Сделай Сам Свою Работу на 5

Операции резервного копирования и восстановления





СУБД Firebird использует более простую модель создания резервных копий баз данных и восстановления из них по сравнению с СУБД MS SQL, хотя в качестве жертвы здесь принесена гибкость. Резервное копирование может выполняться с помощью консольных (из командной строки) и графических утилит, в любом случае производится резервное копирование всей базы данных. Операция восстановления также восстанавливает всю базу данных. Нет возможности создания резервной копии только изменений, произошедших с момента создания последней резервной копии, или восстановления изолированного набора транзакций. (В СУБД Firebird 2.0 появилась возможность создания инкрементных резервных копий. - прим. перев.)

Обратите внимание, что при создании резервной копии базы данных СУБД Firebird существует важный параметр, определяющий формат создаваемой резервной копии: платформозависимый или платформонезависимый (переносимый). Создание резервной копии в переносимом формате позволяет администратору базы данных создать ее резервную копию в одной операционной системе, а затем восстановить базу данных из этой копии в другой операционной системе. Обычно такая возможность используется, например, при разработке приложения на Windows, а затем переносе базы данных на более мощный сервер Linux. (Так же, это рекомендуемый способ переноса баз данных с одного компьютера на другой даже для одной операционной системы: простое копирование файла базы данных не рекомендуется. - прим. перев.)



 

Базы знаний и модели представления знаний

Базы знаний - это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными). База знаний содержит структурированную информацию, покрывающую некоторую область знаний, для использования кибернетическим устройством (или человеком) с конкретной целью. Современные базы знаний работают совместно с системами поиска информации, имеют классификационную структуру и формат представления знаний.

Данные - это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства.

При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы:



1. D1 - данные как результат измерений и наблюдений;

2. D2 - данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники);

3. D3 - модели (структуры)данных в виде диаграмм, графиков, функций;

4. D4 - данные в компьютере на языке описания данных;

5. D5 - базы данных на машинных носителях информации.

Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путем. Они представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности.

Знания - это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным.

1. Z1 - знания в памяти человека как результат мышления;

2. Z2 - материальные носители знаний (учебники, методические пособия);

3. Z3 - поле знаний- условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих;

4. Z4 - знания, описанные на языках представления знаний (продукционные языки, семантические сети, фреймы);

5. Z5 - база знаний на машинных носителях информации.

Часто используется такое определение знаний.

Знания - это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.

Интенсионал понятия - это определение его через соотнесение с понятием более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Интенсионалы формулируют знания об объектах. Другой способ определяет понятие через соотнесение с понятиями более низкого уровня абстракции или перечисление фактов, относящихся к определяемому объекту. Это есть определение через данные, или экстенсионал понятия.



Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хранения знаний - базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний - основа любой интеллектуальной системы.
Знания могут быть классифицированы по следующим категориям:

  • Поверхностные - знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.
  • Глубинные - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Знания традиционно делят на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, то есть знания, "растворенные" в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредоточивалась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), то есть увеличивалась роль декларативных знаний.

Модели представления знаний

Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам:

  • продукционные модели;
  • семантические сети;
  • фреймы;
  • формальные логические модели.

Продукционная модель

Продукционная модель или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа "Если (условие), то (действие)".

Под "условием" (антецедентом) понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под"действием" (консеквентом) - действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия и терминальными или целевыми, завершающими работу системы).
Чаще всего вывод на такой базе знаний бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения - к данным). Данные -это исходные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается машина вывода или интерпретатор правил, перебирающий правила из продукционной базы знаний (см. далее).
Продукционная модель чаще всего применяется в промышленных экспертных системах. Она привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модульностью, легкостью внесения дополнений и изменений и простотой механизма логического вывода.
Имеется большое число программных средств, реализующих продукционный подход(язык OPS 5; "оболочки" или "пустые" ЭС - EXSYS Professional, Kappa, ЭКСПЕРТ; ЭКО, инструментальные системы ПИЭС [Хорошевский, 1993] и СПЭИС[Ковригин, Перфильев, 1988] и др.), а также промышленных ЭС на его основе (например,ЭС, созданных средствами G2 [Попов, 1996]) и другие.

Семантические сети

Термин семантическаяозначает "смысловая", а сама семантика - это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, то есть наука,определяющая смысл знаков.

