Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Древнеудмуртские гончары





Чудо сохранения прошлого

В наших руках

Автор: Шарипов Ришат ученик 8 класса

Дулесовской основной школы

объединение «Мастерская

матушки Природы»

Руководитель: Сергеева Валентина

Анатольевна, ПДО

 

 

Содержание

 

I. Введение………………………………………. ...2-4

II. Основная часть…………………………………..7-18

Глава 1. Древнеудмуртские гончары……………..5-12

Глава 2. Керамика для дела и души………………13-17

III. Заключение и выводы…………………………..18-19

IV. Литература……………………………………….20

V. Приложение……………………………………...21

Введение

В земле скрывается,

В руках преображается ,

Огнём закаляется,

В посуду превращается. (глина)

 

Давным –давно , тысячи и тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди , кто – то однажды взял в руки глину и заметил , что она мягка и податлива. Глиной можно было рисовать, поскольку она оставляла за собой жирный след. Первые на земле художники многие наскальные изображения выполняли именно этим материалом. Глиной разного цвета воины делали себе боевую раскраску на лице и теле. А однажды человек скатал из глины шарик, сделал пальцем в нём углубление и понял, что эта вещь может ему пригодится. Так получился первый горшок. Полученный сосуд ещё пропускал воду, трескался и легко ломался, но даже в таком виде он был очень нужной вещью. Первые изделия из глины были хрупкими и очень боялись влаги, поэтому хранить в них можно было только зерно и другие сухие продукты. Но однажды, удаляя золу погасшего костра, человек заметил, что глинистая земля, которую он всегда брал для изготовления изделий домашнего обихода, под действием тепла стала прочной как камень. С тех пор человек стал обжигать глиняные изделия для придания им прочности. Чудесное превращение глины получило название “керамика”, что в переводе с греческого обозначает «глина».



Работа с глиной была когда-то одним из наиболее распространённых промыслов на территории Камско-Вятского региона, но затем эти традиции были утрачены. Сейчас народные мастера вновь возвращаются к керамике. На современном этапе развития общества усиливается интерес к традиционной этнической культуре. Проблема её сохранения и последующего развития именно в нашем регионе сейчас стоит как никогда остро. В Удмуртской Республике обращение к национальным традициям не является редкостью в различных областях. Это и возрождение удмуртских народных музыкальных инструментов (крезь, кубыз, пыжкрезь), восстановление традиций ковроткачества, обращение к устному народному творчеству, фольклору, к традиционным способам работы с природными материалами (соломкой, деревом, костью, глиной, металлом)



Занимаясь в объединении «Мастерская Матушки Природы» изготовлением поделок из глины, мне захотелось больше узнать об этом материале, историю создания глиняной посуды, технологию изготовления. А так как я живу в Удмуртии, то меня заинтересовала история гончарного дела и развитие этого искусства в настоящее время в моей республике.

Это и обусловило выбор темы моего исследования.

Объект исследования – возрождение, сохранение и изучение народного искусства, как фактора развития духовной культуры подрастающего поколения.

Предмет исследования - изучение гончарного дела как одного из видов декоративно-прикладного искусства и знакомство с секретами долголетия глиняной посуды, изготовленной из экологически чистого материала Цель исследования – ознакомление с технологией изготовления глиняной посуды, практическое использование этих знаний (изготовление глиняного горшка) и изучение свойств глиняной посуды.

Актуальность темы – проблема дефицита духовной культуры нашего поколения, связанная с незнанием народного искусства. Народное искусство представляет «мир в целостности, включающей отношение людей друг к другу, человека к природе, культуры и искусства одного народа к культуре и искусству другого» (Т.Я.Шпикалова). Изучение народного искусства во многом способствует формированию национального самосознания, являющегося одним из факторов воспитания свободной самостоятельной личности с развитым чувством собственного достоинства. Также актуальной стала в настоящее время проблема здорового образа жизни, одним из критериев которой является здоровое питание. В нашем случае - использование для приготовления пищи глиняных горшков.



В исследовании использовались следующие методы:

-на первом теоретико-поисковом этапе основным методом было теоретическое изучение этнографической, искусствоведческой литературы, посещение музея;

- на этапе экспериментальной работы ведущим был метод непосредственного изготовления глиняного горшка по изученным технологиям.

- заключительный этап – обобщение результатов изучения литературных источников, качественный анализ своих изделий, перспективные планы.

