|
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ
Компьютерные игры не заменяют обычных, а компьютерные игрушки не замена «предметным» игрушкам. Компьютерные игры и управляемые компьютером игрушки должны лишь дополнять общую систему дидактических развивающих средств.
Игровые программы, в которых осуществляется моделирование тех или иных процессов, событий дают возможность малышам самим управлять компьютерными моделями реальных длительных процессов и наблюдать на экране их результаты и последствия.
В последнее время в отечественной дошкольной педагогике используется новый вид игр — компьютерные, которые предлагаются в системе компьютерно - игрового комплекса, представляющего собой особый метод и систему условий, позволяющих сочетать компьютерные игры с традиционными играми и занятиями дошкольников.
Занятия с использованием компьютерных программ, развивающих игр вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели. В процессе компьютерной «деятельности» у ребенка развиваются положительные эмоциональные реакции. Более того, происходят коррекция и развитие психических процессов. Компьютерные игры помогают лучше усваивать знания и стимулируют приобретение новых; являются своеобразным, но точным диагностическим средством; выявляют пробелы в тех или иных видах коррекционной работы; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности. Компьютерная среда, созданная на основе развивающих технологий, является эффективным способом психического развития детей.
В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента в игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких, как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
В основе развивающих игровых программ для дошкольников чаще всего психологическая идея, которая, будучи облеченной в компьютерную форму, превращается в небольшую управляемую малышом игру, способствующую развитию у него тех или иных способностей.
Что же можно придумать, чтобы малыш 5—6 лет, не умеющий ни читать, ни считать, с трудом понимающий взрослую речь, начал «общаться» с компьютером? При разработке развивающих игровых программ для дошкольников исходят из фундаментальной посылки, что компьютер представляет собой средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.
Необходимо подчеркнуть отличие развивающих компьютерных игр от так называемых коммерческих компьютерных игр. И дело здесь не только в том, что последние, как правило, связаны с насилием, погонями, военным противостоянием, поощрением разрушительных действий, агрессий, что, безусловно, является недопустимым для дошкольников и младших школьников. Смысл отличия лежит гораздо глубже и состоит в том, что для коммерческих игр характерен жесткий режим взаимодействия с играющим, при котором игрок должен «отвечать» компьютеру, следуя условиям, возникающим на экране, и в темпе, чаще всего диктуемом происходящим. При этом дети сравнительно быстро овладевают навыками управления устройствами ввода (клавиатура, различные манипуляторы), и их внимание целиком поглощается содержанием игры, захватывающей своим сюжетом. На этой стадии интеллектуальная активность ребенка резко снижается, так как инициатива в игре принадлежит не ему, а компьютеру. Таким образом, коммерческие компьютерные игры навязывают игроку диалог, в ходе которого происходит как бы «персонификация» компьютера: он воспринимается уже как партнер по игре, а не как средство игры.
Развивающей компьютерной игре свойственны закономерности, присущие игровой деятельности детей в целом (игровая задача, включающая мотив, цель, способы и средства ее решения). Используя понятие «игровая задача» как единицу анализа игры на компьютере, можно отметить, что интеллектуальная активность в развивающей компьютерной игре проявляется в активном отношении к новому, в умении принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, находить оптимальные способы их решения, «открывать» более сложные способы действий, объективно оценивать ход игры и ее результаты.
Различные игровые программы в разной степени способствуют проявлению интеллектуальной активности. Важнейшими условиями развития интеллектуальной активности в развивающих компьютерных играх являются комплексный метод руководства игрой и индивидуальный подход к детям в процессе их организации.
Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач поэтапно и все усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента: активное познание детьми окружающего мира; поэтапное усвоение игровых способов и средств решения игровых задач; изменение предметно-знаковой среды на экране монитора; активизирующее общение взрослого с ребенком. Творческое начало в игре глубоко индивидуально, а компьютер может выявить в ходе игры индивидуальные особенности ребенка, адаптироваться к его характеристикам и поддерживать игру в зоне ближайшего развития за счет вариативности содержания игрового материала. Таким образом, компьютер может «подсказать» воспитателю необходимый темп работы, сложность предъявляемого материала, характер дополнительной работы и т.д.
