Сделай Сам Свою Работу на 5

Гипертекстовая система WWW

«Всемирная паутина» (WWW — World Wide Web) — самый gопулярный и интересный сервис Интернета, популярное и удоб­ное средство работы с информацией. Самое распространенное имя для компьютера в Интернете сегодня — www, больше половины потока данных Интернета приходится на долю WWW. Количество серверов WWW сегодня нельзя оценить точно, но по некоторым

оценкам их более 30 млн. Скорость роста WWW даже выше, чем у самой сети Интернет.

WWW — это всемирное хранилище информации, в котором информационные объекты связаны структурой гипертекста. Гипер­текст — это прежде всего система документов с перекрестными ссылками, способ представления информации при помощи свя­зей между документами. Поскольку система WWW позволяет вклю­чить в эти документы не только тексты, но и графику, звук и видео, гипертекстовый документ превратился в гипермедиа-до­кумент.

Гипертекст или гипертекстовые ссылки являются «ключевой фигурой» в способе представления информации в WWW.

Немного истории WWW. «Всемирная паутина» (WWW) — одна из важных составных частей всемирной сети. И у нее — своя история.

В Швейцарии находится Европейская лаборатория по изуче­нию физических частиц (CERN). В 1980 г. человек по имени Тим Бернес-Ли, работавший в то время в Церне, начал разработку про­екта глобальной компьютерной сети, которая обеспечивала бы физикам всего мира доступ к различной информации. На это ушло девять лет.

В 1989 г. после многолетних технических экспериментов мис­тер Тим предложил конкретный вариант, который и явился нача­лом World Wide Web, или сокращенно WWW.

Со временем многие поняли, что такими услугами смогут пользоваться разные люди, не только физики. WWW стала быстро расти. Многие люди помогали ей в этом: одни разрабатывали ап­паратные средства, другие создавали программное обеспечение, развивающее WWW, третьи улучшали линии связи. Все это поз­волило ей стать тем, чем она сейчас является — «всемирной па­утиной».

Принципы работы клиента и сервера. WWW работает по прин­ципу клиент-сервер, точнее, клиент-серверы: существует множе­ство серверов, которые по запросу клиента возвращают ему ги­пермедийный документ — документ, состоящий из частей с раз­нообразным представлением информации (текст, звук, графика, трехмерные объекты и т.д.), в котором каждый элемент может являться ссылкой на другой документ или его часть. Ссылки в документах WWW организованы таким образом, что каждый ин­формационный ресурс в глобальной сети Интернет однозначно адресуется, и документ, который вы читаете в данный момент, способен ссылаться как на другие документы на этом же сервере, так и на документы (и вообще на ресурсы Интернета) на других компьютерах Интернета. Причем пользователь не замечает этого работает со всем информационным пространством Интернета как с единым целым.



Ссылки WWW указывают не только на документы, специфич­ные для самой WWW, но и на прочие сервисы и информацион­ные ресурсы Интернета. Более того, большинство программ-кли­ентов WWW (браузеры, навигаторы) не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствую­щих сервисов: FTP, gopher, сетевых новостей Usenet, электрон­ной почты и т.д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных сервисов Интернета, а сама информационная система WWW играет интегрирующую роль.

Перечислим некоторые термины, использующиеся в WWW.

Первый термин — html (hypertext markup language — язык раз­метки гипертекста). Это формат гипермедийных документов, ис­пользующихся в WWW для предоставления информации. Формат этот не описывает то, как документ должен выглядеть, он описы­вает структуру и связи документа.

html — это набор управляющих последовательностей команд, содержащихся в html-документе и определяющих те действия, которые программа просмотра (браузер) должна выполнить при загрузке этого документа. Это означает, что каждая страница яв­ляется обычным текстовым файлом, содержащим текст, который виден всем, и некоторые инструкции для программы, невидимые для людей. Эти инструкции условно можно разделить на два типа: описание внешнего вида документа и ссылки на другие ресурсы (другие страницы, изображения, серверы). Именно эти ссылки и делают из текста гипертекст.

Внешний вид документа на экране пользователя определяется навигатором. Если вы работаете за графическим или текстовым терминалами, то в каждом случае документ будет выглядеть по-своему, но структура его останется неизменной, поскольку она задана форматом html. Имена файлов в этом формате обычно окан­чиваются на html (или имеют расширение htm в случае, если сер­вер работает под MS DOS или Windows).

