Сделай Сам Свою Работу на 5

О СУВОРОВСКИХ «ОСНОВАНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ»





«Очерки «по» философии марксизма», которые заканчиваются указанной статьей тов. С. Суворова, представляют из себя необыкновенно сильно действующий букет именно в силу коллективного характера книги. Когда перед вами выступают вместе и рядом Базаров, который говорит, что по Энгельсу «чувственное представление и есть вне нас существующая действительность», Берман, объявляющий диалектику Маркса и Энгельса мистикой, Луначарский, договорившийся до религии, Юшкевич, вносящий «Логос в иррациональный поток данного», Богданов, называющий идеализм филосо­фией марксизма, Гельфонд, очищающий И. Дицгена от материализма, и, наконец, С. Суворов со статьей «Основания социальной философии», то вы сразу чувствуете «дух» новой линии. Количество перешло в качество. «Ищущие», искавшие доселе порознь в отдельных статьях и книгах, выступили с настоящим пронунциаменто. Частные разно­гласия между ними стираются самым фактом коллективного выступления


352__________________________ В. И. ЛЕНИН

против (а не «по») философии марксизма, и реакционные черты махизма, как течения, становятся очевидными.

Статья Суворова тем интереснее при таких обстоятельствах, что автор не эмпирио­монист и не эмпириокритик, а просто «реалист», — его сближает, следовательно, с ос­тальной компанией не то, что отличает Базарова, Юшкевича, Богданова, как филосо­фов, а то, что обще всем им против диалектического материализма. Сравнение социо­логических рассуждений этого «реалиста» с рассуждениями эмпириомониста поможет нам обрисовать их общую тенденцию.



Суворов пишет: «В градации законов, регулирующих мировой процесс, частные и сложные сводятся к общим и простым — и все они подчиняются универсальному зако­ну развития, — закону экономии сил. Сущность этого закона состоит в том, что всякая система сил тем более способна к сохранению и развитию, чем меньше в ней трата, чем больше накопление и чем лучше трата служит накоплению. Формы подвижного равновесия, издавна вызывавшие идею объективной целесообразности (солнечная сис­тема, круговорот земных явлений, процесс жизни), образуются и развиваются именно в силу сбережения и накопления присущей им энергии, — в силу их внутренней эконо­мии. Закон экономии сил является объединяющим и регулирующим началом всякого развития, — неорганического, биологического и социального» (стр. 293, курсив авто­ра).



Замечательно легко пекут «универсальные законы» наши «позитивисты» и «реали­сты» ! Жаль только, что законы-то эти ничуть не лучше тех, которые так же легко и бы­стро пек Евгений Дюринг. «Универсальный закон» Суворова — такая же бессодержа­тельная, напыщенная фраза, как и универсальные законы Дюринга. Попробуйте приме­нить этот закон к первой из трех указанных автором областей: к неорганическому раз­витию. Вы увидите, что никакой «экономии сил», помимо закона сохранения и превра­щения энергии, сюда применить и притом «универсально» применить вам не удастся. А закон «сохранения энергии» автор уже выделил прочь,


_______________ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ______________ 353

уже упомянул раньше (стр. 292), как особый закон . Что же осталось помимо этого за­кона в области неорганического развития? Где те дополнения, или усложнения, или но­вые открытия, или новые факты, которые позволили автору видоизменить («усовер­шенствовать») закон сохранения и превращения энергии в закон «экономии сил»? Ни­каких таких фактов или открытий нет, и Суворов не заикнулся даже об них. Он просто — для ради важности, как говорил тургеневский Базаров, — размахнулся пером и мах­нул новый «универсальный закон» «реально-монистической философии» (стр. 292). Знай наших! Чем мы хуже Дюринга?

Возьмите вторую область развития — биологическую. Универсален ли здесь, при развитии организмов путем борьбы за существование и подбора, закон экономии сил или «закон» расхищения сил? Не беда! Для «реально-монистической философии» мож­но понимать «смысл» универсального закона в одной области так, а в другой иначе, на­пример, как развитие высших организмов из низших. Нужды нет, что универсальный закон становится от этого пустой фразой, — зато соблюден принцип «монизма». А для третьей области (социальной) можно в третьем смысле понимать «универсальный за­кон», как развитие производительных сил. На то и «универсальный закон», чтобы под него можно было подвести, что угодно.



