Сделай Сам Свою Работу на 5

как средство подготовки к ЕГЭ





Ульяновский институт повышения квалификации

И переподготовки работников образования

Кафедра филологического образования

 

 

Курошина Л.Н.

 

 

Комплексный анализ текста

На уроке русского языка

Как средство подготовки к ЕГЭ

 

 

Г. Ульяновск

 

 

Курошина Л.Н. Комплексный анализ текста на уроке русского языка как средство подготовки к ЕГЭ. – Ульяновск: УИПКПРО, 29 с.

 

 

Автор – Курошина Л.Н., методист кафедры филологического образования ИПКПРО

 

Данная разработка представляет собой систематизированные дидактические материалы для использования на уроках русского языка в старших классах, имеющих целью подготовку к ЕГЭ посредством комплексного анализа текста, и предназначена учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации.

 

Печатается по решению учебно-методического совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

 

Ульяновский институт повышения и переподготовки работников образования.

Содержание

 



Комплексный анализ текста на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ........................................................................ 4

Варианты заданий к комплексному анализу текста........................................ 6

Задания.............................................................................................................. 7

Ответы................................................................................................................ 20

Список литературы........................................................................................... 29

 

 

Комплексный анализ текста на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ

Подготовка учащихся к ЕГЭ – актуальная цель каждого учителя, работающего не только в старших классах, но и в среднем звене. Существует множество форм подготовки к ЕГЭ, описанных в методической литературе. Данная разработка посвящена использованию текста на уроках русского языка как одной из эффективнейших форм подготовки учащихся к ЕГЭ. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значения всех других единиц языка: предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков – и помогает любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Учащиеся, работая над анализом текста, воспринимают язык как единое целое, у них развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, мобилизуются теоретические знания по языку. Работа с текстом позволяет охватить повторение многих разделов лингвистики, включённых в кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по русскому языку. Комплексный анализ текста, являясь универсальной формой работы на уроках по повторению и обобщению изученного материала, позволяет использовать широкий спектр заданий, отражающих наиболее трудные вопросы ЕГЭ.



При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы, о богатстве языка, о глубине слова. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения. В любом случае, выбирая текст для работы, нужно помнить о том, чтов условиях классно-урочной системы он, с одной стороны, должен содержать смысловую информацию и стать стимулом для обсуждения различных проблем, обеспечивающего воспитание общечеловеческих ценностей, а с другой стороны, должен предоставлять необходимые факты и языковой материал для реализации практической направленности обучения и создания собственного речевого высказывания.



Выразительное чтение произведения помогает приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять содержание, испытать эстетические чувства – всё это и создает на уроке ту речевую среду, которая должна стать естественной для учащихся.

В начале комплексного анализа текста необходимо проводить работу, направленную на проверку адекватности его восприятия в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями, а затем переходить к анализу лингвистических особенностей текста.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом, которая постепенно приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Как уже было сказано выше, важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, то есть в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности. В процессе работы с текстами ученики узнают особенности наиболее распространённых стилей: публицистического, художественного и научно-популярного. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных, межуровневых связей. Основные умения текстовосприятия, которым следует обучать школьников в первую очередь, организуются в форме учебных лингвистических задач. Такие задачи включаются в разделы курса, где усваиваются новые знания и совершенствуются имеющиеся умения и навыки.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для подготовки к ЕГЭ и для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых) связей, а также межпредметных связей курсов русского языка, литературы, истории и др.; для личностно ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности. Методика комплексной работы с текстом представляет собой многоаспектную деятельность, включающую элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого (филологического) анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев – к пересказу, к изложению.

Сфера использования комплексного анализа текста – уроки повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к ГИА и ЕГЭ, диагностики и контроля знаний, умений и навыков. Задания к тексту выполняются на уроке, за исключением тех, которые требуют времени и дополнительных источников информации. В разработке имеются краткие ответы на задания.

В данном сборнике представлены тексты разной стилистической принадлежности и примерные задания к ним. Учителя, которые воспользуются сборником, безусловно, могут корректировать задания, исключать некоторые из них, включать другие задания в зависимости от своих целей и уровня подготовленности класса.

