Сделай Сам Свою Работу на 5

Кто неправильно поселился?





УДК 376.36 ББК 74.3 Б27

Рецензент:

Шаховская С. Н., лауреат премии Правительства РФ,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии

Московского педагогического государственного университета

Серийное оформление обложки А. М. Драгового

Баскакина, И. В.

Б27 Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 32 с: ил. — (Внимание: дети!). I8ВN 978-5-8112-2533-0

В тетради представлены занимательные авторские игры для развития всех сторон речи детей дошкольного возраста. Предложен материал для автоматизации правильного произношения трудных звуков Ж и Ш. Особенностью тетради является оригинальный подбор языкового, речевого и дидактического материала, исключающий использование в словах оппозиционных звуков. Пособие поможет сформировать у детей навыки звукового анализа и синтеза, что подготовит их к овладению письменной речью. Особое внимание уделено развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению связному высказыванию. Задания на развитие мелкой моторики помогут подготовить руку ребенка к письму.



Родителям, логопедам и воспитателям для занятий с детьми, которым необходимо отработать произношение звуков Ж и Ш.

© ООО «Издательство
I8ВN 978-5-8112-2533-0«АЙРИС-пресс», 2007

Методическое пособие

БаскакинаИрина Викторовна ЛынскаяМарианна Ильинична

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ЖУЖЖАЛОЧКА И ШИПЕЛОЧКА

Рабочая тетрадь для исправления недостатков

Произношения звуков Ж и Ш

Ведущий редактор А. Л. Штерн

Редактор Н. А. Светлова

Художественный редактор, оформление обложки М. А. Владимирская

Иллюстрации М. Лукьянцева

Иллюстрации на обложку И. В. Красильникова

Технический редактор Т. В. Исаева

Компьютерная верстка Г. В. Доронина

Корректор 3. А. Тихонова

Подписано в печать 31.01.07. Формат 70x100/16. Печать офсетная. Печ. л. 2. Усл.-печ. л. 2,6. Тираж 5000 экз. Заказ № 6221.

ООО«Издательство "АЙРИС-пресс"». 113184, Москва, ул. Б. Полянка, д. 50, стр. 3.

Отпечатано в ОАО «Можайский полиграфический комбинат». 143200, г. Можайск, ул. Мира, 93


Уважаемые взрослые!

Перед вами сборник авторских и традиционных заданий и игр для работы над звукопроизношением детей 4-7 лет. Эти увлекательные игры помогут логопедам, родителям и педагогам закрепить правильное произношение трудных звуков Ж и Ш в речи ребенка, а также помогут развить фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, зрительное восприятие и воображение, сформировать пространственные представления, моторные навыки, подготовить ребенка к письму, к школе. В процессе выполнения игровых заданий у детей формируется четкий образ букв Ж и III, дети обучаются чтению.



Кроме этого, работа по тетради позволит расширить и уточнить словарный запас, сформировать правильный грамматический строй речи, научить ребенка составлять распространенное связное высказывание. Материал тетради подобран с учетом программы детского сада.

Все задания тетради увлекательны и обыгрываются в одном сценарии «Жужжалочка и Шипелочка». Благодаря этому дети воспримут занятие как игру и будут с удовольствием учиться говорить.

Эффективность представленных авторских игр была доказана положительными результатами многолетней работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

■ "

Как работать с тетрадью

Все задания в тетради сгруппированы по разделам. Последовательность разделов мы рекомендуем не изменять. Задания раздела «Автоматизация изолированного звука» постепенно усложняются, поэтому их последовательность мы также рекомендуем оставить неизменной. Задания внутри других разделов можно менять местами.

Перед тем как вы начнете работу с тетрадью, убедитесь, что ребенок произносит звук изолированно. Затем закрепите знание гласных букв: А, О, У. Ребенок должен уметь их показывать и называть. В каждом задании есть обращение к детям и инструкция для взрослых. В некоторых заданиях представлен образец выполнения, на который обязательно нужно обратить внимание детей.



Старайтесь не заниматься с ребенком, если он утомлен или перевозбужден, скорее всего, такие занятия не дадут результата. Обязательно хвалите ребенка за выполненные задания.

