Сделай Сам Свою Работу на 5

Ансамбль Афинского акрополя





Искусство греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

Общая характеристика:

Ранняя классика (490 - 450 гг. до н.э.).

  • монументальность искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы
  • поиски обобщенных типических образов,
  • построение реалистической групповой композиции,
  • новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры,
  • обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи)
  • Во второй четверти 5 в. до н.э. (то есть в 475 - 450 гг. до н.э.) архаические традиции, тормозившие развитие реалистического искусства (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон.

Высокая классика («эпоха Перикла») (с 450 по 410 г. до н.э.)

  • героическая величавость, монументальность и гармоничность человеческих образов
  • и одновременно жизненная непринужденность, естественность и простота.
  • В эти годы творили мастера греческого искусства - скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат.

Поздняя классика (конец 5-начало 4 в. до н.э.)



  • утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов.
  • разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности.
  • искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.

Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

Эволюция древнегреческой архитектуры. Классика. Эллинизм

Идея «совершенства» играла для греков роль столь же важную, как идея «вечности» для египтян. Органичность их архитектуры обусловлена не подражанием природе и не божественным откровением, а строгим конструктивным расчетом.

Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд имеет 8 малых листьев помещенных над астрагалом, верхний состоит из 8 больших листьев, расположенных в промежутках между листьями нижнего ряда под завитками. Наибольшее распространение этот ордер получил в эпоху эллинизма и в архитектуре Римской империи.



Версии происхождения:

- Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом из Коринфа (отсюда и название) во 2-й половине V века до н. э. Легенда гласит, что скульптор прогуливался по кладбищу и увидел на могиле недавно умершей девушки корзину с её вещами, которую принесла её кормилица. Плетёную корзину овили листья буйно растущего аканта. Эта корзина стала прообразом капители нового ордера — коринфского, а сам ордер стали называть «девичьим», в противоположность дорическому и ионическому — мужскому и женскому.

- Альтернативная версия: коринфский ордер буйным акантом символизирует пышные кудри юноши (как ионический - характерную прическу греческих женщин, а дорический - аскетичность зрелого мужчины).

Памятники:

- Наиболее ранним из известных памятников коринфского ордера была коринфская колонна храма Аполлона в Бассах (5 в. до н.э.).

- Олимпейон, храм Зевса Олимпийского — самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.; располагается в Афинах.



- Театр в Эпидавре (4 в. до н.э.)

- Хорегический монумент (памятник) Лисикрата, фонарь Диогена — монумент в Афинах около Акрополя, воздвигнутый в 334 году до н. э.

- Библиотека Адриана — здание в Афинах, сооружённое римским императором Адрианом в 132—134 гг. н. э. к северу от Акрополя

 

Архаика

(7-6 вв. до н.э.)

Истоки древнегреческой храмовой архитектуры:

- Связь с Египтом. Представление о том, что храмы должны быть выстроены из камня и иметь много колонн, идет, должно быть, из Египта; украшенные каннелюрами полуколонны из Саккары очень напоминают дорические. Однако, египетские храмы рассчитаны на зрителя, находящегося внутри, в то время как для храмов греческих значительно важнее их внешний облик, так как религиозные обряды совершались обычно перед фасадом храма. Ассоциация: дорический храм - колонный зал египетского святилища, «вывернутый наизнанку».

- Связь с Микенами. Львиные Ворота - прототип фронтона, капитель микенской колонны напоминает дорическую.

- Возникновение самого раннего – дорического ордера – как имитации строительных приемов деревянной архитектуры (триглифы, напр.).

Ордера: дорика, в меньшей степени – ионика. Тяжеловесность, монументальность, активные поиски формы и пропорций, стилистическая «неустойчивость» ордерных элементов (напр.,«распластанность» дорических капителей). Вытянутые по горизонтали пропорции храмов, акцентированный энтазис, нечетное количество колонн на торцовых сторонах.

