Сделай Сам Свою Работу на 5

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС






В. И. ЛЕНИН

1897


ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС1

Написано осенью 1895 г. Печатается по тексту

сборника «Работник» Впервые напечатано в 1896 г.

в сборнике «Работник» № 12


Титульный лист сборника «Работник»,

в котором впервые была напечатана статья-некролог В. И. Ленина «Фридрих Энгельс». — 1896 г.


Какой светильник разума погас, Какое сердце биться перестало !

5-го августа нового стиля (24 июля) 1895 года скончался в Лондоне Фридрих Эн­гельс. После своего друга Карла Маркса (умершего в 1883 г.) Энгельс был самым заме­чательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире. С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизнен­ный труд обоих друзей сделался их общим делом. Поэтому, для того чтобы понять, что сделал Фридрих Энгельс для пролетариата, надо ясно усвоить себе значение учения и деятельности Маркса в развитии современного рабочего движения. Маркс и Энгельс первые показали, что рабочий класс с его требованиями есть необходимое порождение современного экономического порядка, который вместе с буржуазией неизбежно соз­дает и организует пролетариат; они показали, что не благожелательные попытки от­дельных благородных личностей, а классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от гнетущих его теперь бедствий. Маркс и Энгельс в своих науч­ных трудах первые разъяснили, что социализм не выдумка мечтателей, а конечная цель и необходимый результат развития производительных сил в современном обществе. Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы, сменой господства и побед одних общественных классов над другими. И это будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут основы классовой борьбы и классового господства — частная




В. И. ЛЕНИН

собственность и беспорядочное общественное производство. Интересы пролетариата требуют уничтожения этих основ, и потому против них должна быть направлена созна­тельная классовая борьба организованных рабочих. А всякая классовая борьба есть борьба политическая.

Эти взгляды Маркса и Энгельса усвоены теперь всем борющимся за свое освобож­дение пролетариатом, но, когда два друга в 40-х годах приняли участие в социалисти­ческой литературе и общественных движениях своего времени, такие воззрения были совершенной новостью. Тогда было много талантливых и бездарных, честных и бесче­стных людей, которые, увлекаясь борьбой за политическую свободу, борьбой с само­державием царей, полиции и попов, не видели противоположности интересов буржуа­зии и пролетариата. Эти люди не допускали и мысли, чтобы рабочие выступали как са­мостоятельная общественная сила. С другой стороны, было много мечтателей, подчас гениальных, думавших, что нужно только убедить правителей и господствующие клас­сы в несправедливости современного общественного порядка и тогда легко водворить на земле мир и всеобщее благополучие. Они мечтали о социализме без борьбы. Нако­нец, почти все тогдашние социалисты и вообще друзья рабочего класса видели в проле­тариате только язву, с ужасом смотрели они, как с ростом промышленности растет и эта язва. Поэтому все они думали о том, как бы остановить развитие промышленности и пролетариата, остановить «колесо истории». В противоположность общему страху пе­ред развитием пролетариата, Маркс и Энгельс все свои надежды возлагали на беспре­рывный рост пролетариата. Чем больше пролетариев, тем больше их сила, как револю­ционного класса, тем ближе и возможнее социализм. В немногих словах заслуги Мар­кса и Энгельса перед рабочим классом можно выразить так: они научили рабочий класс самопознанию и самосознанию и на место мечтаний поставили науку.



Вот почему имя и жизнь Энгельса должны быть знакомы каждому рабочему, вот по­чему в нашем сборнике, цель которого, как и всех наших изданий, будить клас-




ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

совое самосознание в русских рабочих, мы должны дать очерк жизни и деятельности Фридриха Энгельса, одного из двух великих учителей современного пролетариата. Эн­гельс родился в 1820 году в г. Бармене, в Рейнской провинции прусского королевства. Отец его был фабрикантом. В 1838 году Энгельс семейными обстоятельствами был вы­нужден, не кончив гимназии, поступить в приказчики одного бременского торгового дома. Занятия купеческим делом не помешали Энгельсу работать над своим научным и политическим образованием. Еще гимназистом возненавидел он самодержавие и про­извол чиновников. Занятия философией повели его дальше. В то время в немецкой фи­лософии господствовало учение Гегеля, и Энгельс сделался его последователем. Хотя сам Гегель был поклонником самодержавного прусского государства, на службе кото­рого он состоял в качестве профессора Берлинского университета, — учение Гегеля было революционным. Вера Гегеля в человеческий разум и его права и основное поло­жение гегелевской философии, что в мире происходит постоянный процесс изменения и развития, приводили тех учеников берлинского философа, которые не хотели ми­риться с действительностью, к мысли, что и борьба с действительностью, борьба с су­ществующей неправдой и царящим злом коренится в мировом законе вечного развития. Если все развивается, если одни учреждения сменяются другими, почему же вечно бу­дут продолжаться самодержавие прусского короля или русского царя, обогащение ни­чтожного меньшинства на счет огромного большинства, господство буржуазии над на­родом? Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической. Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских, общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития , от­бросили предвзятое идеалистическое воззрение;