Помните, что основная функция тетради — закрепление правильного произношения (автоматизация) звука, поэтому первоочередная задача — правильно произнести звук. Следите, чтобы ребенок четко выполнял это правило в каждом задании. Буква Ж («жэ») в каждом задании должна читаться как звук [ж]. Буква III («ша») в каждом задании должна читаться как звук [ш]. Всегда называйте ребенку не буквы, а чистые звуки — это поможет ему овладеть звукосочетанием и звукосложением.

Для лучшего усвоения нового материала рекомендуем выделять интонацией слова, напечатанные курсивом.

Чаще спрашивайте у ребенка, понял ли он задание. Если сомневаетесь в этом, попросите ребенка повторить задание и объясните ему то, что он не понял.

Желаем успехов вам и детям!


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш. Закрепление графических образов букв Ж и Ш

Шипелочка и Жужжалочка

Познакомься с Жужжалочкой и Шипелочкой. Они очень рады, что ты научился правильно произносить звуки Ж и Ш, и предлагают тебе с ними поиграть.

Жужжалочка и Шипелочка спорят, кто шипит, а кто жужжит. Помоги им разобраться. Посмотри на картинку, пожужжи или пошипи, а Жужжалочка с Шипелочкой послушают.

Ребенку нужно показывать предметы и произносить звуки ш-ш-ш или ж-ж-ж соответственно. Предложите ребенку раскрасить картинки.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш. Закрепление графических образов букв Ж и Ш 5


Шапки-невидимки

У Шипелочки есть своя буква III. Однажды волшебник подарил букве Ш и другим буквам шапку-невидимку. Решила буква Ш пойти погулять, но на улице холодно, и в шапке-невидимке она замерзнет. Подари букве Ш настоящую шапку. Дарить шапки мы будем только букве Ш, потому что остальные буквы гулять не хотят. Назови все буквы Ш и обведи на них шапки.

Напоминаем, что буква в тетради читается как звук [ш], а не как буква «ша».


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш. Закрепление графических образов букв Ж и Ш

Волшебные картинки

Буква III играет с тобой в прятки. Найди ее на волшебных рисунках, покажи пальчиком и назови.

Ребенку нужно найти в деталях картинок буквы Ш, затем обвести их по контуру -пальчиком и назвать. Напоминаем, что буква в тетради читается как звук [ш], а

не как буква «ша». Предложите ребенку обвести буквы Ш цветными карандашами.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш. Закрепление графических образов букв Ж и Ш

Подарок

У Жужжалочки тоже есть своя буква Ж. Буква Ж собралась к Ш в гости и решила подарить ей в подарок желтые кружочки. Желтые кружочки есть только у буквы Ж. Найди все буквы Ж, назови их и раскрась кружочки рядом с ними желтым цветом.

1 Напоминаем вам, что буква в тетради читается как звук [ж], а не как буква «жэ».


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш. Закрепление графических образов букв Ж и Ш


Сестры Маша и Наташа

Старшая сестра Наташа старательно писала буквы Ш в своей тетрадке. И тут пришла младшая сестренка Машенька и захотела помочь Наташе. Но писать она не умела и поэтому закалякала все буквы. Наташа расстроилась. Помоги Наташе найти все буквы Ш, назови их и подчеркни.

1 Вы можете также предложить ребенку обвести буквы Ш.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш. Закрепление графических образов букв Ж и Ш

Танец

Буквы Ш и Ж решили потанцевать. Тебе нужно узнать, всем ли буквам хватило пары для танца. Назови все буквы и обведи их.



 


Спросите у ребенка: каких букв больше, а каких меньше? Какой букве не хватило пары? Попросите дорисовать ей пару.

Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в слогах

Стишки


Шипелочка и Жужжалочка хотят рассказать тебе стихи на своем языке. Повторяй стихи вместе с ними, и ты научишься говорить на их языке.