Памятники:

- Одним из древнейших дорических храмов был храм Геры (Герайон) в Олимпии (7 в. до н.э.);( архаический дорический периптер).

- храм Е в Селинунте (Сицилия) 7 в. до н.э.

- «Базилика» в Пестуме. 6 в. до н.э.

- Храм Афины (Деметры) в Пестуме 6 в. до н. э.

- Храм Аполлона в Коринфе. Конец 6 в. до н. э.

Нечетное количество ступеней – чтобы можно было начать подъем правой ногой и ею же закончить.

Ранняя классика

Так называемый «строгий стиль» 490 - 450 гг. до н.э.

Тип храма – периптер: гармоничный как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей, менее вытянутый, чем архаические храмы; основное помещение – наос – в крупных храмах было разделено двумя рядами колонн на 3 части. Соотношение количества колонн на торцевом и боковом фасадах стало 6 к 13 или 8 к 17: число колонн боковой стороны было равно удвоенному числу колонн торцового фасада плюс одна колонна, по торцевой части – всегда четное количество колонн. Четное количество колонн на торцовых сторонах усиливает единство колоннады. В глубине центральной части наоса, обрамленной внутренними колоннадами, прямо против входа находилась статуя божества.

 

Ордера: Дорический стиль, продолжая быть господствующим, становится легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический стиль входит все в большее употребление, постепенно получает распространение коринфский стиль

 

§ храм Афины Афайи на о. Эгина (заложен после 500 г. до н.э.)

§ Храм Посейдона, ок. 460 г. до н. э. Пестум, Италия (Храм Геры II)

  • храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 гг. до н.э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Полопоннесса. Внутри храма с середины 5 в. до н.э. помещалась выполненная из золота и слоновой кости статуя Зевса работы Фидия

 

Высокая классика

(450-410-е годы до н.э.)

§ Впервые осуществляется регулярная городская планировка по единому продуманному плану (например, г. Пирей).

§ Храм становится частью центрального городского ансамбля, включавшего также административные сооружения, библиотеки, базилики, портики и другие постройки.

§ Каждый храм становится тесно связан с характером той земли, на которой он построен. Облик храма теперь связывается не только с тем или иным божеством (его характером), но и с характером социума, проживающего на этой территории.

Ансамбль Афинского акрополя

Афинский акрополь («верхний город», возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города)— акрополь в городе Афины, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).

История:

- Уже во времена архаики здесь располагались храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» (Cecropia) или «Кекропс» (Kekrops) – в честь Кекропа – автохтона, рождённого Геей, представлявшегося с двумя змеиными туловищами вместо обеих ног. Он построил афинский акрополь, имел две природы и первым установил брак между мужчиной и женщиной, по легенде был первым царем Афин, ввел почитание богам, запретил кровавые жертвоприношения.

- В микенский период (XV—XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII—VI вв. до н. э. в Акрополе велось большое строительство.

- При тиране Писистрате (560—527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (то есть храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент).

- В 480 г. до н. э. незадолго до своего поражения, персы разрушили храмы и статуи Акрополя. Перестройка Акрополя, осуществленная во второй половине пятого века, а правление Перикла, когда Афины находились на вершине своего могущества, была самым грандиозным предприятием за всю историю греческой архитектуры и ее высшим художественным достижениям. Руководство всеми работами было поручено скульптору Фидию, который, видимо и явился автором проекта, лёгшего в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Над созданием ансамбля Акрополя работали также зодчие Калликрат, Иктин, Мнесикл, Архилох и другие.

 

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений:

 

1. Пропилеи;

2. Пинакотека;

3. храм Ники Аптерос;

4. статуя Афины Промахос;

5. Эрехтейон;

6. Парфенон;

7. театр Одеон.

 

Пропилеи

(др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — вход) — парадные монументальные ворота, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения на какой-либо (главным образом — священный) участок (позднее — в архитектурный ансамбль или в дворцово-парковый комплекс). Предшественники римских и классицистических триумфальных арок.

