Сделай Сам Свою Работу на 5

Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина»





В соответствии с Конституцией права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав и свобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводит Президенту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, верно служить народу есть в тексте присяги Президента, которую он приносит народу при вступлении в должность.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опирается на всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свобод человека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективности исполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения в сферу их компетенции.



Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.

Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания - требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.



Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.

Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

54. О́мбудсмен (от швед. ombudsman, омбудсман, «представитель», в русский язык вошло через английский, отсюда -мен) — в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Впервые должность «парламентского омбудсмена» учреждена риксдагом Швеции в 1809 году, согласно принятой в этом году конституции («Форме правления»).



Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году (после получения независимости от РСФСР) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод человека.

Институт омбудсмена - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире - был создан в 1809 году в Швеции и начал активно развиваться только после Второй мировой войны. В это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека - Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года). Уполномоченные по правам человека работают более чем в ста странах мира.

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации в 1993 году (п."д"ч.1ст.103). Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" вступил в силу в марте 1997 года. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В Санкт-Петербурге региональный Закон «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» был принят Законодательным Собранием 30 декабря 1997 года.

В 2007 году первым Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге был избран Игорь Павлович Михайлов. В 2009 году Уполномоченным по правам человека стал Алексей Сергеевич Козырев.

55. Об акте 1679 г. см. Хабеас корпус акт

Хабеас корпус (лат. habeas corpus, буквально «ты должен иметь тело», содержательно — «представь арестованного лично в суд») — это существовавшее издревле, по некоторым данным, ещё до Великой хартии вольностей, понятие английского (а с XVII века — и американского) права, которым гарантировалась личная свобода. Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. тело, corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливается презумпция незаконности задержания. В Великой хартии вольностей статья 39 специально оговаривала неприкосновенность личной свободы.

Правило хабеас корпус постоянно употреблялось с XV века. Вначале им пользовались как средством к восстановлению свободы, нарушенной частными лицами, в основном феодалами и их подчинёнными, но уже со времён Генриха VII оно стало применяться в случаях преследования личности со стороны Короны. Однако до акта 1679 года выпуск постановления хабеас корпус предоставлялся на усмотрение судей, которые сами не обладали независимостью. Дело выдачи такого постановления часто затягивалось; кроме того, невыполнение предписания судьи не влекло за собой никакой ответственности. Эта недостаточность правовых гарантий проявилась с особой силой в период абсолютистского правления Тюдоров и Стюартов. Именно несоблюдение этого принципа вызвало возмущение арестом Дж. Гемпдена в 1627 году и принятие резолюции палаты общин 29 марта 1628 году, в которой говорилось:

Ни один свободный человек не может быть арестован или задержан в тюрьме или иначе как-нибудь ограничен в своей свободе по приказанию короля или Тайного совета.., если не будет указана какая-нибудь законная причина ареста, задержания или ограничения в свободе.

В приказе хабеас корпус не может быть отказано никому; он должен выдаваться по просьбе каждого лица, которое подвергается аресту, задержанию… по приказу короля, Тайного совета или кого-либо другого.

Если свободный человек будет арестован и заключён в тюрьму без указания законной причины, и если это будет установлено на основании хабеас корпус, выданного такому лицу, то оно должно быть или вовсе освобождено, или отпущено под залог".

Эти резолюции вошли в Петицию о праве 1628 года и в дальнейшем неоднократно повторялись в документах Английской революции.

В период реставрации Стюартов билль о хабеас корпус был внесён в палату общин в 1668 году, но не стал законом. Два других подобных билля были отклонены палатой лордов в 1670 и 1675 гг. Наконец, в 1679 году был издан Хабеас корпус акт, которым ограждались интересы личности от королевского произвола.

В США положения хабеас корпус включены в Конституцию; согласно ей, приостановка этого права возможна в случае вторжения или восстания.

56 Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН.

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Однако дополнительно отмечалось:

каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами (провозглашёнными Декларацией) без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Пети́ция (Хода́тайство, Обращение; лат. petitio) — индивидуальное или коллективное прошение, подаваемое в органы государственной власти или органы местного самоуправления в письменном виде.

В некоторых странах петиция может подаваться не только гражданином, но и любым человеком (как лично, так и совместно с другими людьми). На право подавать петицию также могут быть установлены ограничения для некоторых категорий граждан (например, для военнослужащих в Испании).

ПРАВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕТИЦИИ — право лица, находящегося под юрисдикцией государства, участника определенного международного договора в области защиты прав человека на обращение в международный контрольно-имплементационный орган

57. Эффективная защита прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений в этой сфере, требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих им обязанностей соответствующих государственных органов. Роль регулятора в данной сфере должен выполнять закон. Главное требование, предъявляемое к любому закону, — его полное соответствие нормам Конституции Российской Федерации. Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что, как правило, установление обязанностей граждан в сфере исполнительной власти должно определяться федеральным законом.

Статья 71 Конституции РФ (пункт "в") указывает, что в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина. В ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Законодательное закрепление прав и свобод человека и гражданина в ряде случаев требует дальнейшей конкретизации и детализации в нормативных правовых актах органов исполнительной власти. Этими актами, как правило, регламентируется компетенция тех или иных органов управления, определяются их взаимоотношения с гражданами1.

Так, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"2 указывает на основные направления деятельности высшего органа исполнительной власти в сфере охраны прав и свобод человека: Правительство РФ реализует конституционные права граждан в области социального обеспечения, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, по обеспечению законности, прав и свобод граждан; по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью.

1. Статья 32 Конституции РФ провозглашает право граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством, в том числе право на равный доступ к государственной службе. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации"1 конкретизировал это право, указав на обеспечение равного доступа граждан России к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, и что при поступлении на государственную службу, при ее прохождении запрещено устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения или преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (ст. 21).

Определяя принципы государственной службы и обязанности государственных служащих, данный Закон подчеркивает необходимость признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Далее в Законе указано, что государственный служащий в пределах своих должностных обязанностей должен своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений и принимать по ним решения в порядке, установленном законами РФ и субъектов РФ (ст. 10).

58. Правоохранительные органы – обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Исходя из ст. 1 Конституции РФ правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Одной из важнейших функций, осуществляемых государством, является защита прав и свобод человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Человек реализует свои права и свободы не только в личной, но и в общественной жизни — через различные общественные формирования (государственные или негосударственные).

права и свободы человека и гражданина в качестве приоритетных, Конституция РФ в то же время не умаляет значения прав, свобод и законных интересов различных коллективных формирований граждан. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Итак, в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

59 Вопросы соблюдения прав человека в мире и роли России в международном сотрудничестве в правозащитной сфере подробно осветил на брифинге в Москве заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко, сообщают ИА REGNUM . "Сейчас нет стран в мире, где бы ни нарушались права человека, - заметил Яковенко. - Вопрос в том, готовы ли государства обеспечивать соблюдение прав человека в соответствии со своим законодательством, а дело международного сообщества - указывать им на существующие недостатки в этой сфере".

"Становление и развитие международной системы поощрения и защиты прав человека является не только приоритетом нашей внешней политики, но и нашим национальным интересом", - подчеркнул заместитель министра иностранных дел. "Несмотря на те нарушения, о которых справедливо пишет в своих ежегодных докладах Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, планка прав человека в нашей стране стоит на достаточно высоком уровне", - заметил он.

Среди элементов политики России в сфере прав человека Александр Яковенко назвал участие России в большинстве ключевых международных договоров по правам человека и предоставление в соответствии со взятыми на себя обязательствами периодических докладов, а также участие России в обсуждении соответствующих вопросов в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. "На текущей 61-й сессии наша делегация внесла два проекта резолюций - "Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости" и "Захват заложников". Обе эти резолюции были приняты", - сообщил он.

Александр Яковенко также отметил динамичное развитие взаимодействия с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, а также с региональными институтами и механизмами в области прав человека - прежде всего, с Советом Европы. "Нельзя не отметить и важную роль гуманитарно-правозащитной составляющей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, хотя к этому направлению деятельности ОБСЕ у России имеется ряд вопросов", - заметил заместитель министра.

Кроме того он обратил внимание на важную роль, которую вопросы прав человека играют в двусторонних отношениях России с отдельными государствами. "Эта тема постоянно поднимается в ходе переговоров министра и его заместителей с партнерами из практически всех стран. Существуют механизмы двусторонних консультаций по правозащитной проблематике с 12 государствами, и этот список постоянно расширяется. Основная цель таких переговоров - обмен мнениями о путях и способах укрепления правозащитных стандартов на международном уровне и конкретных мерах по их имплементации внутри государства", - сказал он.