Второй термин — URL (uniform resource locator — универсаль­ный указатель на ресурс). Так называются те самые ссылки на ин­формационные ресурсы Интернета.

Еще один термин — http (hypertext transfer protocol — прото­кол передачи гипертекста). Это название протокола, по которому взаимодействуют клиент и сервер WWW.

WWW — сервис прямого доступа, требующий полноценного подключения к Интернету и, более того, часто требующий быст­рых линий связи в случае, если документы, которые вы читаете, содержат много графики или другой нетекстовой информации. Однако существуют мосты, позволяющие получать информацию, содержащуюся в WWW, посредством электронной почты.

Возможность такая есть, но таких мостов мало, да и толку от них немного. Чтобы успешно использовать возможности WWW требуется прямой доступ в Интернет, а при его отсутствии теря­ются многие плюсы, создавшие WWW сегодняшнюю популяр­ность. Кроме того, некоторые возможности, имеющиеся при обыч­ной работе, просто недоступны через электронную почту. Это, в основном, относится к элементам интерактивности в WWW. На­пример, в языке html поддерживаются формы. Пользователь вво­дит в них некоторую информацию, которая затем может переда­ваться на сервер. Таким образом заполняются анкеты, регистра­ционные карты, проводятся социологические опросы.

Практически любая информация, которая предоставляется в публичный доступ, отображается средствами WWW. Если какая-то информация не может быть помещена в WWW, то это обуслов­лено некоторыми ограничениями и недостатками WWW. Во-пер­вых, соединение между клиентом и сервером WWW одноразовое: клиент посылает запрос, сервер выдает документ, и связь преры­вается. Это значит, что сервер не имеет механизма уведомления клиента об изменении или поступлении новых данных.

Проблема решается сегодня несколькими способами, в част­ности, разрабатывается новая версия протокола http, которая будет позволять длительное соединение, передачу данных в не­сколько потоков, разделение каналов передачи данных и управ­ление ими.

Побродим по WWW. Браузер — это своего рода окно в WWW. Чтобы увидеть несметные богатства Сети, необходимо иметь спе­циальное окно, которое «прорубает» программа просмотра — бра­узер (иногда в литературе ее называют «броузер»). Как окно, кото­рое русский царь Петр I в свое время прорубил в Европу. И хоть физические размеры окна браузера невелики, «петровское» окно в Европу — лишь узенькая щелочка по сравнению с ним.

Browser (англ.) означает посетитель магазина, рассматрива­ющий товары, перелистывающий книги, так трактует это слово весьма авторитетный «Англо-русский словарь» под ред. Ю. Апре­сяна.

На вопрос: какие браузеры используются чаще! — нет однознач­ного ответа. Сейчас чаще других используются браузеры фирм Netscape и Microsoft. Они фактически стали стандартами для Ин­тернета. Правда, это произошло совсем недавно.

Еще в начале 90-х гг. существовал всего один браузер Mosaic, распространяемый бесплатно. Его разработал Марк Андрессен.

В 1994 г. люди использовали до 15 различных браузеров, одна­ко, лидирующее место уже тогда занял браузер Netscape Navigator. Почему? Да просто он обладал хорошей сервисной поддержкой и своевременно усовершенствовался. Это нравилось пользователям, поскольку отвечало их интересам.

Фирма Microsoft начала конкурировать в области браузеров чуть позже, придя на рынок со своими предложениями, инвестиция­ми и намерениями сделать свой браузер эталонным — этаким стан­дартом для Интернета. Вот так они и соревнуются друг с другом: Netscape Navigator и Internet Explorer.

Принципиальной разницы между Netscape Navigator и Internet Explorer нет. Каждый их них имеет и встроенную электронную почту и клиент-программу поддержки групп новостей. Оба могут предоставлять возможности просмотра движущихся изображений, прослушивания речи и других звуков и обеспечивать междугород­нюю телефонную связь.

Каждая фирма считает свой браузер самым быстрым. И каждая имеет документальное подтверждение этому. Ответ на этот воп­рос неоднозначен, потому что скорость зависит не только от бра­узера, но и от параметров самого компьютера.

Какой же браузер выбирать для работы?

Все зависит от того, что вы собираетесь делать. Если вы обра­щаетесь к разделам, ориентированным на Netscape, то надо вос­пользоваться браузером этой же фирмы. Считается, что Netscape Navigator использует 35 ...40 % пользователей Интернета. Ну, а если компьютер работает с программами фирмы Microsoft, то конечно лучше применять Internet Explorer (примерно 60 ...65% пользова­телей Интернета используют его).