Располагались с западной стороны Акрополя (437—432 до н. э, архитектор Мнесикл).. В качестве материала был использован белый пентелийский мрамор и серый элевсинский мрамор. Основу центральной части составляют 6 дорических колонн, стилистически и по общему впечатлению перекликающиеся с колоннами Парфенона. С двух сторон центрального прохода — ионические колонны. Считается, что при сооружении Пропилей сочетание двух орденов было применено в древнегреческой архитектуре впервые. Постройка преображает дикую скалистую тропу, выступая архитектурной предтечей ансамбля на вершине холма.

К западной части сооружения примыкали павильоны пинакотеки и библиотеки. Пинакотека (фр. pinacothèque, от греч. πινακοθήκη, πίναξ — доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами.

 

Статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы, др.-греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος) — огромная бронзовая статуя работы Фидия на афинском Акрополе, воздвигнутая в 465—455 годах до н. э.. Стояла на высоком постаменте между Эрехтейоном и Парфеноном. Афина была изображена в шлеме, со щитом и копьём, шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце.

 

Храм Ники Аптерос (бескрылой победы) — храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей и стоящий на пиргосе — небольшом выступе скалы. Сооружение должно было располагаться на небольшой скале, чтобы быть видимым из любого района Афин. Храм Ники Аптерос располождился на площадке, имевшей размеры 9,56 метров в длину и 6,8 метров в ширину. Построен Калликратом в 427—421 годах до н. э. по проекту 450 года до н. э. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница). Постройка представляет собой амфипростиль с двумя ионическими портиками по четыре колонны. Стилобат имеет три ступени. На непрерывном ионическом фризе изображались эпизоды Греко-персидских войн и Афина, Посейдон и Зевс. Храм выполнен из мрамора. Внутри стояла статуя Афины, держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира.

 

Парфенон

(др.-греч. Παρθενών — дева; чистый) — памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Деве (Ἀθηνᾶ Παρθένος). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

 

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину) — трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр.

 

Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени и является амфипростилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля.

 

В опистодоме (19,2 м в длину и 13,9 м в ширину), называвшимся Парфеноном (затем это название распространилось на весь храм), стояли четыре высоких колонны, скорее всего, ионических. Две небольших двери вели отсюда в боковые нефы целлы. Изначально здесь хранились дары богине. В 464 году до н. э. сюда была перевезена казна Делосского союза. Долгое время в опистодоме располагался также государственный архив.

 

Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона — специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя храм кажется идеально прямолинейным, на самом же деле в его контурах нет почти ни одной строго прямой линии:

 

- Стилобат имеет небольшое повышение к центру, так как иначе издалека казалось бы, что пол прогибается.

- Угловые колонны наклонены к середине, а две средние — к углам. Это было сделано, чтобы показать их прямыми.

- Все колонны имеют энтазис, благодаря которому не кажутся посередине тоньше, однако не столь большой, как у архаических храмов.

- Угловые колонны в диаметре несколько толще других, так как в противном случае они бы казались тоньше. В поперечном разрезе они не являются круглыми. Они ближе, чем другие, придвинуты к соседним стволам, что создает сгущение архитектурной массы на углах. Это укрепляет углы и превращает их в замыкающие элементы композиции. Вся масса здания становится от этого еще более компактной.

- Эхин почти прямой, его вынос очень мал (0,18 верхнего диаметра колонны). Высота эхина и абаки одинакова.

- Высота архитрава равна высоте фриза. Их отношение к карнизу: 10:10:4,46.

- Антаблемент наклонён наружу, а фронтоны — внутрь.

- Этот приём был впервые открыт именно Иктином, архитектором Парфенона, и впервые использовался здесь в полной мере. Кроме того, с точки зрения оптического сокращения были выполнены и скульптурные детали, которые помещались на высоте.

