Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и субъекты международного экономического права





Международное экономическое право - совокупность принципов и норм МП, регулирующих отношения его субъектов в области экономического сотрудничества.

Целями международного экономического права являются:

Содействие экономическому прогрессу всех народов;

Создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных взаимоотношений между народами;

Повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса.

На международные экономические отношения распространяются общие принципы МП. Однако существуют специальные международно-правовые принципы международных экономических отношений:

Право государств свободно определять свою внешнеэкономическую политику

Нормативное содержание данного принципа включает в себя:

право государства регулировать свою внешнюю торговлю с помощью таможенных пошлин (тарифное регулирование и паратаможенное регулирование).

принцип свободы торговли - свобода ввоза-вывоза товаров без какого бы то ни было ограничения;принцип контингентирования (квотирования) импорта и экспорта товаров - право ограничения ввоза или вывоза товаров в течение определенного периода времени определенным количеством:;принцип запретительно-разрешительного ввоза-вывоза товаров (система лицензирования);



право установления государственной монополии внешней торговли отдельными товарами.; Принцип недискриминации в международных экономически? отношениях. Данный принцип является производным от принцип суверенного равенства государств.; Принцип всеучастия - означает полное и эффективное участие государств в разрешении мировых экономических проблем в общи» интересах на основе равенства.;Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью.;Принцип преференциального режима для развивающихся стран (создание режима таможенных льгот для развивающихся стран);Принцип международной социальной справедливости;Принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Международное экономическое право включает в себя следующие под отрасли: торговое право; финансовое право;



инвестиционное право; право предоставления технологий. При этом, следует отграничивать предмет международного экономического права от международного частного права. Под последним большинством авторов понимается внутреннее право государств, осложненное так называемым иностранным элементом.

Международное экономическое право включает в себя следующие под отрасли: международное торговое право;Международное финансовое право; международное инвестиционное право: международное право предоставления технологий.

Главный ориентир ЮНИКДАТ - защита интересов развивающихся стран.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) - создана в 1966 г. Является специализированным органом ООН. Занимается непосредственно унификацией права международной торговли. Всемирную торговую организацию (ВТО). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)

 

 

20. Международно-правовое признание государств и правительств. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт, которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании - признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконституционным путем, в результате революции, переворота. Признание правительства означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и единственным представителем гос-ва в межд отношениях.



 

 

5. Понятие и система основных принципов МП. Как уже говорилось, «конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов. Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность. Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других. Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д. Поскольку основные принципы международного права представ­ляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права. Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу. Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др.

 

 

9. Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно принципу мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов. Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН. Непосредственные переговоры наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения м/н спора, гарантируют равенство сторон, могут быть исп-ны для решения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же после его возникновения.

 

13. Принцип невмешательства во внутренние дела государств. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выбирать свою политическую, экономическую, социальную или культурную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства: не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства; не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности. Однако принцип невмешательства во внутренние дела не является абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе­мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения международного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

 

12. Принцип суверенного равенства государств. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что: все государства юридически равны; все государства должны уважать правосубъектность других государств; все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.; территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права; государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы; государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства. Каждое гос-во обязано уважать суверенитет других участников системы, т. Е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других гос-в, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Основное социальное назначение – обеспечить равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками, международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

 

 

17. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопределение являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, свободно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на самоопределение. Право народов на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. Самоопределившееся народы свободно выбирают не только выбирают свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т. П. традициям и представлениям.. Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляющие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

 

 

15. Принцип добросовестного выполнения обязательств по МП. В соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву. Участник не может ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Данный принцип распространяется только на действительные соглашения.

 

 

57. ООН (устав, членство, система органов). Организация Объединенных Наций создана после Второй мировой войны. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как День Объединенных Наций. Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универ­сальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. ООН преследует цели: поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии; развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека; быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей. Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство членов ООН; добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН; разрешение международных споров мирными средствами; отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН; невмешательство во внутренние дела государств; оказание помощи ООН во всех действиях, предпри­нимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов. При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому между­народному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава). Членство в ООН Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН. Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблей по рекомендации Совета Безопасности. В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.