ША-ШИ-ШО

ШУ-ШЕ-ША

ШИ-ШУ-ШО

ЖЕ-ШИ-ЖА

ШУ-ШИ-ША

ША-ШУ-ШИ

ЖА-ША-ЖА

ОШ-АШ-УШ

(

Ребенку нужно запомнить и повторить три слога подряд за взрослым в том же порядке. Если он легко справляется с этим заданием, предложите ему запомнить по четыре слога. Вы можете использовать другие слоги с этими звуками.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в слогах


Синоптик

Жужжалочка решила стать синоптиком и предсказывать погоду для того, чтобы Шипелочка не забывала зонтик, когда идет к Жужжалочке в гости. Давай поможем Жужжалочке. Прочитай слоги на облаках. Облака, в которых написаны слоги АШ, превратятся в тучи. Раскрась их серым цветом, проведи от них стрелочки к букве Ш с зонтиком. А из облаков, на которых написаны остальные слоги, дождь не пойдет. Обведи их голубым цветом и нарисуй за ними солнышко.



 


 


 

 


Предложите ребенку нарисовать дождик из дождевых туч, а под ними лужи. Постарайтесь объяснить значение слова «синоптик».


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в слогах

Окошки

В домике Жужжалочки живут разные жители. Одни ложатся спать рано, другие поздно ночью. Давай узнаем, кто уже спит, а кто нет. Прочитай все слоги в окошках. В окошках, где живут слоги ЖА, еще горит свет, раскрась эти окошки желтым цветом. А остальные окошки раскрась серым цветом, потому что в этих квартирах все легли спать, там темно.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в слогах


Чаепитие

Шипелочка и Жужжалочка приглашают тебя на чаепитие. Но Жужжал очка мыла свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком Ж треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге — звук и буква Ш, то чашка целая — нарисуй в чашке чай и над ним пар. Если в слоге звук и буква Ж, то чашка — разбитая, рисуй трещинку и лужу.

Дополнительно можно предложить ребенку рядом с целыми чашками нарисовать красивые конфетки.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в слогах и словах


Заплатки

У Шипелочки есть шелковая шаль, у Жужжалочки есть кожа-~.. .. > ный жилет. Их вещи прохудились. Тебе нужно поставить заплатки. Заплатки со звуком Ж должны быть круглыми, заплатки со звуком Ш — квадратными. Прочитай слоги. Обведи их правильно.

1 Объясните ребенку значение выделенных слов.

Игра в прятки

Животные, в названии которых есть звуки Ш и Ж, решили поиграть с тобой в прятки. Они от тебя спрятались, но тени их видны. Угадай и назови всех, кто спрятался.

Спросите у ребенка, какие из этих животных дикие, а какие — домашние. Словарь:жираф, кошка, мышка, ежик, лошадь, лягушка, морж.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах


Загадочные картинки

Художница Жужжалочка решила нарисовать загадочные картинки для Шипелочки, чтобы она отгадала, что на них нарисовано. Помоги ей, пожалуйста, назови картинки и дорисуй их для Шипелочки.

Подарки

Шипелочка для Жужжалочки принесла много-много подарков. Тебе интересно, что она ей подарит? Давай посмотрим. Назови все, что здесь нарисовано.

Словарь:кошка, мышка, мишка, Чебурашка, клюшка; матрешка, хлопушка, неваляшка, машина.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах



Друзья

Подскажи Шипелочке, кого с кем рядом посадить, кто с кем дружит. Дружат те, чьи имена звучат очень похоже, в рифму. Соедини друзей стрелочками.


Вы читаете ребенку по три имени, выбирая их таким образом, чтобы среди этих имен были два рифмующихся. Например: Даша, Маша, Надюша. Спрашиваете, какие два самые похожие, то есть звучат в рифму. Ребенок отгадывает. Если у него не получается, помогите ему, выделяя рифмованные слова интонацией. Затем ребенок соединяет этих детей стрелочками. Словарь:Катюша, Надюша; Даша, Маша; Ивашка, Наташка; Миша, Гриша; Любаша, Палаша.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах

Что лишнее?

