ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПОНЯТИЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ
1.уровень внутренней формы художественного произведения
-худ.речь
-лит.язык
-речь лит. героя
-речью как средством создания образа пользовались реалисты, но элементами такого приема встречаются и ранее(фонвизин)
-портретная характеристика героя(портрет-средство создания образа); типы портрета: психологический(д/ выявл.св-внутр.мира героя) и экспозиционный(перечисление деталей внешнего облика, цель:изображения героя как представителя соц общности)
-субъектная организация текста
С-от лица кого ведется повествование;О-все то, о чем рассказывается
ОБЪЕКТ\СУБЪЕКТ=точка зрения,позиция автора
Классификация субъект ной организации текста:
(критерий-степень выявленности автора)
ТИПЫ СУБЪЕКТОВ РЕЧИ:
~повествователь невыявленный (неяркий, всеведущий, претензия на объективность) *субъективность рассказчика проявляется в выборе темы, взглядах,внутр отнош к героям)
~личный повествователь(носитель речи, отличается от ^ названностью Я, не проявляет эмоций)
~персонофицированный повествователь (явл персонажем произведения; м/б как главным, так и второстепенным героем)
АВТОР не есть ОБРАЗ АВТОРА
Роль участия биографии и фактов из жизни автора высока
Типы автора:
-реальный автор (со своей биографией, влияющей на сюжет,выбор темы и тд #гоголь, Толстой)
-имплицитный автор = образ автора в произведении (#Толстой как имплицитный автор всегда разный: в войне и мире и в воскресенье)
НАРРАТОР-фигура, которой в произведении отведена функция изложения повествования; теория литературы противопоставляет нарратора(который явл частью произведения) и автора..это термин совр западного литературоведения.он объединяет все виды субъектов речи
категория автора присуща всем худ произведения без исключения
2.Хронотоп
Худож мир - виртуальный мир, который создает художник в своем произведении, в нем отражены все его представления о мире; однако веяния времени, эпохи, наряду с которыми творит автор, находят свое отражение в лит произведении; иначе лит-ра не была бы ист познания.
ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО -ДВА ВАЖНЕЙШИХ ПРИНЦИПА ХУД ЛИТа
Художественное время – это время, которое воспроизводится и изображается в литературном произведении.
Литература фиксирует течение времени, избирательно улавливая ход времени, изображает последовательность событий в связи с чем может растягивать и уплотнять время.(Онегин после расставания с Татьяной)
Классификация худ времени:
-время произведения
-время читателя
Автор соотносив различные худ пласты, чтобы противопоставить эпохи и выразить свое отношение к истории и современности. Часто автор помещает совр героя в будущее время, чтобы спрогнозировать, как прогресс может повлиять на людей.
Типология худож времени Бахтина:
-время, соотнес с историческим
-время, не соотнес с историческим
-мифологическое время
-утопическое время
-историческое время
-эпическое (объективно текущее время)
-лирическое(субъективное) время
-замкнутое, сюжетное время
-разомкнутое (хроникамное врея)
-бесконечное время
-прерывистое время
-непрерывное время
-чистое настоящее время
-настоящее соотнес с прошлым и будущим
Художественное пространство
Художественное пространство - один из важнейших компонентов произведения. Его роль в тексте не сводится к определению места, где происходит событие, связываются сюжетные линии, перемещаются действующие лица. Художественное пространство, как и время, является особым языком для нравственной оценки персонажей. Поведение персонажей связано с пространством, в котором они находятся.
Пространство играет важную роль в формировании сюжета
Типология худ пространства по Бахтину:
~реальное-условное
~сжатое-объемное
~ограниченное-неограниченное
~замкнутое-разомкнутое
Хронотоп есть существенная взаимосвязь пространственных и временных отношений, основанных в литературе
ХРОНОТОП (дословно «время-пространство») — единство пространств, и временных параметров, направленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
*ГЕРМЕНЕВТИКА*
Герменевтика-наука об искусстве понимания и принципах интерпретации текста
Виды герменевтики:
1)положительная(старая): исходит из того, что существует только единственно верная интерпретация худ произведения и она должна сводиться к замыслу автора
2)отрицательная (новая): исходит из того, что интерпретация м/б разной. !!! Опасность в появлении новых мнений?0, где позиция автора не учитывается
Деконструктивистское понимание - такое, когда читатель вообще не стремится к автору; а текст - полотно для рефлексии
*тематика*
Тема-худ действительность, положенная в основу произведения
(тема произведения есть время д-я, место д-я, широта/узость изображ материала)
Но! Произведение, как правило, рассматривает не одну тему=>
Тематика-совокупность тем в произведении
Виды тематики:
1)конкретно-историческая тематика
2)вечная (та, что фиксирует проблемы, характерные для всех эпох; свойственна великим произведениям)
3)конкретная (#студенты, маргиналы, ученые) - может конкретизироваться на раскрытии характерные черт одной соц группы/опр-го временного пространства/ одного хар-ра)
Типы проблематики:
1)мифологическая (характерно фантастико-генетическое познания мира)
2)национальная(изучает сущность нац хар-ра)
3)социо-культурная
4)романная (динамика развития личности, отношения личности со средой)
5)философская проблематика (те проблемы, что касаются абсолютных ценностей жизни)
*проблема*
Проблема-вопрос,который мучает автора. Писатель не формирует вопросы прямо=>проблема - ракурс подачи времени. Проблема состоит в выделении какого-л. аспекта в произведении
Проблематика-совокупность проблем в произведении
*идейный мир произведения*
ИМП-это область худ решений, сфера, где становится очевидным авторское отношение к миру
Элементы ИМП:
1)авторская оценка
2)авторских идеал
3)художественная идея-обобщающая эмоциональная образная мысль, лежащая в основе худ произведения и заключающая в себе определенное осмысление худ явлений жизни
4)пафос-идейно-эмоциональная оценка характеров
*глубокая
*исторически оправданная
*порождается объективным нац значением
Виды пафоса:
-героический
-трагический
-инвективы
-сатирический
-комический
-эпикодраматический
-синтементальный и др
5)идейно-эмоциональная оценка героя автором
6)идейно-эмоциональная ориентация героя (отношение героя к миру)
ЖАНРОВАЯ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Форма и содержание произведения взаимно связаны и дополняют друг друга.
