Опоры промежуточного вала
Из предыдущих расчетов: Н, Н, Н, Н, Н, Н, мм, мм, мм, мм, мм (см. рис.2).
Реакции опор (рис.4):
в плоскости xz
Н;
Н;
проверка:
в плоскости yz
проверка:
Суммарные реакции опор:
Н;
Н;
Эквивалентная нагрузка
в которой Н; V = 1 (вращается внутреннее кольцо); коэффициент безопасности [1, табл.15.11]; [1, табл.15.12].
Рисунок 4 – Расчетная схема и эпюры силовых факторов
промежуточного вала редуктора
Отношение , этой величине соответствует е = 0,20 [1, табл.15.9].
Рассмотрим подшипник опоры 3. < e, поэтому не следует учитывать осевую нагрузку. Тогда X = 1,0, Y = 0
Н.
Рассмотрим подшипник опоры 4. > e, поэтому не следует учитывать осевую нагрузку. Тогда X = 1,0, Y = 0 [1, табл.15.9].
Н.
Так как > , расчет долговечности подшипников проводим по опоре 3.
млн об.
Расчетная долговечность в часах
ч,
что больше ресурса привода ч (см. п.3.1.1) и минимальной долговечности подшипников для зубчатых редукторов по ГОСТ 16162― 85 [1, табл.15.14].
Опоры тихоходного вала
Из предыдущих расчетов: Н, Н, Н (см. п.3.2.4), мм, мм, мм, мм (см.рис.2).
Нагрузка на вал от муфты
Н
Реакции опор (рис.5):
в плоскости xz
Н;
Н;
проверка:
Рисунок 5 – Расчетная схема и эпюры силовых факторов
тихоходного вала редуктора
в плоскости yz
проверка:
Реакции опор от силы (рис.3, е), направление которой на рисунке показано условно, так как муфта вращается:
проверка:
Суммарные реакции опор
Н;
Н;
Эквивалентная нагрузка
в которой Н; V = 1 (вращается внутреннее кольцо); коэффициент безопасности [1, табл.15.11]; [1, табл.15.12].
Отношение , этой величине соответствует е = 0,25 [1, табл.15.9]. Рассмотрим подшипник опоры 5. > e, поэтому не следует учитывать осевую нагрузку. Тогда X = 1,0, Y = 0.
Н.
Рассмотрим подшипник опоры 6. <e, поэтому не следует учитывать осевую нагрузку. Тогда X = 1,0, Y =0.
Н.
Так как > , расчет долговечности подшипников проводим по опоре 6.
млн об.
Расчетная долговечность в часах
ч,
что больше ресурса привода ч (см. п.3.1.1) и минимальной долговечности подшипников для зубчатых редукторов по ГОСТ 16162― 85 [1, табл.15.14].
Конструктивная компоновка редуктора
Используем чертеж эскизной компоновки (см. рис.2). На данном этапе компоновки необходимо конструктивно рассмотреть основные детали редуктора, что будет затем использовано при проверочном расчете валов на прочность и оформлении сборочного чертежа.
Схема смазки зацепления и подшипников принята в п.3.7. В нижней части корпуса устанавливаем пробку для спуска масла [1, табл.17.2] и жезловый маслоуказатель [1, табл.17.9].
Конструкция корпуса должна обеспечить сборку редуктора. Геометрические размеры некоторых элементов корпуса определены в п.3.6, а остальных принимаем конструктивно. Основные конструктивные размеры валов и зубчатых колес определены в п.3.3 и 3.5. Для фиксации зубчатых колес в осевом направлении предусматриваем заплечики вала с одной стороны и и установку распорной втулки с другой; место перехода вала под распорной втулкой смещаем на 2…3 мм внутрь ступицы колеса с тем, чтобы гарантировать прижатие торца втулки к торцу ступицы колеса, а не к галтели вала. Крышки подшипниковых узлов на валах с одной стороны глухие, а с другой (на быстроходном и тихоходном валах) сквозные с манжетными уплотнениями. Под крышки устанавливаем набор металлических прокладок для регулирования зубчатого зацепления при сборке редуктора.
Выбор посадок сопряжения основных деталей
Посадки назначаем в соответствии с указаниями, данными в табл.3.8 [1]:
¾ посадка зубчатых колес на вал ¾ H7/r6.
¾ посадка звездочки цепной передачи на вал редуктора ¾ H7/h6.
¾ посадка полумуфты на вал ¾ H7/k7.
¾ посадка подшипников на вал (нагружение внутреннего кольца ¾ циркуляционное) ¾ L0/k6 [1, табл.15.16].
¾ посадка подшипников в корпусе редуктора (нагружение наружного кольца ¾ местное) ¾ H7/l0.
¾ посадка распорных втулок на вал ¾ H8/h8.
¾ посадка шпонок в паз вала ¾ N9/h9, а в паз ступицы ¾ Js9/h9 [1, табл.7.4].
Поверочный расчет валов
Расчет производим для предположительно опасных сечений каждого из валов. Проверочный расчет валов состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с допускаемыми значениями [s]. Прочность обеспечена при s ≥ [s].