Интернет — это странички, которые видны в окно браузера. Найти ссылку на другую страницу легко: попадая на нее, ука­затель мыши меняет форму, стрелка превращается в изображе­ние руки, а в строке состояния браузера высвечивается адрес документа, который будет показан, если нажать левую кнопку мыши.

Сайт — это набор документов, объединенных общей темой и служащих общей цели. Адрес сайта в Интернете называют домен­ным именем. Он состоит из последовательностей символов — до­менов, разделенных точками и начинается с www (например, www.kollega.ru).

Internet Explorer. Окно программы Internet Explorer имеет дру­желюбный и простой в работе интерфейс (рис. 14.1). Все написано и нарисовано на панели инструментов, поэтому достаточно взять в руки мышку и отправиться в увлекательное путешествие в мир Интернета.

В поле заголовка окна программы Internet Explorer, располо­женного вдоль верхней границы, вы видите название программы и имя текущего документа. Чуть ниже расположены элемен­ты управления программой, кнопки с рисунками и экранное меню.

Под кнопками экранного меню располагается поле, в которое надо ввести адрес (URL) Web-страницы. Щелкнув по стрелке в конце этого поля, видно раскрывающийся список адресов, по которым вы путешествовали в последнее время. Выбор адреса мож­но осуществлять из этого списка.

Большая часть окна отведена для демонстрации Web-страниц. Внизу окна располагается строка состояния, отображающая ин­формацию о действиях программы в данный момент. Например, если подвести курсор к выделенному слову в тексте, то в строке состояния будет виден адрес документа, с которым оно связано. Когда программа вызывает какой-либо документ, в строке состо­яния появляется шкала, показывающая, сколько времени оста­лось для завершения загрузки страницы, а текст говорит, получен ли ответ от сервера, найден ли документ.

После ввода в поле Адрес любой URL, например адрес поис­кового каталога Rambler (http://www.rambler.ru), начи­нается загрузка страницы. В это время на панели инструментов активизируется красная кнопка Остановить. С помощью которой можно остановить загрузку.

Кнопки со стрелками Назад и Вперед в левой части панели инструментов служат для передвижения назад и вперед, кнопка Обновить — для перезагрузки файла, Домой — для возврата на домашнюю страницу, Поиск — для поиска в Интернете, Избран­ное — для пометки понравившихся вам серверов, чтобы быстро и без проблем вернуться к ним еще раз. Следующая кнопка Печать поможет вам распечатать документ, кнопка Размер служит для Увеличения или уменьшения шрифта, Кодировка — для измене­ния кодировки. Воспользовавшись кнопкой Почта, можно ото­слать почтовое отправление, если почтовая программа у вас на­строена.

Посмотрим на экранное меню. Команда Файл/Создать/Окно Позволяет открыть новое окно для поиска других документов. Для открытия Web-страницы служит команда Файл/Открыть, а для сохранения используется команда Файл/ Сохранить. Здесь же в меню Файл командой Печать можно распечатать понравившуюся вам Страничку.

В меню Правка с помощью команды Выделить все можно выде­лить весь текст на странице и копировать его командой Копировать. Это один из вариантов перенесения текста из Интернета на ваш компьютер. Командой Вставить текст помещается в редактор Word.

Поисковые механизмы в Интернете. Чтобы получить информацию или услугу в WWW, ее надо прежде всего разыскать. По­иск информации — непростая задача, ведь по состоянию на на­чало XXI в. ресурсы Web оцениваются более чем в 850 млн Web-страниц.

Разумеется, рост Web-пространства в геометрической прогрес­сии не будет продолжаться вечно, когда-то наступит момент на­сыщения. Можно предположить, что темпы развития WWW за­медлятся на рубеже 34 млрд Web-страниц. Одной из причин за­медления, в частности, станет ограниченность поля IP-адресов. Впрочем, к этому времени, наверное, заработает Интернет-2, и все будет по-другому.

Для поиска информации в Сети используются специальные поисковые службы. Обычно поисковая служба — это компания, имеющая свой сервер, на котором работает некая поисковая си­стема. Услуги абсолютного большинства поисковых служб бесплат­ны, но тем не менее по темпам роста сегодня это самый эффек­тивный бизнес в мире.

