Сделай Сам Свою Работу на 5

Многомерные связи и их анализ.





 

В любом объекте существует множество элементов, (подобъекты), и без сомнения все они как-то связаны друг с другом. Принцип связи может быть периферийным или центральным и их всевозможные комбинации. И каждая такая связь есть иерархически выстроенный комплекс взаимодействующих объектов и подобъектов от общего к частному и наоборот. Так, ваша связь с другим человеком осуществляется в наличии и выражается в активации множества иных, но связанных с вами и с ним, объектов и их подобъектов.

 

Другими словами, отношения между объектом А и Б опосредованы массой объектов меньшей общности как элементов данных объектов: а, б, с, и др. В свою очередь отношения между а и б, в частности, опосредованы своими меньшими общности объектами как их элементами: а`, б`, с` и т.д. Окончание деления происходит в тот момент, когда объект берется как некое цельное образование. В предыдущих главах мы писали об этом подробно.

 

Понятие многомерные связи, при довольно широком использовании его в научной литературе, тем не менее, четко не определено и даже не описано более или менее приемлемо. Имеется, по крайней мере, два основных понимания феномена многомерных связей. В одном из них многомерные связи рассматривается как тотальное изменение всех элементов объекта при внешнем влиянии или в результате внутренней перестройки объекта.



 

Это означает, что изменение какого-либо одного признака в объекте с необходимостью ведет к большим или меньшим изменением во всех бес исключения элементах объектах. Так, если вы поранили палец, то это с неизбежностью должно сказаться, отразиться каким-то образом на всем вашем организме. И это без сомнения так.

 

Но здесь имеются два существенных ограничения. Да, изменения с неизбежностью происходят во всем объекте, но по разному и по сущности и по интенсивности. В одних частях объекта изменения проходят интенсивно и весьма значительно, в других менее заметно. Так, рана на пальце вряд ли существенно затронет основные системы организма, но палец может болеть сильно.

 

Дело в том, что природа умеет себя защищать, и не позволяет внешнему влиянию оказывать сильное воздействие и тем более разрушительное на все части, элементы объекта. Если воздействие произошло, оно распределяется неравномерно в зависимости от сущности и важности для объекта каждой его части. Природа даже может пожертвовать чем-то ради сохранения общего. Так, в автомобиле пассивная защита от внешнего воздействия (удара) распределяет по кузову таким образом, что бы защитить водителя и пассажиров.



 

Но чаще всего понимание многомерных связей ограничивается и сводится к серии двумерных связей в едином понятийном пространстве. Двумерные связи в этом случае выстраиваются или по принципу централизма, когда устанавливается связь какого-то периферийного объекта с центральным. Или же устанавливается полицентрическая связь, когда выделяются несколько центральных объектов. Или же выстраивается серия связей между «рядовыми» периферийными объектами. Такой подход и в самом деле способен дать более или менее исчерпывающий анализ сущности основного объекта.

 

Можно таким образом установить сильные и слабые связи, выявить объекты, которые оказывают большее или меньшее влияние на центральный объект или установить те из них, которые не играют большой роли в межобъектных отношениях и т.д. Другими словами установить некую структуру содержательных связей между основными элементами объектами, что может дать большой исследовательский материал для дальнейшей интерпретации.

 

Все это в равной степени относится и к тексту. Там так же много объектов со своими подобъектами, элементами, которые находятся друг с другом во множестве связей и отношений. Соответственно имеются центральные или магистральные связи и периферийные, не оказывающие большого влияние на смысловую сущность текста или его частей.



 

Так же на тест можно оказывать внешнее воздействие, что нередко весьма сильно логически и содержательно его трансформирует. Например, текст может выстраивается под мощном внешнем идеологическим влиянием. В результате текст получается логически искаженным, что далеко не способствует решению им своей задачи.