Маркс и Энгельс не раз указывали, что они в своем умственном развитии многим обязаны великим немецким философам и в частности Гегелю. «Без немецкой философии, — говорит Энгельс, — не было бы и научного социализма»3.


В. И. ЛЕНИН

обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот — дух следует объяснить из природы, материи... В противоположность Ге­гелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были материалистами. Взглянув материа­листически на мир и человечество, они увидели, что как в основе всех явлений приро­ды лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловлива­ется развитием материальных, производительных сил. От развития производительных сил зависят отношения, в которые становятся люди друг к другу при производстве предметов, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. И в этих от­ношениях — объяснение всех явлений общественной жизни, человеческих стремлений, идей и законов. Развитие производительных сил создает общественные отношения, опирающиеся на частную собственность, но теперь мы видим, как то же развитие про­изводительных сил отнимает собственность у большинства и сосредоточивает ее в ру­ках ничтожного меньшинства. Оно уничтожает собственность, основу современного общественного порядка, оно само стремится к той же цели, которую поставили себе социалисты. Социалистам надо только понять, какая общественная сила, по своему по­ложению в современном обществе, заинтересована в осуществлении социализма, и со­общить этой силе сознание ее интересов и исторической задачи. Такая сила — пролета­риат. С ним Энгельс познакомился в Англии, в центре английской промышленности, Манчестере, куда он перебрался в 1842 году, поступив на службу в торговый дом, од­ним из пайщиков которого был его отец. Здесь Энгельс не только сидел в фабричной конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия. Но он не удовольствовался личными наблюдениями, он прочел все, что было найдено до него о положении английского рабочего класса, он тщательно изучил все доступные ему официальные документы. Плодом этих изучений и наблюдений была вышедшая в 1845 году книга: «Положение рабочего класса в Анг­лии»4. Мы уже упомянули


ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

выше, в чем главная заслуга Энгельса как автора «Положения рабочего класса в Анг­лии». И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только стра­дающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находит­ся пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он ста­нет целью политической борьбы рабочего класса. Вот основные мысли книги Энгельса о положении рабочего класса в Англии, мысли, теперь усвоенные всем мыслящим и борющимся пролетариатом, но тогда совершенно новые. Эти мысли были изложены в книге, увлекательно написанной, полной самых достоверных и потрясающих картин бедствий английского пролетариата. Книга эта была ужасным обвинением капитализма и буржуазии. Впечатление, произведенное ею, было очень велико. На книгу Энгельса стали всюду ссылаться, как на лучшую картину положения современного пролетариата. И действительно, ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса.

Социалистом Энгельс сделался только в Англии. В Манчестере он вступил в связь с деятелями тогдашнего английского рабочего движения и стал писать в английских со­циалистических изданиях. В 1844 году, возвращаясь в Германию, он по пути познако­мился в Париже с Марксом, с которым уже раньше у него завязалась переписка. Маркс в Париже под влиянием французских социалистов и французской жизни сделался тоже социалистом. Здесь друзья сообща написали книгу: «Святое семейство, или критика критической критики» . В этой книге, вышедшей за год до «Положения рабочего клас­са в Англии» и написанной большей частью Марксом, заложены основы того револю­ционно-материалистического


10___________________________ В. И. ЛЕНИН

социализма, главные мысли которого мы изложили выше. «Святое семейство» — шу­точное прозвание философов братьев Бауэров с их последователями. Эти господа про­поведовали критику, которая стоит выше всякой действительности, выше партий и по­литики, отрицает всякую практическую деятельность и лишь «критически» созерцает окружающий мир и происходящие в нем события. Господа Бауэры свысока судили о пролетариате, как о некритической массе. Против этого вздорного и вредного направ­ления решительно восстали Маркс и Энгельс. Во имя действительной человеческой личности — рабочего, попираемого господствующими классами и государством, они требуют не созерцания, а борьбы за лучшее устройство общества. Силу, способную вести такую борьбу и заинтересованную в ней, они видят, конечно, в пролетариате. Еще до «Святого семейства» Энгельс напечатал в «Немецко-Французском Журнале»6 Маркса и Руге «Критические очерки по политической экономии»7, в которых с точки зрения социализма рассмотрел основные явления современного экономического поряд­ка, как необходимые последствия господства частной собственности. Общение с Эн­гельсом бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической эко­номией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот.