Мощная поисковая система принимает в сутки 30... 50 млн по­сетителей и демонстрирует им сотни миллионов рекламных бан­неров. При том, что каждый щелчок пользователем на рекламном баннере оплачивается не менее чем одним центом, совокупный доход только от демонстрации рекламных баннеров может состав­лять до 100000 долл. в сутки. Это одна из причин огромной при­быльности «бесплатных» услуг.

Для упрощения поиска можно воспользоваться каталогами. Существуют и специальные каталоги, например каталоги новых поступлений.

В Сети поиск обеспечивают специальные поисковые службы. Умение пользоваться ими, собственно говоря, и составляет уме­ние пользоваться Интернетом.

Все поисковые системы WWW основаны на гиперссылках. Об­ращаясь к поисковой службе, мы формулируем запрос, в котором формально описываем то, что хотим найти. Проведя нужные опе­рации, служба формирует Web-документ, состоящий из гиперс­сылок, ведущих к ресурсам WWW, соответствующим нашему зап­росу. Какой из гиперссылок мы воспользуется — дело наше.

Результат поиска всегда един: клиент получает список реко­мендованных гиперссылок, хотя принцип действия у разных по­исковых служб может быть различным.

Кто хоть раз обращался к поисковым серверам, знает, что в ответ на поставленный запрос они иной раз выдают данные о нескольких тысячах разделов, так или иначе связанных с интересующей тематикой. Неудивительно, что решение этой проблемы для миллионов пользователей Интернета стало одной из наибо­лее актуальных задач.

На сегодняшний день существует два основных способа «ори­ентации» в Web-пространстве: во-первых, с помощью так называемых поисковых систем (Rambler, AltaVista, Yandex) и, во-вто­рых, по электронным каталогам (Weblist, Yahoo, DMOZ, Mavica-jsjet). Последние отличаются от поисковых серверов тем, что ссылки на конкретные сведения в них составляют люди, а не компьютер­ные программы. Такой метод обработки информации значительно повышает точность поиска.

Поисковые электронные каталоги-классификаторы. Класси­фикаторы хранят упорядоченные списки ссылок на Web-узлы. Обычно каждой ссылке соответствует краткое описание. Списки упорядочены по тематическим размерам на поисковом сервере.

Они похожи на предметные каталоги общественных библиотек. На начальной странице поискового каталога мы выбираем тему, которая нас интересует, затем в рамках темы выбираем катего­рию, потом подкатегорию, и так далее, пока не получим кон­кретный список Web-ресурсов, рекомендованных для просмотра. Основным недостатком и в то же время достоинством каталогов является «человеческий фактор». Данные, которые заносятся в каталог, проходят «ручную» обработку.

Поисковые системы-указатели. В них пользователь формирует запрос с помощью ключевых слов, выражающих объект его поиска, а поисковая система выдает ему список ссылок на Web-страницы, содержащие данные ключевые слова. Основное отличие поисковых указателей от поисковых каталогов состоит в полной автоматизации всех этапов работы. Здесь отсутствует «человеческий фактор», и поэтому количество Web-страниц, к которым ведет поисковый указатель, намного больше.

Сбор информации поисковыми роботами. Поисковые указатели работают в три этапа.

1. Разработка специальной агентской программы, способной путешествовать по Web-узлам Интернета, просматривать Web-стра­ницы и копировать их содержание на центральный сервер поис­ковой системы. Такие агентские программы называют «червяка­ми», «пауками», поисковыми роботами (сокращенно «ботами»), поисковыми машинами, «краулерами» и т.п.

Многообразие названий связано с тем, что каждая поиско­вая система создает свою собственную неповторимую программу и дает ей свое имя. Если при чтении Web-страницы поисковый робот находит в ней ссылки на другие страницы того же Web-узла, то он переходит по этим ссылкам, читает их содержание

2. Индексация ресурсов. Собрать на центральном сервере образ­цы сотен миллионов Web-страниц — это одно дело, а суметь вы­брать те их них, которые нужны клиенту, сформировавшему запрос совсем другое. Отвечать надо очень быстро, а для этого хранить данные надо не как попало, а в виде специальных структур Процесс преобразования той формы данных, в которой они хранятся на Web-страницах, в другие формы, удобные для быст­рого просмотра, называется индексацией. В результате индексации и образуется база данных, которую называют поисковым указате­лем.

3. Исполнение запроса клиента. Лучшие поисковые системы в
ответ на запрос просматривают свои индексы за десятые доли секунды и немедленно возвращают списки ссылок, ведущих к за­ требованным ресурсам.