Семантическая сеть - это ориентированный граф, вершины которого - понятия, а дуги -отношения между ними.

В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения - это связи типа: "это" ("АКО - А-Kind-Of", "is"), "имеет частью" ("has part"), "принадлежит", "любит". Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений:

  • класс - элемент класса (цветок - роза);
  • свойство- значение (цвет - желтый);
  • примерэлемента класса (роза - чайная).

Можно предложить несколько классификаций семантических сетей, связанных с типами отношений между понятиями.
По количеству типов отношений:

  • Однородные (с единственным типом отношений).
  • Неоднородные (с различными типами отношений).

По типам отношений:

  • Бинарные (в которых отношения связывают два объекта).
  • N-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий).

Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:

  • связи типа "часть - целое" ("класс - подкласс", "элемент -множество", и т. п.);
  • функциональные связи (определяемые обычно глаголами "производит", "влияет"...);
  • количественные (больше, меньше, равно...);
  • пространственные (далеко от , близко от, за, под, над ...);
  • временные (раньше, позже, в течение...);
  • атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение);
  • логические связи (И, ИЛИ, НЕ);
  • лингвистические связи и др.

Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей поставленный запрос к базе.

Данная модель представления знаний была предложена американским психологом Куиллианом.Основным ее преимуществом является то, что она более других соответствует современным представлениям об организации долговременной памяти человека [Скрэгг,1983].
Недостатком этой модели является сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети.
Для реализации семантических сетей существуют специальные сетевые языки,например NET [Цейтин, 1985], язык реализации систем SIMER+MIR [Осипов, 1997] и др. Широко известны экспертные системы, использующие семантические сети в качестве языка представления знаний - PROSPECTOR, CASNET, TORUS [Хейес-Рот и др., 1987; Durkin, 1998].

Фреймы

Термин фрейм (от английского frame, что означает "каркас" или"рамка") был предложен Марвином Минским [Минский, 1979], одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование.

Фрейм - это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия.

В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например,произнесение вслух слова "комната" порождает у слушающих образ комнаты: "жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6-20 м2". Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть "дырки" или "слоты" - это незаполненные значения некоторых атрибутов - например, количество окон, цвет стен, высота потолка,покрытие пола и др.
В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты. Фреймом также называется и формализованная модель для отображения образа.
Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:

  • фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);
  • фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);
  • фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин);
  • фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.

Традиционно структура фрейма может быть представлена как список свойств:
(ИМЯ ФРЕЙМА:
(имя 1-го слота: значение 1-го слота),
(имя 2-го слота: значение 2-го слота),
. . .
(имя N-го слота: значение N-го слота)).
Ту же запись можно представить в виде таблицы, дополнив ее двумя столбцами.


Таблица 1.1. Структура фрейма

Имя слота Значение слота Способ получения значения Присоединенная процедура

В таблице дополнительные столбцы предназначены для описания способа получения слотом его значения и возможного присоединения к тому или иному слоту специальных процедур, что допускается в теории фреймов. В качестве значения слота может выступать имя другого фрейма, так образуются сети фреймов.
Существует несколько способов получения слотом значений во фрейме-экземпляре:

  • по умолчанию от фрейма-образца (Default-значение);
  • через наследование свойств от фрейма, указанного в слоте AKO;
  • по формуле, указанной в слоте;
  • через присоединенную процедуру;
  • явно из диалога с пользователем;
  • из базы данных.

Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории семантических сетей -так называемое наследование свойств. И во фреймах, и в семантических сетях наследование происходит по AKO-связям (A-Kind-Of = это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются,то есть переносятся, значения аналогичных слотов.

Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность.
Специальные языки представления знаний в сетях фреймов FRL (Frame Representation Language) [Байдун, Бунин, 1990], KRL (Knowledge Representation Language) [Уотермен,1989], фреймовая "оболочка" Kappa [Стрельников, Бори- сов, 1997] и другие программные средства позволяют эффективно строить промышленные ЭС.Широко известны такие фрейм-ориентированные экспертные системы, как ANALYST,МОДИС, TRISTAN, ALTERID [Ковригин, Перфильев, 1988; Николов, 1988; Sisodia, Warkentin, 1992].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.