Сделай Сам Свою Работу на 5

Плоскости и оси. Термины общего назначения.





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»

Академия физической культуры и спорта

Кафедра спортивных дисциплин

КОРОЛЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов

В айкидо и карате

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


по программе профессиональной переподготовки

«Физическая культура и спорт»

Научный руководитель –

К.п.н., доцент Степанова Т.А.

Рецензент –

К.п.н., доцент Бабаев М.А.

Ростов-на-Дону – 2014

Содержание

1. Введение 2. Цели и задачи, объект и предмет исследования 3. Литературный обзор 4. Плоскости и оси. Термины общего назначения 5. Значение правильной осанки для спортсмена 5.1. Осанка 5.2. Признаки правильной осанки 5.3. Влияние правильной осанки на спортивную деятельность 5.3.1. Координация движений 5.3.2. Техничность 5.3.3. Скоростные качества 5.3.4. Силовые качества 5.3.5. Травматизм 5.3.6. Эстетичность 5.3.7. Психоэмоциональное состояние 6. Упражнение для формирования правильной осанки 7. Методические указания для проведения разминки 8. Разминочный комплекс упражнений для карате и айкидо. 7.1. Сжимание пальцев рук 7.2. Вращение руками в запястном суставе 7.3. Вращение руками в локтевом суставе 7.4. Вращение руками в плечевом суставе 7.5. Вращение туловищем 7.6. Наклоны влево-вправо 7.7. Вращение бедрами 7.8. Вращение в тазобедренном суставе 7.9. Подъем колена к плечу 7.10. Вертолетик 7.11. Движение голени вперед-назад 7.12. Вращение в голеностопном суставе 7.13. Перекаты на стопе вперед-назад 7.14. Перекаты на стопе вправо-влево 7.15. Выпад 7.16. Выпад на носке 7.17. Выпад на колено 7.18. Выпад на колено наклоны вперед 7.19. В приседе на пятке наклоны вперёд 7.20. Переходы 7.21. В приседе на носке наклоны вперёд 7.22. Киба-дачи 7.23. Ноги широко наклоны вперед 7.24. Ноги на ширине плеч наклоны вперед-назад 7.25. Водокачка (подъем попы) 7.26. Вращение бедрами ноги вместе 7.27. Вращение головой 7.28. Наклоны головы вправо-влево 7.29. Наклоны головы вперед-назад 7.30. Повороты головы вправо-влево 7.31. Вращение головой на расслабление 7.32. Вращение плечевыми суставами 7.33. Вращение туловищем вокруг вертикальной оси 9. Заключение 10. Список литературы   4-6 8-39 40-42 43-45 44-45 47-49 50-51 51-52 53-54 55-56 56-57 57-58 59-61 61-62 62-63 63-64 64-65 65-66 67-68 68-69 69-70 70-71 71-72 72-73 73-74 78-79 79-80 80-81 81-82 82-83 83-84 84-85 85-86 86-87 87-88 89-90 91-95

Введение





Проведя анализ общих и специальных физических упражнений в каратэ и айкидо на основе личного опыта и из разнообразных источников, я пришел к выводу, что многие тренеры (сэнсэй[1]) пренебрегают разминкой и в большинстве случаев не имеют четкой методической последовательности при проведении разминки. В специальной литературе слишком мало внимания уделено теме разминочных упражнений для каратэ и айкидо. В рамках подготовки данной дипломной работы мной были изучены следующие книги широко известных мастеров каратэ и айкидо на предмет разминки:

· М. Накаяма «Лучшее каратэ» в 11 томах 1997 год.

Разминке посвящено 3 листа с Фото №ми упражнений без объяснений в первом томе серии.

· А. Пфлюгер «Шотокан каратэ-до» 2002 г.- Разминки нет.

· Проф. Кара Ашикага «Джиу-джитсу» 1911 г.- Разминки нет.

· Жак Делкур «Техника каратэ. Полная методика подготовки мастеров с квалификацией «Черный пояс»» 1994 г. - Разминки нет.

· М. Накаяма «Динамика каратэ» 1998 г. -Разминки нет.

· Ю. Маряшин «Современное каратэ» 2002 г. - Разминки нет

· Рольф Бранд «Синтез традиционных боевых искусств. Айкидо» 1996 г. -

Разминке посвящено примерно 100 слов в одном абзаце.

· Годзо Сиода «Динамика айкидо» 2004 г. -Разминки нет.