У каждого из двух основных типов поисковых служб есть дос­тоинства и недостатки. Поисковые каталоги формируют вручную с помощью живых людей, поэтому, если мы находим в них нуж­ный нам ресурс, то этот ресурс — один из лучших в Сети. Он не обязательно самый лучший и, может быть, лишь входит в первую двадцатку, но он явно не случаен и может рассматриваться как рекомендованный.

Ответственные редакторы поискового каталога, имеющие со­лидное образование в большинстве областей науки, техники и культуры, не будут включать в свой каталог очевидную ерунду. Поисковые каталоги удобнее и тем, что там не бывает десятков ссылок на один и тот же ресурс, размещенный в разных местах. В общем, если надо быстро найти лучший источник по какой-то теме, то надо начинать поиск с поискового каталога.

Организация поиска в Интернете. Без удачи не обходится ни одно дело, а поиск в Интернете в особенности. Как конкретно происходит поиск информации в Интернете? Посмотрим это на примере поисковой системы Апорт.

Когда в поле Адрес браузера вводится строка http://www.aport.ru и нажимается клавиша [Enter], Интернет за счет своих внут­ренних ресурсов определяет, на каком компьютере находится сайт, далее туда посылается запрос, и, если нужный файл на месте, он отправляется браузеру, который отображает его в своем окне.

Система Апорт хранит содержимое всех известных системе сай­тов, иначе было бы невозможно показать те места на странице, где встречается указанное нами слово. Потому что Апорт — это Стоматический индекс. При поиске Апорт посещает все извест­ные системе сайты, переписывает тексты всех доступных страниц и хранит тексты вместе с их адресами в своей базе данных. Поэтому, обращаясь к системе Апорт, мы ищем заданное для поиска слово во всех текстах страниц, которые есть в ее базе.

Электронные каталоги ищут заданное для поиска слово в опи­саниях сайтов, которые в ней хранятся. Ясно, что описания со­держат гораздо меньше информации, чем сами сайты, вот почему в системе Апорт будет найдено документов намного больше, чем в любом электронном каталоге.

Так зачем же нужны электронные каталоги? Если автомати­ческий индекс Апорта предоставляет информации намного боль­ше, так давайте им и будем пользоваться и забудем про каталоги! Чтобы понять, почему это не следует делать, давайте попробуем разобраться в том, как формируются базы данных в обеих систе­мах.

Так вот, Апорт — это автоматический индекс. Апорт навещает все известные системе сайты и переписывает все встреченные тек­сты страничек в свою базу данных. Кроме того, посетив сайт, Апорт запоминает все ссылки на другие страницы и сайты и дальше, когда выпадет свободное время, навещает эти сайты и тоже пере­писывает к себе в базу. Ясно, что через какое-то время работы в базе данных окажутся все русскоязычные сайты. В Интернете есть сайты на разных языках, Апорт — это местная поисковая систе­ма, которая интересуется документами на русском языке.

Автоматический индекс, как гигантский насос, засасывает все, что встретит на своем пути. В то же время каталог ресурсов гораздо более разборчив. Сюда попадают только те сайты, которые про­смотрел и одобрил редактор — специальный сотрудник, занима­ющийся их поиском и оценкой.

Чтобы понять, почему предварительный просмотр сайта может быть полезен, нужно знать, что Интернетом никто не управ­ляет. Здесь нет никакой цензуры, и за содержание сайта в подав­ляющем большинстве случаев отвечает только его хозяин. Значит, никакой гарантии, что сайт соответствует своему названию, нет. Тем более нет гарантий, что документы, помещенные на сайт, содержат полезные и правдивые сведения.

Когда Апорт записывает все сайты подряд в свою базу данных, система, наряду с ценными и точными сведениями, засасывает горы словесного мусора. Вместе с красивыми и тщательно спро­ектированными сайтами Апорт индексирует неряшливые домаш­ние страницы, где в беспорядке на безумном фоне разбросаны фотографии хозяина, его жены и любимой собаки. Такие страни­цы заведомо не попадут в тематический каталог, потому что их не пропустит редактор.

У каталогов ресурсов есть, как ни странно, еще одно преиму­щество — малый размер. Просмотрев сайты каталогов ресурсов, мы сможем лучше сориентироваться в проблеме и составить более точный запрос. Ведь в системе Апорт можно искать не одно слово, а несколько.