Время от 1845 по 1847 г. Энгельс провел в Брюсселе и Париже, соединяя научные занятия с практическою деятельностью в среде немецких рабочих Брюсселя и Парижа. Тут у Энгельса и Маркса завязались отношения с тайным немецким «Союзом комму­нистов»8, который поручил им изложить основные начала выработанного ими социа­лизма. Так возник напечатанный в 1848 году знаменитый «Манифест Коммунистиче­ской партии» Маркса и Энгельса. Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат циви­лизованного мира.

Революция 1848 г., разразившаяся сперва во Франции, а потом распространившаяся и на другие страны Западной Европы, привела Маркса и Энгельса на ро-


ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС_______________________________ П

дину. Здесь, в Рейнской Пруссии, они стали во главе демократической «Новой Рейн­ской Газеты» , издававшейся в Кёльне. Оба друга были душой всех революционно-демократических стремлений в Рейнской Пруссии. До последней возможности отстаи­вали они интересы народа и свободы от реакционных сил. Последние, как известно, одолели. «Новая Рейнская Газета» была запрещена, Маркс, потерявший за время своей эмигрантской жизни права прусского подданного, был выслан, а Энгельс принял уча­стие в вооруженном народном восстании, в трех сражениях бился за свободу и после поражения повстанцев бежал через Швейцарию в Лондон. Там же поселился и Маркс. Энгельс вскоре снова сделался приказчиком, а потом и пайщиком того торгового дома в Манчестере, в котором он служил в 40-х годах. До 1870 года он жил в Манчестере, а Маркс в Лондоне, что не мешало им находиться в самом живом духовном общении: они почти ежедневно переписывались. В этой переписке друзья обменивались своими взглядами и знаниями и продолжали сообща вырабатывать научный социализм. В 1870 г. Энгельс перебрался в Лондон и до 1883 г., когда скончался Маркс, продолжа­лась их совместная духовная жизнь, полная напряженной работы. Плодом ее были — со стороны Маркса — «Капитал», величайшее политико-экономическое произведение нашего века, со стороны Энгельса — целый ряд крупных и мелких сочинений. Маркс работал над разбором сложных явлений капиталистического хозяйства. Энгельс в весь­ма легко написанных, нередко полемических работах освещал самые общие научные вопросы и разные явления прошлого и настоящего — в духе материалистического по­нимания истории и экономической теории Маркса. Из этих работ Энгельса назовем: полемическое сочинение против Дюринга (здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук) , «Происхождение

* Это удивительно содержательная и поучительная книга10. Из нее, к сожалению, на русский язык пе­реведена только небольшая часть, содержащая исторический очерк развития социализма («Развитие на­учного социализма»11, 2-ое изд., Женева, 1892).


12___________________________ В. И. ЛЕНИН

семьи, собственности и государства» (переведено на русский язык, издано в С.­Петербурге, 3-е изд., 1895), «Людвиг Фейербах»13 (русский перевод с примечаниями Г. Плеханова, Женева, 1892), статья об иностранной политике русского правительства (переведена на русский язык в женевском «Социал-Демо-крате»14 №№ 1 и 2), замеча­тельные статьи о квартирном вопросе15, наконец, две маленькие, но очень ценные ста­тьи об экономическом развитии России («Фридрих Энгельс о России», перев. на рус­ский язык В. И. Засулич, Женева, 1894)16. Маркс умер, не успев окончательно обрабо­тать свой огромный труд о капитале. Вчерне, однако, он был уже готов, и вот Энгельс после смерти друга принялся за тяжелый труд обработки и издания II и III тома «Капи­тала». В 1885 г. он издал II, в 1894 г. III том (IV том он не успел обработать17). Работы над этими двумя томами потребовалось очень много. Австрийский социал-демократ Адлер верно заметил, что изданием II и III томов «Капитала» Энгельс соорудил своему гениальному другу величественный памятник, на котором невольно неизгладимыми чертами вырезал свое собственное имя. Действительно, эти два тома «Капитала» — труд двоих: Маркса и Энгельса. Старинные предания рассказывают о разных трога­тельных примерах дружбы. Европейский пролетариат может сказать, что его наука соз­дана двумя учеными и борцами, отношения которых превосходят все самые трогатель­ные сказания древних о человеческой дружбе. Энгельс всегда — и, в общем, совершен­но справедливо — ставил себя позади Маркса. «При Марксе, — писал он одному ста­рому приятелю, — я играл вторую скрипку»18. Его любовь к живому Марксу и благого­вение перед памятью умершего были беспредельны. Этот суровый борец и строгий мыслитель имел глубоко любящую душу.