«Хотя общественная наука еще и молода, — она уже имеет и прочный базис и за­конченные обобщения; в XIX столетии она развилась до теоретической

* Характерно, что открытие закона сохранения и превращения энергии110 Суворов называет «установ­лением основных положений энергетики» (292). Слыхал ли наш «реалист», желающий быть марксистом, что и вульгарные материалисты Бюхнер и К0 и диалектический материалист Энгельс считали этот закон установлением основных положений материализма? Подумал ли наш «реалист», что значит эта разни­ца? О, нет, он просто перенял моду, повторил Оствальда, и все тут. В том-то и беда, что подобные «реа­листы» пасуют перед модой, тогда как Энгельс, например, усвоил новый для него термин энергия и стал употреблять его в 1885 г. (предисловие ко 2-му изд. «Анти-Дюринга») и в 1888 г. («Л. Фейербах»), но употреблять наравне с понятиями «сила» и «движение», вперемежку с ними, Энгельс сумел обогатить свой материализм, усвоив новую терминологию. «Реалисты» и прочие путаники, схватив новый термин, не заметили разницы между материализмом и энергетикой!


354__________________________ В. И. ЛЕНИН

высоты, — и это составляет главную заслугу Маркса. Он возвел социальную науку до степени социальной теории...». Энгельс сказал, что Маркс превратил социализм из уто­пии в науку111, но Суворову этого мало. Будет покрепче, если мы еще от науки (а была социальная наука до Маркса?) отличим теорию, — не беда, что различение выйдет бессмысленное!

«... установив основной закон социальной динамики, в силу которого эволюция про­изводительных сил является определяющим началом всего хозяйственного и общест­венного развития. Но развитие производительных сил соответствует росту производи­тельности труда, относительному понижению траты и повышению накопления энер­гии...» (видите, как плодотворна «реально-монистическая философия»: дано новое, энергетическое обоснование марксизма!)... «это — принцип экономический. Таким об­разом Маркс в основу социальной теории положил принцип экономии сил...».

Это «таким образом» поистине бесподобно! Так как у Маркса есть политическая экономия, то по этому случаю давайте жевать слово «экономия», называя продукты жвачки «реально-монистической философией»!

Нет, Маркс не клал в основу своей теории никакого принципа экономии сил. Это пустяки, придуманные людьми, которым не дают спать лавры Евгения Дюринга. Маркс дал совершенно точное определение понятию рост производительных сил и изучал конкретный процесс этого роста. А Суворов придумал новое словечко для обозначения анализированного Марксом понятия и придумал очень неудачно, только запутав дело. Ибо, что значит «экономия сил», как ее смерить, как это понятие применять, какие точ­ные и определенные факты сюда подходят — этого Суворов не объяснил, и нельзя это­го объяснить, ибо это — путаница. Слушайте дальше:

«... Этот закон социальной экономии является не только принципом внутреннего единства социальной науки» (вы понимаете тут что-нибудь, читатель?), «но и связую­щим звеном между социальной теорией и всеобщей теорией бытия» (294).


_______________ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ______________ 355

Так. Так. «Всеобщая теория бытия» вновь открыта С. Суворовым после того, как ее много раз открывали в самых различных формах многочисленные представители фило­софской схоластики. Поздравляем русских махистов с новой «всеобщей теорией бы­тия»! Будем надеяться, что следующий свой коллективный труд они посвятят всецело обоснованию и развитию этого великого открытия!

Какое изложение теории Маркса получается у нашего представителя реалистической или реально-монистической философии, видно из такого примера. «В общем произво­дительные силы людей образуют генетическую градацию» (уф!) «и состоят из их тру­довой энергии, подчиненных стихийных сил, культурно измененной природы и орудий труда, образующих производительную технику... По отношению к процессу труда эти силы выполняют чисто экономическую функцию; они сберегают трудовую энергию и повышают производительность ее затрат» (298). Производительные силы выполняют экономическую функцию по отношению к процессу труда! Это все равно, как если бы сказать: жизненные силы выполняют жизненную функцию по отношению к процессу жизни. Это не изложение Маркса, а засорение марксизма невероятным словесным со­ром.

Всего этого сора в статье Суворова не перечислить. «Социализация класса выража­ется в росте его коллективной власти и над людьми, и над их собственностью» (313)... «Классовая борьба направлена к установлению форм равновесия между социальными силами» (322)... Социальная рознь, вражда и борьба по существу — явления отрица­тельные, противообщественные. «Социальный прогресс, по его основному содержа­нию, есть рост общественности, социальной связи людей» (328). Можно заполнить то-мы такими коллекциями плоскостей, — и заполняют ими томы представители буржу­азной социологии, но выдавать это за философию марксизма — это уже чересчур. Будь статья Суворова опытом популяризации марксизма, — ее нельзя бы было судить осо­бенно строго; всякий признал бы, что


356__________________________ В. И. ЛЕНИН

намерения автора благие, но опыт совсем неудачен, только и всего. Когда же группа махистов преподносит нам такую вещь под названием «Оснований социальной фило­софии», когда мы видим те же приемы «развития» марксизма в философских книжках Богданова, то получается неизбежно вывод о неразрывной связи реакционной гносео­логии с реакционными потугами в социологии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.