Сделай Сам Свою Работу на 5

Административно-правовые отношения.





Тема 1.2 Система административного права.

Система административного права.

Источники административного права.

Административно-правовые нормы и их виды.

Административно-правовые отношения.

Система административного права.

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

- обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

- представляет собой объективное правовое явление;

- характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

- включает определенные элементы;

- изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Система административного права состоит из норм административного права, которые закреплены, прежде всего, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ). Они делятся на нормы общей и особенной части.

В общую часть включаются группы институтов, которые регулируют:



- принципы государственного управления;

- формы и методы государственного управления;

- правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти; гос.служащих; негосударственных (общественных) объединений; предприятий, учреждений и граждан);

- способ и порядок обеспечения законности в государственном управлении;

- основы административной ответственности;

- административно - правовые режимы.

Административно-правовой институт - комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Особенная часть содержит нормы, действующие в масштабе отдельной области, отрасли, сферы государственного управления и отражающие их специфику:

- нормы, регулирующие управление в сфере экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и т.д.);

- нормы, регулирующие управление в административно-политической области (оборона, обеспечение безопасности и правопорядка, обеспечение гос.безопасности, юстиция и т.д.);



- нормы, регулирующие управление в социально-культурной области (образование, культура, здравоохранение и т.д.);

- нормы, регулирующие межотраслевое гос.управления (финансы и кредит, материально-техническое снабжение, изобретения и открытия и т.д.).

 

Источники административного права.

Источники (формы) административного права - это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. В практическом варианте имеются в виду нормативные акты.

К числу источников административного права относятся:

1. Конституция РБ 1994 года (с изменениями и дополнениями).

2. Кодекс об административных правонарушениях РБ и Процессуально-исполнительный Кодекс об административных правонарушениях РБ.

3. Законы Республики Беларусь. Например:«О Совете Министров Респ. Беларусь», «О государственной службе в Респ. Беларусь» и т.п.

4. Нормативные указы и декреты Президента Республики Беларусь (ст. 85 Конституции Республики Беларусь). Например, Указ Президента «Об утверждении положения о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь; Декрет Президента «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

5. Нормативные постановления Правительства Республики Беларусь (например, постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о проведении конкурса на занятие государственной должности»).

6. Нормативные акты государственных комитетов, министерств, комитетов и служб Республики Беларусь, т.е. ведомственные нормативные акты. Например, Постановление Государственного пограничного комитета, Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций «Об утверждении Правил въезда (входа) в пограничную зону, временного пребывания и передвижения в ней физических лиц и транспортных средств, осуществления контроля за состоянием пограничного режима в пограничной зоне».



7. Нормативные акты представительных и исполнительных органов местного управления и самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 122 Конституции РБ). Например, решение Лидского районного исполнительного комитета «Об организации любительского рыболовства интенсивными способами лова рыбы».

8. Локальные нормативные акты т.е. акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях.

Многие управленческие проблемы регламентированы также в кодификационных актах других отраслей права (например, в Водном, Воздушном, Таможенном кодексах Республики Беларусь).

Административно-правовые нормы и их виды.

Административно-правовая норма - установленные государством правила поведения, регулирующие управленческие отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, и охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

Особенности:

- определяют правовое положение граждан в сфере гос.управления;

- регулируют порядок образования и ликвидации органов гос.управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими гос.органами, общественными объединениями, гражданами;

- устанавливают формы и методы гос.управления.

Структура административно-правовой нормы - это упорядоченная совокупность ее элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это элемент нормы права, который указывает на условии, при котором начнет действовать правовая норма. В гипотезе устанавливаются конкретные фактические обстоятельства, наличие или отсутствие, которых создает предпосылки для реализации данной нормы в форме правоотношения.

Диспозиция - это элемент нормы права, содержащий правила поведения, которым должны подчиняться субъекты. В диспозиции указываются права и обязанности, возникающие у субъекта в случае наступления обстоятельства, предусмотренного гипотезой данной нормы. Диспозиция может содержать требования к правомерному поведению либо запрет на противоправное деяние.

Санкция- это элемент нормы права, в котором указывается вид и мера ответственности за нарушение правила поведения.

В законодательстве существует небольшое количество примеров, когда в одной статье нормативного акта содержались бы все три элемента правовой нормы. Намного чаще встречается ситуация, когда в отдельно взятой статье нормативного правового акта обнаруживается двухэлементная правовая норма. В КоАП ряд статей, содержат составы конкретных правонарушений, состоящих из диспозиции и санкции.

Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям.

По целевому назначению (сущности) административно-правовые нормы делятся на:

- регулятивные, содержащие правила деятельности;

-охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

По содержанию различаются нормы:

- материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений),

- процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти).

По методу воздействия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

По кругу лиц:

- общеобязательные нормы: республиканские, областные, городские, районные, поселковые, сельские

- внутриаппаратные нормы: общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные.

По юридической силе:

законодательные и подзаконные.

Административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками.

В то же время они имеют свои особенности:

– обязанности и права сторон данных отношений асимметричны, они связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

– одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

– данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

– в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

– разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.