Одна из важнейших функций компьютерных игр — обучающая. Что же нового может дать компьютер по сравнению с «живым учителем»? В компьютерных играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а только знаки этих вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т. е. понимание наличия нескольких уровней реальности окружающего нас мира: это реальные предметы, картинки и схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и сложности его развития говорят известные многим родителям трудности при обучении детей счету или чтению «про себя», когда ребенок продолжает шепотом произносить прочитанный текст или перебирать собственные пальцы при счете.. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4—5 лет.
Когда началось массовое проникновение микрокомпьютеров в обучение, многие предприимчивые специалисты бросились разрабатывать «обучающие» программы для детей. Но из-за технических ограничений того периода и узкого понимания многими разработчиками термина «обучение» большинство созданных ими программ оказалось нежизнеспособным. Часть программ, рекламируемых как учебные пособия, представляла собой обычный текст, .следующий страница за страницей и разбавленный вопросами И вариантами ответов на них. Другие были построены по принципу проб и ошибок, заставляя учащихся отвечать на вопросы и выдавая реакцию на их ответы в форме краткого резюме («Нет, попытайся еще раз» или «Молодец, правильно!»). После того как ребенок правильно выполнял несколько заданий, такие программы обычно «вознаграждали» его (музыкой, миганием экрана, оживлением изображений на экране и т.д.).
С тех пор программные средства шагнули далеко вперед, но многие разработчики и потенциальные покупатели (в основном родители) все равно придерживаются устаревших взглядов на то, какие программы являются обучающими, а какие — нет. Мы часто попадаем в ловушку, полагая, что если программа не способна выполнить «серьезное» задание, то детям не следует обучаться на ней. А иногда мы смотрим программу, которая преподносит прописные истины и просто натаскивает детей в определенной области знаний, и ахаем: «Да, вот это действительно обучающая программа!» Существуют, по крайней мере, две проблемы, связанные с такими взглядами на программные средства. Первая заключается в том, что, когда все внимание сосредоточено лишь на правильных и неправильных ответах и фактах, требующих запоминания, можно легко упустить из виду другие аспекты обучения. Хотя эта сторона обучения и не лишена определенного смысла, однако гораздо важнее помочь ребенку действовать, т. е. делать то, чего нельзя добиться путем зубрежки.
Качественные образовательные программы, выпущенные на рынок, не имеют явно выраженного «инструктирующего» характера. Так, ряд программ обучения письму подталкивает детей к сочинению рассказов, писем и поздравлений друзьям, родственникам и учителям, тем самым не только побуждая совершенствовать навыки грамотности и правописания, но и развивая воображение. Вторая проблема заключается в том, что учебные пособия, подготовленные в устаревшем стиле, обычно недостаточно занимательны. Раньше дети еще могли мириться с такими программами, поскольку сам компьютер был для них новинкой и вызывал интерес. Сегодня он привычен и дети вправе ожидать от обучающих программ чего-то большего. Разумеется, не все программные средства должны быть столь же занимательными, как хорошая игра или компьютерная мультипликация; не менее увлекают детей удобные издательские программы и справочные средства, существенно помогающие в школьных занятиях. Но если ребенок находит программу «скучной», он никогда не захочет ею пользоваться.
Обучающие программы, которые необычайно увлекают детей, — это игры, ориентированные на обучение. Особенно популярны так называемые имитационные игры, которые точно воспроизводят историческую, географическую или научную обстановку, погружают в нее детей и помогают им выступать в роли исследователей, принимать решения и преодолевать препятствия. Другие представляют собой современные и улучшенные версии «натаскивающих» программ; процесс тренировки и запоминания теперь протекает на фоне увлекательной ситуации с элементами игры (например, блуждание по лабиринтам, сражение с противником и т. п.) и сопровождается великолепной графикой и звуковыми эффектами.
