Основы знаний о ФК (в процессе уроков)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа для 10, 11 класса, разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта по учебному предмету «физическая культура»; на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ, комплексной программы физического воспитания основного общего образования по физической культуре (Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011г. )
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
Физическая культура: 10-11 класс учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений/ под ред.В.И. Лях, А.А. Зданевич. – 6-е изд., М: Просвещение, 2011.
Кауфман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2007.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя Издательство Москва 1998.
Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»
Уровень изучения учебного материала - базовый.
Структура документа
Рабочая программа для 10,11 класса включает:
1.Титульный лист
2. Пояснительная записка
3.Содержание учебного предмета
4.Требования к подготовки учащихся за период обучения
5. Тематический план
6.Список литературы
7.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
8.Учебно-тематическое планирование
Изменения, внесенные в авторскую программу
В рабочей программе внесены изменения, согласующиеся с примерной программой:
1. Учебный материал по лыжной подготовке учащимися не осваивается из-за региональных климатических особенностей, освободившиеся учебные часы направлены на расширенное освоение базовых видов спорта, легкоатлетических упражнений.
2. В вариативную часть программы, на основании решения районного методического объединения, исходя из интересов учащихся, включены базовые виды спорта – лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол.
При разработке рабочей программы учитывались приём нормативов «Президентских состязаний», а так же участие школы в территориальной Спартакиаде по традиционным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика)
Общая характеристика учебного предмета
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
На уроках физической культуры в 10 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего образования,
- содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
-содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
-формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
-расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
-дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
-формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
-закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
-формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремлённости, уверенности, выдержки, самообладания;
-дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Место предмета в учебном плане
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных знаний.
В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом школы учебный предмет «Физическая культура» является обязательным.
Программный материал по физической культуре для учащихся 10-х классов рассчитан на 105 часов, 3 часа в неделю, 35 учебных недель, для учащихся 11-х классов рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Осваивается на уроках физической культуры по всем разделам программы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения:
- выполнение упражнений по инструкции учителя;
- отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;
- формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений.
Требования к результатам обучения и освоения содержания
Программа обеспечивает достижение учащимися 10,11 классов определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- владение способами организации и проведения разно образных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
-владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Мета предметные результаты:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
-владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови тельной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты:
Способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Содержание учебного предмета
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Настоящая рабочая программа имеет три раздела, которые описывают содержание форм физической культуры в 5 – 9 и 10 – 11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе
Основы знаний о ФК (в процессе уроков)
№пп
| Раздел
| Содержание программного материала
|
| Баскетбол
| Инструктаж по ТБ. Терминология игры. История развития баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры и судейство. Подготовка мест занятий. Организация соревнований.
|
| Волейбол
| Инструктаж по ТБ. Терминология игры. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры и судейство. Подготовка мест занятий. Организация соревнований.
|
| Гимнастика
| Инструктаж по ТБ. Терминология. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Оказание ПМП. Самоконтроль
|
| Легкая атлетика
| Инструктаж по ТБ. Терминология. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Подготовка мест занятий, помощь в судействе. Влияние легкоатлетических упражнений на организм занимающихся. Самоконтроль.
|
| Социокультурные основы
| Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование ЗОЖ. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
|
| Психолого-педагогические основы
| Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Общая характеристика основных типов телосложения. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Способы регулирования массы тела.
|
| Медико-биологические основы
| Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Особенности ТБ и профилактики травматизма. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
|
| Приемы саморегуляции
| Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.
|
Требования к результатам обучения
Спортивные игры
ВолейболУпражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения шагом в правую и в левую стороны, вперёд и назад; прыжки с места в правую и в левую стороны; прыжок вверх толчком двумя с небольшого разбега. Упражнения с мячом: передача мяча двумя руками сверху и снизу, техника нападающего удара, блокирование (одиночный и двойной блок), страховка; индивидуальные, групповые, командные технико- тактические действия в защите и нападении; учебная игра в волейбол. Упражнения специальной физической и технической и тактической подготовки.
Баскетбол Упражнения без мяча: основная стойка, передвижения в основной стойке; передвижение приставными шагами с изменением направления движения, с чередованием скорости передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком; прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после ускорения. Упражнения с мячом: варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях); варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча в кольцо с сопротивлением и без сопротивления защитника; вырывание, выбивание, перехват, накрывание мяча; индивидуальные, групповые, командные тактические действия в нападении и защите; учебная игра в баскетбол, Упражнения специальной физической и технической и тактической подготовки.
Гимнастика с элементами акробатики Организующие команды и приёмы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по2 и 4 дробление и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием. Команды: «Прямо!», повороты в движении.
Акробатическая комбинация (мальчики): кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед назад; длинный кувырок вперед; стойка на голове и руках. Девочки: мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед назад.
Опорные прыжки: мальчики – ноги врозь, согнув ноги ; девочки –углом
Общеразвивающие упражнения с предметами: юноши – с набивным и большим мячом, гантелями до 6 кг, гирями 16,24 кг, тренажерами, эспандерами.
Девочки – с обручами, большим мячом, гимнастическими палками, тренажерами, скакалками.
Упражнения в висах и упорах.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика Низкий и высокий старт с последующим ускорением. Бег на (30м и100 м) и другие короткие дистанции. Равномерный бег на учебные дистанции (протяжённость дистанций регулируется учителем или учащимися); бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча на дальность. Выполнение контрольных нормативов. Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончанию 11 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.
Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.
Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.
Соблюдать правила:
Личной гигиены и закаливания.
Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.
Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.
Проводить:
Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.
Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
Приемы массажа и самомассажа.
Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.
Судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
Планы-конспекты индивидуальных занятий.
Определять:
Уровни индивидуального физического развития.
Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.
Дозировка физической нагрузки
Демонстрировать:
Двигательные умения, навыки, способности:
Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с полного разбега.
В гимнастических и акробатических упражнениях:
Выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115–125 см. (юноши).
Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см., стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).
В спортивных играх:
Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность:
Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл.1)
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
Организации досуга и здорового образа жизни.
Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.
Способы спортивной деятельности:
Участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.
Критически оценивать собственные достижения
Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|