 

§ Значение имеет и постановка здания храма относительно акропольского холма: он отодвинут к юго-восточному краю скалы и поэтому посетители видят его отдалённым: крупномасштабный Парфенон не подавляет своими размерами и «вырастает» по мере приближения к нему человека.

 

§ Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению — и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками. Кладка осуществлялась без растворов или цемента, была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалось грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу.

§ Перекрытия были деревянными. Потолки внутри, очевидно, были кассетированы, поскольку считается, что наружные — каменные — подражают внутренним.

 

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием.

Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. Нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза — красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптура также была ярко раскрашена.

 

Эрехтейон

(др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

Храм располагался на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Там хранились деревянный идол Афины, упавший с неба, статуя Гермеса, принесённая Кекропом, золотой светильник работы Каллимаха, горевший всё время, хотя масло наливалось в него раз в год. Название храм получил из-за остатков гроба Эрехтея. Известно, что было ещё много менее значимых святынь. Само оливковое дерево Афины (в 480 году оно было сожжено, но затем, по легенде, возродилось вновь) росло рядом — в прилегавшем к Эрехтейону с запада святилище нимфы Пандросы. В храме находился и колодец с ключом солёной воды, выбитым Посейдоном.

Эрехтейон имеет асимметричную планировку, вызванную значительным перепадом высоты почвы под ним, наличием двух целл (и, следовательно, необходимостью обеспечить вход в каждую из них), а также многообразием реликвий, хранившихся в нём. Он имел два входа, с севера и востока, которые были оформлены ионическими портиками.

 

Восточная часть Эрехтейона, находящаяся выше, была посвящена Афине- градохранительнице. Именно здесь хранилось деревянное изображение богини, которому ежегодно во время Панафиней подносили новый пеплос. Портик этой целлы имеет шесть колонн.

 

Западная часть храма была посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттических полуколонны. У этой части два портика — с севера и с юга. Дверной проём северного входа был обрамлён резьбой с розетками. На южной стороне храма находится знаменитый Портик кариатид, названный так по шести статуям (высота 2,1 м), поддерживающим архитрав. Статуи изготовлены из пентелийского мрамора. Все они сегодня заменены на копии. Оригиналы хранятся в Британском музее и в музее Акрополя. Портик кариатид именовался Пандрозейоном (по имени Пандрозы — одной из дочерей Кекропса).

 

Одеон Герода Аттика (др.-греч. Ὠιδεῖον или др.-греч. ᾠδεῖον, «песня») — круглое или эллипсовидное в плане крытое здание, предназначенное для музыкальных представлений, состязаний певцов и декламаторов, построенное в Афинах при Перикле. Впоследствии использовалось для различных общественных целей.

 

Позже слово одеон стало нарицательным и обозначало подобные постройки в Древней Греции и Древнем Риме.

 

Поздняя классика

В. до н.э.

§ Памятники 4 в. до н.э. в общем следовали принципам ордерной системы. В этот период поздней классики зодчество развивалось в условиях кризиса греческого рабовладельческого полиса. Оно в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов.

§ Если во второй половине V в. до н.э. первенствующее место в эллинском зодчестве принадлежало Аттике, то в IV в. до н.э. эта роль перешла к Пелопоннесу и Малой Азии.

§ Зодчество этого времени характеризуется большим разнообразием архитектурных сооружений. Храмы в IV в. до н.э. уже не занимают исключительного положения. Зато возрастает архитектурное и религиозное значение открытых театров, булевтериев (здания сената в эллинистическую эпоху), одейонов. Своеобразным и развитым типом сооружений становятся гимнастии, палестры и стадионы.

§ На Пелопоннесе распространяются круглые в плане ордерные постройки.

§ В монументальной архитектуре периода поздней классики появляются сооружения, посвященные возвеличиванию личности монархов-самодержцев и отличающиеся роскошью убранства.