Наконец, сведения, хранящиеся в тематическом каталоге, мо­гут быть полезны автоматическому индексу. Если мы вниматель­но рассмотрим окно Апорта, то увидим, что вслед за адресом сайта идет раздел Описание сайта. Но откуда он известен? Ведь Апорт тупо складывает в свою базу данных содержимое всех най­денных страниц, таков ведь принцип работы поисковой систе­мы? Оказывается, описание сайтов, если они есть, Аиорт берет из тематического каталога @Rus, адрес которого www.atras.ru. Кстати, ссылки Автомобили, Наука и др. — не что иное, как руб­рики этого тематического каталога. Выбрав мышью одну из над­писей, мы попадем прямо в каталог и можем путешествовать по Рубрикам или искать нужное слово. Значит, Апорт не просто ав­томатический индекс, а союз индекса и каталога, заключенный ради удобства поиска.

Большинство сайтов предоставляют поисковым системам их хозяева. Для этого в поисковых системах есть специальные ссылки Добавить сайт. Хозяин сайта вводит его адрес и краткую характе­ристику. Если сайт предоставлен системе Апорт, то он будет обя­зательно помещен в базу данных (проиндексирован). Если же сайт Предоставлен в каталог, то его судьба зависит от редактора, кото­рый может занести его адрес в наиболее подходящий с его точки зрения раздел каталогов, а может и не занести, если сочтет сайт неинтересным или не соответствующим теме.

Сегодня многие Интернет-серверы решают сразу несколько различных задач, чтобы привлечь побольше посетителей.

Электронная почта

Электронная почта (e-mail) — первый из сервисов Интернета наиболее распространенный и эффективный. Благодаря быстроте прохождения писем от отправителя к адресату, электронная поч­та позволяет оперативно решать важные вопросы.

Электронная почта (e-mail) — услуга, предоставляющая воз­можность пересылать друг другу текстовые письма, в том числе с «вложенными» в них любыми файлами. При этом общение участ­ников по переписке «раздельно во времени»: поступающие каж­дому из них письма накапливаются на сервере электронной поч­ты в отведенном каждому «электронном почтовом ящике», а по­лучатель переписывает все накопленные на данный момент письма, читает их и отвечает на них тогда, когда ему это удобно (доставка «до востребования»). Интернет здесь используется как всемирная сеть линии связи.

E-mail очень похож на обычную бумажную почту, обладая теми же достоинствами и недостатками. Обычное письмо состо­ит из конверта, на котором написан адрес получателя и стоят штампы почтовых отделений пути следования, и содержимого — собственно письма. Электронное письмо также состоит из заго­ловков, содержащих служебную информацию (об авторе пись­ма, получателе, пути прохождения по сети и т.д.), играющую роль конверта, и собственно содержимого письма. Вы можете вложить в обычное письмо что-нибудь, например фотографию, аналогично можете послать файл с данными электронным пись­мом. Обычное письмо может не дойти до адресата или дойти слишком поздно, как и электронное письмо. Обычное письмо весьма дешево, но электронная почта — самый дешевый вид связи.

E-mail универсален — множество сетей во всем мире, постро­енных на совершенно разных принципах и протоколах, могут об­мениваться электронными письмами с Интернетом, получая тем самым доступ к прочим его ресурсам. Практически все сервисы Интернета, использующиеся обычно как сервисы прямого досту­па (он-лайн), имеют интерфейс к электронной почте, так что даже если у вас нет доступа к Интернету в режиме он-лайн, вы можете получать большую часть информации, хранящейся в Интернете, посредством дешевой электронной почты.

Сервер электронной почты {почтовый сервер) — компьютер, обслуживающий работу электронной почты: прием от отправителя и рассылку по адресам отправленных писем, получение и накопление в «электронном почтовом ящике» каждого заре­гистрированного на данном почтовом сервере пользователя ад­ресованных ему писем, пересылку этих писем на компьютер по­лучателя, когда тот инициирует доставку почты, а также конт­роль корректности этих операций. Все это возложено на специ­альные программы, установленные на сервере, — «почтовые де­моны».

Чтобы воспользоваться услугами почтовых серверов, нужно получить свой личный «почтовый адрес»: обычно его сразу же предоставляет провайдер, который обеспечивает доступ в Интер­нет. Кроме того, каждый может зарегистрировать «электронный почтовый ящик» на каком-либо почтовом сервере, посетив его Web-страницу и заполнив предложенную там анкету.

Электронный почтовый ящик — папка на диске почтового сер­вера, выделяемая каждому зарегистрированному на данном сер­вере адресату для накапливания поступающих ему писем, пока получатель не перепишет их на свой компьютер.

