|
Бисероплетение для начинающих
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.
Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.
Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника параллельного низания, доступная для детей 7-10лет.
Цель программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения, активизация познавательной и творческой деятельности; формирование у детей потребности к саморазвитию, тяги к искусству, культуре традициям, расширение кругозора ребёнка, увлечь ребенка игрой с бисером, чтобы он почувствовал себя творцом, автором, созидателем, чтобы здесь и сейчас стал самодостаточным, а, значит, счастливым.
Задачи программы:
- научить технологиям работы с бисером, работать на высоком художественном уровне, ориентироваться в задании на восприятие образа и творческого воображения, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;
- развить мелкую моторику рук, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, художественно-эстетический вкус;
- воспитать организованность, терпимость, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, аккуратность, бережливость, любовь к труду, любознательность, внимание, ответственность, уверенность в своих силах;
- способствовать социальной адаптации учащихся через приобретение профессиональных навыков и развитию коммуникабельности при общении в коллективе.
Особенность данной программы – подбор методики обучения с учётом возраста ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
Программа рассчитана на 2 года обучения, начиная с 7-10-летнего возраста и старше. Дети занимаются по 1 часу в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.
В первый год обучения изучается украшения и игрушки из бисера. Кроме бисера используются кожа, замша, ткань и др. Дети получают представление о сочетании материалов, изучают дошедшие до нас коллекции бисерных работ, бытовые предметы городской жизни.
Программа второго года обучения развивает умения и навыки, полученные в первый год. В этот период больше внимания уделяется украшениям из бисера. В частности, учащиеся осваивают вышивку сумочки, оплечья. Все эти техники довольно трудоёмкие, поэтому предлагается выполнить что-нибудь на выбор.
Ожидаемые результаты реализации программы и методы контроля
Изучение теоретических тем и выполнение практических заданий предполагает приобретение:
- знаний по декоративно-прикладному искусству России;
- навыков в выполнении различных бисерных изделий.
В конце учебного года учащиеся будут иметь общие сведения о народном искусстве и его видах и знать:
- правила техники безопасности;
- основы композиции и принципы построения орнамента;
- основы цветоведения;
- основные приёмы бисероплетения;
- последовательность выполнения изделий из бисера;
- правила подготовки и виды материалов, используемых для бисероплетения;
- правила работы с бисером;
- правила закрепления и наращивания нитей в бисероплетении.
Они также будут уметь:
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- правильно пользоваться ножницами иглами и булавками;
- четко выполнять основные приёмы бисероплетения;
- свободно пользоваться схемами;
- самостоятельно составлять схемы для бисероплетения;
- выполнять отдельные элементы и сборку изделия;
- изготавливать плоские и oбъемные фигурки, цветы, украшения на основе изученных приёмов;
- составлять композиции;
- выполнять творческую работу;
- оформлять работу (сделать законченное изделие с применением кожи, замши, картона и других материалов).
Творческая работа включает:
- сбор материала по теме;
- работу над эскизами;
- методы разработки орнамента;
- решение композиции в цвете;
- выполнение технического рисунка;
- выполнение изделия в материале.
Критерии и формы оценки.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующихкритериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
- четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
- оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов кружка бисероплетения усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.
Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Форма проведения занятий:
- Вводный инструктаж к началу работы.
- Особенности выполнения изделия.
- Беседа.
- Подбор материала для выполнения работы.
- Практическое выполнение изделия. Оформление.
- Представление изделия.
Итоги реализации программы
В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети изготавливают изделия, принимают участие в отчётной выставке и районных выставках декоративно-прикладного искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Бисероплетение для начинающих
(1 год обучения)
№ п/п
| ТЕМА
| Общее
кол-во часов
| Часы
| Теоретические
| Практические
| | Вводное занятие
|
|
| -
| | Изготовление изделий на проволоке. Учимся читать схемы плетения.
|
| 0,5
| 9,5
| | Изготовление цветов.
|
| 0,5
| 6,5
| | Основные способы низания
|
| 0,5
| 4,5
| | Плетение в одну нить. Виды цепочек.
|
| 0,5
| 7,5
| | Плетение в две нити.
|
| 0,5
| 2,5
| | Закрепление навыков работы по схеме.
|
| |
| | Всего:
|
|
|
| Поурочное планирование
№ п/п
| ТЕМА
| Дата
| | |
| Вводное занятие
| | |
| Изготовление изделий на проволоке. Учимся читать схемы плетения.
| | | 2.1
| Плетение двумя концами проволоки (листочки)
| | | 2.2
| Плетение двумя концами проволоки (Сборка листочков в веточки)
| | | 2.3
| Плетение двумя концами проволоки (Сборка листочков в веточки)
| | | 2.4
| Плетение двумя концами проволоки (Сборка веточек, формирование дерева)
| | | 2.5
| Параллельный способ низания
| | | 2.6
| Игольный способ низания
| | | 2.7
| Петельный способ низания
| | | 2.8
| Чтение схем плоских фигур.
| | | 2.9
| Плетение фигурок (паучка, мотылька)
| | | 2.10
| Плетение фигурок (ёлочки, рыбки)
| | |
| Изготовление цветов.
| | | 3.1
| Цветы в интерьере.
| | | 3.2
| Знакомство с искусством плетения цветов, разнообразием форм и расцветок
| | | 3.3
| Плетение лилии
| | | 3.4
| Плетение лилии (продолжение)
| | | 3.5
| Плетение незабудки,
| | | 3.6
| Плетение ромашки.
| | | 3.7
| Составление букета из сплетённых цветов
| | |
| Основные способы низания
| | | 4.1
| Параллельный способ низания.
| | | 4.2
| Игольный способ низания.
| | | 4.3
| Петельный способ низания
| | | 4.4
| Плетение образцов изученных видов плетения.
| | | 4.5
| Плетение образцов изученных видов плетения.
| | |
| Плетение в одну нить. Виды цепочек.
| | | 5.1
| Знакомство с техниками выполнения цепочек: простой
| | | 5.2
| Плетение цепочек: простой
| | | 5.3
| Знакомство с техниками выполнения цепочек:с «пупырышками»
| | | 5.4
| Плетение цепочек: с «пупырышками»
| | | 5.5
| Знакомство с техниками выполнения цепочек: с «петельками».
| | | 5.6
| Плетение цепочек: с «петельками».
| | | 5.7
| Знакомство с техниками выполнения цепочек:с «бугорками»
| | | 5.8
| Плетение цепочек: с «бугорками»
| | |
| Плетение в две нити.
| | | 6.1
| Техника выполнения цепочки «крестик».
| | | 6.2
| Выполнение образцов цепочек по схеме.
| | | 6.3
| Закрепление нитей. Выполнение цепочки «Крестик».
| | |
| Закрепление навыков работы по схеме.
| | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|