Ордера: Со второй четверти IV в. до н.э. сооружения чистого дорического ордера (без вкрапления ионических элементов) становятся исключениями. На рубеже IУ-Ш вв. до н.э. ионика становится доминирующей ордерной системой. Ионический ордер распространяется не только в Малой Азии и Аттике, но проникает и в зодчество Пелопоннеса. Коринфский ордер все чаще появляется в сочетании с ионическим и дорическим ордерами. Причем применение трех ордерных систем одновременно в одной постройке становится характерно для всех областей Греции. Широко применяются пилястры и полуколонны.

§ В IV в. до н.э. повышается интерес к деталям архитектуры и их отделке. Например, в дорических постройках становится нормой использование пластического (резного), а не живописного орнамента, что было характерно только для ионики.

§ Для архитектуры IV в. до н.э. характерна все возрастающая свобода в применении традиционных форм с одновременной индивидуализацией архитектурного образа каждого сооружения.

Памятники:

Галикарнасский мавзолей

Галикарнасский мавзолей — надгробный памятник карийского правителя Мавсола (греч. Μαύσωλος), сооружён в середине IV века до н. э. по приказу его супруги Артемисии III в Галикарнасе (совр. Бодрум, Турция), одно из античных чудес света. Для проектирования Мавзолея были приглашены греческие архитекторы Сатир и Пифей, и наиболее прославленные скульпторы того времени — Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.

Здание Мавзолея представляло собой в плане слегка вытянутый прямоугольник размером 66 х 77,5 м. Первый, цокольный, этаж служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Квадровая кладка увенчивалась сплошным рельефным фризом, над которым проходил карниз. Потолок помещения нижнего яруса поддерживали пятнадцать расположенных в три ряда столбов дорического ордера.

Над первым этажом Мавзолея возвышалась колоннада второго яруса. Принято считать, что на коротких сторонах колоннады было по девять, а на более длинных - по одиннадцать колонн ионического ордера. Форма капителей этих колонн повторяет старую ионическую форму. Вынос волют незначителен, глазки лишь слегка выступают за линию ствола колонны, что придает капители компактный и сжатый вид. В интерколумниях второго яруса стояли мраморные статуи. Колонны второго яруса поддерживали антаблемент с фризом, покрытым сплошными барельефами.

За колоннадой второго яруса находилось обнесенное стеной прямоугольное помещение, предназначенное для заупокойного культа обожествленных правителей. Потолок помещения опирался на 15 коринфских колонн, стоявших в таком же порядке, что и столбы первого этажа.

Над вторым ярусом возвышалась ступенчатая пирамида, служившая крышей Мавзолея. Очертания крыши реконструируются по-разному. Известно, что пирамиду венчали колоссальные мраморные статуи Мавсола и Артемисии, стоявших в колеснице, запряженной четверкой коней.

У подножия грандиозного сооружения располагались статуи львов и скачущих всадников.

Рельефные фризы с изображением амазономахии, опоясывавшие Мавзолей, отличались напряженным движением и пафосом борьбы.

В Мавзолее совмещались элементы всех трех ордеров Древней Греции, что было характерно в целом для архитектуры IV в. до н.э. Применение ступенчатой пирамиды было свойственно архитектуре Востока, а высокий цокольный этаж был характерен для надгробных сооружений Малой Азии. Будучи греческим памятником по ряду своих деталей (ордер, скульптура), Мавзолей своими необычными размерами и назначением роднится с монументально-грандиозными гробницами древневосточных деспотий.

Скульптурное убранство включало статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и три рельефных фриза. На одном из фризов было изображено состязание колесниц, на другом — кентавромахия, на третьем — амазономахия.