· "Каратедо. Сито-рю. Сито-кай". Евразийская федерация каратедо Сито-рю и Федерация каратедо Сито-рю России,Москва,2003.–302с. - про разминку сказано 2 небольших абзаца.



Итак, картина выглядит печально: как правило, разминки - нет, а если и есть комплексы или отдельные упражнения, то в них не уделяется внимание подробному описанию методики выполнения упражнений, не ставятся акценты на направленность того или иного упражнение, не объясняется исходное и конечное положение тела, не затрагиваются вопросы правильного дыхания и амплитуды выполнения движений. Но ведь акцентируя внимание на основные группы мышц в том или ином упражнении, спортсмен принимает более рациональное положение тела, которое увеличивает КПД разминочных упражнений и улучшает качество проработки конкретных групп мышц и суставов и, как следствие, гибкость. Понимание конечной цели упражнения повышает эффективность занятий, настраивая тело спортсмена на нужный лад. Правильное дыхание способствует улучшению пластичности мышц, сводит занятие к минимальному травматизму, а также включает физиологические процессы в организме, более продуктивно подготавливая его к последующим физическим нагрузкам. И, что не маловажно, правильное выполнение разминочных упражнений вырабатывает привычку выполнения правильных действий с хорошей осанкой. Осанка же - это "золотой ключик" от волшебной двери в мир восточных единоборств. Методически и биомеханически обоснованное положение тела за счет проработки большей группы мышц приводит к уменьшению затрат времени на разминку. Американский исследователь из Университета Калгари Элиасу Томарасу доказал, что «коэффициент полезного действия коротких разминок на 6,2 % выше, чем показатель для продолжительных разминок».

Посещая семинары японских специалистов по восточным единоборствам (каратэ и айкидо), я отметил, что во время выполнения разминки, приёмов и технических действий, да и в обычной жизни у них очень хорошая, правильная осанка. И это выглядит красиво и эффектно, а действия рациональны и экономичны. Исходя из этого, я пришел к выводу, что у нас мало внимания уделяется правильной осанке спортсмена и решил восполнить данный пробел. Правильная осанка человека в первую очередь – это его здоровье, и кроме того, хорошо координированные действия, лучшее распределение веса, перемещения центра масс в движениях и необходимый психологический настрой.

Надеюсь, что данная работа поможет сохранить и приумножить здоровье спортсменов, их гибкость и подвижность, избежать травм от неправильного выполнения разминочных упражнений и последующих технических действий, и как итог — приведет к осознанию необходимости грамотной разминки в карате, айкидо и не только.

 

Цели и задачи, объект и предмет исследования

Цель: Подготовить спортсмена к выполнению сложно-координационных технических действий в карате и айкидо при помощи общей и специальной физической подготовки на примере разминочного комплекса упражнений.

Задачи:

1. Теоретическое обоснование общей и специальной физической подготовки.

2. Развитие физического качества гибкости и как следствие, двигательно-координационных способностей в разминочном комплексе упражнений.

3. Обоснование значения разминки для организма спортсмена, необходимость обучения правильному выполнению разминочных упражнений и их влияние на изучение и выполнение дальнейших технических действий.

4. Обоснование значения и влияния дыхания на организм человека, необходимость обучения правильному дыханию и его сохранению во время выполнения разминочных упражнений и последующих технических действий.

5. Обоснование значения и влияния осанки на организм человека, необходимость обучения правильной осанки и её сохранению в повседневной жизни, во время выполнения разминочных упражнений и последующих технических действий.

6. Повышение психологического настроя на тренировку и соревновательную деятельность при помощи разминки.

7. Оздоровительный аспект разминочного комплекса упражнения.

 

Объект исследования– влияние разминочных упражнений на развитие физических, психических качеств и оздоровление организма спортсмена.

Предмет исследования– общие и специальные разминочные упражнения для каратэ и айкидо.

Литературный обзор

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель­ной деятельности [1]. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу, на гибкость и т.д. [2].

Развитие такого физического качества как гибкость позволяет с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности – координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мыщц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации [2].

Гибкость - это свойство упругой, способной к возвращению в исходное состояние, растягиваемости мышц и связок. Гибкость определяет пределы амплитуды движений различных частей тела.

Гибкость зависит от генетических и приобретенных особенностей конкретного организма. Генетические особенности организма определяют количество и размах движений в суставах, а тренировки на развитие гибкости приводят к структурным и функциональным изменениям организма.

