Сделай Сам Свою Работу на 5

ДЕНЬГИ КАК ВСЕОБЩИЙ ЭКВИВАЛЕНТ





 

Всеобщий эквивалент – это способность денег обмениваться на любой товар и услугу. В этом понятии воплощены вещественная плоть и общественная значимость денег:

· заложенный в них общественный абстрактный труд, представляющий базу эквивалентности при измерении вновь созданной стоимости;

· как всеобщее богатство деньги являют собой эквивалент реального богатства при обмене товаров на деньги.

Всеобщий эквивалент, таким образом, отражает отношение товара к деньгам как мере стоимости. Определенные затраты общественного труда как бы фиксируются в виде строгой технико-экономической единицы, выражающей стоимость товара в ценах. «Природная субстанция денежного материала овеществлена в весовом количестве золота (серебра)». По этому поводу К. Маркс писал: «Мерой стоимости деньги являются как общественное воплощение человеческого труда, масштабом цен – как фиксированный вес металла. Как мера стоимости они служат для того, чтобы превращать стоимости бесконечно разнообразных товаров в цены, в мысленно представляемые количества золота…Мерой стоимости измеряются товары как стоимости; напротив, масштаб цен измеряет различные количества золота данным его количеством, а не стоимость данного количества золота весом других его количеств. Для масштаба цен определенный вес золота должен быть фиксирован как единица измерения».



 

 

ПРОЯВЛЕНИЕ МЕРЫ СТОИМОСТИ ДЕНЕГ В ПЕРИОД ИНФЛЯЦИИ

 

Правительство каждой страны устанавливает деньгам свою собственную меру стоимости: в США – доллар, в Германии – марка, в Мексике – песо, в России – рубль. С помощью меры стоимости появляется возможность (так же, как и с помощью унций, фунтов, килограммов измерять массу и длину вещей) измерять стоимость товаров. Деньги как меры стоимости однородны, что очень важно при расчётах и вычислениях, ведениях записей о сделках. Выражая цену в долларах или рублях, можно сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров. В периоды инфляции деньги как мера стоимости перестают выполнять эту свою функцию, как это имело место в Китае (1939-1949). В таких случаях многие бизнесмены начинают совершать сделки в американских долларах или другой твердой валюте, но расплачиваются при этом валютой собственной страны. Данный прием позволяет совершать исчисления и расчёты, используя стабильной мерой стоимости, хотя реальная ценность официального средства обращения при этом может падать очень быстро. Все товары в период инфляции имеют две цены, одна из которых выражается в долларах, а другая – в национальных денежных единицах данной страны. В Китае в период инфляции в китайской валюте пересчитывались ежедневно на основе обменного курса китайской йены по отношению к доллару США. Подобная история повторилась и в России в 1991-1995 гг.



Разделение меры стоимости и средств обращения – своеобразный способ приспособления сферы бизнеса к инфляции. Цены на товары и ресурсы, выраженные в китайских йенах или российских рублях, потеряли смысл, поскольку они в большей степени зависели от того, когда были куплены эти товары или ресурсы, чем от того, каковы были их относительные стоимости.

Аналогичные процессы наблюдались, например, в Израиле в период гиперинфляции 70-х годов, в Боливии в период 80-х годов. Доллар США стал для этих стран стандартной мерой стоимости, в то время как национальные валюты продолжали сохранять роль средства обращения.

Мера стоимости денег особенно сильно проявляется в периоды проведения денежных реформ, когда правительство изменяет ранее установленный масштаб цен. Например, европейские страны, в которых с 1944 по 1952 гг. отмечалась бурная инфляция, провели за этот период 24 денежные реформы. В ходе этих реформа старые банкноты и банковские вклады обменивались на новые – с существенно уменьшенным номиналом.



В странах, переживающих гиперинфляцию, проводимые денежные реформы часто приводят к потере доверия к национальной валюте. Как правило, правительства этих стран, проводя денежные реформы, информируют население о своих намерениях обуздать инфляцию.

