Сделай Сам Свою Работу на 5

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

перспективно-календарное планирование;

осуществление преемственности между ДОО и школой;

связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

Принципы планирования:

комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

индивидуальная педагогическая поддержка;

личностная педагогическая поддержка.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.



Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой[1]:

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:

выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.