Во время тренировок на растягивание наибольшее воздействие испытывает опорно-двигательный аппарат - мышцы, связки, суставы, сухожилия. Эти компоненты по-разному ограничивают гибкость. Исследования показали, что суставные сумки тяжелее всего влияют на гибкость, доля их воздействия - 47%, мышцы - 41%, сухожилия - 10%, кожа - 2%. Соединительная ткань в организме состоит из коллагена и эластина. Коллаген практически нерастяжим, но он обеспечивает соединительной ткани ее прочность. Эластин легко растягивается и при снятии нагрузки возвращает свою форму. Растянувшись на 150% по сравнению с исходной длиной эластиновое волокно разрывается.

Некоторые связки позвоночного столба почти полностью построены из эластина. Эластиновые волокна распространяют стрессы из изолированных участков организма. Эластин улучшает координацию ритмических движений тела, защищает тело от внешних деформаций.

Соотношение эластина и коллагена в различных частях нашего организма разное. Сухожилия почти полностью состоят из коллагена. В связках суставов и в самой суставной сумке много эластина. Связка больше поддается растяжению, вероятность разрыва незначительна, что защищает суставы от травм. Фасции, оборачивающие мышцы, содержат разное количество коллагена и эластина. В среднем в мышцах содержится около 30% соединительной ткани, которая и позволяет мышцам изменять свою длину, наращивание этой способности тоже есть следствие развития гибкости [3].

По форме проявления гибкость различают:

· Активная гибкость - движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц;

· Пассивная гибкость - понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

По способу проявления гибкость подразделяют:

· Динамическая - проявляется в движениях;

· Статическая - в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость - амплитудой движений соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости, обусловливающей подвижность суставов зависит от:

1. Анатомической — ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение);

2. Внешних условий — время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером), температура воздуха (при 20...30 °С гибкость выше, чем при 5...10 °С), проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки), разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне);

3. Общее функциональное состояние организма в данный момент — под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет сни­жения способности мышц к полному расслаблению после предше­ствующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а проти­воположные личностно-психические факторы ухудшают [2].

Для восточных единоборств полезны упражнения которые не вызывают антогонистического сжатия мышц и упражнения на гибкость снимающие это сжатие [4].

Как было сказано выше, развитие гибкости позволяет проявляться остальным двигательным способностям, например, координационным. В единоборствах развитие такого сочетания является одним из превалирующих факторов в подготовке. В бою часто и неожиданно возникают ситуации, которые требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость.

Ловкость– способностью человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость - сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Основу ловкости составляют координационные способности.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы:

1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилий.

2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. Удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Координационные способности можно разделить на управление тонической напряженностью[2] и координационной напряженностью[3].

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.[2].

Формирование гибкости и общих координационных способностей применяется и в целях воспитания общей и специальной физической подготовленности в восточных единоборствах. Имеются также и другие понятие, которые являются составной частью физической подготовки — это физические упражнения [5].

Физические упражнения — это такие виды двигательных действий (включая и совокупность их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные акты и те основные процессы, которые развертываются в функциональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействия. При выполнении упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата, соответствующего тем или иным задачам физического воспитания [6].

Физическая подготовка — это процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена [2].

Данный вид подготовки подразумевает системный подход к решению задач, связанных с созданием широких предпосылок для формирования физических качеств, необходимых в карате. Сюда входят воспитание общих способностей по координации, силе, быстроте и выносливости [5].

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специальные подготовительные упражнения [2].

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его специализацией. В каратэ физическая подготовленность спортсмена направлена на формирование и совершенствование физических качеств и навыков для решения задач, основанных на приемах, работе в парах и др. Конечный результат определяется – скоростно-силовыми и координационными способностями [5].

В айкидо физическая подготовленность включает в себя отдельные технические приемы, которые – в чистом или модифицированном виде – отрабатываются при все усложняющихся условиях тренировки, а следовательно, и предъявляют все более повышенные требования. Специальные упражнения по своей структуре строго соотнесены с образовательной и экзаменационной программой на степень мастера [7].

Смысл физического образования по мысли П.Ф. Лесгафта состоит в том, чтобы научиться сознательно управлять движениями, сравнивать их между собой, «приучиться» с наименьшим трудом, возможно в меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу [8].