Варианты заданий к комплексному анализу текста:

- Изменил ли текст ваше настроение?- Какой интонацией следует читать текст и почему?- С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста?- Попробуйте заменить заглавие текста. Обоснуйте свой выбор.- Укажите ключевые слова.- Составьте план текста.- Используя словари, объясните значение слова/слов.- Исследуйте в тексте роль звукописи (эпитетов, метафор, сравнений, приёма параллелизма и т.д.). - Объясните роль многоточия (других знаков препинания) в тексте.- Какие языковые средства (лексические, грамматические) помогают автору передать своё отношение к высказываемому, дать ему оценку.- С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?- Какое значение вносят в слово/слова приставка или суффикс?- Используя словари, объясните значение фразеологиизма/фразеологизмов.- Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?- Составьте схему предложения.- Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено наречием. В чём причина возникновения трудностей при выполнении этого задания?- Выберите из текста материал для словарного диктанта.

- Выписать слова, интересные с точки зрения:

а) словообразования,

б) лексики,

в) орфоэпии.

Задания

 

Текст № 1

Бабочка(1) Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.(2) После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём – бабочка.(3) Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.(4) Я осторожно присел с нею рядом.(5) Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.(6) – Тут неплохо, – ответил ей я, – тепло.(7) Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.(8) – Вдвоем веселей, – согласился я.(9) Говорить было вроде больше не о чем.(10) Был тёплый осенний день. (11) Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.(12) Так мы и сидели рядом до самого заката.(Ю. Коваль) 1. Какое настроение вызывает миниатюра? 2. Какие средства выразительности помогают этому?3. Используя разные источники информации, подготовьте сообщение об авторе текста.4. Определите тему и идею миниатюры.5. Почему она так озаглавлена?6. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.7. Каково значение слова трухлявый? Проверьте себя по словарю. Почему именно это слово употребил автор в миниатюре? 8. Чем осложнено 5-е предложение?9. Выпишите из текста слова, морфемный состав которых соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание.10. Выпишите предлоги из 1-го, 2-го и 11-го предложений; частицы из 3-го, 7-го и 12-го предложений; из 11-го предложения выпишите все местоимения, определите их разряды. 11. Дайте морфологическую характеристику слову веселей (8-е предложение). Можно ли без контекста определить, какая это часть речи?12. Выпишите из 12-го предложения два словосочетания с подчинительной связью примыкание.13. Дайте синтаксическую характеристику 9-го предложения.

Текст № 2

(1)Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. (2)Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе даётся всё легко, ты можешь стать тряпкой… (3)Преодоление трудностей возвышает человека. (4)Тот, кому нестерпимо трудно и кто одолел трудности, похож на альпиниста, достигшего высочайшей вершины. (В.А. Сухомлинский) 1. Озаглавьте текст.2. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.3. Определите тему и идею. Какая проблема поставлена в тексте?4. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свой ответ.5. К кому обращается автор? Интернет-ресурсы помогут вам найти ответ.6. Какова роль глаголов 2 лица, единственного числа в тексте?7. Какой смысл вкладывает автор в понятие «настоящий человек»?8. Используя словари, определите значение слова отрочество.9. Какова роль сравнений в тексте?10. Дайте морфологическую характеристику слов: тогда, когда, лишь, что, такое (1 предложение); всё (2 предложение); высочайшей (4 предложение). Последнее слово разберите по составу.11. Выполните словообразовательный разбор слова познаешь.12. Можно ли без контекста определить морфологическую принадлежность слов: нестерпимо, трудно (4 предложение)?13. Составьте схему 1 предложения.14. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания Ь после шипящих.15. Объясните пунктуацию в 4 предложении.

 

Текст № 3

(1)Гроза утихала над нашим кровом, но дождь ещё долго кропил Бобришный угор. (2) В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью. (3) Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. (4) Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. (5) Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. (6) И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то сделать для людей и для времени в этом непостижимом мире.

(В. Белов)

 

1. Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2. Прокомментируйте эту проблему.

3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.

5. Из 3, 5, 6-го предложений выпишите частицы.

6. Дайте морфологическую характеристику слову как и похожая из 4-го предложения; оттого из 6-го предложения.

7. Из предложений 3, 6-го выпишите предлоги.

8. Дайтесинтаксическую характеристику 4-го и 6-го предложений.

9. Выпишите грамматическую основу 1-й части 5-го предложения; 1-й части 6-го предложения.

10. Выпишите из 3-го предложения словосочетания со связью примыкание,из 4-го предложения – со связью управление, из 6-го предложения – со связью согласование.

11. В каком предложении есть уточняющее распространённое определение?