 

 

59. Международные конференции. Международная конференция — это встреча официальных пред­ставителей двух или более государств для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Различия в наименовании кон­ференции (конгресс, совещание, встреча и т.д.) не имеют особого юридического значения. Как правовой институт международные конференции имеют много общего с международными организациями: они представляют собой собрание представителей государств; для обеспечения деятельности конференции создаются рабочие органы (комитеты, комиссии); эти органы действуют на основе правил, установленных государствами — участниками конференции. Основное отличие конференций от международных организаций заключается в том, что конференции — это временные органы. Различают конференции, созываемые в рамках международных организаций, и конференции, созываемые вне международных орга­низаций; универсальные и региональные конференции; конференции с участием высших руководителей государств и конференции министров иностранных дел, послов и т.д. Право международных конференций не кодифицировано. Источниками этого института являются обычные нормы и акты международных организаций. Конференции созываются по инициативе одного или нескольких государств или международной организации. Созыву конференции предшествуют переговоры, во время которых согласуются время и место проведения конференции, круг участников, предварительная повестка дня. В конференции могут участвовать наблюдатели (без права решающего голоса). Порядок работы конференции определяется регламентами, утверждаемыми участниками конференции или органами созывающей международной организации. На конференции обычно создаются следующие комитеты: по проверке полномочий; по обеспечению работы конференции; по обсуждаемым проблемам; редакционный комитет по подготовке решения и др. Решения конференции могут приниматься путем голосования и консенсуса. Каждая делегация имеет на конференции один голос. Акты конференции могут содержать тексты международных договоров, разработанных на конференции, или являться самостоятельными источниками международного права.

 

 

34. Понятие международного договора.Классификация договоров. Форма и структура. М/н договор – это регулируемое МП соглашение м/у субъектами МП, совершённое в письменной форме, вне зависимости от наименования такого соглашения и вне зависимости от того, совершено ли такое соглашение в 1 или нескольких связанных между собой документах. Объект МП – отношения между субъектами МП по поводу материальных и нематериальных благ, а также действия и воздержание от действий. Основным универсальным источником права международных договоров является Венская Конвенция «О праве международных договоров» (1969). Структура договора: Название, преамбула, основная часть, заключительная часть, подписи. М/н договор может носить след. Названия: конвенция, соглашение, пакт, биль, договор. Различия в названиях не имеет юр. Значения. Преамбула служит для обозначения целей договора. Основная часть – сущность договора. Состоит из статей нарастающим порядковым номером, которые сгруппированы в главы, разделы, части. Заключительная часть. Содержит условия вступления договора в силу, условия прекращения договора, указания на языки текста и др. Подписи сторон. В двусторонних договорах используется правило альтерната: подписи ставятся друг против друга или одна над другой. В многосторонних договорах подписи ставятся одна под другой в алфавитном порядке языка текста договора. Очерёдность подписания определяется жребием. Классификация: По кругу участников: двусторонние, многосторонние. Двусторонние – договор между 2-мя участниками; между 1 и несколькими. По объектам регулирования: общие, специальные. По режиму присоединения: открытые, закрытые (условно-закрытые и абсолютно закрытые).

 

36. Действие и применение международных договоров. Вступление в силу с момента: подписания, обмена документами, образующими договор, обмена ратификационными грамотами, сдачи депозитарию документа о присоединении, любого другого по соглашению. Срок действия: Бессрочные (с отсутствием указания на срок действия и с указанием на бессрочность). Пролонгация – продление срока действия договора. Основания для признания договора недействительным: явное нарушение национального законодательства в части полномочий на заключение договора, ошибки в договоре, заключение договора под влиянием обманных действий других участников, заключение договора путём подкупа представителя гос-ва, заключение договора путём применения силы или угрозы её применения, противоречие нормам Jus Cogens.

 

 

26. Консульские представительства. Основными задачами консульского учреждения являются защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его граждан и организаций, а также развитие дружественных связей, в частности в таких областях, как экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции консульских учреждений весьма разнообразны. К ним относятся: информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и округа пребывания; информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; консультационная деятельность и практическая помощь нахо­дящимся в консульском округе гражданам представляемого государст­ва, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; паспортно-визовая работа, т.е. выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство; выполнение функций органов записи актов гражданского со стояния, совершение нотариальных действий; консульская легализация, т.е. установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его закона и правилам; выполнение соответствующих действий по истребованию до­кументов; охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, ко­торые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства; совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания; выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Допускается также выполнение консулом других функций, возложенных на него представляемым государством, которые не противоречат законодательству государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или они предусмотрены договорами между обеими сторонами. Стало общепризнанным (ст. 17 Венской конвенции 1963 г.), что в отсутствие дипломатического представительства выполнение отдельных дипломатических функций с согласия государства пребывания может быть возложено на консульское учреждение. Международное право допускает также возможность выполнения консулом соответствующих функций от имени и в интересах третьего государства. Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих актов.