 

ДЕНЬГИ КАК МЕРА СТОИМОСТИ И СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ

 

В современной системе мирового денежного обращения масштабы весовых количеств золота, воплощенные в таких национальных денежных единицах, как доллар, марка, франк и др., служат своеобразной мерой, соотносимой с затратами общественного труда на их добычу. Данные затраты (мера) позволяют измерять любые количества общественного труда в товарах.

Оценка товаров через их стоимостное состояние происходит с помощью представляемых идеальных денег, т.е. деньги выполняют функцию «мерила» – путем определения цены. Именно масштаб цен сделал ненужной такую операцию, как взвешивание денег. В современной денежной системе масштаб цен является главенствующей составной частью функции меры стоимости.

В процессе обращения товаров деньги выполняют следующие основные функции средства обращения:

· посредническую – при доведении товара от производителя до потребителя;

· связующую – при переходе товара от одного лица к другому, объединяя тем самым акты обмена в единый процесс;

· реализатора цен товаров.

Деньги, выполняя функцию средства обращения, предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность: гибкий выбор типов и количества товаров и услуг, выбор времени и места их совершения, а также обращения.

Всеобщей потребительной стоимостью помимо денег обладает и золото, которое первоначально функционировало в обращении в форме слитков и только со временем обрело монетную форму. Однако золотые монеты имели множество недостатков, главный из которых - быстрый физический износ, возможность фальсификации, ввиду чего возникло известное несоответствие между номинальной и реальной стоимостью, отражающееся в их собственном весе. Из-за несоответствия потребовалась замена золотых монет знаками (символами) золота, т.е. деньгами. Маркс по этому поводу заметил: «…поскольку золотые деньги в процессе обращения сами становятся простым знаком своей собственной стоимости, они могут быть замещены простыми знаками стоимости».

Пришедшие на смену металлическим деньгам бумажные деньги с принудительным государственным курсом стали орудием обращения; способом государственных платежей в счет долгов; платежным средством, имеющим целью извлечение доходов для государственной казны.

Таким образом, деньги используются в качестве заместителей золота при выполнении главной своей функции – средства обращения, т.е. косвенно заменяя золото, они представляют собой лишь знаки стоимости всех товаров, находящихся в обращении. Сами по себе бумажные деньги не могут служить товаром, они предполагают возможность беспрепятственного размена на золото по номиналу. Две их главнейшие функции – мера стоимости и средство обращения – «подчиняются законам, которые не только противоположны друг другу, но, по-видимому, противоречат противоположному характеру обеих функций».

Первый, самый ранний этап товарообмена характеризуется следующими факторами:

· любой товар выполняет роль всеобщего эквивалента, т.е. может быть обменен на другой товар;

· товар служит мерой стоимости;

· товар представляет собой средство обмена.

На этом этапе обе указанные выше функции совпадают.

 

БАРТЕР

 

Натуральный товарообмен, присущий первому этапу, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, т.е. торговые сделки осуществляются по схеме «товар – товар», получил название бартера. Пропорции обмена устанавливались обменивающимися сторонами и фиксировались в договоре.

Пришедшие на смену бартеру деньги способствуют снижению издержек при совершении сделок. Однако бартер полностью себя не изжил, а даже возродился в периоды инфляции в современном мире. При инфляции, как показал опыт России (1991-1995), торговля с помощью бартера оказалась более предпочтительной, чем использование наличных денег, поскольку издержки, связанные с хранением денег для совершения сделок, могут превосходить потери и неудобства бартера.

Бартер может существовать и при отсутствии высокой инфляции, в нормальных экономических условиях в виде дополнительных выплат фирмы своим сотрудникам в форме медицинского страхования, страхования пенсий. Эти льготы распространились во всем мире, так же как и предоставление служащим торговых фирм скидок при покупке ими товаров в «своих» магазинах.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.