Сделай Сам Свою Работу на 5

Этапы развития педагогической науки





Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями, а также заслуживает отдельного внимания предмет изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.[2]

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции. Необходимо добавить, что уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.[2]



 

К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.

Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.[2]



 

Наука - определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.

Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.

Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.[2]

 

Либеральные преобразования в просвещении начала XIX в.

Самое начало XIX в. охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения.
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения — специальный государственный орган, который придал школам внешнюю стройность и порядок. Но оно с самого начала служило не столько органом, способствующим развитию народного образования, «сколько органом надзора» (П.Ф. Каптерев). При министерстве было создано Главное управление училищ, в которое вошел и Ф.И. Янкович,
В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». В соответствии с ними вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями.[3]




В основу системы были положены три принципа:

 

— бесплатность,
— бессословность (кроме крепостных крестьян),
— преемственность учебных заведений.[3]


Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:


1) приходские училища — 1 год обучения;
2) уездные училища — 2 года;
3) гимназии в губерниях — 4 года;
4) университеты.[3]

Приходские училища

Процесс и система обучения в разных регионах России были разными. Но в целом в 686 уездных городах России к 1825 году было только 1095 низших учебных заведений. Программа обучения была ограниченной: закон Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и «назубок». Соединение в одном классе детей 6-7 лет с юношами 14-15 лет, перегруженность, нерадивость, а иногда и жестокость учителей. [3]

Уездные училища

Их состояние было несколько лучше, чем приходских. Было 15 предметов: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география… Все предметы вели 2 учителя. Цель обучения- подготовка учащихся к практической деятельности.[3]

Гимназии

Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей.[3]

Широта гимназической программы:

Математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);

Изящные искусства (словесность, то есть литература, эстетика, теория поэзии);

Естественная история (ботаника, минералогия, зоология)

Музыка, танцы, гимнастика.

К концу первой половины XIX века в Петербурге, например, существовало только 5 гимназий, и в конце 50-х годов общее количество гимназистов в Петербурге насчитывало 1425 человек.[3]

Университеты

Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования не только Москвы, но и всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В первой половине XIX века его окончили выдающиеся ученые, общественные деятели, великие писатели (историки С. Соловьев, Грановский, педагог Ушинский, литературный критик Белинский, писатели Герцен, Грибоедов, Тургенев, учился в нем и Лермонтов и др.). По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета: 1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук, 4) врачебных и медицинских наук. [3]

 

В новом Уставе 1828 года были: увеличение сроков обучения - курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до семи, увеличение окладов содержания и улучшение положения о пенсиях для учителей.

В 1829 году в Петрозаводске открылась духовная семинария, роль которой в развитии образования в крае, в подготовке учителей исключительно велика.

В 1836 году Священный Синод издал специальный Указ, в котором духовенству разъяснялись правила "о первоначальном обучении поселянских детей". В 1838 году новому министерству государственных имуществ предписано организовывать приходские училища для мальчиков в "казенных" селениях и разрешено отдавать мальчиков на обучение священникам.[4]

В это время творили выдающиеся биологи И.И. Мечников, И. М. Сеченов, И. П. Павлов. В конце 19 века произошло становление исторической науки в Российской Империи. Научные деятели впервые начинают подвергать критике труды своих предшественников и создавать новый взгляд на события, происходящие в мире с древних времен.[5]

Знаменитыми русскими историками были С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. М. Ковалевский - все они получили известность и признание не только в России, но и далеко за ее границами. Главным достижением научной и образовательной деятельности в Российской Империи было признание нашего государства в 1890 году колыбелью мировой науки.[5]

 

 

 


 

Список литературы:

1)Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: пособие для сдачи экзамена. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с

2)Т. А. Писарева. Общие основы педагогики http://fictionbook.ru/author/t_a_pisareva/obshie_osnoviy_pedagogiki_konspekt_le

 

3) [Электронный ресурс]- Режим доступа. – URL: http://www.rosimperija.info/post/391

4) [Электронный ресурс]- Режим доступа. – URL: http://www.gov.karelia.ru/Power/Ministry/Education/History/19c.html

5) [Электронный ресурс]- Режим доступа. – URL: http://www.nado5.ru/e-book/nauka-i-obrazovaniye-vo-vtoroi-polovine-xix-veka

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.