После движения 1848—1849 гг. Маркс и Энгельс в изгнании занимались не одной только наукой. Маркс создал в 1864 г. «Международное общество рабочих» и в тече­ние целого десятилетия руководил этим обществом. Живое участие в его делах прини­мал также


ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС_______________________________ 13

и Энгельс. Деятельность «Международного общества», соединявшего, по мысли Мар­кса, пролетариев всех стран, имела огромное значение в развитии рабочего движения. Но и с закрытием в 70-х годах «Международного общества» объединяющая роль Мар­кса и Энгельса не прекратилась. Наоборот, можно сказать, что значение их, как духов­ных руководителей рабочего движения, постоянно возрастало, потому что непрерывно росло и само движение. После смерти Маркса Энгельс один продолжал быть советни­ком и руководителем европейских социалистов. К нему одинаково обращались за сове­тами и указаниями и немецкие социалисты, сила которых, несмотря на правительст­венные преследования, быстро и непрерывно увеличивалась, и представители отсталых стран, — напр., испанцы, румыны, русские, которым приходилось обдумывать и взве­шивать свои первые шаги. Все они черпали из богатой сокровищницы знаний и опыта старого Энгельса.

Маркс и Энгельс, оба знавшие русский язык и читавшие русские книги, живо инте­ресовались Россией, с сочувствием следили за русским революционным движением и поддерживали сношения с русскими революционерами. Оба они сделались социали­стами из демократов, и демократическое чувство ненависти к политическому произ­волу было в них чрезвычайно сильно. Это непосредственное политическое чувство вместе с глубоким теоретическим пониманием связи политического произвола с эко­номическим угнетением, а также богатый жизненный опыт сделали Маркса и Энгельса необычайно чуткими именно в политическом отношении. Поэтому героическая борьба малочисленной кучки русских революционеров с могущественным царским правитель­ством находила в душах этих испытанных революционеров самый сочувственный от­звук. Наоборот, поползновение ради мнимых экономических выгод отворачиваться от самой непосредственной и важной задачи русских социалистов — завоевания полити­ческой свободы — естественно, являлось в их глазах подозрительным и даже прямо считалось ими изменой великому делу социальной революции. «Освобождение


14___________________________ В. И. ЛЕНИН

пролетариата должно быть его собственным делом», — вот чему постоянно учили Маркс и Энгельс . А для того, чтобы бороться за свое экономическое освобождение, пролетариат должен завоевать себе известные политические права. Кроме того, и Маркс и Энгельс ясно видели, что и для западноевропейского рабочего движения поли­тическая революция в России будет иметь огромное значение. Самодержавная Россия всегда была оплотом всей европейской реакции. Необыкновенно выгодное междуна­родное положение, в которое поставила Россию война 1870 года, надолго поселившая раздор между Германией и Францией, конечно, только увеличило значение самодер­жавной России как реакционной силы. Только свободная Россия, не нуждающаяся ни в угнетении поляков, финляндцев, немцев, армян и прочих мелких народов, ни в посто­янном стравливании Франции с Германией, даст современной Европе свободно вздох­нуть от военных тягостей, ослабит все реакционные элементы в Европе и увеличит си­лу европейского рабочего класса. Вот почему Энгельс и для успехов рабочего движе­ния на Западе горячо желал водворения в России политической свободы. Русские рево­люционеры потеряли в нем своего лучшего друга.

Вечная память Фридриху Энгельсу, великому борцу и учителю пролетариата!


ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ, ВЗИМАЕМЫХ С РАБОЧИХ НА ФАБРИКАХ И ЗАВОДАХ21

Написано осенью 1895 г. Печатается по тексту брошюры

,„„ π , издания 1895 г., сверенному

Напечатано в 1895 г. в Петербурге с шдтшм т7 г

отдельной брошюрой




Титульный лист брошюры В. И. Ленина

«Объяснение закона о штрафах, взимаемых с рабочих на фабриках и заводах». — 1895 г.



I ЧТО ТАКОЕ ШТРАФЫ?

Если спросить рабочего, знает ли он, что такое штрафы, то он, пожалуй, удивится такому вопросу. Как же ему не знать штрафов, когда постоянно приходится платить их? Об чем тут спрашивать?