 

Глава 1. Древнеудмуртские гончары

Изучая историю Удмуртии в 6 классе, я узнал, что люди изобрели керамику ещё в эпоху неолита .Это было таким великим достижением, что неолит часто называют керамическим веком.

Появление глиняной посуды в то время имело особое значение для древних людей. Посуда из глины решительно изменила их быт. Оказались посильными важнейшие хозяйственные задачи : хранение и приготовление пищи, варка с кипячением, расширился ассортимент пищевых продуктов а всё это значительно улучшило питание древнего человека и оказало благоприятное влияние на развитие человеческого организма .Любой глиняный горшок, если бы умел разговаривать, мог бы поведать огромное множество занимательных историй про себя и своих хозяев. Но поскольку это невозможно, то попробуем снова обратится к археологам – переводчикам с молчаливого языка древних вещей.

Очень подробный и интересный материал о древнеудмуртских гончарах я нашёл в сборнике очерков «Древние мастера Прикамья».

На территории современной Удмуртии керамику находят на неолитических стоянках. На протяжении последующих эпох местное керамическое производство продолжает существовать и развиваться. Но более подробно мы остановимся на древнеудмуртском гончарстве эпохи средневековья.

В средние века на территории Удмуртии использовалась местная природная красная глина, добытая из открытых карьеров близ жилья или на склонах, где она выходила прямо на поверхность, либо специально выкопанная из ям – глинищ. Добыча её не представляла большой трудности, но сырьё ещё нужно было превратить в материал, пригодный для лепки. Накопанную глину, прежде всего, очищали: выбирали камешки, крупный мусор. Затем обветривали, дробили крупные комочки, возможно, просеивали. В основе глиняной массы должны быть и примеси, которые улучшают её обжиг и качество готовых изделий.

Свойства примесей древние мастера узнавали постепенно. На первых же этапах при необходимости использовался тот отощитель, который имелся под рукой. В прикамской керамике, в том числе и в удмуртской, в качестве примесей использовали в основном дробленые раковины двухстворчатых моллюсков, песок, шамот, иногда птичий помёт и навоз.

Известны несколько способов изготовления глиняной посуды – это обмазывание глиной плетёных сосудов, вдавливание ёмкости из куска глины, наращивание глиняных жгутов по спирали, а затем тщательное их сглаживание. (прил.1)

На археологических памятниках Удмуртии находят керамику, вылепленную наиболее распространённым способом – из глиняных лент шириной от 3 до 10 см. Видимо, этот способ был для древних удмуртов самым приемлемым и производительным. Достоинства ленточного способа лепки сосудов определили его самое широкое распространение в керамическом производстве Прикамья в эпоху железного века и средневековья. Ленточный способ позволял создавать сосуды от самых простых до самых сложных форм. Секрет такой технологии в том, что сосуд последовательно и равномерно подсыхал во время лепки. (прил.2)

Нижняя часть сосуда успевала слегка подсохнуть и затвердеть к моменту, когда на неё начнёт давить верхняя часть, таким образом устранялась опасность расползания сосуда. По форме древнеудмуртские сосуды чаще всего были приземистыми с округлым дном, широким туловом, выраженным горлышком и отогнутым венчиком, краем сосуда.(прил.3)

Лепили сосуд так: из куска глины разминали лепёшку – заготовку дна. Затем раскатывали ленты определённой ширины и наращивали их по периметру дна до определённой высоты сосуда . Затем все спайки тщательно заглаживали либо просто пальцами – главным инструментом при ручной лепке, - либо тканью, кожей, пучком травы, костяной или деревянной ложкой - лопаточкой, галькой, керамическим черепком, щепкой. Такие приспособления для выравнивания стенок удобны тем, что они не срезали глину, а перегоняя её с места на место.

Но древние гончары не ограничивались одним способом лепки. При работе они рационально совмещали их. Дно сосуда могло выдавливаться из комка глины, а затем формовка продолжалась ленточным или жгутиковым способом. В процессе лепки иногда возникала необходимость дополнить ленту или укрепить слишком тонкую стенку, и тогда налепляли лоскуток глины (способ лоскутной лепки).

В процессе конструирования начинали обработку поверхности сосуда.