 

Дело в том, что любой текст, как любой объект природы должен быть органично вписан в общую среду. Поэтому формальная логическая структура текста с неизбежностью заставляет автора следовать общим формальным законам создания текста, что в свою очередь обеспечивает и его смысловую стройность, если, конечно, он (текст, автор текста) хочет решить поставленную задачу. Таким образом природа оберегает самою себя, в данном случае, и в тексте. Можно сказать так: не погрешить против истины.

 

Уловить и тем более вычислить эти многомерные связи очень сложно. Еще более сложно установить интенсивность влияния внешней ситуации на текст и его объекты. Именно поэтому чаще всего прибегают именно к анализу основанному на серии изолированных двойных связей. В настоящей работе мы так же использовали только этот метод. Далее покажем его эффективность только на одном примере, поскольку трудоемкость вычисления слишком велика.

 

Опять для примера выделим из общего такта такое понятийное пространство как «власть». Это означает, что мы выделили все предложения с заданным словом-понятием. Как мы уже писали, данное искусственное понятийное пространство имеет некоторое количество основных понятий, которые определяет смысловую структура данного понятийного пространства.

 

У нас получилось следующая понятийная структура:

 

Функции власти Количество упоминаний Процент от общего числа предложений со словом власть: 131.
Власть как господство (56,5%)
Власть как общественная функция (43,5%)
Укрепление власти (83,2%)
Укрепление народовластия (16,8%)
Задачи власти (55,0%)
Задачи общества 46 (35,1%)

Примечание: пример взят из главы «Предметный анализ текста».

Далее, в каждом из этих смысловых подпространств мы выделили слова-понятия, которые бы соответствовали основному понятийному пространству. Другими словами, сколько раз в каждом из понятийных образований, например, «власть как господство» встречаются слова-понятия «власть как общественная функция», «укрепление власти», «укрепление народовластия», «задачи власти», «задачи общества». Таким образом мы установили специальную искусственную структуру каждого из этих понятийных подпространств.

 

Затем выстроили систему подпонятий данного понятийного подпространства или понятийное пространства меньшего понятийного уровня, назовем его № 2. В данном случае в таком качестве возьмем понятийное пространство «власть как господство», в котором были выделены следующие понятийные образования: «укрепление власти» присутствует 71 раз или 95,9%; «народовластие» - присутствует 5 раз или 6,8%; «задачи власти» - 54 раза или 73%; «задачи общества» - 20 раз или 27%.

 

Ниже представлена таблица подпонятий и их процентное распределение от 74 использований «власти как господство» в понятийном пространстве «власть».

 

Ипостаси Власти Господство Власть как функция Укрепление власти Народо- властие Задачи Власти Задачи общества
Власть как господство 74 (56,5%) ххххххх нет (95,9%) (6,8%) 54(73,0%) 20(27,0%)

При анализе двумерных распределений можно сделать вывод, что в понятийном пространстве «власть как господство» доминирует понятийное пространство «укрепление власти». Слова-понятия «народовластие» и «общество» используются меньше, но, по всей видимости, ровно столько, сколько требуется для укрепления власти и осуществление ее господства в обществе.

 

Точно таким же образом мы установили структуру понятийного пространства №2 и для других составляющих понятийное образование «власть». Они показаны в таблице чуть выше, повторим: «власть как господство», «власть как общественная функция», «укрепление власти», «укрепление народовластия», «задачи власти», «задачи общества».

 

И в каждом из них мы попытались отыскать соответствующие слова-понятия как понятийные образования. Затем выстроили матрицу фактически двумерных связей, но с элементами многомерного пространства. Во всяком случае то количество двумерных связей, которые были нами установлены, разрешают, хотя и весьма приближенно и упрощенно, но говорить о том, что мы имеем некоторую совокупность связей, позволяющей в свою очередь выявить некоторые устойчивые тенденции.

