Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема №2. История развития юридической психологии.





Д а л ь н е в о с т о ч н ы й ф и л и а л

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

 

Кафедра Теории и истории права и государства

 

Юридическая психология

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «Бакалавр»)

 

 

Хабаровск


 

88.4

Автор:

Мусатова С.Г., доцент кафедры Теории и истории права и государства Дальневосточного филиала ФГБОУ ВПО «РАП»;

 

Рецензенты: И.С. Еремина зав. кафедрой теории и истории государства и права, к.ю.н, доцент

Н.Ю. Галкина доцент кафедры психологии и педагогики ДВЮИ МВД РФ к.псих.наук

 

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры Теории и истории права и государства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Дальневосточный филиал) протокол № 2 от 26.09.2013 г.



Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (Дальневосточный филиал) протокол № 3 от 30 октября 2013 года.

 

© ДВФ «Российская академия правосудия», 2013

© Мусатова С.Г., 2013

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..………………………………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы...………………………………………….7

Тематический план дисциплины………………………………………………………...7

Программа курса………………………………………………………………………….8

Планы семинарских занятий …………………………………………………………...10

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя………………………..16

Тематика рефератов по Юридической психологии………………..………………….18



Вопросы для самостоятельного контроля знаний……………………………………..19

Литература…………………………………………………………………………..……21

Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………………....30

 


Введение

 

Юридическая психология является комплексной учебной дисциплиной, изучающей конкретный вид человеческой деятельности в системе Человек - Право. Психология как наука, исследует вопросы сути и закономерностей психической деятельности людей, а также соответственно способы, механизмы влияния на неё, и развития. Поскольку Юриспруденция как отрасль знаний социально-правового значения, включает человека в структуру своего регулирования, следовательно, в решении поставленных задач, юристы основываются на использовании психологических знаний, в том числе полученных при изучении Юридической психологии.

Юридическая психология является научно-практической дисциплиной, изучающая психологические закономерности системы деятельности человека в разнообразных сферах регулируемых правом, и на основании анализа практических мероприятий разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности правовой системы.

Юридическая психология — наука, изучающая особенности развития и проявления психических явлений, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия, а также определяющая способы воздействия права и правоприменительной деятельности на психологию человека с целью профилактики и предупреждения правонарушений.

Согласно смыслу образовательного стандарта и содержанию тематического плана, Юридическую психологию причисляется к комплексным дисциплинам. В разделах, посвященных ряду вопросов обшей психологии, нам предстоит усвоить общие закономерности психической деятельности людей, в разделах криминальной и судебной психологии – особенности поведения граждан в системе правоотношений и при совершении противоправных деяний.



Важным аспектом изучения дисциплины остаётся направление психологии труда (как элемента прикладной отрасли) включающей в себя исследование вопросов психологическое содержание профессиональной деятельности и эффективного профессионального поведения судебных, следственных работников и т.д.

Роль и значение данной учебной дисциплины в подготовке квалифицированных специалистов для судебной системы обусловлена необходимостью формирования у будущих юристов системы знаний и базирующихся на них умений и навыков глубокого научного анализа общественных отношений, складывающихся в психологической сфере регулируемой правом и обеспечения на этой основе правоприменительной деятельности.

Цель курса “Юридическая психология” состоит в привитии студентам комплекса знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для эффективного исполнения ими обязанностей в сфере правоохранной деятельности и правоприменения, а так же при отправлении правосудия.

Юридическая психология как прикладная комплексная учебная дисциплина направлена на формирование навыков и умения студентов решения социально-правовых и профессионально-психологических задач в современных условиях, в том числе тех, которые имеют непосредственное значение для эффективности судебной работы.

Основными задачами изучения курса являются:

· освоение методологических общенаучных и частнонаучных приемов в целях изучения поставленных вопросов и гносеологии проблем; использования существующих социально-психологических методик исследования проблем противодействия преступному поведению.

· исследование психологических закономерностей и механизмов развития личности, изучение возникновения, развития психических свойств, качеств личности, приводящих к противоправному поведению;

· основы работы с лицами девиантного поведения.

