Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимость реформирования





 

Сегментация рынка профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, описанная выше, имеет исторические предпосылки и является уникальной в мире. Подобное разнообразие организационных форм юридического консультирования стало возможным в результате постепенного выделения
из состава единой прежде адвокатуры сначала независимых коллегий адвокатов,
а затем – и самостоятельных консультантов, не обладающих адвокатским статусом. Постепенно из последней группы консультантов возникли юридические фирмы. Одновременно на российском рынке юридических услуг появились филиалы
и представительства зарубежных юридических фирм. Таким образом, сфера профессиональной юридической помощи на протяжении более чем 20 лет развивалась стихийно в условиях фактически «нулевого» государственного регулирования.

Подобное развитие рынка юридических услуг привело к тому, что преимуществами свободного регулирования воспользовались как те юристы, которые опережали его развитие, чутко реагируя на возрастающие потребности
в юридической помощи быстро растущей экономики, так и те консультанты, которых привлекала в нерегулируемом правовом поле возможность избежать профессионального и этического контроля со стороны адвокатской корпорации.



Исследование мирового опыта показывает, что в подавляющем большинстве стран оказание квалифицированной правовой помощи населению и бизнесу как сфера повышенного риска для материальных и личных интересов клиентов регулируется и регламентируется жесткими нормативными и профессиональными правилами. Однозначно неприемлемой представляется ситуация, при которой разные группы профессионалов, оказывающих одни и те же по сути дела услуги, подпадают под существенно различающиеся регуляторные режимы.

В этой связи предлагается осуществить серию изменений, направленных
на постепенное сближение и объединение различных групп субъектов, оказывающих юридические услуги, в единую профессиональную корпорацию, регулируемую едиными нормативными и профессиональными (в том числе этическими) правилами, обладающую единым порядком допуска и исключения
из профессии.



Анализ сферы оказания правовой помощи позволяет сделать вывод о том, что такое объединение целесообразно провести на базе обновленной адвокатуры, действующей на основании закона об адвокатуре. Адвокатура представляется оптимальной базой для объединения профессии в силу следующих причин:

1) такое решение является традиционным в подавляющем большинстве стран мира и, следовательно, с одной стороны – доказавшим свою эффективность,
с другой стороны – понятным мировому юридическому сообществу
и транснациональным клиентам;

2) адвокатский статус в наибольшей степени соответствует природе квалифицированной юридической помощи как непосредственно связанной
с публично-правовыми функциями, прежде всего, в случаях судебного представительства и особенно защиты в уголовном судопроизводстве;

3) в рамках адвокатуры достигается баланс государственного
и внутрикорпоративного регулирования;

4) адвокатура уже сегодня обладает организационной структурой, на базе которой технически возможно осуществить объединение профессии.

Важным аспектом реформы является готовность самой адвокатуры
к изменениям и существенному реформированию. В ходе реформы ряды адвокатуры пополнят, в том числе, лучшие представители юридического консалтинга, которые
и сегодня, несмотря на формальное отсутствие контроля над ними, дисциплинарных практик и формализованных этических правил, отвечают самым высоким требованиям. Реформирование юридической профессии только тогда станет возможным, когда указанные лица получат реальную и эффективную возможность обогатить адвокатуру своими опытом, компетенцией и морально-этическими стандартами, а сама адвокатура будет готова предоставить этой части консультационного сообщества равные и справедливые права на участие
в профессиональной жизни и самоуправлении. Ключевой предпосылкой реформы является и создание действенных механизмов для устранения из существующего адвокатского сообщества недобросовестных и неквалифицированных лиц, повышение доверия общества к институту адвокатуры в целом.



При проведение реформы планируется объединение на базе адвокатуры следующих групп участников рынка профессиональной юридической помощи:

a) собственно адвокатура (группа 1);

b) юридический бизнес (группа 3);

c) юридические консультанты, осуществляющие деятельность в составе некоммерческих организаций (группа 4).

Юристы из группы 2 (юрисконсульты, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических служб предприятий, учреждений, организаций) не включены в процедуру объединения на базе адвокатуры, за ними сохраняется право на судебное представительство предприятий, учреждений, организаций, группы компаний, холдинга, в которых они осуществляют деятельность по трудовому договору. Право быть представителем в суде наряду
с представителем-юристом (юрисконсультом) возможно предоставить и другим сотрудникам предприятий, учреждений, организаций, холдингов, группы компаний, участие которых в судопроизводстве необходимо для представления интересов предприятий, учреждений, организаций.

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (группа 5), будут поставлены перед выбором: либо вступить в адвокатуру на общих основаниях, либо прекратить юридическую практику.».

Наряду с задачей по объединению юридической профессии в единую корпорацию задачей реформы является приведение организационно-правового, трудоправового и фискального инструментария адвокатуры в соответствие
с потребностями современного рынка юридических услуг.

Наиболее проблемными в настоящее время представляются следующие аспекты:

1) возможность вступления адвокатского образования от своего лица
в договорные отношения с доверителями по оказанию квалифицированной юридической помощи;

2) объем правосубъектности адвокатского образования;

3) проблема ответственности адвоката и ответственности адвокатского образования по обязательствам адвоката, а также страхования рисков профессиональной ответственности;

4) возможность найма адвоката другим адвокатом или адвокатским образованием;

5) допустимость получения адвокатским образованием финансового результата и распределения гонораров между адвокатами.

 

Анализ зарубежного регулирования и правоприменительной практики

 

Практика законодательного регулирования деятельности по оказанию юридической помощи в странах с развитой правовой системой во многом схожа
с тем порядком, который определен в качестве цели реализации Концепции. Общим признаком данного правопорядка является осуществление деятельности
по оказанию юридической помощи (услуг) адвокатами.

Так, в ходе исследования правовых систем более 100 государств мира выявлены следующие статистические данные:

i) в 54% государств существует «адвокатская монополия» на весь спектр юридических услуг de jure;

ii) в 22% государств – «адвокатская монополия» на весь спектр юридических услуг de facto;

iii) в 14% государств – исключительное право адвокатов на судебное представительство;

iv) лишь в 10% государств (наряду с Россией это Албания, Конго, Казахстан, Киргизия, Молдова, Украина, Эстония) – исключительное право адвокатов лишь на представительство по уголовным делам (и в некоторых случаях
в ходе конституционного судопроизводства).

Сравнительный анализ российских и европейских

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.