 

§ Театр в святилище Асклепия в Эпидавре. К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр, один из красивейших театров древности. В нем, как и в большинстве театров того времени, места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Всего было 52 ряда каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек. Эти ряды обрамляли орхестру — площадку, на которой выступал хор. Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры. Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной, или в переводе с греческого — палаткой. Первоначально, в 6 и начале 5 в. до н.э., скена и была палаткой, в которой готовились к выходу актеры, но уже к концу 5 в. до н.э. скена превратилась в сложное двухъярусное сооружение, украшенное колоннами и образующее архитектурный фон, перед которым выступали актеры. Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов. Скена в Эпидавре имела украшенный ионическим ордером просцениум — каменную площадку, поднимавшуюся над уровнем орхестры и предназначенную для проведения отдельных игровых эпизодов главными актерами. Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма.

 

§ Хорегический памятник Лисикрата. Наиболее интересным из дошедших до нас сооружений, воздвигнутых частными лицами, являются хорегический памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.). Афинянин Лисикрат решил в этом памятнике увековечить победу, одержанную подготовленным на его средства хором. На высоком квадратном в плане цоколе, сложенном из продолговатых и безукоризненно отесанных квадров, возвышается стройный цилиндр с изящными полуколоннами коринфского ордера. По антаблементу над узким и легко профилированным архитравом протянут непрерывной лентой фриз со свободно разбросанными и полными непринужденного движения рельефными группами. Пологая конусообразная крыша венчается стройным акротерием, образующим подставку для того бронзового треножника, который и явился призом, присужденным Лисикрату за победу, одержанную его хором. Сочетание изысканной простоты и изящества, камерный характер масштабов и пропорций составляют особенность этого памятника, отличающегося тонким вкусом и изяществом.

§ Филиппейон

Филиппейон был сооружен в 30-е годы 4 в. до н.э. в Олимпии в честь победы, одержанной в 338 г. македонским царем Филиппом над войсками Афин и Беотии, пытавшимися бороться с македонской гегемонией в Элладе. Круглый в плане наос Филиппейона был окружен колоннадой ионического ордера, а внутри украшен коринфскими колоннами. Внутри наоса стояли статуи царей Македонской династии, выполненные в хрисоэлефантинной технике, до тех пор применявшейся только при изображении богов. Филиппейон должен был пропагандировать идею главенства Македонии в Греции, освятить авторитетом священного места царственный авторитет особы македонского царя и его династии.

 

 

Эллинизм

В. до н.э.

Период, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 г. до н. э.).

 

§ Сам термин следует понимать не только как «уподобление эллинам», но и как распространение этого типа культуры.

§ После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. созданная им колоссальная монархия распалась на несколько областей. Крупнейшими центрами эллинистического мира стали Александрия (Египет), Антиохия (Сирия) и Пергам (Малая Азия).

§ Характерная черта духовной традиции эллинизма — сочетание культурных достижений Греции и древневосточных цивилизаций.

§ Общей чертой искусства этих территорий в IV—I вв. до н. э. было воплощение новой идеи величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинистической культурой.

§ Для эллинистического зодчества показательно увеличение размеров общественных сооружений, ансамбли городов с правильной планировкой.

§ в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пышный и торжественный диптер.

§ Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер.

§ В связи с общими тенденциями эллинистической архитектуры и появлением новых типов сооружений характер и функции ордера во многом изменились. Если в сооружениях 5 в. до н.э. двухъярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл, то в Эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире, - например, святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. Этот прием отвечал характерным для эллинистического зодчества стремлениям к большей пышности здания и был связан с переходом к более крупным масштабам построек.

§ Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве элементов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами).

§ Эллинистическое зодчество отличает стремление к освоению огромных открытых пространств, к торжеству всесильной творческой мысли.

Памятники:

Олимпейон

Самым крупным сооружением эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского (так называемый Олимпейон).Строительство храма затянулось на несколько сот лет. Начатый еще в 6 в. до н.э., храм строился главным образом в 174 - 163 гг. до н.э. и был закончен только при римском императоре Адриане во 2 в. н.э. Храм Зевса Олимпийского, принадлежавший к числу самых крупных храмов античного мира, представлял собой диптер размером 41 х 108 м; 20 колонн располагалось по его продольным сторонам, 8 колонн по фасадам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.