Каждому электронному почтовому ящику соответствует почто­вый адрес. Этот адрес записывается латинскими буквами и циф­рами и обычно выглядит так: <«логин»>@<доменное имя почто­вого сервера> (например, obraz@mtunet).

«Логин», как и тот, который вводится при дозвоне в Интер­нет, — это обычно какое-то слово, придуманное при регистра­ции или предоставленное провайдером в готовом виде. Лучше все­го, если оно будет похоже на имя, фамилию или их сочетание, но это не всегда удается — подходящие «логины» могут быть уже кем-то заняты. После него записывается символ «@», который в английском языке называется «коммерческое эт», а пользователи обычно называют его «собачкой». Ну, а доменное имя почтового сервера выглядит почти так же, как и для Web, только здесь в начале не записывается «триада» www.

Почему значок в адресе «@» называется «собакой»? Говорят, когда-то давно, когда компьютеры еще «не умели» рисовать на экране, была популярной одна компьютерная игра. Там надо было проходить лабиринт, который изображался значками «-», «!» и «+», а разные предметы и персонажи тоже изображались символами. И у главного героя этой игры — того, кем надо было управлять с клавиатуры, — по сюжету была маленькая собачка, которую он мог пускать вперед себя на разведку. Эта собачка как раз и изоб­ражалась символом «@».

Чтобы пользоваться почтой, недостаточно только подключиться к Интернету, необходимо также оснастить компьютер специальной почтовой программой. Наиболее распространенными в на­стоящее время являются MS Outlook Express, The Bat, Eudora и почтовая программа из пакета Netscape Communicator — Netscape Messenger.

MS Outlook Express. MS Outlook Express безусловно самый по­пулярный в мире почтовый клиент в силу своей «встроенности» в операционную систему Windows. Если на компьютере установлена операционная система Windows-95, то скорее всего вы будете ра­ботать с программой Microsoft Internet Mail, а если Windows-98 или Windows-2000, то Outlook Express — они обе входят в комп­лект Windows.

Интерфейс программы Outlook Express настолько дружестве­нен, что серьезных затруднений вызвать не может. При необходи­мости воспользуйтесь встроенной функцией помощи.

В программе есть все, что может понадобиться при работе с почтой: поддержка различных почтовых протоколов и кодировок MIME, автоматическое распознавание кодировок писем, а также встроенный HTML-редактор, поддерживающий форматирование текста, выделение цветом, настройку фона, шаблоны и вставку подписи в текст сообщения.

Вход и выход в Outlook Express осуществляется так же, как и во всех остальных программах операционной системы Windows. Для запуска программы можно использовать картинку с почтовым конвертом

После щелчка левой кнопкой мыши по картинке Outlook Express на экране разворачивается рабочее окно почтовой программы.

Сверху у нее такое же меню и кнопочная панель инструмен­тов, как в браузере, только кнопки и названия некоторых пунк­тов меню здесь другие. Слева — список «папок» почтовой про­граммы, которые предназначаются для хранения электронных писем, точно так же, как папки на диске — для хранения файлов. Вот, например, самая верхняя папка называется «Входящие» и содержит письма, которые вы получаете по электронной почте. Под ней — папка «Исходящие»: сюда временно «складируются» письма, которые уже написаны, но еще не отправлены в Интер­нет. Папка «Отправленные» будет содержать копии уже отослан­ных в Интернет писем — по этим копиям можно узнать, кому и о чем вы писали.

Папка «Удаленные» — это «встроенная» мусорная корзинка: когда вы удаляете какое-либо письмо из любой другой папки, то оно попадает в папку «Удаленные», и его всегда можно снова вызвать оттуда, если оно вдруг понадобится. Если только не дать команду очистки содержимого папки. Действия точно такие же как с «Корзиной» на рабочем столе Windows. Ну, а папка «Черно­вики» — вспомогательная, сюда можно на всякий случай копиро­вать письма по мере того, как они написаны, но этой возможно­стью редко кто пользуется. При желании можно создать и свои папки с любыми именами, например папку «Полученные», куда будут помещаться уже прочитанные письма, чтобы в папке «Вхо­дящие» они не смешивались с еще не прочитанными.

Справа окно разделено на две части. Верхняя часть содержит список писем, которые «лежат» в одной из папок — в той, на которой пользователь перед этим щелкнул мышкой и которая вы­деляется синей или серой подсветкой. Нижняя часть окна пред­назначена для отображения текста письма.