Результирующий коэффициент запаса прочности
где ¾ коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
Коэффициенты запаса прочности по нормальным напряжениям (нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу и поэтому средние напряжения цикла ) и касательным напряжениям (касательные от кручения изменяются по отнулевому циклу)
где ¾ амплитуды напряжений цикла;
¾ средние напряжения цикла;
¾ коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла нагружений;
¾ коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала.
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала
где ¾ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
¾ коэффициенты влияния абсолютных размеров сечения;
¾ коэффициент влияния шероховатости поверхности;
¾ коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
Быстроходный вал (см. рис.3). Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), то есть сталь 45, термическая обработка ¾ улучшение. При диаметре заготовки до 80 мм (в нашем случае мм) предел прочности МПа [1, табл.10.2].
Пределы выносливости материала
МПа;
МПа.
Сечение А ¾ А. Диаметр вала в этом сечении мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза: [1, табл.14.9]; [1, табл.14.5]; (шероховатость поверхности Ra = 0,4…3,2 мкм) [1, табл.14.12]; (поверхность без упрочнения) [1, табл.14.11]; [1, табл.14.13].
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала
Изгибающий момент (см. рис.3)
Н×мм,
где мм ― длина шпонки (см. п.3.4);
Н ― длина ступицы ведомого шкива (см. п.2);
Н ― сила давления на вал от ременной передачи (см. п.2);
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения ( мм; ширина шпоночного паза b = 10 мм, а глубина t1 = 5,0 мм [1, табл.7.1]).
мм3;
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
> [s] = 2,0.
Сечение Б ¾ Б. Диаметр вала в этом сечении мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом: [1, табл.14.10] (шероховатость поверхности Ra = 0,4…3,2 мкм) [1, табл.14.12]; (поверхность без упрочнения) [1, табл.14.11]; [1, табл.14.13].
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала
Изгибающий момент (см. рис.3)
Н×мм,
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения ( мм).
мм3;
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
> [s] = 2,0.
Промежуточный вал. Материал вала ― сталь 45, термическая обработка ¾ улучшение. При диаметре заготовки до 80 мм предел прочности МПа [1, табл.10.2]. Пределы выносливости материала определены выше.
Сечение В ¾ В. Диаметр вала в этом сечении мм. В данном сечении два источника концентрации напряжений: наличие шпоночного паза и посадка с натягом в сопряжении «ступица колеса ¾ вал». Коэффициенты концентрации напряжений от посадки с натягом [1, табл.14.10]; (шероховатость поверхности Ra = 0,4…3,2 мкм) [1, табл.14.12]; (поверхность без упрочнения) [1, табл.14.11]; [1, табл.14.13]. Коэффициенты концентрации напряжений от шпоночного паза: [1, табл.14.9]; [1, табл.14.5]; отношения . При расчете учитываем источник концентрации с наибольшим отношением.
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала
Изгибающий момент (см. рис.4)
Н×мм.
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения ( мм; ширина шпоночного паза b = 16 мм, а глубина t1 = 6 мм [1, табл.7.1]).
мм3;
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
> [s] = 1,5.
Прочность вала обеспечена.
Тихоходный вал (см. рис.5). Материал вала ― сталь 45, термическая обработка ¾ улучшение. При диаметре заготовки до 110 мм предел прочности МПа [1, табл.10.2]. Пределы выносливости материала определены выше.
Сечение Г ¾ Г. Диаметр вала в этом сечении мм. В данном сечении два источника концентрации напряжений: наличие шпоночного паза и посадка с натягом в сопряжении «ступица колеса ¾ вал». Коэффициенты концентрации напряжений от посадки с натягом [1, табл.14.10]; (шероховатость поверхности Ra = 0,4…3,2 мкм) [1, табл.14.12]; (поверхность без упрочнения) [1, табл.14.11]; [1, табл.14.13]. Коэффициенты концентрации напряжений от шпоночного паза: [1, табл.14.9]; [1, табл.14.5]; отношения . При расчете учитываем источник концентрации с наибольшим отношением.
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала
Изгибающий момент (см. рис.5)
Н×мм.
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения ( мм; ширина шпоночного паза b = 22 мм, а глубина t1 = 9,0 мм [1, табл.7.1]).
мм3;
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
> [s] = 2,0.
Сечение Д ― Д. Диаметр вала в этом сечении мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза: [1, табл.14.9]; [1, табл.14.5]; (шероховатость поверхности Ra = 0,4…3,2 мкм) [1, табл.14.12]; (поверхность без упрочнения) [1, табл.14.11]; [1, табл.14.13].
Коэффициенты концентрации напряжений для данного сечения вала
Изгибающий момент (см. рис.5)
Н×мм.
Полярный и осевой моменты сопротивления сечения ( мм; ширина шпоночного паза b = 14 мм, а глубина t1 = 5,5 мм [1, табл.7.1]).
мм3;
мм3.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа.
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа.
Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
> [s] = 2,0.
Прочность вала обеспечена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|