Швы на стенках при лепке защипывали и выравнивали снаружи и изнутри. Первоначально эта операция выполнялась пальцами рук. В дальнейшем появилось деревянные ножи и лопаточки с рабочими лезвиями, соответствующими профилю сосудов. При работе с глиной обязательно использовали воду. Ею смачивали руки и инструменты. Для выравнивания стенок применяли также кусок мокрой ткани. Одним из способов выравнивания сосудов можно считать выбивание. Для этой операции необходимы были два инструмента: деревянные или костяные колотушка и подушечка. Снаружи колотушкой наносили несильный удар по стенке, а изнутри место удара поддерживали подушечкой. Кроме выравнивания, выбираем достигались ежё две цели - уплотнение стенок сосудов и уменьшение их толщины.

Ещё один способ обработки поверхности сосуда – лощение или своеобразная полировка. Лощение не только улучшало внешний вид сосудов, но и повышало их твёрдость и водонепроницаемость.

На территории Удмуртии находок керамики со следами лощения очень мало и, как правило, это в основном фрагменты гончарной посуды. До сих пор археологами не найдены какие-либо остатки, свидетельствующие о существовании у древних удмуртов гончарного круга, хотя фрагменты такой посуды в небольшом числе встречаются.

Это свидетельствует о том, что круговая керамика была привозной. использование гончарного круга вначале в виде деревянной подставки, затем медленно вращающегося ручного круга, а позднее быстро вращающегося ножного было заимствовано у других народов.

Вновь вернёмся к тому моменту, когда после заглаживания всех неровностей сосуду давали немного подсохнуть, а затем наносили орнамент. На современных керамических сосудах он может быть разным: в виде цветной росписи, глазурованного покрытия, налепной, а также нанесённой на сосуд методом прочерчивания или штамповкой. Для древнеудмуртской керамики характерен последний способ орнаментации. Причём орнамент древние удмурты наносили на верхнюю часть сосуда – украшали венчик, плечики сосуда, шейку.(прил.4)

Первый искусственный штамп – гребенчатый – появился в керамическом производстве в конце неолита и просуществовал до эпохи средневековья. он оставлял на глине оттиски зубчиков ( похожие на оттиски зубчиков обыкновенной расчёски – отсюда и название), из которых мастер конструировал разнообразные узоры. использовался гребенчатый штамп разных видов: короткий (2-3 зубца), длинный (до 10 и более зубцов), мелкозубый и с крупными зубцами. Самый простой гребенчатый штамп – щепка или кусок дерева с лёгкими надпилами или надрезами. Деревянные штампы в культурном слое не сохранились. Фигурные получили распространение на территории Удмуртии с раннего железного века, а расцвета фигурно-штампованная орнаментация достигла в Прикамье во второй половине 1 тысячелетия н.э. Штампы были достаточно сложными и тщательно проработанными. Изготовляли их в основном из кости. Для орнаментации главным образом шеек сосудов использовали также перевитый шнур. Верёвочный орнамент наносили либо просто обматыванием льняной верёвочки вокруг шейки сосуда, либо прокатыванием палочки, обмотанной такой верёвочкой.

Край и верхнюю часть сосуда украшали различными геометрическими штампами – палочками со специально-обработанным концом в виде треугольников, кружков, ромбов, квадратов, прямоугольников. Сам конец палочки имел насечки в виде решётки или креста, а чаще более сложную систему косых и перпендикулярных линий. Для нанесения узора могли использовать и специально изготовленные штампы, и естественно подручные материалы – кости птиц и мелких животных, полые косточки для штамповки кружков, рыбьи позвонки, которые оставляли интересные фигурные оттиски на влажной глине. (Прил. 5)

В результате долгой и кропотливой работы из глины рождался поистине единственный в своём роде сосуд. Ему давали время подсохнуть. Сушка на воздухе могла продолжаться от нескольких дней до 2-3 недель, иначе невысохшая глина при обжиге моментально трескалась. Посуду сушили в тени на свежем воздухе. Обжигали керамику древние мастера на костре при температуре 650-800 градусов, зарывая её в золу. О костровом способе обжига учёные знаю по неровному цвету керамики – о серо-коричневого до красно- чёрного. Если бы глиняную посуду обжигали в печах, она бы имела ровную окраску по всей поверхности.