 

У нас образовалась следующая матрица:

постаси Власти Господство Власть как функция Укрепление власти Народо- властие Задачи Власти Задачи общества
Власть как господство 74 (56,5%) х нет (95,9%) (6,8%) 54(73,0%) 20(27,0%)
Власть как общественная функция 57 (43,5%) нет х (67,7%) (29,8%) (49,1%) (45,6%)
Укрепление власти 109 (83,2%) (56,0%) (34,9%) х нет (77,1%) (27,3%)
Укрепление народовластия 22 (16,8%) (18,2%) (77,3%) нет х (4,6%) (95,5%)
Задачи власти 82 (55,0%) (64,6%) (34,2%) нет (1.2%) х нет
Задачи общества 46 (35,1%) (43,5%) (56,5%) (56,5%) (45,7%) нет х

Примечание: пример взят из главы «Предметный анализ текста».

Таблица, хотя и выглядит визуально весьма сложно, тем не менее относительно простая для анализа и дает вполне исчерпывающую информацию. То есть в понятийном пространстве «власть» безусловно доминируют все признаки господства власти.

 

В частности, власть занимается прежде всего собственным укреплением, и решает по преимуществу свои специфические задачи. И не направлена, по преимуществу, на решение интересов общества. Точнее, это имеется в виду, но уже на втором плане, что тоже не плохо. Во всяком случае на фоне прошлой власти советских времен.

 

Таким образом мы построили таблицу многомерных распределений как совокупность двумерных распределений, которая показывает довольно устойчивые тренды. Во всяком случае можно с полным основанием проводить глубокую и обоснованную разнообразную, и конечно, прежде всего, научную интерпретацию.

 

Хотя, понятно, что данная система многомерных распределений остается весьма грубой и схематичной. В частности, мы не можем с большим основанием расположить на шкале изменений все или большинство исследуемых признаков и на этом теряем большую информацию, ее точность и всеобемлемость. Но это уже задача следующих научных изысканий наших читателей, на что мы весьма сильно надеемся.

 

А пока мы перейдем к новой главе, где покажем, каким же образом описанная нами методика контент-анализа может быть применима к контент-анализу частного конкретного текста. И на примере данного текста, покажем все плюсы и минусы данной методики. А дальше уже судить читателю.

 

 

Глава 5

 

Предметный анализ текста

(Контент-анализ текстов Посланий Президента

Федеральному собранию РФ

2001-2006гг.)

Ранее, в предыдущих главах, мы рассмотрели некоторые общие методологические и методические основы исследования текста, постарались показать его онтологическую и гносеологическую природу. Не мало внимания уделили и логической основе построения и анализа текста и его составных частей, в частности, предложения. Надеюсь, представленный теоретический материал был достаточно убедителен.

 

Теперь необходимо продемонстрировать на практике, каким же образом представленная нами методология и, соответственно, методики работают на практике, т.е. в процессе анализа текста, способны ли они решать поставленные задачи и каким образом это делается. Ведь как известно теория и практика весьма разные вещи: то что хорошо выглядит в теории, оказывается совершенно не работает на практике и наоборот, и расстояние между ними нередко оказывается очень большим и трудно преодолимым.

 

Понятно, что в качестве такого демонстрационного материала можно взять любой хороший текст. Но все-таки хотелось бы иметь такой, который был бы не только интересным по содержанию, но и по результатам контент-анализа.

 

Но что может быть самым интересным и злободневным в наше непростое время в России как не политика. Поэтому мы остановили свой выбор на политическом тексте и не просто политическом, (их также предостаточно и весьма интересных), а на таком политическом тесте, который является важным, значимым и в какой-то степени определяющим для страны.

 

В качестве такого текста мы и выбрали послания Президента РФ Федеральному собранию РФ. Но кроме того, что Послание[118] является значимым для сегодняшней России политическим текстом, он еще, с нашей точки зрения, обладает рядом специальных характеристиками важных для проведения контент-анализа.

