Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Классификация типов дивидендной политики

Тема 6: Дивидендная политика предприятия

Дивиденд и его значение в экономике предприятия

Понятие дивидендной политики непосредственно связано с распределением прибыли в акционерных обществах. Но принципы и методы распределения применимы не только к акционерным обществам, но и предприятиям других организационно-правовых форм. При этом, вместо терминов «акция» и «дивиденд» используются термины «пай», «вклад», «прибыль на вклад». Механизм выплаты доходов собственникам остается таким же.

Распределение прибыли в АО представляет собой наиболее сложный вариант. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и показывают на сколько успешно работает предприятие, в акции которого они вложили свои средства. Дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли и будущим ее ростом, который обеспечит инвестиционное финансирование. С помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие. Исходя из цели дивидендной политики, под ней понимают составную часть общей финансовой политики предприятия, которая заключается в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Большая часть предприятий, в качестве основного источника финансирования своей деятельности, использует реинвестированную прибыль. Реинвестирование прибыли – одна из самых распространенных и дешевых форм финансирования инвестиционных программ, т.к. позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования. Например, при дополнительной эмиссии акций или получении банковского кредита. И оставляет контроль за деятельностью предприятия в руках нынешних собственников. Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестированной прибыли, решение о размере и порядке их выплаты является решением о финансировании деятельности предприятия и влияет на размер, привлекаемых источников капитала.



Важнейшей задачей дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем больше часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста СК, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ц.б данного предприятия – снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом. Для выработки дивидендной политики важно решить 2 вопроса:

- влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупные богатства акционеров

- какова оптимальная величина дивидендов.

Совокупный ….. определяя оптимальный размер дивидендных выплат руководство может повлиять на стоимость предприятия в целом. На основании модели Гордена можно сделать вывод, что чем больше ожидаемый дивиденд и темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров.

Po = Do*(1+///

Po – рыночная стоимость акций

D0 – последние выплаченные дивиденды

D1 – ожидаемые дивиденды отчетного периода

R – требуемая доходность акций, учитывающая риск

g- темпы приростов дивидендов.

Однако, выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что с позиции долгосрочной перспективы может отрицательно повлиять на доходы и благосостояния собственников, поэтому большие дивиденды акционерам не выгодны.

 

2.Теории и типы дивидендной политики

Наиболее распространёнными и востребованными теориями дивидендной политики являются:

1. теория независимости дивидендов (Миллер, Модельянни)

2. теория предпочтительности дивидендов (Гордон, Линтнер)

3. теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений

4. теория сигнализирования

5. теория клиентуры или теория соответствия дивидендной политики состав…..

Теория независимости дивидендов утверждает, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния ни на рыночную стоимость предприятия, ни на благосостояние собственников в текущем и перспективном периоде, т.к. эти показатели зависят от суммы, формируемой прибыли, а не распределяемой.

Поэтому дивидендная политика должна предусматривать прежде всего направления основной массы прибыли на финансирование эффективных инвестиционных проектов, а дивиденды обыкновенным акционерам должны выплачиваться по остаточному принципу.

Теория предпочтительности дивидендов утверждает, что каждая ед. текущего дохода, выплаченного в форме дивидендов в настоящее время стоит всегда дороже т.к. она чище от риска, чем доход отложенный на будущее с присущим ему риском.

Исходя из этой теории, максимизация дивидендов является более предпочтительной, чем капитализация прибыли.

Теория максимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений. Эффективность политики определяется критерием минимизации налоговых выплат на капитализируемую прибыль и получаемых льгот, а так же налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственника. Налогообложение текущих доходов в виде дивидендных выплат будет всегда выше, чем у предстоящих за счет временной стоимости денег и налоговых льгот по капитализируемой прибыли. Поэтому следует обеспечить минимум дивидендных выплат и максимально капитализировать прибыль. Эта теория зависит от системы льгот в системе налогообложения конкретной страны в конкретный момент времени.

Теория сигнализированияпостроена на том, что основные модели оценки текущей реальной стоимости акций в качестве базового элемента используют размер выплачиваемой по акции дивидендов. Поэтому рост уровня дивидендных выплат определяет возрастание реальной и котируемой рыночной стоимости акций. Реализация таких же акций будет приносить дополнительных доход.

Выплата высоких дивидендов сигнализирует о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в настоящем периоде. Эта теория неразрывно связана с высокой прозрачностью фондового рынка, на котором оперативно полученная информация оказывает существенное влияние на колебание рыночной стоимости акций.

Теория клиентуры. По этой теории компания должна осуществлять дивидендную политику таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям большинства акционеров и их менталитетов. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему дивиденду, то следует направить прибыль преимущественно на цели текущего потребления и наоборот, если основной состав акционеров хочет капитализировать прибыль, то ее надо капитализировать. Та часть акционеров, которая будет не согласна с дивидендной политикой реинвестирует свой капитал в акции других компаний. В результате, состав акционеров станет более однородным.

Практическое использование различных теорий привело к разработке 3х основных подходов к формированию дивидендной политики.

1. консервативный

2. умеренный (компромиссный)

3. агрессивный

Консервативному подходу соответствуют методики выплаты дивидендов по остаточному принципу и фиксированных дивидендных выплат.

Умеренному подходу соответствует методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.

Агрессивному подходу соответствуют методики постоянного процентного распределения прибыли и постоянного возрастания размера дивидендов.

Сформировано 5 типов дивидендной политики:

Классификация типов дивидендной политики

Подход к формированию Пит дивидендной политики
Консервативный - остаточная политика выплаты дивидендов - политика стабильного размера дивидендных выплат
Компромиссный Политика минимального стабильного размера дивидендных выплат с надбавкой в определенный период
Агрессивный - политика стабильного уровня дивидендных выплат по отношению к прибыли - политика постоянного возрастания дивидендных выплат

Выбранной тип дивидендной политики характеризуется показателем коэффициент дивидендных выплат

1)))

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.