Топливом для кострового обжига могли служить хворост, трав, солома, навоз, древесина, каменный уголь и т.д. важным делом в практике обжига на открытом огне было достижение равномерного нагревания по всей поверхности. Резкий подъём температуры мог привести к внезапному превращению влаги, оставшейся на стенках, в пар, который разрывал сосуды или давал трещины. Во избежание этого сосуды необходимо было хорошо просушить и нагревать постепенно. Не сразу нужно было и остужать сосуды. Ведь внезапная смена температуры вызывала мелкие трещины, которые делали сосуд непригодным к употреблению.

 

Гончарство, ткачество, кожевенное дело, обработка дерева находились на уровне домашнего производства.

Гончарами от средневековья и до наших дней были в основном мужчины, о чём свидетельствуют письменные и этнографические сведения. Учёные – археологи предполагаю, что до возникновения гончарного круга глиняную посуду делали женщины. На древних черепках и глиняных предметах археологи нередко обнаруживают чёткие отпечатки пальцев их создателей. Если сравнить их с отпечатками современных женских рук, то можно заметить, что размеры пальцев тех и других часто совпадают. Но это ещё не доказывает, что с древней посудой имели дело именно мастерицы.

Вся керамика, найденная на поселениях и могильниках , имеет горшковидную или чашевидную форму и округлое уплощенное дно, отогнутый наружу венчик , короткую, слабо выражённую шейку, переходящую в расширяющееся книзу тулово. Более изящны сосуды с отогнутым венчиком, выпуклыми плечиками и шаровидным туловом . Они лучше заглажены, украшены орнаментом. Встречаются сосуды с прямыми стенками в виде банок или слегка прикрытые, низкие открытые чаши, сковородки.

На удмуртских городищах встречаются обломки сосудов красного, жёлтого или оранжевого цвета, изготовленных на гончарном круге. Глиняное тесто их хорошо промешивалось, поверхность тщательно заглаживалась, иногда покрывалась лощением или глазурью. Эти сосуды имеют форму причудливых мисок, кружек, кувшинов с выгнутыми ручками, крышками. Посуда обжигалась в специальных гончарных горнах, была более прочной и красивой. Изготовлялась она южными соседями удмуртов – волжскими болгарами. В 9-10 веках на удмуртских памятниках гончарные сосуды встречаются очень редко, но к 13-14 векам их количество заметно возрастает. Видимо, среди удмуртского населения появляются торговые фактории болгар с постоянно живущим населением. Они привезли свои традиции изготовления глиняной посуды. Сами удмурты продолжали лепить посуду ручным способом. На некоторых из них уже появляются сначала более грубые, затем тщательно выполненные налепные ручки, изменяются пропорции отдельных сосудов.

В нашем Сарапульском Музее истории и культуры Среднего Прикамья также хранится много обломков посуды, найденных в Тарасовском могильнике, находящемся на территории нашего района. При посещении музея научный сотрудник Решетников Николай Леонидович рассказал нам историю этого могильника.

Тарасовский могильник расположен на высоком мысу правого берега Камы и относится к 3-4 веку нашей эры. Могильник открыли при бурении нефтяной скважины в 1979 году. За четырнадцать лет работы на тарасовском могильнике раскопана огромная площадь – около 15 тысяч квадратных метров – вскрыто более 1800 могил.

В большинстве захоронений обнаружены интересные предметы. По представлениям людей того времени, жизнь человека продолжалась в другом мире. И вещи, положенные рядом с умершим, должны были служить ему в загробном мире. В могилу складывали оружие, орудия труда, предметы быта, а также глиняный или металлический сосуд, в котором иногда сохраняется деревянная или костяная ложка, остатки пищи, кости. обломки глиняной посуды, показанные нам Николаем Леонидовичем в музее имели традиционно прикамские черты, изготовлены в форме чаш, в верхней части украшены оттисками шнура, гребенчатых и решётчатых штампов.

В нашем школьном музее тоже имеются глиняные крынки, конечно не очень старинные , их использовали наши бабушки, прабабушки для хранения молока, кваса. (прил.6.)

Прикоснувшись своими руками к древней истории своего народа я испытывал сильное волнение и ещё раз понял, что это не должно быть забыто, нужно пробовать восстанавливать это искусство. А для этого одного желания мало, надо больше посещать выставки, музеи, знакомиться с мастерами –керамистами, изучать литературу по удмуртскому народному искусству. Пусть я по национальности не удмурт, но живя в Удмуртии, я должен знать историю и культуру удмуртов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.