Перед тобой домики друзей Шипелочки и Жужжалочки. Найди в каждом домике лишнюю картинку, обведи ее или раскрась, а остальные назови одним словом, г

Помогите ребенку правильно назвать предметы. Словарь:морж, жираф, лошадь, журавль; флажок, шарик, неваляшка, карандаш; каша, пирожок, ватрушка, кружка; башмаки, галоши, штаны, шлепки; шиповник, ландыш, подорожник, жаба; ушанка, шапка, шуба, шляпа.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах


Улица Шипелочки

Шипелочка живет на улице, на которой могут жить только слова со звуком Ш. Рассели эти слова в домики. Слова с Ш в

начале слова посели в домик в начале улицы, с Ш в середине слова — в

домик в середине улицы, с Ш в конце слова — в домик в конце улицы.

Назови все слова, скажи, где в слове ты слышишь звук Ш, проведи от

слов стрелочки к нужным домикам.

Попросите ребенка назвать всех жильцов каждого дома. Словарь:шапка, шпага, машина, карандаш, душ, ковш, шуба, малыш, кувшин, лошадь, шина, камыш, дедушка, кошка.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах


Домики Жужжалочки

Жужжал очка построила дома для слов, в которых есть звук Ж.

Тебе нужно помочь ей расселить эти слова в разные дома.

Слова с одним слогом — в одноэтажный дом, с двумя слогами — в двухэтажный дом, с тремя — в трехэтажный дом. Назови слова, скажи, сколько в них слогов, проведи от них стрелочку к нужному дому.

Попросите ребенка назвать всех жителей одноэтажного, двухэтажного и трехэтажно годомов. Словарь:жители одноэтажного дома жук, джем; двухэтажного жаба, жилет, жираф, лыжи; трехэтажного желуди, пирожок, пижама, крыжовник, пожарник, пружинка.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах

Кто неправильно поселился?

Посмотри, какая буква написана на крыше каждого домика. Расскажи Шипелочке и Жужжалочке, кто живет в этих домиках. Назови все картинки. Найди того, кто попал не в свой домик. Кто это, назови.

Помогите ребенку правильно назвать всех жителей домиков. Словарь:лягушка, кукушка, лошадь, шмель, кошка, мартышка, жираф; ежи, журавль, моржи, жук, ужи, мышка.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в словах


Коллекции

Шипелочка и Жужжалочка коллекционируют разные предметы. Они пришли на аукцион, чтобы пополнить коллекцию. Шипелочка коллекционирует слова со звуком Ш. Жужжалочка коллекционирует слова со звуком Ж. Назови все слова и скажи, какой звук — Ш или Ж — ты слышишь в слове. От слов со звуком Ш нарисуй стрелочку к легковой машине, на ней Шипелочка отвезет эти предметы домой. А Жужжалочка повезет свои предметы на джипе. К нему проведи стрелочки от слов со звуком Ж.

 

Объясните ребенку значения слов «аукцион», «коллекция». Словарь:шина, шуба, шахматы, кувшин, мешок, вишня, шлемофон, катушка; пижама, жакет, этажерка, фужер, крыжовник, ежевика, пирожок, абажур, баклажан, флажок.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе


Джемы

Жужжалочка приготовила джемы для Шипелочки. Рассмотри этикетку на банке, назови, какие это джемы. Покажи Шипе-лочке, какие фрукты и ягоды растут на кусте, а какие — на

дереве, нарисуй стрелочки от джема к кусту или дереву. Раскрась ягоды

и фрукты на этикетках.

I

Ребенку нужно называть джемы полным словосочетанием. Например:вишневый джем. Постарайтесь объяснить ребенку значение слова «этикетка». Словарь:вишнёвый, крыжовенный, ежевичный, грушевый.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе

Загадки

Шипелочка и Жужжалочка придумали для тебя загадки. Попробуй их отгадать.

Что находится между шишками? Где находится груша? Что находится между пушками? Где находится машинка? Что находится между камышами? Где находится лягушка? Что находится между жирафами? Где находится мышка? Что находится между шкафами? Где находится кушетка? Что находится между кувшинами? Где находится чашка? Что находится между шлемами? Где находится шляпа?

I

На второй вопрос ребенок всегда должен отвечать полным предложением. Например:груша находится между шишками \лт. д.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе


Что из чего сделано?

