Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы докладов и сообщений





· Роль социологии в преобразовании России.

· Здравый смысл и социология как способы познания общества.

· Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания.

· Методика подготовки и проведения социологического эксперимента.

· Организация группового опроса в студенческой группе.

· Методы определения выборочной совокупности.

· Эмпирические исследования в разработке теорий.

Контрольные вопросы и задания

1. На протяжении всей истории социологии длится спор между теориями, ориентированными на общество, и теориями, ориентированными на человека. Первые утверждают, что предмет их изучения общество – важнее человека, оно определяет его судьбу и развивается по самостоятельным законам. Другие теории, напротив, подчеркивают нравственную, духовную и творческую значимость личности. Приведите примеры подобных теорий и определите, какую сторону заняли бы вы в этом споре: что «первично» - общество или личность.

2. Согласно М.Веберу, социология должна заниматься не бесплодными поисками общих законов, а определением значения социального действия и конкретными уникальными историческими событиями. Противоположного взгляда придерживался Э.Дюркгейм, который в гораздо большей степени уверен в возможностях социологии, утверждая, что ей удалось выявить сходство моральных, правовых институтов и религиозных верований во множестве различных обществ и что выявленное единообразие социальных феноменов является лучшим доказательством того, что социальная сфера подчиняется определенным универсальным законам. Сформулируйте свою позицию по данной проблеме.



3. При проведении социологических исследований часто употребляются такие понятия, как «метод», «методика», «техника», «процедура». Определите содержание каждого понятия. Каково соотношение между ними?

4. Какие виды исследований ориентированы на достижение следующих целей.

а) получение предварительных данных о том или ином событии, явлении, а также для апробирования методики для более всесторонних исследований;

б) выявление истинных причин тех или иных событий или явлений, установление зависимости между различными социальными объектами или их характеристиками;



в) получение данных, позволяющих сформировать целостное представление об изучаемом объекте?

Виды исследований

1) аналитическое;

2) разведывательное или «пилотажное»;

3) описательное.

 

5. Укажите возможности применения основных методов социологического исследования, а также пределы их использования. Заполните таблицу.

Метод исследования Возможности использования Пределы применения
Опросы    
Наблюдение    
Анализ документов    
Экспертная оценка    
Эксперимент    

 

6. Существует несколько разновидностей вопросов. Они различаются характером постановки, а также целями, для которых они используются. Охарактеризуйте различные виды вопросов, укажите цели их применения. сформулируйте примеры подобных вопросов. Заполните таблицу.

 

 

Виды вопросов

Критерии классификации вопросов Виды вопросов Характеристика вопросов Цели применения Примеры и образцы вопросов
1.По форме Открытые      
  Закрытые      
2.По способу формулирования Прямые      
  Косвенные      
3.По содержанию Основные      
  Неосновные      
  а) вопросы – фильтры      
  б) вопросы – ловушки      

 

Библиографический список

1. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, назначение / Э. Дюркгейм. – М.: ЮристЪ, 1995. – 468 с.

2. Королёв, И. Ю. Субъект социологии и как с ним познакомиться/ И.Ю.Королёв //Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №3. – С.72-81.



3. Фетисов, В. Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии / В. Я. Фетисов // Социс.– 2007. – №6. – С.28-38.

4. Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие для вузов /В.Ф. Анурин. – М.: Академ. Проект. 2003. – 288 с.

5. Бабосов, Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд. / Е. М. Бабосов. – Минск: Тетра Системс, 2001. – 294 с.

6. Григорьев, С.И. Основы современной социологии: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. С. Растов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/grig/5.ru.shtml.

7. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 767 с.

8. Осипов, Г. В. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов. – М.: УРСС, 2003. – 480 с.

9. Социология: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 1036 с.

10. Тавоткин, Е.П. Основы методики моциологического исследования: учеб. пособие/ Е.П. Тавокин.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 236 с.

11. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2003. – 596 с.

 

Тема 3. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание

1. Понятие и структура социального действия. Социальное взаимодействие.

2. Формы социального взаимодействия.

3. Социальный контроль и девиация.

4. Массовое сознание и массовые действия.

 

Основные понятия: структура социального действия, формы социального взаимодействия, социальное поведение, социальная норма, нормы – ожидания, нормы – правила, привычка, обычай, традиция, ценности, социальный контроль, конформизм, девиантное поведение, делинквентное поведение, аномия, массовое сознание, формы массового поведения.

Темы докладов и сообщений

· Теории социального действия.

· Социальные взаимодействия: разновидности и принципы регуляции;

· Социальные контакты.

· Модели аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона: внутренние противоречия и эвристический потенциал.

· Институты социального контроля и их функции.

· Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения.

· Девиантное поведение в современной России.

· Природа массового поведения.

· Формы массового поведения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера:

а) столкновение велосипедистов;

б) выяснение отношений, брань;

в) крик от боли;

г) поведение людей в толпе?

2. Какие из нижеперечисленных суждений верны с позиции теории действия М.Вебера:

а) осмысленность действия, ориентация на других – обязательное условие социального действия;

б) традиционное действие является абсолютно рациональным;

в) у традиционного действия нет цели;

г) ценностно-рациональное действие совершается автоматически;

д) когда индивид четко понимает свою цель и средства по её достижению, его действие носит целерациональный характер?

3. Английский философ и историк А.Тойнби писал: «Ценность, подобно времени, относительна». Как вы думаете, что имел в виду английский мыслитель. Прокомментируйте приведенное высказывание.

4. Как правило, в структуру социального контроля включают три элемента:

а) внешний контроль;

б) внутренний контроль;

в) косвенный контроль.

Назовите основные механизмы осуществления контроля для каждого человека.

5.Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.

Теории девиантного поведения Представители Основные положения
Социобиологическая    
Социально-психологические    
Аномии    
Стигматизации    
Инкультурации    

 

6.Охарактеризуйте различные способы социального приспособления. Отметьте в таблице знаком «+»согласие с данным элементом социальной и культурной структуры, а знаком «-»отказ от него.

Типология форм индивидуального приспособления

Формы приспособления Определяемые культурой цели Институционализированные средства
Конформность    
Инновация    
Ритуализм    
Ретритизм    
Мятеж    

 

Библиографический список

1. Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М.Вебер // Избранные произведения. – М.: ЮристЪ, 1990. – 486 с.

2. Гилинский, Я.И. Социология девиантности: новеллы и перспективы/ Я.И. Гилинский// Социологические исследования.- 2009.- № 8.- С.70-73.

3. Козырев, Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение, социальный контроль , Г.И. Козырев// Социологические исследовании.- 22005.- № 8.- С. 124-129.

4. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. О. Парсонс. – М.: 2000. – 479 с.

5. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социс. – 1992. – № 3. – С. 14-21; № 4. – С. 17-28.

6. Семенов, Е.В. Ценностные ориентации современной молодежи / Е.В. Семенов // Социс . – 2007. – №4. – С. 37-43.

7. Солодовникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни/ И.В. Солодовникова // Социс. – 2007. – №2. – С.32-39.

8. Попова, В.И. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономических подход / В.И. Попова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 174 с.

Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты

1. Понятие общества и его основные характеристики. Типология обществ.

2. Социальные институты: виды, признаки, особенности и функции.

3. Социальная организация: понятие, механизмы образования, социальные свойства и основные типы;

4. Семья как социальный институт: генезис, типология, функции.

 

Основные понятия: общество,социальная система,социальный институт,институционализация, социальная роль, социальная организация, формальная организация, неформальная организация, бюрократия, семья, брак, полигамия, полигиния, полиандрия, структура семьи, нуклеарная семья, функции семьи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.