12.Определите способ словообразования слов: зеленью, отблески, разряды, поддержка, послевоенный.

13. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок.

14. В каких предложениях есть олицетворение, звукопись, развёрнутая метафора, метонимия?

Текст № 4

(1) Зацвела ива. (2) Каждый ивовый барашек как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (3) Пальцем тронешь – пожелтеет палец. (4) Щёлкнешь – золотой дымок запарит. (5) Понюхаешь – мёд!

(Н. Сладков)

 

1. Что вы видите и чувствуете после прослушивания текста?2. Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этому тексту?3. Озаглавьте текст.4. Найдите средства выразительности в тексте и определите их функции.5. Выпишите номер(а) нераспространённого(ых) предложения(й).6. Выпишите местоимение и союзы из 2-го предложения. Укажите разряд местоимения.7. Выпишите из текста слова, морфемный состав которых соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание.8. Выпишите из текста словосочетание с подчинительной связью управление.9. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания глагольных окончаний.

Текст № 5

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте? (5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

(По Л. Мигдалу)

 

1. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к данному тексту?

1) Красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

(О. Мандельштам)

2) …чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить…

(Ф. Тютчев)

3) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

(Ф. Тютчев)

 

4) Из тяжести недоброй

И я когда-нибудь

Прекрасное создам…

(О. Мандельштам)

 

2. С помощью какого языкового средства связаны 6-е и 7-е предложения текста?

1) лексический повтор

2) противительный союз

3) личное местоимение

4) частица

 

3. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

1) фразеологизмы

2) ряды однородных членов

3) ряд вопросительных предложений

4) метафора

 

4. Сколько имён существительных во 2-м предложении?

1) 0 2) 1 3) 2 4) 3

 

5. Выпишите из 5-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью согласование.

 

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

 

Текст № 6

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2)Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.

(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.

(7)В жизни как раз не всё совпадает. (8)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

(А. Гербер)

 

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к данному тексту?

1) Не место красит человека, а человек место.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Не всё золото, что блестит.

4) Муравей невелик, а горы сворачивает.

 

2. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?

1) союз

2) синонимы

3) личное местоимение и лексический повтор

4) союз и частица

 

3. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?

1) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза

2) метафора, антонимы, синонимы

3) эпитеты, фразеологизм, антонимы

4) разговорные выражения, эпитеты, гипербола

 

4. Выпишите из 3-го предложения местоимение(я).

 

5. Выпишите из 3-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

 

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

 

Текст № 7

(1)Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! (2)И у каждого из них есть своё лицо, своя история. (3)Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4)Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этой местности. (5)И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6)Что мы там ищем? (7)Свою родословную? (8)Истоки народного характера? (9)Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

(По И. Васильеву)

 

 

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

1) в 1-м 2) во 2-м 3) в 5-м 4) в 9-м

 

2. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

1) наречие и частица;

2) лексический повтор и местоимение;

3) синоним и частица;

4) указательное местоимение и контекстный синоним

 

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вопросительные предложения;

2) однородные члены;

3) антоним;

4) сравнение

 

4. Выпишите из 9-го предложения частицу(ы).

 

5. Выпишите из 9-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

 

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

 

Текст № 8

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях. (2)Путешественник – первооткрыватель, если пользоваться терминологией Стругацких, – ещё и своеобразный «сталкер». (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5) Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. (6)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (7)А ещё – целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

(По В. Сундакову)

 

1. Почему автор текста называет путешественников первооткрывателями? Укажите номер предложения, где содержится ответ на этот вопрос.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 5, 6

 

2. С помощью каких языковых средств связаны 6-е и 7-е предложения?

1) союз;

2) наречие;

3) союз и лексический повтор;

4) союз и наречие

 

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) ряды однородных членов;

2) олицетворение;

3) эпитет;

4) контекстные антонимы

 

4. Выпишите из 5-го предложения союз(ы).

 

5. Выпишите из 7-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

 

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

Текст № 9

(1)В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не дали поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а потихоньку трогают друг друга, – неожиданно донёсся запах подснежника! (2)Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. (3)Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. (4)Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья…(5)И для каждого – и счастливого, и несчастливого – он сейчас – украшение жизни. (6)Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. (7)Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе всё лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие.

(По Г. Троепольскому)

 

1. Какова основная тема этого текста?