Чтобы понять, научит ли чему-нибудь конкретная игра ребенка, прежде всего, надо определить, какое удовольствие он получает от игры: внутреннее (т. е. тесно связанное с содержанием изучаемого предмета) или внешнее (т. е. не имеющее отношения к содержанию изучаемого предмета). Чтобы пояснить это, воспользуемся аналогией. Допустим, ребенку необходимо попрактиковаться в правописании и расширить свой словарный запас. Что тут может помочь? Разгадывание кроссвордов, игра в слова, телевизионные викторины и прочее, т.е. те виды занятий, в основе которых лежит в первую очередь внутренняя мотивация. В каждом случае главным в игре является ее содержательная сторона (буквы и слова); и хотя здесь присутствуют и некоторые внешние стимулы в виде набранных очков или выигранных денежных сумм, наибольшую радость юные игроки все же получают от успешного манипулирования буквами, из которых они составляют слова или предложения.
Альтернативным является подход, основанный на внешней мотивации; он также часто используется в обучении. Предположим, что вместо одного из перечисленных выше занятий вы предложили ребенку сыграть в настольную игру, включающую в себя ряд слов, который необходимо помнить. Каждый раз, когда ребенок правильно определяет и называет одно из слов, ему дается возможность перейти на следующую клетку доски или занять очередную базу при игре. При этом чисто игровые элементы (перемещение по доске в настольной игре) уводят далеко в сторону от изучаемого предмета. Какой подход лучше с точки зрения обучения? Отчасти это зависит от конкретно поставленной цели. Если нужно лишь запомнить ограниченный перечень слов для теста, который учитель предложит в конце недели, то здесь наиболее эффективен метод, основанный на внешней мотивации (хотя в некоторых играх невозможно заранее предвидеть, какой набор букв получат игроки и какие слова они смогут из них составить). Если вы хотите добиться, чтобы ваш ребенок почувствовал очарование букв и слов, то первый набор игр будет здесь более полезен. Если ребенок получает удовольствие от любой из этих игр, то он каждый раз будет все увереннее себя чувствовать в языковой среде.
В мире обучающих программ мы видим то же самое. Ряд программ построен таким образом, что содержащиеся в нем игровые элементы направлены в первую очередь на обучение. Наиболее ярко это проявляется в географических и исторических программах, которые отправляют игроков в воображаемое кругосветное путешествие, снабжая их картами, помогающими прокладывать маршрут, и давая ключи для продвижения в правильном направлении. В этом случае трудно отделить собственно игру от содержания предмета, и это увеличивает вероятность того, что у детей пробудится новый интерес к географии и познаванию мира. Гораздо больше компьютерных программ занимают противоположную позицию, делая акцент на внешнюю мотивацию: дай правильный ответ на математическую задачу — продвинешься по лабиринту, правильно напиши слово — поразишь ракету и т. д. Эти примеры показывают, что есть два вида деятельности (с одной стороны — блуждание по лабиринту или сражение с противником, а с другой — решение задач и написание слов), между которыми практически нет логической связи.
Обучающих программ с сугубо внутренней мотивацией мало, поскольку во многих случаях внешняя мотивация вполне себя оправдывает. Кроме того, одни учебные темы намного легче использовать в качестве предмета исследования, чем другие: если речь идет о математических вычислениях, легко представить себе игру, в которой дети путешествуют по волшебной стране Математике, рассчитывая, как далеко им до цели при каждой смене направления движения; если же требуется просто запомнить таблицу умножения, то гораздо труднее придумать обучающую игру с внутренней мотивацией.
Всякий раз, когда вам встречается обучающая программа, построенная в расчете именно на внешнюю мотивацию, полезно взглянуть: насколько увлекательна она будет для ребенка. В определенном смысле существуют два типа обучения — первичное, ориентированное на содержание предмета, для овладения которым предназначена обучающая программа, и вторичное, связанное с чисто игровыми элементами, введенными с целью поощрения игрока. В играх так называемого аркадного типа (встречи с неожиданными опасностями, погони, стрельба, схватки с врагами и т.д.) вторичное обучение обычно заключается в развитии быстроты реакции, точности прицеливания и т.д. Иногда бывает так, что для ребенка важны именно эти навыки: ведь если у негосуществуют определенные проблемы с координацией движений, то аркадная игра, доставляющая ему удовольствие, обязательно улучшит его двигательные способности. Или вы почувствуете, что ребенку-непоседе нужно «выпустить немного пара» в такой игре, чтобы затем он был способен сосредоточиться на других задачах. Вы можете удерживать ребенка от таких игр, если сочтете, что в них чересчур много насилия, или убедитесь, что они лишь укрепляют навыки, которые он и без того совершенствует ежедневно, или когда ребенок питает отвращение к подобным играм.