Всему вышесказанному нас должна обучать, особенно на начальном этапе, разминка, а также, помогать разогревать тело и мысли.

Разминка направлена на то, чтобы, во-первых, размять и разогреть мышцы спины и конечностей, а во-вторых, вызвать некоторое учащение темпа сердечных сокращений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе [2].

Цель разминкиподготовить мышцы к предстоящей работе и повысить уровень функционирования основных систем организма. Эффективно проведенная разминка повышает температуру тела на несколько градусов и вызывает положительные физиологические изменения в организме. Эти изменения характеризуются повышением пластичности мышц, улучшением их способности к расслаблению и сокращению, ускорением кровоснабжения и повышением насыщения их кислородом. Немаловажным фактором разминки является предупреждение травматизма во время тренировки, именно поэтому, например, в холодное время года необходимо разогреваться наиболее тщательно [9].

Зачем нужна разминка перед тренировкой? Как театр начинается с вешалки, так и любая тренировка должна начинаться с разминки. Это аксиома (не требующая доказательств), нет не так – прописная истина, которой к сожалению следует только 3-5% занимающихся людей.

Разминка – это комплекс специальных упражнений, направленных на общий разогрев организма, разработку мышц и мобилизацию суставо-связочного аппарата. Обычно выполняется перед тренировкой, но также может быть включена в тренировочную программу и после (заминка).

Основные задачи, которые решает разминка, это:

1. растяжка и приведение в тонус всех мышечных систем организма;

2. повышение сердечно-сосудистой активности (увеличение притока крови к скелетным мышцам с 20% до 75%) и активное кровенаполнение мышц;

3. получение аэробного типа нагрузки;

4. увеличение частоты пульса до 100 ударов/мин, в течение 10 минут разминки.

Частные задачи решаемые разминкой:

1. предотвращения травм;

2. повышения интенсивности и эффективности тренинга, вследствие выброса адреналина (анаболического гормона);

3. увеличения расширяемости капилляров;

4. повышения тонуса нервной системы;

5. ускорения процессов метаболизма;

6. увеличения скорости передачи нервного импульса (повышения нейро-симпатического отклика головного мозга);

7. сосредоточения, концентрации и создании “правильного” настроя на тренировку [10].

Основные преимущества разминки перед тренировкой:

· Повышение производительности. У человека в расслабленном состоянии, происходит относительно низкий (до 15 – 20 %) приток крови к скелетным мышцам, и большинство мелких кровеносных сосудов (капилляров) находятся в бездействии. Но уже после 10 – 12 минут выполнения простых упражнений картина кардинально меняется – приток крови возрастает на 70 – 75 % за счет максимального расширения капилляров.

· Выработка тепла. Наряду с ускорением кровотока происходит и увеличение температуры тела. Это объясняется тем, что гемоглобину легче переносить молекулы кислорода при более высокой температуре, тем самым, обильно снабжая кислородом работающие мышцы для поддержания их высокой производительности. Также повышение температуры способствует более быстрому сокращению и расслаблению мышц, передаче нервных сигналов и ускорению обмена веществ в организме человека, что поможет сделать вашу тренировку максимально эффективной.

· Предупреждение травматизма. Научные исследования по влиянию разминки на уровень травматизма трудноосуществимы, так как мало кто из спортсменов согласится пройти тест на получение максимальной мышечной нагрузки, чтобы отследить временной интервал возможного получения травмы.

Тем не менее, существует одно интересное исследование, в котором изучалось воздействие внезапной, высокоинтенсивной нагрузки на здоровье сердца. В нем участвовало 44 мужчины без явных симптомов ишемической болезни, которым было необходимо пробежать на беговой дорожке 10 – 15 секунд в максимально возможном темпе без предварительной разминки. Результаты электрокардиограммы постфактум показали, что у 70 % субъектов обнаружены ненормальные изменения на ЭКГ, которые связаны с низким кровоснабжением сердечной мышцы. Патологические изменения не были связаны с возрастом исследуемых или уровнем их физической подготовки.

· Моральная подготовка. Еще одним весомым преимуществом разминки является возможность психологически подготовиться к предстоящей физической активности.

Существуют различные способы провести разминку перед физическими упражнениями, которые можно разделить на три основные категории:

1. При пассивном подходе вы повышаете температуру тела, используя такие вещи, как прием горячей ванны либо душа;

2. Общая разминка подразумевает выполнение любых простых упражнений, которые способны повысить уровень сердечно-сосудистых сокращений;

3. Конкретная (специальная) – выполнение определенных разминочных движений, подобных тем, которые вы будете делать во время основной тренировки.

