социальными целью и целью содействия экономическому развитию в регионе. При первом рассмотрении нормы анализируемого Закона Тамбовской области не противоречат нормам ст. 12, ст. 284 НК РФ: законодательный орган действовал в пределах предоставленных НК РФ полномочий, ставка налога на прибыль уставлена в границах, установленных федеральным законодательством.

Вместе с тем, для второй и третьей категории налогоплательщиков Законом установлены условия для возможности применения пониженной ставки налога на прибыль. Так, обязательным условием, для применения пониженной ставки для инвесторов, реализующих на территории области инвестиционные проекты, в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках инвестиционных проектов мощностях или посредством внедренных технологий является вхождение инвестора в перечень организаций, установленный приложением к закону Тамбовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Наличие в Законе названного условия ставит вопрос о соответствии норм Закона ст.56 НК РФ, предусматривающих принцип абстрактности налоговых льгот. При существующем в Тамбовской области правовом регулировании налога на прибыль фактически складывается ситуация, когда на уровне закона субъекта федерации ежегодно устанавливается индивидуально-определенный перечень организаций-инвесторов, к которым впоследствии могут быть применены пониженные ставки по налогу на прибыль, в то время как в соответствии с требованиями НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В связи с этим в отношении бюджетного законодательства и законодательства по налогу на прибыль Тамбовской области следует дать рекомендации относительно необходимости проверки норм, устанавливающих перечень организаций-инвесторов и норм, предполагающих применение пониженной ставки к таким организациям, на предмет соответствия ст. 56 НК РФ.

 

Тверская область

В соответствии с ч.1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 %.

С 2003 года по настоящее время законодательными органами Тверской области не было издано ни одного закона, изменяющего ставку налога на прибыль: в бюджет субъектов налог на прибыль зачисляется по ставке в 18 %, т.е. в размере, соответствующем установленному ст. 284 НК РФ. Субъект воспользовался своим правом на установление пониженной ставки налога на прибыль для отдельных категорий организаций-налогоплательщиков.

На территории субъекта федерации не создано также особых экономических зон, для резидентов которых устанавливались бы пониженные ставки налога на прибыль.

 

Тульская область

В соответствии с ч.1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5 %.

В период с 2003 по 2013 гг. в Тульской области было издано восемь законов, устанавливающих пониженные ставки налога на прибыль. По состоянию на 28.11.2013 четыре из них утратили силу, один из них не утратил силу официально, однако фактически прекратил свое действие в связи с истечением периода действия, один закон не вступил в силу и два закона являются действующими.

Следует также отметить, что на данный момент на территории субъекта Федерации не создано особых экономических зон, для резидентов которых устанавливались бы пониженные ставки налога на прибыль.

Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что в целом законодательство, устанавливающие пониженные ставки налога на прибыль в Тульской области, развивается в двух направлениях:

1) Установление пониженных налоговых ставок для организаций-налогоплательщиков, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Тульской области.

- Закон Тульской области от 16.08.2005 № 615-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Тульской области» с последующими изменениями (утратил силу);

- Закон Тульской области от 06.02.2010 № 1390-ЗТО «О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области» с последующими изменениями

2) Установление пониженных ставок налога на прибыль для иных организаций, связанных, прежде всего, с осуществлением организациями-налогоплательщиками социально-значимыхфункцийи публичных функций государства

- Закон Тульской области от 07.07.2008 № 1032-ЗТО «О льготном налогообложении в 2009, 2010 и 2011 годах» (утратил силу);

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.