Первым жанрово-родовую классификацию произведениям выделил Аристотель в работе Поэтика.
Искусство - специфичекий способ познания мира, реализующийся через мимесис (подражание природе)
Формы подражания различаются на
1) СРЕДСТВО (ритм/слово/метр/звук/свет/цвет/материал и тд)
Литература, по А., есть подражание словом и метром
Вывод: говоря о том, ЧЕМ ПОДРАЖАТЬ природе, Аристотель разделил искусство на виды и выделил лит-ру как особый вид-мимесис ритмом, словом и метром
!театр-синтез всех видов подражания
2)СПОСОБЫ
*слово*:
а)рассказ: эпос и лирика
б)драма (когда передают чужие диалоги)
Вывод: говоря о том, КАК можно ПОДРАЖАТЬ, А. выделяет роды литературы
3)ПРЕДМЕТ
отвечая на вопрос, ЧЕМУ ПОДРАЖАТЬ, Аристотель выделяет жанры литературы
Драма была самым востребованным родом во времена Аристотеля, поэтому именно ее он в первую очередь делил на жанры:
-высокий жанр ~трагедия
-средний жанр ~драма
-низкий жанр ~комедия
А. выделил ф-ции искусства:
-эстетическая
-гедонистическая
* история менее философична, чем литература
Следующим жанрово-родовую классификацию попытался создать Гегель(представитель классической немецкой философии, XIX век)
Гегель выделяет два способа познания мира: объективный и субъективный. Эти способы напрямую связаны с родами литературы.
Роды лит-ры:
1. (О) эпос: рассматривает внеш мир по отнош к субъекту
2.(С) лирика: описывает внутренний мир, чувства, эмоции л/г через призму авторской оценки
3.(О+С) драма: соединяет объект. и субъект. способы познания внеш мира
Существует и иная классификация родов литры (по функциям):
1.эпос - изобразительная функция
2.лирика - выразительная функция
3.драма - коммуникативная функция
ЖАНР-конкретная форма воплощения худ произведения, форма для отливки.
Каждая лит эпоха имеет свою жанровую систему и каждый жанр реализуется в этой системе.
Современное литературоведение не имеет конкретных критериев выделения жанров в роде.
ЭПОС (исходя из V):
1)большие жанры:
-эпопея (в осн события, важные для всего общества)
-роман(на первом плане-личность)
-роман-эпопея (развитие личности на фоне важного ист события)
-поэма-эпопея
2)средние жанры:
-повесть
-поэма
3)малые жанры:
-рассказ (1-2 события в жизни героя)
-новелла(рассказ с неожиданным концом)
-лит сказка
-басня
ЛИРИКА
В совр литературоведении принято тематическое деление:
-гражданская лирика
-любовная лирика
-философская лирика
-пейзажная лирика и др
лирический герой-образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания, худож двойник автора, вырисовывающийся из текстов лирических произведений (цикл стихов) как четко очерченная фигура, наделенная опр-ми чертами, индивидуальной судьбой, психологией внутр мира и др.
Формы лирического высказывания:
1)монолог от 1го лица (я помню чудное мгновение)
2)ролевая лирика от известного лица (Пастернак Гамлет)
3)выражение чувств и мыслей автора через предметное выражение (вновь я посетил)
4)выражение чувств и мыслей через размышление (Пушкин Осень)
5)выражение чувств и мыслей автора через диалог (разговор книгопродавца с поэтом)
-обращение к какому-л. неопределенному лицу (силентиум)
6)сюжет (три пальмы)
ДРАМА
объективная часть: мы видим внешние события
субъективная часть: герои выражают чувства эксплицитно
типы конфликта:
1)драматический
2)трагический
3)комический (строится на любом из вышеуказанных конфликтов, но средство разрешения - смех)
4)внутренний - между разными сторонами одного хар-ра
(Хочу есть, но есть нечего. Можно только украсть.)
Аттестация по литведу:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПОНЯТИЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ
Все тексты являются элементами системы лит процесса.
Художественное взаимодействие - это разнообразные влияния одних худ тестов на другие, различные формы культурного диалога внутри искусства эпохи, взаимосвязи между элементами иск-ва как единого пространства
ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ-свойство текстов взаимодействовать.
Термин был введен в 1967 (Юлия Кристева) для обозначения общ св-ва текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты/их части могут явно/неявно ссылаться друг на друга.
(Идея диалога между текстами принадлежит мм бахтину)
Уровни интертекстуальности:
1)уровень отд-х произведений
2)уровень отд-х художников (Лермонтов-Байрон)
3)уровень худож направлений/течений/школ (сентименталисты первыми обратили внимание на личность, а представители романтизма продолжили)
4)уровень взаимодействия литературных эпох(эпоха возрождения формирует осн принципы под влиянием античности)
Формы взаимодействия:
|. -внутривидовые (музыка-музыка)
-межвидовые (литра-кино)
-стилистическая близость разных видов искусств (Врубель-Блок)
||.-последовательное
-противостояние
.-концентрация (крупный художник интегрирует достижения предшественников, #пушкин=жуковский+зарубежка+античка)
-рассредоточение-растворение достижений одного художника в послед худож процессе
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|