Каждая из этих категорий может быть эффективна, но только с учетом вида деятельности, к которому вы намерены подготовиться. Например, пассивная разминка (горячая ванна) может быть хорошим выбором для таких «нежных» мероприятий, как стретчинг или йога. Для других типов тренировки вы можете выбрать более интенсивную подготовку.

Например, перед аэробной тренировкой лучше выполнять ту же нагрузку, но в более легкой версии. Перед силовой – вы можете провести общую разминку, которая будет включать, как кардиоупражнения, для того чтобы согреться, так и работу с легкими весами, будь это маленькие гантели либо пониженный уровень отягощения в тренажере.

Несмотря на то, что разминка и растяжка часто объединены и выполняются одновременно, например, в произвольном танце или элементах аэробики, но они исповедуют два различных принципа, оба из которых весьма важны для оптимальной тренировки.

Правильная разминка хорошо повышает температуру вашего тела, медленно подготавливая организм к основной нагрузке. Растяжка же делает главный акцент на растягивание мышц.

Часто люди путают эти два понятия, и тогда человек сходу начинает растягивать мышцы без предварительного подъема температуры тела с помощью ходьбы, бега на месте или работы на велотренажере в легком темпе. Это может привести к травме, потому что ваши мышцы нуждаются в тепле, чтобы достичь оптимального растяжения. Другой пример, когда человек хорошо прогревается, но пропускает или игнорирует упражнения на растяжку, что также может привести к травме [11].

Вот какие рекомендации по разминочным упражнениям и воздействие разминки на организм можно прочитать у шведских коллег.

Под воздействием физической нагрузки в организме происходит перераспределение крови. В покое приток крови к мышцам относительно невелик и некоторая часть мышечных капилляров закрыта. Если же мышца начинает сокращаться, приток крови к ней увеличивается и капилляры открываются. Когда все капилляры открыты и наполнены кровью, производительность мышцы максимальная. В работающей мышце увеличивается энергообмен и повышается температура. Это благоприятно сказывается на координации, т. е. на взаимодействии мышечной и нервной систем. Хорошо и правильно проведенная разминка значительно уменьшает риск получения травмы и повышает физическую готовность. Кроме того, она создает необходимый психологический настрой перед предстоящими нагрузками. Разминку надо проводить до тех пор, пока не "прогреются" крупные группы мышц. Начинать ее следует с медленного бега. Затем сделать несколько гимнастических упражнений и упражнений на развитие силы, разогреть те группы мышц, на которые после разминки приходится основная нагрузка. После этого перейти к упражнениям на совершенствование техники. Темп во время разминки можно постепенно увеличивать. В разминку обязательно следует включать мягкие и медленные потягивания мышц и суставов, не допуская при этом сильных нагрузок на суставы в их крайних положениях. Разминку надо проводить перед каждой тренировкой и соревнованием [12].

Среди спортсменов и тренеров всего мира ведутся споры относительно длительности разминочных комплексов. По мнению многих физиологов и тренеров, продолжительная разминка «разогревает» мышцы, способствует усилению анаэробного метаболизма и является хорошей подготовкой организма к предстоящим интенсивным нагрузкам. Наблюдения за разминающимися спринтерами позволили ученому из Университета Калгари Элиасу Томарасу сделать предположение об утомительности и неэффективности подобных разминок. Для проверки своей гипотезы Томарас провел специальное исследование, в ходе которого выяснилось, что длительные разминки действительно менее эффективны, чем короткие и не особенно напряженные. Короткие разминки не приводят к усталости мышц и лучше отражаются на спортивной производительности. Участниками эксперимента были велосипедисты-спринтеры, которым было предложено два вида разминок – традиционная и экспериментальная. Длительность первой составляла 50 минут, а ее интенсивность варьировалась в пределах 60-95 % от максимума сердечного ритма. Продолжительность экспериментальной разминки была всего 15 минут, кроме того, она была менее напряженной, чем традиционная. Для выяснения эффективности того или иного вида разминки проводились тесты, с помощью которых определялась степень усталости спортсмена после разминки и мощность его работы. Оказалось, что коэффициент полезного действия коротких разминок на 6,2 % выше, чем показатель для продолжительных разминок. В спорте высших достижений эта разница может оказаться весьма значимой. Основываясь на результатах своих исследований, опубликованных в одном из последних номеров специализированного журнала JournalofAppliedPhysiology, Томарас рекомендует спринтерам разминаться перед соревнованиями не очень напряженно и не долго [13].