Давайте попробуем написать кому-нибудь письмо. Для этого щелкнем мышкой по кнопке с надписью Создать сообщение в верхнем левом углу почтовой программы.

Поверх окна почтовой программы раскрывается новое окно.

Оно снабжено специальной кнопочной панелькой для прида­ния тексту красивого вида (управление размером и цветом шриф­та, выравнивание строк вправо или по центру) точно так же, как во многих текстовых редакторах, например в Microsoft Word.

В верхней половине окна письма заготовлено четыре строки: Кому, Копия, Скрытая и Тема. В каждой из них высвечивается текст Подсказки серого цвета, а если щелкнуть по соответствующей строке то вместо подсказки рисуется пустой прямоугольник — поле Для ввода текста. В поле Кому надо ввести электронный почтовый адрес того, кому будет отправлено письмо. Если потребуется, можно ввести и несколько адресов, записывая их через точку с запятой в поле Кому, или набрать второй адрес в поле Копия, тогда каждому из указанных адресов будет автоматически отправ­лена копия письма. А если указать адрес в поле Скрытая, то полу­чатель не будет знать, что кому-то еще высланы такие копии.

В поле Тема принято записывать короткую строчку, которая отражает смысл письма, например «Поздравляю с днем рожде­ния!». А иногда там лучше записать свою фамилию, если письмо пишется в какую-нибудь организацию, в которую присылают пись­ма многие. Или, наоборот, фамилию адресата, если вы собирае­тесь отправить письмо не на его личный почтовый адрес, а туда, где он работает или учится.

В поле Кому вводится адрес, только записывайте его слитно, без пробелов.

После того, как все поля заполнены, щелкните мышкой в ниж­нем поле окна письма, чтобы там проявился текстовый курсор — мигающая вертикальная черточка. И теперь начинайте набирать текст письма, например «Добрый день!». И так далее. После набо­ра текста письма щелкните мышью по кнопке с надписью Отпра­вить — окно закроется, но пока еще не пойдет адресату.

Когда вы пишете письма или даете ответ по полученные, то можно делать это не торопясь: оплаченное время в Интернете не расходуется. После щелчка по кнопке Отправить подготовленное письмо попадает в папку «Исходящие» и лежит там в ожидании. Только когда все письма будут готовы к отсылке, надо войти в Интернет и щелкнуть мышью по кнопке с надписью Доставить почту.

Тогда сначала все письма, накопленные в папке «Исходящие», программа автоматически перешлет на почтовый сервер, откуда они будут разосланы по указанным адресам. Потом все письма, которые были накоплены на почтовом сервере для вас за все вре­мя, прошедшее с предыдущего сеанса связи, программа также автоматически перешлет с почтового сервера на ваш компьютер поместит в папке «Входящие». Согласно стандартным настройкам Outlook Express выделит еще не прочитанные письма в списке жирным шрифтом.

А как только письма получены, связь с Интернетом можно разъединить. Получается, что платить придется только за время пересылки информации туда и обратно, поэтому электронная почта — один из самых дешевых способов использования Интер­нета.

Процессы отправки и получения писем индицируются дина­мическим индикатором — синей полоской, постепенно удлиня­ющейся слева направо в особом окне, выводимой программой во время пересылки.

Обычно ответ на письмо можно получить как минимум через несколько десятков минут, если ваш абонент постоянно подклю­чен к Интернету, все время контролирует получение новых элек­тронных писем и достаточно расторопно на них отвечает. Когда доставка почты завершена, и окно доставки исчезло с экрана, связь с сетью прерывается.

Для ответа на полученное по почте письмо выберите в верхнем окне адрес письма для ответа из списка и щелкните по кнопке Ответить отправителю. При этом откроется отдельное окно, та­кое же, как было, когда вы писали письмо, но в нем уже будут заполнены поля Кому и Тема, а в белое поле будут скопированы все строки из письма, на которое вы отвечаете, с добавлением в начале каждой символа цитирования «>».

Вы можете при желании изменить текст в поле Тема или оста­вить его таким, как есть, можете как угодно редактировать про­цитированные строчки и дописывать новые. Если письмо доста­точно длинное, то лучше вставлять свои ответы между соответ­ствующими цитатами, «раздвигая» их нажатиями клавиши [Enter] Для этого надо поставить текстовый курсор в начало строки, на­жать [Enter], и эта строка спустится на один шаг вниз, а на ее месте появится пустая строчка.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.