Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура: преемственность и социализация.





Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи, во-вторых, культура, её смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

Культура тем самым выявляет ещё один штрих своего социологического осмысления: как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко — нашей жизнедеятельности в настоящем. Когда мы говорим о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее, приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. И наоборот, когда мы называем человека малокультурным, мы подчёркиваем недостаточную степень усвоения им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Подчеркнутая преемственность отнюдь не означает абсолютную устойчивость и неизменность культуры. По крайней мере, способность к саморазвитию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса. В данном случае подчёркивается преемственность новаторских традиций. Если в культуре того или иного народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности и т. д., то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к поиску, инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекает себя на отставание, на серьёзные трудности. Каждый шаг на дистанции развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокирует инновации.



Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего её воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, когда речь идёт об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.



Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью слов, книг, фильмов, которые его научают как жить, строить отношения с другими, как пользоваться теми материальными, вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

Язык как идентификатор.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ- процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом.
Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. В концепции З.Фрейда, к примеру, решающую роль в формировании личности ребенка играет его идентификация с родителем того же пола, которая ведет к усвоению нравственных ценностей родителей и формированию "сверх-я" (Суперэго) как внутреннего механизма самоконтроля. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Для традиционных обществ характерна локальная, малогрупповая идентификация ( в семье, общине, касте и т.п.). В модерном обществе уровень идентичности повышается - до классового, национального и гражданского. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального модерного общества механизмов и оснований идентичности, ко гда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол. В российском обществе кризис идентичности конца 80-х-начала 90-х гг., связанный с распадом Советского Союза и привычной гражданской идентичностью, а также с распадом советской ценностно-нормативной системы, постепенно преодолевается. Однако пока доминирующими остаются локальные идентичности ( моя семья, друзья, близкие и т.п.), далеко оттесняя российскую гражданскую идентичность.



Язык как интерпретатор.

 

30.Язык как ретранслятор культуры.

Культура как общественное явление имеет, как это было сказано выше, сложную структуру, важнейшим элементом которой является субъект, его сознание и психика. Поэтому нужно различать культуру субъекта и культуру как общественное явление. Последнее более сложно и включает в себя помимо субъекта и другие элементы, в частности многочисленные культурные блага (ценности). Остановимся на некоторых элементах культуры людей, имеющих наиболее важное значение для культуры как общественного явления.

Первоосновой любой культуры является язык, тот понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы в чем-то по-своему, по-особому. Например, у малых народов Севера, живущих охотой, сбором ягод, свое название имеет каждое особое состояние зрелости, например клюквы. У одних народов категория одушевленности распространяется только на человека, все остальное - "что" (в том числе домашние животные). У других наряду с человеком "одушевленными" считаются и представители животного мира. В языках одних народов жесткое построение фразы с подлежащим обязательно на первом месте, у других - подлежащее может стоять как в начале, в середине, так и в конце фразы.

Культурные традиции передаются в жестах, обрядах, мимике, танцах. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в вещественных формах и т.д. Но вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык. В оценке языка как ретранслятора культуры встречаются две крайние позиции. Одни ученые считают, что для передачи национального своеобразия роль языка незначительна. Поэтому практика вытеснения родного языка языком, имеющим международный статус, - явление вполне допустимое, не наносящее реального вреда развитию национальной культуры. Другие абсолютизируют роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры. Ведь часто, тем более в XX в., язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура, на английском языке - неанглийская.

Язык имеет определенный культурно-речевой статус. Этот статус означает определенное положение языка в системе культуры, которое выражается в основных функциях языка как средства выражения, ретрансляции и воспитания культуры. Социокультурное пространство общества характеризуется тем национальным языком, который распространен среди народа и который, как правило, имеет статус государственного. Именно потому народы, добившиеся национального самоопределения, стремятся закрепить в качестве государственного свой язык. Это становится одним из важнейших факторов культурно-языкового конфликта, как это случилось на постсоветском пространстве в Латвии, Казахстане и других бывших советских республиках.

Язык имеет свои уровни: литературный, разговорный, простонародный, местный, профессиональный и т.п. Данная специфика выражается в соответствующих словах, выражениях, словосочетаниях, строении слов. Например, моряки говорят не кóмпас, а компáс, с ударением на последнем слоге.

При анализе субъекта культуры нужно различать психические формы, в которых существует культура человека (знания, убеждения, воля и т.п.), и его содержание. Таким культурным содержанием являются, прежде всего, ценности (блага) - определяющий элемент (ядро) культуры людей. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, человек должен применить определенные критерии и мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Эти критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. Они и называются ценностями. В этой связи ценность как идеальное, воображаемое, как критерий не следует путать с самим объектом, предметом, который уже признан ценностью для человека. Культура, рассмотренная в ценностном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, координирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе.

Ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, социального института, социальной организации, народа) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д., критерий оценки реальных явлений, они определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия, побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в мире, и мотивирует на конкретные действия.

Следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, а образуют систему. Менталитет - выражение этой целостности. Он проявляется как в общей логике данной системы ценностей (ее подчиненности идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности), так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности.

Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т.д.). Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных, одобряемых в данном обществе, желательных для большинства его членов ценностей.

Вместе с тем целостность системы ценностей отнюдь не означает принципиальной невозможности возникновения в ее рамках противоречий и даже конфликтов. Конфликты ценностей проявляются в различных формах. Их преодоление осуществляется прежде всего на базе нравственных ценностей. Если в обществе приоритетны не свобода, самостоятельность индивида, а идеи равенства между людьми, социальной защиты, то соответствующие политические ценности будут брать верх над экономическими ценностями, ориентированными на эффективность, прибыльность.

Ценности существуют в сознании и психике людей в форме знаний, убеждений, воли и т.п. Но именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение - определенное психическое состояние, для которого характерна генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как ценностно-значимого, достоверного, наполненного энергией воли.

Убеждения, связаны ли они с объектами природы или с социальными объектами, включают в свою структуру определенные сведения о данном явлении, о существе норм, принципов поведения. Убеждения, связанные с социальными объектами, - этнические, экономические, политические знания о традициях, обычаях, ритуалах, эталонах поведения, сведения о том, что считается в рамках данной культуры желательным или нежелательным, справедливым или несправедливым и т.д.

Между существующими в обществе знаниями и убеждениями людей, воплощаемыми в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно. Причины рассогласованности знаний и убеждений различны. Если знания противоречат потребностям человека, но имеют при этом статус господствующих, единственно верных, люди рано или поздно начинают сопротивляться их реализации. В результате возникает раздвоение духовного мира людей, культуры, разрыв между распространяемыми знаниями, словами, с одной стороны, убеждениями, действиями - с другой. Знание может опережать практику. В нем могут быть зафиксированы идеи, способные усовершенствовать мир. В этом случае разрыв идей и убеждений вполне естественен. Преодоление его за счет активного распространения подобных знаний, идей является важным условием прогресса общества. Идеи Христа с большим трудом, медленно, но верно доходили до душ людей.

Убеждения как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах: ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения, мотивы действий.

Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи - ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовной культуры образуют иерархическую систему, на вершине которой - ориентация на ценноси.

Синтетической формой культуры, объединяющей в себе знания, убеждения, привычки, с одной стороны, и поведение - с другой, являются обряды, обычаи, традиции.

Обряд - это совокупность стереотипных коллективных действий, символизирующих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих соответствующие коллективные чувства. В процессе обряда происходит не только рациональное освоение тех или иных норм, ценностей, идеалов, но и сопереживание их участниками, что превращает их в убеждения.

Обычай - это воспринятая из прошлого и воспроизводимая в нынешнее время форма социальной регуляции поведения и отношения людей, которая объединяет членов в группу. Обычай состоит в следовании воспринятым из прошлого обрядам, праздникам, трудовым навыкам и т.п.

Традиции - это передающиеся из поколения в поколение убеждения, обряды, обычаи, праздники, трудовые навыки и т.п. Традиции выступают основой преемственности культуры и идентичности социальных групп.

Ценности социальных слоев, классов, групп общества образуют системы, в которых элементы находятся в определенной связи. Эти системы ценностей, как видно из практической жизни, характеризуются немалыми различиями. Возможные конфликты ценностей, а потом и социальные конфликты между группами должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей - мир, человеческая жизнь, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей - сохранение единства нации, целостности государства и т.д.

Применимо ли для данной культуры решение спорных вопросов в острой конфликтной форме, переходящей в открытое вооруженное противоборство, насколько в культуре конфликтующих социальных сил, всего общества развито уважение к общечеловеческим ценностям, наблюдается ли в обществе среди всех его слоев признание как одной из высших ценностей единство нации, сохранение государства, недопустимость гражданской войны - от этих социокультурных факторов зависит, в каких формах будет разворачиваться конфликт, будут ли стороны искать компромисс и т.д. Это относится и к социокультурным различиям между поколениями, существованию субкультур и т.д

 

31.Первоначальное расселение человечества и образование языковых семей.

32.Законы социальной экологии.

33.Смена эколого-социально-экономических эпох (технологий

34.Религиозные причины экологического кризиса.

 

35.Культурные причины экологического кризиса.

36.Классово-экономические причины экологического кризиса.

37.Поведение человека. Уровни регуляции поведения.

38.Своеобразие человека в естественной и социальной среде.

39.Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

40.Экология жизненной среды.

41.Агрессивно-потребительский и любовно-творческий типы личности.

42.Экологическая и глобальная этика.

43.Принципы экологического гуманизма.

44.Экологическая идеология.

45.Экологическая культура.

46.Экологическое сознание. Антропоцентризм и экоцентризм.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.