1) взаимоотношения человека и природы;

2) пробуждение природы;

3) лучшие нравственные качества человека;

4) первые весенние цветы

 

2. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

1) указательное местоимение;

2) лексический повтор;

3) синоним;

4) частица

 

3. С помощью какого языкового средства в 1-м предложении автор показывает, что описываемые события происходят одновременно?

1) несовершенный вид глаголов, повтор слова когда;

2) одно и то же время всех глаголов;

3) повтор эпитетов;

4) употребление частицы не

4. Сколько имён существительных в 5-м предложении?

1) 3 2) 4 3) 5 4) 2

 

5. Выпишите из 7-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью согласование.

 

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

 

Текст № 10

(1)Что ты делаешь, чтобы Родина стала краше и сильнее? (2)Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. (3)Ответить трудом, делами, нужными стране. (4)Из наших дел и складывается общая победа.

(В. Гусев)

 

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Как вы понимаете смысл 4 предложения?

7. Какими частями речи являются слова: краше, сильнее (1 предложение); этот, каждый, должен, завтра, потом, сейчас (2 предложение).

8. Определите виды сказуемых в 1 и 2 предложениях?

9. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите их.

10. При помощи каких частей речи осуществляется связь между 4 и 3 предложениями?

Текст № 11

(1)Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. (2)Но в каждом листике есть что-то общее с другими, и эта общность неумолимо перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

(По В. Пескову)

 

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Какими частями речи являются слова: согласно, своей, и, как, каждый, другого (1 предложение); что-то, и, эта, всего (2 предложение).

7. Дайте синтаксическую характеристику 1 и 2 предложений.

8. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды подчинительной связи.

9. Определите способ словообразования слов: мощь, общность.

10. Определите вид сказуемого в 1 части 1 предложения.

11. При помощи чего осуществляется связь между 1 и 2 предложениями?

Текст № 12

(1)Учение… (2)Казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? (3)Осознаёшь ли ты гражданский смысл учения? (4)Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их Родине, ты и учишься совсем по-другому.

(По И. Овчинниковой)

 

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Какова функция многоточия в тексте?

7. Какие правила правописания глаголов проиллюстрированы в тексте?

8. Какими частями речи являются слова: какое (2 предложение); ли (3 предложение); если, что, того, чтобы, их, и, совсем, по-другому (4 предложение)?

9. Какие виды односоставных предложений представлены в тексте?

10. Дайте синтаксическую характеристику 4 предложения.

11. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите их.

12. Определите способ словообразования слов: учение, гражданственности, гражданский, по-другому.

 

Текст № 13

(1)Начинает смеркаться. (2)Солнце уже опускается за лес. (3)Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.

(4)Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. (5)Пение птиц постепенно ослабевало. (6)Вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже.

(И.А. Гончаров)

 

1. Определите тему текста.

2. Что вам известно об авторе текста?

3. Каков стиль текста? Аргументируйте свой ответ.

4. Определите тип(ы) речи во фрагменте.

5. Какие средства выразительности использует автор?

6. Определите грамматическую основу 1 и 4 предложений.

7. Какими частями речи являются слова: уже, чуть-чуть, которые, через, весь, совсем, кроме, одной, какой-то, будто, наперекор, реже?

8. Определите способ словообразования слов: чуть-чуть, огненной, монотонно.

9. Объясните постановку знаков препинания в 6 предложении.

10. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите их.

 

Текст № 14

Стилистическое использование синонимов

(1)Смелый, храбрый, отважный. (2)Так отзываются о герое. (3)А ещё о нём можно сказать бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. (4)Все эти слова объединяет общее значение: «не испытывающий страха», а различия между ними едва заметны. (5)Слова, близкие или тождественные по значе­нию, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

(6)Синонимы образуют гнёзда, или ряды: кружиться, кру­титься, вертеться, вращаться, виться; равнодушный, холодный и т. д. (7)На первом месте в словарях обычно ставят «главный» сино­ним, который выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистически­ми оттенками.

(8)Одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды, что объясняется многозначностью. (9)Например: холодный взгляд — бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух — морозный, студёный, леденящий', холодная зима — суровая, морозная.

(10)Совершенно однозначных слов в языке немного: здесь — тут, потому что — так как, языкознание — лингвистика. (11)Обычно меж­ду синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысло­вые различия.

(Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Занимательная стилистика»)

 

1. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторах текста.

2. Определите тему текста.

3. В каком предложении выражена главная мысль авторов?