В играх образовательной ориентации встречаются также и другие виды вторичного обучения. Если принять во внимание, как много времени в игровой деятельности уходит на факторы внешней мотивации, то может показаться, что некоторые из игр не заслуживают той энергии, которую затрачивает на них ребенок. Но игра способна подспудно развивать другие навыки, необходимые ребенку. Возможно, его любимая игра включает в себя элементы стратегии, решения логических задач и дедуктивного мышления, т.е. развивает навыки умственной деятельности, полезные во многих жизненных ситуациях. А может быть она включает в себя лабиринт или загадочную картинку, заставляющие ребенка сконцентрировать внимание на ориентации в пространстве без жесткого лимита времени, характерного для аркадных игр. Даже если ни один из этих побочных навыков не связан непосредственно с основной целью, ради которой была разработана программа, они часто могут быть ценны сами по себе: нельзя сбрасывать со счетов игры, ориентированные всецело на развитие побочных навыков. Если ребенок уделяет много времени конкретной обучающей программе, нацеленной как на содержательную сторону предмета, так и на развитие навыков, которые, по вашему мнению, важны для ребенка, и если она стимулирует мыслительную и творческую активность — можете быть уверены, что это и есть эффективное обучение.
Итак, общеизвестно, что компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если принято в неразумных дозах. Необходимо понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3—4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 мин, а ребятам 6—7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли грань разумного в общении с компьютером. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе компьютерных игр они все же создают иллюзию партнерства и не приводят к формированию навыков подлинного общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, в котором можно поиграть. В то же время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-либо менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
Компьютерные технологии прочно утвердились в нашем обществе. Компьютерная реальность дополнила общую реальность. Игры как продукт компьютерной среды тоже заняли определенное место в жизни людей: популярность игр возрастает. Количество детей, играющих в них, растет в той же прогрессии. Поэтому можно говорить о Homo virtualis — новом типе человека. Вследствие того, что компьютер может выполнять разнообразные функции, появляется подтип Homo virtualis Homo ludense — человек играющий или геймер. Компьютерная игра стала неотъемлемой частью реальной жизни для определенного типа людей, так как субъективная удовлетворенность от самого процесса игры является игровой основой. Игра превратилась в важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему. Игра стала отражением мифа в реальности. Появляется новая философия альтернативной жизни — геймеризм, где каждый может играть ту роль, которую захочет. Геймеризм — социальное явление, поскольку виртуальная реальность, в которой существуют геймеры, стала средой самовыражения.
Популярность компьютерных игр очень велика, но наряду с их положительными качествами, такими, как избавление от стресса, развитие способностей логического и нестандартного мышления, находчивости, стоит отметить и отрицательные стороны: поощрение агрессивных инстинктов, притупление воображения, возможность психических заболеваний, недопустимых нагрузок на зрение. Геймеризм сродни наркомании: некоторые геймеры в течение продолжительного пребывания в виртуальной среде настолько привыкают к ней, что не могут обходиться без игр. Когда геймер по каким-либо причинам не находится в виртуальной среде длительное время, он ищет замену ей в нашей реальности; часто ею являются наркотики. Многие педагоги и родители пытаются запретить своим детям играть, наказывая их, но должного результата не получают, так как дети постоянно думают о том, где бы
ть. В конце концов получается обратный результат: ребенок впадает в еще большую зависимость, закрепленную притом чувством злости на педагогов и родителей и стремлением сделать все наперекор им. В этом случае необходимо найти для ребенка замену играм в реалиях жизни, чтобы виртуальный мир полностью не поглотил его. Сделайте реальность более красочной и интересной, и ребенок не будет отдавать все свободное время играм.
И все же компьютер — это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу (более простому и быстрому) получения и обработки информации. А умение получить необходимый для работы материал и оперативно его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. Но и нельзя уповать только на компьютер: в развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть лишь вспомогательную роль.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|