Но это только кажется, будто тут нечего и спрашивать. А на самом деле большинст­во рабочих не имеет правильного понятия о штрафах.

Обыкновенно думают, что штраф это — платеж хозяину за убыток, причиненный ему рабочим. — Это неверно. — Штраф и вознаграждение за убыток — две различные вещи. Если один рабочий причинил какой-нибудь убыток другому рабочему, — он мо­жет требовать вознаграждение за убыток (напр., за испорченную материю), но не мо­жет оштрафовать его. Точно так же, если один фабрикант причинит убыток другому (напр., не поставит в срок товара), то фабрикант может требовать вознаграждение, но не может оштрафовать другого фабриканта. — Вознаграждения за убыток требуют от человека равного, а штрафовать можно только человека подчиненного: Поэтому возна­граждение за убыток надо требовать судом, а штраф назначается хозяином без суда. Штраф назначается иногда в таких случаях, когда никакого убытка хозяину не было: напр., штраф за курение табака. Штраф есть наказание, а не вознаграждение за убыток. Если рабочий, скажем, заронил при курении и сжег хозяйскую материю, то хозяин не только оштрафует его за курение, но еще сверх того


20___________________________ В. И. ЛЕНИН

вычтет за сожженную материю. На этом примере ясно видно отличие штрафа от возна­граждения за убыток.

Назначение штрафов — не вознаграждать за убыток, а создать дисциплину, т. е. подчинение рабочих хозяину, заставить рабочих исполнять хозяйские приказания, слушаться его во время работы. — Закон о штрафах так и говорит: штраф есть «денеж­ное взыскание, налагаемое в видах поддержания порядка собственной властью заве­дующих фабрикой». И величина штрафа зависит поэтому не от величины убытка, а от степени неисправности рабочего: штраф тем больше, чем больше неисправность, чем крупнее неповиновение хозяину, отступление от хозяйских требований. Если кто идет работать на хозяина, то понятно, что он становится человеком подневольным; он дол­жен хозяина слушаться, и хозяин его может наказывать. — Крепостные крестьяне ра­ботали на помещиков, и помещики их наказывали. — Рабочие работают на капитали­стов, и капиталисты их наказывают. — Разница вся только в том, что прежде подне­вольного человека били дубьем, а теперь его бьют рублем.

Против этого, пожалуй, возразят: скажут, что общая работа массы рабочих на фаб­рике или заводе невозможна без дисциплины: необходим порядок в работе, необходимо следить за этим порядком и наказывать нарушителей. Поэтому, скажут, штрафы берут­ся не потому, что рабочие — народ подневольный, а потому, что совместная работа требует порядка.

Такое возражение совершенно неправильно, хотя с первого взгляда оно могло бы ввести в заблуждение. Приводят это возражение только те, кто хочет скрыть от рабочих их подневольное положение. Порядок, действительно, необходим при всякой общей работе. Но разве необходимо, чтобы люди работающие подчинены были произволу фабрикантов, т. е. людей, которые сами не работают и сильны только потому, что за­брали в руки все машины, орудия и материалы? Общей работы нельзя вести без поряд­ка, без того, чтобы все подчинялись этому порядку; но общую работу можно вести и без подчинения рабочих фабрикантам и заводчикам.


_________________________ ОБЪЯСНЕНИЕ ЗАКОНА О ШТРАФАХ________________________ 21

Общая работа требует, действительно, наблюдения за порядком, но она вовсе не требу­ет, чтобы власть наблюдать за другими доставалась всегда тому, кто сам не работает, а живет чужим трудом. — Отсюда видно, что штрафы берутся не потому, что люди ведут общую работу, а потому, что при теперешних капиталистических порядках весь рабо­чий люд не имеет никакой собственности: все машины, орудия, сырые материалы, зем­ля, хлеб находятся в руках богачей. Рабочие должны продаваться им, чтобы не умереть с голоду. А продавшись, они, разумеется, уже обязаны подчиняться им и терпеть от них наказания.

Это должен уяснить себе каждый рабочий, который хочет понимать, что такое штрафы. Необходимо знать это, чтобы опровергнуть обыкновенное (и очень ошибоч­ное) рассуждение, будто штрафы необходимы, так как без них невозможна будто бы общая работа. Необходимо знать это, чтобы уметь объяснить каждому рабочему, чем отличается штраф от вознаграждения за убыток и почему штрафы означают подне­вольное положение рабочих, подчинение их капиталистам.

II

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.