4. Каков стиль текста? Аргументируйте свой ответ.

5. Объясните постановку знаков препинания в 6 предложении.

6. Найдите в тексте односоставные неопределённо-личные предложения, в том числе и в составе сложных.

7. Какими частями речи являются слова: так (2 предложение), ещё (3 предложение), все, эти, между, едва (4 предложение), который, их(7 предложение), те, же (8 предложение); совершенно (10 предложение).

8. Определите способ словообразования слов: бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, окраской, бесстрастный, безучастный.

9. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

10. Назовите вид придаточного в 8 предложении.

Ответы

Текст № 1

2. Антонимические эпитеты («старое, трухлявое бревно» и «тёплый осенний день»; «чужие бабочки» – «моя» бабочка); метафора («огромными глазами, нарисованными на крыльях»); олицетворение (бабочка – человек, друг) и т.д.

4. Тема взаимоотношений человека и природы. Идея – взаимосвязь всего живого на земле, благотворное влияние природы на человека.

5. Заглавие отражает как тему, так и идею миниатюры: именно бабочка подняла настроение лирического героя, заставила его посмотреть на мир другими глазами.

6. Художественный стиль (наличие образной речи, изобразительно-выразительных средств, лирического героя и т.д.) Тип речи – повествование с элементами описания.

7. Трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху (С.И. Ожегов). Именно это слово позволяет определить настроение лирического героя перед встречей с бабочкой.

8. Предложение осложнено однородными сказуемыми; обособленными обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и определением, выраженным причастным оборотом.

9. Пере-лет-е-л-а. Вз-мах-ну-л-а. Рас-пласт-а-л-а. По-мах-а-л-а. При-с-е-л. (Наложение морфем – суффикса Е и части корня СЕ. Нулевое окончание.)

10. Предлоги из 1-го предложения: рядом с; из 2-го предложения: после, на, на; из 11-го предложения: на, в, между, на, на.

Частицы из 3-го предложения: то; из 7-го предложения: и; из 12-го предложения: и.

Местоимения из 11-го предложения: я (личное), котором (относительное), моя, своими (притяжательные).

11. Веселей – наречие в неполном предложении (Вдвоём [сидеть] веселей). Без контекста морфологическую принадлежность слова веселей определитьнельзя: оно может быть прилагательным в форме простой сравнительной степени (Дети веселей взрослых.)

12. Так сидели. Сидели рядом.

13. Предложение простое, односоставное, безличное, неосложнённое.

Текст № 21. Предполагаемые заглавия: Настоящий человек. Значение трудностей в жизни человека. Трудно – это хорошо или плохо? и т.д.2. Публицистический стиль речи (Ярко выраженная позиция автора, наличие средств выразительности и т.д.). Тип речи – рассуждение. (Наличие тезиса, аргументов и вывода).3. Тема: воспитание человека. Идея: только преодолевая трудности, можно стать настоящим человеком. Проблемы: трудно – это хорошо или плохо? Проблема становления личности.5. Автор обращается к своему сыну, представлен отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Письма к сыну».6. Эти глаголы входят в обобщённо-личные предложения, делая текст важным не только для конкретного человека, а для множества других людей.8. Отрочество – возраст между детством и юностью (С.И. Ожегов).9. Сравнения помогают автору текста глубже выразить мысль о необходимости в жизни человека умения преодолевать трудности как о важном средстве воспитания в себе лучших качеств: смелости, мужества, решимости, достоинства, целеустремлённости.10. 1-е предложение: тогда – наречие (местоимённое наречие); когда – союз; лишь – частица; что, такое – местоимения. 2 предложение: всё – местоимение. 4 предложение: высочайшей – прилагательное. Высоч-айш-ей.11. Познаешь < знаешь, приставочный способ словообразования (словообразовательная морфема – приставка по-).12. Слова нестерпимо и трудно могут быть в определённых условиях краткими прилагательными, словами категории состояния или наречиями. В данном предложении это слова категории состояния.14. Станешь, познаешь, можешь – глаголы 2 лица, ед.ч.; лишь – частица, оканчивающаяся на шипящую; похож – краткое прилагательное, оканчивающееся на шипящую.15. Сложноподчинённое предложение с придаточными, связанными однородным подчинением; главное предложение осложнено обособленным определением. Текст № 3

1. Насколько велико влияние прекрасного (природы и искусства) на че

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.