 

Посмотри, какие разные здесь вещи! Одни из них сделаны из кожи, а другие из шелка. Подскажи, пожалуйста, Шипел очке и Жужжалочке, что из чего сделано. Называй вещи, говори, какие они, и веди стрелочку от них к коже или шелку. Например: шелковое платье, кожаный кошелек...

 

Попросите ребенка раскрасить шелковые вещи оранжевым карандашом, а кожаные — желтым; затем описать каждую вещь. Например:оранжевая шелковая блузка. Словарь:пиджак, жилет, пальто, кошелек, диван, ботинки, платье, шаль, галстук, нитки, рубашка, шорты.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе

Живое-неживое

Шипелочка и Жужжалочка спорят о том, что на картинке нарисовано неживое, а кто на картинке нарисован живой. Помоги им разобраться, назови картинки и скажи, живое или неживое на ней нарисовано. Например: кошка - живая.


Словарь:жук, жаба, лошадь, жираф, лягушка, кошка, морж, ежик, шмель, волшебник —живые; шапка, шахматы, машина, пружинка, пушка, шишка — неживые.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе

Чего не хватает?

Шипелочка и Жужжалочка решили порисовать, но они так торопились, что кое-что забыли. Скажи, что они забыли нарисовать. Только есть одно условие: нужно называть слова, которых не хватает, ласково, чтобы они не обиделись. Например: лошадь без ушек.

Попросите ребенка дорисовать картинки. Словарь:жираф без пятнышек, домик без окошка, мышка без ушка, рубашка без манжетки, лошадка без ножки, желудь без шляпки, шмель без крылышек, петушок без гребешка.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе


Что больше?

Шипелочка и Жужжалочка нарисовали картинки. На картинках предметы у них получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи им, какой предмет на самом деле больше, а какой — меньше. Например: шкаф больше шкатулки, шкатулка меньше шкафа.

Попросите ребенка раскрасить те предметы, которые больше. Словарь:шкатулка, шкаф; кошка, мышка; лукошко, кадушка; журавль, петушок; пушка, ружье; кувшин, кружка; башня, шалаш; шмель, мошка: дедушка, малыш.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе

Путаница

Шипелочка и Жужжалочка стали придумывать сказку и перепутали в ней все слова. Исправь, пожалуйста, их ошибки. В этом тебе помогут картинки.



 


У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелем.

Шлем надел Женю.

У шеи шарфик на мишке.

Пожар тушит пожарника.

Паша обводит лягушкой карандаш.

Прочитайте ребенку неверное предложение, чтобы он на слух постарался исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку. Например;в сказке написано «у мышки в лапах кошка», а как правильно сказать?


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш во фразе

Вышивки

Жужжалочку и Шипелочку бабушка научила вышивать. Шипе-лочка вышила картинки со звуком Ш, а Жужжалочка вышила картинки со звуком Ж. Назови, что вышила Шипелочка. Например: Шипелочка вышила ландыши на подушке. А что вышила Жужжалочка? Соедини вышивки Шипелочки с ее портретом, а вышивки Жуж-жалочки с ее портретом.

Словарь:на подушке ландыши, на жилетке желудь, на шапке шиповник, на шарфике ромашка, на пижаме —жеребенок, на жакете жук.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в связной речи

Про Женю(пересказ описательного рассказа)




Послушай рассказ Жужжалочки про Женю. Запомни, какой он. Раскрась картинку. Перескажи рассказ.

Это Женя. У Жени модные жилетка, штаны и башмаки из желтой кожи. А шапка и рубашка из оранжевого трикотажа. Кожаную и трикотажную одежду купила Жене бабушка.


Прочитайте ребенку рассказ два раза подряд. Сначала ребенку нужно повторить рассказ по предложениям, отвечая на ваши вопросы, а затем — пересказать.

Игрушки(пересказ)



Послушай интересный рассказ, который придумала Жужжалочка. Попытайся его запомнить и расскажи сам.

У Жанны есть плюшевые игрушечные кошка, мишка и лошадка. На день рождения дедушка Яша подарил Жанне плюшевого жирафа. Жираф желтый. У него оранжевые пятнышки. Жанна покажет жирафа подружкам.


Вы можете предложить ребенку раскрасить картинку.


Автоматизация и дифференциация звуков Ж и Ш в связной речи

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.