 

Во-первых это выверенный со всех точек зрения материал, десятки раз апробированный и вычитанный. Да и работало над текстом, наверняка не один десяток специалистов в разных областях. В этом плане случайных спонтанных слов нет, так же как нет, точнее не должно быть и спонтанных смыслов, случайного, т.е. не отражающей известной ситуации, содержания.

 

Во-вторых, текст послания имеет хорошо выверенную смысловую структуру, где каждый из элементов текста имеет содержательное и логическое обоснование. При этом послание охватывает большое смысловое поле, подчиненное нескольким доминантам, (задачам), то что называется основным содержанием. Это то, что видно невооруженным взглядом, и что в первую очередь подвергается интуитивному анализу. Но имеется еще и второй и третий смысловой ряд, который можно выявить только специальными методами, в частности, с помощью контент-анализа.

 

В-третьих, текст послания хорошо отражает основную идею, содержание того, что хотели донести до читателей власти. Причем не только для узкой правящей элиты, а для широких кругов общественности. Послание интеллектуальный материал и в этом его основное достоинство. Текст послания хорошо «сбит», понятен образованным людям и в первую очередь интеллигенции. И это еще одно достоинство данного текста: добиться выражения основных смыслов простым, понятным и в тоже время емким языком.

 

Послание достаточно полно отражает современную идеологию и политику власти относительно субъектов общества и косвенно, идеологию и политику общества относительно власти. Текст определяет основных субъектов как власти, так и общества, достаточно четко устанавливает на какие социально-профессиональные группы власть опирается, чьи и какие интересы отстаивает и пр.

 

Важное значение имеет и то, что Послание есть официальный документ. Мало того, что он соответственно логически грамотно построен, он так же хорошо, именно в силу того, что правильно построен, отражает основную официальную позиции тех кругов общества, которые осуществляют в настоящее время власть в стране и будут осуществлять ее, во всяком случае, в ближайшем будущем.

 

Это важно с той точки зрения, что каждый день функционирования власти может закладывать, (хотя не обязательно), основание будущего страны, ее главные принципы и постулаты, определять идеологию государства в самом широком смысле слова. Важно это особенно в переходный период к новым социально-экономическим и политическим отношениям, становления политической, экономической и социальной стабильности в обществе, а соответственно, устойчивости и стабильности самой власти, что так же предельно важно для существования общества.

 

Понимании того, какие принципы своего функционирования и сохранения власть используют, какой смысл и идеологию исповедует и пр., в конечном итоге, так или иначе, будет определять и содержание деятельности всего общества и его отдельных слоев и групп на ближайшее будущее. А может быть даже и на длительный срок. Ибо воля власти есть закон для народа. Услышать истинный голос власти - грандиозная задача.

 

Но понятно, что рассмотрение официальных документов, (текстов), посредством контент-анализа есть только один из инструментов анализа деятельности власти. Имеется множество иных средств и методов исследования особенностей функционирования власти, позволяющие в совокупности иметь объективное представление о сущности власти, содержании ее деятельности, истинных целей и пр. Исходя из этого необходимо подчеркнуть, что результат контент-анализа, могут рассматриваться только как один из возможных и не более того.

 

Кроме того, в силу самопроизвольности и, можно сказать, определенной хаотичности развития событий, (как это имеет место в переходный период), которые очень трудно, а точнее не возможно, контролировать из какого-либо центра, (как этот пытались делать совсем недавно), спонтанные процессы очень хорошо могут проявиться именно в хорошо отработанных текстах. Этим тоже может быть интересным именно официальный текст и, в частности, настоящие послания.

 

Мы взяли послания за 2001-2006 год, содержащие примерно 220 страниц стандартного текста. С нашей точки зрения этого вполне достаточно для статистического анализа текста, хотя, понятно, что отдельные блоки текста могут иметь и небольшое статистическое наполнение, но в принципе приемлемое для обоснованности вводов. Как получилось по процедуре и самое главное по результатам - судить уже читателя м.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.