Как отметил Александр Яковенко, раз в полгода Россия проводит экспертные консультации с Евросоюзом, в ходе проторых происходит обмен оценками ситуации с правами человека в России и в странах ЕС. В ходе таких консультаций идет напряженная работа, обсуждаются десятки вопросов, но "мы стараемся делать это без публичных заявлений, поскольку это нормальный процесс "выяснения отношений" в этой сфере", - пояснил Яковенко. Очередной раунд таких консультаций, по его словам, состоится 3 мая в Берлине. "Хотелось бы отметить, что это не улица с односторонним движением. У России немало озабоченностей в отношении ситуации с правами человека в Евросоюзе", - заявил он. В частности, Александр Яковенко упомнял претензиях к грубым нарушениям прав человека в государствах Прибалтики. "Темы эти поднимаются не только российской стороной, но и многими международными структурами и неправительственными правозащитными организациями. Мы ожидаем конкретных мер по исправлению ситуации. Много вопросов есть у нас и по соблюдению правозащитных стандартов в других странах Евросоюза", - заметил он.

Заместитель министра иностранных дел также сообщил, что Россия плотно сотрудничает с международными контрольными механизмами, принимая и спецдокладчиков Совета ООН по правам человека, и мониторинговые делегации различных структур Совета Европы. "Да, оценки и суждения, которые звучат в наш адрес, порой носят острый и критический характер, но это является лишь сигналом, что у нас есть проблемы в правозащитной сфере. Вообще, идеальных с этой точки зрения государств не существует. Нам есть, что улучшать, и нам есть, над чем работать. Поэтому мы стремимся выполнить рекомендации контрольных институтов международных организаций, прислушиваемся к мнению авторитетных правозащитных структур. МИД играет в этом процессе координирующую роль, доводит высказанные озабоченности до сведения других органов власти", - заявил он.

Особенно подробно Александр Яковенко остановился на принципах, которые заложены в основу деятельности России в области поощрения и защиты прав человека в мире и, в частности, ее работы в составе Совета по правам человека ООН.

"Во-первых, обсуждение вопросов прав человека должно проводиться в формате добровольного, равноправного и взаимоуважительного диалога. Только таким образом можно добиться того, чтобы сотрудничество в правозащитной сфере служило сближению стран, развитию конструктивного взаимодействия между ними, - сказал он.

Во-вторых, мы исходим из того, что государства должны играть главную роль и несут основную ответственность за поощрение и защиту прав человека на своей территории. Международные институты и механизмы, а также неправительственные организации должны выполнять вспомогательную функцию, хотя это никоим образом не умаляет их вклад в общее дело имплементации правозащитных стандартов.

В-третьих, Россия признает, что ситуация с правами человека в той или иной стране может являться предметом законной обеспокоенности со стороны международного сообщества. Вместе с тем, мы считаем абсолютно недопустимым использование вопросов прав человека в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Такие действия являются игнорированием основополагающих норм международного права и принципов Устава ООН и подрывают существующую систему международных отношений.

В-четвертых, Россия выступает за учет национальных, религиозных, культурных и исторических особенностей, уровня развития и социально-экономического положения отдельных стран при оценке ситуации с правами человека в них.

В-пятых, мы решительно осуждаем использование в правозащитной сфере двойных стандартов.

60. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», надзор за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина является одним из основных направлений деятельности данного государственного института, что выгодно отличает правозащитный потенциал прокуратуры от аналогичной характеристики иных государственных органов. Для большей части государственных органов (Президента РФ, Федерального Собрания РФ, системы федеральных органов исполнительной власти) функция защиты прав и свобод граждан не является основной, а выполняется ими в ходе осуществления главенствующей функции (законодательной – для Федерального Собрания РФ, исполнительно-распорядительной – для органов исполнительной власти).

Прокуратура осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина во всех сферах государственной и общественной жизни, урегулированных законом, в отличие от органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор в узкоспециализированной сфере, а также от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, рассматривающего жалобы на нарушение прав и свобод государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 16 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Для инициирования правозащитной деятельности прокуратуры не требуется обращения гражданина с просьбой о восстановлении нарушенных прав, закон наделяет прокуратуру полномочием проводить проверки по собственной инициативе при наличии информации о нарушениях конституционных прав и свобод. Правозащитная деятельность осуществляется прокуратурой в достаточно гибких процедурах, основы которых устанавливаются федеральным законодательством, а подробная регламентация – нормативными актами самой прокуратуры. Это позволяет более активно выявлять нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина и упрощает взаимодействие с заявителем в сравнении с судебной защитой. Наконец, в отличие от института омбудсмена прокуратура Российской Федерации представляет собой разветвленную централизованную систему органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, что означает максимальное приближение правозащитного субъекта к защищаемому гражданину.

Вместе с тем, защита прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры имеет и свои недостатки, которые могут быть восполнены функционированием иных государственных правозащитных механизмов – судебного, омбудсменовского, административного и др. Таким образом, государственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина должны органично дополнять друг друга и образовывать целостную систему.

 

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.