 

 

43. Правовой режим прилежащей зоны. Начиная с середины XIX века некоторые страны, у которых ширина территориального моря составляла 3—4—6 морских миль, стали устанавливать дополнительную морскую зону за пределами своего территориального моря для осуществления в ней контроля с целью обеспечения выполнения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил. Такие зоны, прилегающие к морской территории прибрежного государства, получили название прилежащих зон. Суверенитет прибрежного государства на эти зоны не распространяется, и они сохранили статус открытого моря. Поскольку такие зоны создавались для конкретных и четко поименованных целей, а также не выходили за пределы 12 морских миль, то их установление не вызывало возражений. Право прибрежного государства устанавливать прилежащую зону в таком виде и в пределах до 12 морских миль получило закрепление в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24). Конвенция ООН по морскому праву 1982 года тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря (п. 1 ст. 33). Однако Конвенция ООН по морскому праву, в отличие от Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, указывает, что прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от исходных линий для измерения ширины территориального моря. Это означает, что прилежащую зону могут устанавливать также и те государства, у которых ширина территориального моря достигает 12 морских миль. (Колосов)

 

45. Правовой режим открытого моря. Под открытым морем понимается водное пространство, расположенное за пределами территориального моря, следовательно, открытое море – это море, которое не выходит в территориальное и внутреннее море прибрежных государств. Открытое море как часть Мирового океана находится в общем пользовании всех государств и народов на началах их полного суверенного равенства. Государства пользуются водами открытого моря на основе общепризнанного и сложившегося веками принципа свободы открытого моря, устанавливающего, что никакое государство не вправе распространять свою власть на открытое море и воздушное пространство над ним. Свободы открытого моря: - свобода судоходства; свобода полетов; - свобода промысла; - свобода прокладка кабелей и других трубопроводов; - свобода научных исследований; - свобода создания искусственных островов, сооружений и установок. Особенностью правового режима открытого моря является то, что им могут пользоваться и внутриконтинентальные государства. В открытом море морские и воздушные суда подчиняются юрисдикции государства флага. В открытом море военный корабль может остановить судно только под своим национальным флагом или иностранное судно, в случаях: а) борьбы с пиратством; б) борьбы с работорговлей; в) борьбы с повреждением кабелей и трубопроводов; г) нарушение правил промысла т другие мероприятия.

 

 

32. Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций Судебные средства примирения осуществляются в формах: межд. арбитража - третейского суда для рассмотрения споров, сторонами которых являются государства и межд. организации. Состав и порядок арбитража определяются соглашениями сторон: межд. суда - учреждения, действующего на постоянной основе, состоящего из независимых судей, призванного разрешать межд. споры на основе МП и принимать юридически обязательные решения. Межд. суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП. Суд избирает Председателя и вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Несмотря на высокое значение межд. суда, его решения необязательны для сторон. Кроме того, суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе. Решения суда основаны на нормах МП и на справедливости. Решения суда окончательны и обжалованию не подлежат. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой области. Совет может расследовать любой спор или ситуацию, которая может вызвать трения или спор между государствами. По взаимному согласию сторон спор может быть передан на рассмотрение Совета Безопасности. Любой член ООН вправе сообщить Совету о наличии ситуации или спора имеющих существенное значение для поддержания мира. Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой вопрос в пределах Устава ООН, включая и споры. Она может дать рекомендации по разрешению спора и ситуации. Генеральная ассамблея вправе привлечь внимание Совета Безопасности к ситуации. Секретариат осуществляет функцию примирения через Генерального секретаря ООН. В разрешении межд. споров и ситуаций активное участие принимают и специализированные органы ООН. Большая роль в разрешении споров принадлежит ОБСЕ. В рамках ОБСЕ в 1992 г. была учреждена Палата примирения и арбитража, которая состоит из Бюро, примирительной и арбитражной комиссий. До обращения в Палату стороны должны принять меры по переговорам Только после этого возможна передача спора в комиссию по примирению, которая состоит из представителей сторон посредников. Деятельность комиссии не является судебной, а является политической. Результаты работы комиссии являются предложениями по мирному урегулированию спора. В случае согласия одной из сторон с этим решением они передаются на рассмотрение Совету министров ОБСЕ. Юрисдикция арбитража при Палате факультативна. Стороны могут передать спор на рассмотрение арбитража по своему согласию.

 

 

51. Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы Международное экологическое право (МЭП) - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов. Специальные принципы МЭП. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МЭП. Его суть сводится к обязанности государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами и т. д. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые еры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб ли опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой и т. д. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Обеспечение экологической безопасности: обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды. Принцип контроля за соблюдением межд. договорного охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы межд. контроля и мониторинга качества окружающей среды. Принцип межд.-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответствен ость за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.