Не много нашлось рекомендаций по поводу разминки в каратэ и айкидо. Например Н. М. Вовк пишет: перед началом изучения комплекса приемов по системе каратэ необходимо постоянно (утром - 15- 20 мин., вечером в течение 1 часа) проделывать специальный комплекс упражнений. Эти упражнения для выносливости, гибкости и укрепления суставов и вестибулярного аппарата. Разминка темповая - предназначена для развития выносливости и разогрева мышц всего организма

Разминка сидя и лежа - предназначена для развития гибкости суставов и укрепления вестибулярного аппарата [14].

Мабуни Кенва предлагает 2 вида физических упражнений: Подготовительные (ёби-ундо) и дополнительные (ходзе ундо). Характеризуя подготовительные упражнения он указывал, что они предназначены для развития гибкости и подвижности мышц и связок и всех суставов, а также для их укрепления и развития их выносливости. "Подготовительные упражнения начинаются с упражнений для ног, затем следуют упражнения для верхней части тела, так систематически упражняется все тело". Это общеупотребительные упражнения неспецифические для карате, применяемые для различных видов спорта. Дополнительные упражнения, напротив это особые методы тренировки предназначенные специально для карате, направленные на развитие специализированных качеств ловкости и физических качеств каратиста (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) [15].

Как всем известно, любую физическую деятельность необходимо совершать под контролем дыхания, тогда эффективность и эффектность упражнений возрастает. Разберем что такое дыхание, как правильно дышать и что по этому поводу думают другие специалисты.

Дыхание— это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O, Н, СН4 и другие) [3].

Клетки нашего организма получают энергию с использованием кислорода. Из-за больших расстояний между внешней средой и клетками требуются специальные системы транспорта для доставки к клеткам кислорода (О2) и удаления из клеток углекислого газа (СО2), образующегося в результате окислительного обмена веществ. Эти транспортные процессы О2 и СО2 обозначают как газообмен. При этом благодаря вентиляции легких О2 поступает в альвеолярное пространство, откуда он посредством диффузии попадает в кровь, которая доставляет его к клеткам организма, куда он поступает также благодаря диффузии. Таким образом, дыхание включает:

1) обмен воздуха между внешней средой и альвеолами легких;

2) диффузию газов в легких (обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью);

3) транспорт газов кровью;

4) диффузию газов в ткани (обмен газов между кровью и тканью);

5) клеточное дыхание (потребление кислорода и выделение углекислого газа клетками организма).

Первые два процесса составляют внешнее дыхание, последние два - внутреннее дыхание [16].

Дыхательная гимнастика и умение правильно дышать, необходимы и в повседневной жизни и для успешного освоения базовый техники в восточных единоборствах. Дыхательные упражнения направлены, в основном, на овладения контроля над дыханием, чтобы потом совмещать его с различными атакующими и контратакующими действиями. Хорошее, правильное, дыхание дает плавность движениям, а только плавное движение может быть быстрым. Осознанное дыхание не только обеспечивает физиологическую функцию, насыщая мышцы необходимым количеством кислорода во время нагрузки и выводя продукты обмена из организма, но и позволяет регулировать психоэмоциональное состояние [17].

Древние мудрецы востока утверждали, что в основе любого заболевания лежит неправильное дыхание. Человек использует только 1/3 объема легких, что приводит к застою в легких воздуха, образованию продуктов распада, и как следствие выходу из строя органа или целой системы нормального жизнеобеспечения.

Любая оздоровительная система включает в себя очищение легких и приобретение навыков правильного дыхания [18].

Дыхательная гимнастика - это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Существует много систем. Это дыхательные упражнения йогов, созданные много веков назад, и парадоксальная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой, и система дыхания К. П. Бутейко, пришедшего к более чем парадоксальному выводу о том, что «чем меньше глубина дыхания, тем здоровее человек, моложе и т.д.», и многие другие системы дыхательной гимнастики, созданные на Западе и Вос­токе [2].

Во время выполнения дыхательной гимнастики и движений с дыханием существуют общие положения, которые признают все специалисты по дыханию, за исключением создателей парадоксальных систем:

· дыхание должно быть ритмичным, равномерным;

· дыхание должно быть глубоким;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.