Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда.

Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Таким образом, в понятие «культура умственного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента:

Личностный;

Интеллектуальный;

Организационно-технический;

Гигиенический.

Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.

Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения ученика к учению.

С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов: «а) осознание учения как общественного и личностного дома; б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным; г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности». Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.



Для развития мотивации используется особая группа приёмов: «пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны исследуемого материала.

Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.

Элементы личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся

правильный режим работы;

оборудование места для занятий;

определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.

Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.

Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

Воспитание привычке к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учебе. Вот почему садится за уроки надо всегда вы одно и тоже время.

Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу незамедлительно, т.к. чем дольше человек оттягивает начало работы, тем больше усилие потребуется ему для того, чтобы заставить себя приступить к ней, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения».

По словам психологов, когда человек выполняет работу, которая не представляет для него интереса, в его внутреннем состоянии последовательно сменяют друг друга два этапа. Вначале человек работает с трудом, неохотно, принуждая себя. Всё строится на сознательном волевом усилии. Человек работает недостаточно эффективно, хотя затрагивает много сил. Но по мере того, как он втягивается в работу, процесс её выполнения постепенно начинает требовать меньшего самопринуждения, меньших волевых усилий. Зачастую появляется интерес к выполняемой работе или к результату, дело идёт быстрее и эффективнее. Как говорят психологи, этап произвольности сменяется этапом постпроизвольности.

Таким образом, человек, оттягивающий начало работы, значительно удлиняет её первый тяжёлый этап, построенный на принуждении себя. Чем длиннее этап, тем неприятнее воспоминания о работе, тем сильнее будет у него искушение затянуть начало работы в следующий раз.

Поэтому, обучая детей тому, как учиться, нельзя пренебрегать таким моментом, как выработка привычки приступать к делу без раскачки.

Кроме того, школьник должен иметь постоянное место для занятий, лучше всего отдельный столик и полку для книг. Причём в это время никто не должен мешать ему. Подобно тому, как у человека вырабатывается привычка к определенному времени работы, точно так же появляется она и к рабочему месту, что располагает его к работе, сокращает период втягивания в неё.

Таким образом, организационно-технический и гигиенический аспекты являются важными составляющими культуры умственного труда, наряду с личностным и интеллектуальным компонентами. Конкретное содержание структуры взаимодействия компонентов определяется целями и задачами той или иной учебной работы.

6. Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза.

Современная ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, и педагогической, в том числе Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития обучающихся, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования умений и навыков учебного труда Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями и навыками Главное - не столько их количество, сколько качество и умение (готовность, потребность) их добывать и творчески применять в разных ситуациях, создании нового знания - интеллектуального продукта, так высоко ценимое в современном обществе. Все это предполагает формирование у обучающихся готовности и привычки к умственному труду (К. Д. Ушинский) В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного студента, ядро которой составляет культура умственного труда

Образование как процесс природосообразного развития и саморазвития личности может соответствовать современным представлениям о человеке только тогда, когда соединяет в себе все значимые феномены культуры. Данное положение нашло отражение в государственном документе — «Концепции модернизации российского образования .», предполагающем, что проводимая модернизация утвердит ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей Для этого образовательные учреждения любого уровня должны направить свои усилия на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также создание опыта организации самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося за качество своего обучения, т. е ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания-образования.

Модернизация российского образования связывается с усилением его культурообразунмцей функции Это предполагает воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, компетентного и ответственного за сохранение и приумножение нравственных ценностей как основы культуры Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии.

Важность рассматриваемой нами проблемы заключается также в следующем уровень культуры умственного труда студентов определяет все стороны и результаты обучения, а именно а) качество формируемых знаний и умений; б) познавательную активность студентов, в) развитие мышления, творческих способностей студентов; г) производительность учебного труда студентов и зависящий от нее уровень учебной нагрузки студентов, д) эффективность использования воспитательных возможностей учебного процесса.

Культура умственного труда, рассматриваемая как ядро общей культуры, проявляется в разных видах деятельности и обеспечивает высокий эффект и результат обучения студента вуза, полноценное развитие его личности, представляет собой сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно-деятельностный, гигиенический компоненты), которые в итоге позволяют рационально и качественно с наименьшими затратами времени и сил человека выполнять любую умственную работу. В структуру умственного труда включено планирование, прогнозирование результатов, принятие решения, коррекция плана

7. Показатели и оценка уровня культуры интеллектуального труда студентов.

Культура труда - умение и привычка организовать свою деятельность, планировать работу; выполнять любое дело творчески, на базе усвоенных теоретических знаний и по возможности на современном технологическом уровне, работать быстро, рационально; контролировать свою работу и т д

Учебный труд - работа, связанная с приемом и переработкой информации и требующая повышенной активности сенсорных систем, концентрации внимания, активности памяти, мыслительного процесса, эмоциональной сферы

Культура умственного труда студентов вуза — ядро общей культуры, обеспечивающее высокую эффективность и результат обучения студента вуза и полноценное развитие его личности, сложный педагогический феномен, в котором выделены внешняя (учебный труд как деятельность по приобщению к культуре) и внутренняя составляющие (компоненты личностный, мотивационно-потребностный, интеллектуальный, организационно- деятельностный, гигиенический)

Общеучебные умения и навыки — это универсальные для многих учебных предметов способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия» (В В Краевский, А.В Усова) Они необходимы при решении любых задач, независимо от их конкретного содержания. Структура диссертации

Педагогические условия, способствующие формированию культуры умственного труда студентов вуза, представляют собой совокупность, включающую

гуманные субъектно-субъектные отношения «студент - преподаватель», основанные на положениях личностно-ориентированной педагогики, проявляющиеся в эмоциональной составляющей их взаимодействия и составляющие основу положительной мотивации студентов вуза к формированию культуры умственного труда;

владение преподавателем системой знаний о возрастных особенностях студента, позволяющие последнему на высоком уровне овладеть знаниями, умениями и навыками, сформировать положительное отношение к умственному труду;

определение роли общеучебных умений и навыков и их значимости для организации и самоорганизации учебного труда (разные виды самостоятельной работы студентов),

специально организованное обучение студентов с целью успешного усвоения знаний о культуре умственного труда, формирования системы умений и навыков, лежащих в основе компонентов культуры умственного труда, а также целенаправленного развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления),

включение студентов в оценку результатов своего учебного труда Комплекса диагностических методик выявления уровня сформированности культуры умственного труда студентов высшего учебного заведения, определяющих их влияние на качество и результативность учебной деятельности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.