Сделай Сам Свою Работу на 5

Индивидуальный график техники чтения учащегося 2-го класса (1–4)





График отражает темп и качество чтения ученика за 1 год

Приложение 2

Групповой график техники чтения учащихся

Го класса (1–4)

Иванова Максима __________________________________________________
Максимова Ивана — — — — — — — — — — — — — — — — —
Петрова Петра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

График отражает темп чтения учеников одной условной подгруппы

Приложение 3

Динамика техники чтения

Учитель (ф.и.о.)____________________________________
Число учащихся в классе 18

График отражает динамику скорости, выразительности и правильности чтения (в 4-м классе все читают осмысленно).

Развитие техники чтения в начальных классах

Научно-исследовательская работа

I

Актуальность.

В современных условиях основной тенденцией развития системы образования становится индивидуальность и дифференциация обучения. Данные принципы предлагают реформирование методологической системы обучения, т.е. целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Поэтому актуальной задачей современной дидактики является обновление методов системы обучения. Требуются новые методики и педагогические технологии, направленные на компетентный подход, ориентированные на индивидуальность ученика, методики дающие возможность раскрыть личные качества обучаемых, побуждающие на позитивную мотивацию к усвоению знаний, к выбору жизненного пути, интересов, перспектив. Перед учителем стоит задача: надо создать условия, чтобы ребёнок смог раскрыть свои индивидуальные способности, условия для творческой деятельности , направленные на получение глубоких прочных знаний и умений. На начальном этапе обучения одной из важных задач становится научить учащихся читать , совершенствовать технику беглого и осознанного чтения.



Проблема.

Проблема заключается в низкой технике чтения учащихся, нежелание читать больше. В наш век, век визуальных технологий развивается желание у детей «лучше посмотреть, чем прочитать».

Цель.

Основная цель становится разработка методики повышения техники чтения учащихся в начальных классах, развивать интерес к чтению, развивать у ребят чувство соревнования.

Задачи:



1. Проанализировать необходимые условия активизации процесса обучения чтению учащихся.

2. Разработать методику повышения и стимулирования техники чтения.

3. Провести педагогический эксперимент на уроках чтения.

Методы исследования.

1. Метод наблюдения. Из моих наблюдений я сделала такие выводы: низкая техника чтения у учащихся связана с тем , что многие ребята не хотят читать, т.к. это для них большой труд, чтение становится элементом наказания дома. Позиция родителей такова « не хочешь что-либо делать, садись читай».Также желание посмотреть в телевизоре фильм , становится выше , чем прочитать книгу на эту же тему. Наши учебники мало иллюстрированы, картинки тусклые и неинтересные. На уроке чтения в общей сложности для самого чтения отводится примерно двадцать пять минут. Я считаю, что для повышения техники чтения это очень мало. Дети с низкой техникой чтения имеют низкие результаты и по другим предметам. По математике, например, нужно решить задачу, но прежде чем решить надо прочитать, осознать, о чём идёт речь.

2. Метод анализа. Мною был произведён анализ педагогической технологий обучение чтению по методике Зайцева, методики «жужжащего чтения», методики зрительных диктантов Федоренко, анализ результатов учащихся.

3. Метод эксперимента. На своих уроках мною были опробированны элементы методики Зайцева «обучение чтению по кубикам», «жужжащее чтение», методика зрительных диктантов Федоренко, ведение индивидуальных графиков техники чтения, ведение экрана успеваемости техники чтения.

Научная новизна.

В ходе моего эксперимента было доказано, что учащиеся с низкой техникой чтения, которые имели низкое качество знаний по другим предметам, подтянулись, повысился процент качества знаний, были устранены пробелы знаний, которые не давали активно включаться в познавательную деятельность. Проблема была решена за счёт введения элементов «жужжащего чтения», обучение чтению по методике Зайцева , применение зрительных диктантов Федоренко ,ведение индивидуального графика учёта техники чтения по месяцам( с помощью родителей), ведение экрана успеваемости по технике чтения учителем.



Практическая значимость.

Практическая значимость заключается в том, что предложенная мною методика очень проста, но результативна и может применяться в школе.

 

II

Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить? Чтение-это превращение знаков в звуки. Методика обучения чтению – одна из важнейших учебных дисциплин в педагогическом образовании учителей начальных классов.

Задача состоит в том, чтобы вооружить учителя теми теоретическими (лингвистическими, дидактическими и психолого-педагогическими) положениями, на которых базируется современная методика обучения чтению, вооружив его методическим богатством урока чтения. Учитель должен досконально владеть методикой организации учебно-воспитательного процесса на уроке, способами применения поисковых и репродуктивных методов, формами стимулирования активности, организации аналитико-синтетической деятельности, подбором эффективных методов и приёмов с учётом характера учебного материала и степени усвоения его, системой контроля знаний, умений и навыков.

Учитель должен знать:

Содержание и требования программ по чтению, а также содержание и методические особенности учебного материала для учащихся начальных классов, представленного в учебниках и дидактических пособиях. Основные методы и приёмы обучения младших школьников чтению, формирования самостоятельного читателя.

Учитель должен уметь:

Соотносить и связывать материал по формированию навыков чтения младших школьников со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, теории, литературы. Диагностировать педагогическое воздействие тех или иных приёмов на обучение, развитие и воспитание детей. Планировать, моделировать, разрабатывать и фрагменты уроков, позволяющие решать задачи самообразования, развития и общего воспитания учащихся средствами художественного слова. Самостоятельно подбирать для этой цели дополнительный материал и уметь объяснять его необходимость для учебно-воспитательного процесса в классе по изучению родного языка. Определять уровни сформированности навыков чтения и умений работать с книгой в соответствии с программными требованиями, а также с использованием существующих критериев оценивания, организовывать работу по предупреждению и коррекции искажений, ошибок при чтении.

Правильная организация учебного процесса и верная тактика педагога могут помочь самому «неготовому» к школе ребенку успешно учиться и, наоборот, школьные факторы могут стать причиной очень глубоких проблем формирования письма и чтения даже у очень способных и подготовленных к школе детей. Комплекс школьных факторов риска действует непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребёнок не в силах изменить или исключить. Тут на помощь должен прийти грамотный учитель.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.