· изучение психологические особенности личностей при участии в следственных действиях, судебном процессе и т.п.;

· исследование психологических мер правового, в том числе судебного воздействия направленных на перевоспитание и исправление лиц, совершивших преступления и правонарушения; исследование психологических мер, оснований и способов применения мер профилактики и противодействия противоправным деяниям;

· изучение психологического обеспечения правового регулирования и формирования личности субъектов юридической деятельности;

· развитие, изменение, деформация личных качеств юристов при осуществлении профессиональной деятельности; привитие психологических навыков управления стрессом и профилактики профессионального психологического выгорания; привитие психологических навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием в профессиональной деятельности.

· основы аналитической деятельности и научно-практического прогнозирования в судебной и правоохранительной деятельности (определение психологических закономерностей преступности как социального явления в зависимости от объективных показателей и изменения правосознания, тенденций развития личности отдельных категорий преступников и преступных групп, прогнозирование эффективности правового регулирования и проч);

· умение применения в практической работе рекомендаций юридической психологии, основы взаимодействия с экспертами, психологами.

Таким образом, изучение данной дисциплины позволит приобрести практические навыки, направленные на повышение эффективности судебной, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности.

Требования к уровню подготовки специалиста:

- иметь представление:о месте юридической психологии в системе изучаемых дисциплин; понятийном институте юридической психологии, предмете и методе; основных институтах; соотношении юридической психологии с отраслями права; практической значимости и сфере применения полученных знаний (ОК-1, ОК – 3, ОК – 4, ОК-7, ОК -8, ОК -9, ОК- 10; ПК – 2, ПК-8, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- понимать и уметь объяснить сущность юридической психологи, соотношение между юридической психологией, общей психологией и правом (ОК-1, ОК – 3, ОК – 4, ОК-5; ПК – 2, ПК-17, ПК-17, ПК-18);

- знать:

- структуру и содержание юридической психологии;

- основные положения современных теорий изучения личности;

- основные методы психологического изучения личности и деятельности;

- психические процессы, психические состояния и индивидуально-психологические особенности личности;

- специфику психических закономерностей в правовом регулировании;

- социально-психологическую характеристику юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий;

- психологию преступного поведения и преступной группы;

- психологию суда присяжных;

- психологические особенности судопроизводства;

- психологические особенности отдельных участников судебных процессов (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-14; ПК-2, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- уметь применять практически комплекс психологических знаний, навыков и приемов в профессиональных ситуациях (ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12; ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- использовать в практической деятельности психологические методы изучения личности (ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12; ПК-2, ПК-9, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- определять психические состояния и индивидуально-психологические особенности человека и учитывать их в своей работе, в том числе при решении расстановки кадров (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10; ПК-3, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- применять технику и приемы профессионального общения при решении профессиональных задач (ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-10, ОК-11; ПК-2; ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13);

- грамотно использовать возможности судебно-психологической экспертизы (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-9; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7, ПК-14, ПК-15, ПК-16);

- применять психологию допроса и других следственных действий в профессиональной деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ОК-13; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-19);

- исследовать психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-9; ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-5, ПК-13, ПК-15);

- изучать личность преступника, раскрывать мотивацию преступного поведения, специфику мотивации отдельных видов преступного поведения (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-9, ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-14, ПК-15);

- понимать социально-психологические основы профилактики преступлений (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9; ПК-1; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6, ПК-19);

- изучатьпсихологические закономерности воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-19);

- владеть психологическими закономерностями деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-19);

- развивать навыки и умения использования психологических аспектов в различных видах правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи) (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13);

- владеть методами психологической защиты, самосохранения, профилактическими мерами сохранения психического здоровья, преодоления стресса и профессионального выгорания (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ПК-9, ПК-13, ПК-16).

Являясь комплексной дисциплиной, юридическая психология постигается посредством применения комплексного подхода, а значит применения совокупности знаний. Это определяет тесную взаимосвязь юридической психологии с некоторыми институтами психологии, педагогики, а также с отраслями права: уголовным, административным, гражданским, семейным, и всеми процессуальными отраслями, а также с судебной медициной, судебной психиатрией, криминологией. Поэтому изучение дисциплины «Юридическая психология» предполагает знание или процесс параллельного изучения студентами данных дисциплин.

Итоговой формой контроля является зачет.

Объем дисциплины и виды учебной работы[1]

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Зачетные единицы[2] - общая трудоемкость 3 з.е – 108ч.
Всего аудиторных занятий из них: 51
Лекции 14(4 часа в инт.ф.)
Семинарские (практические) занятия 37 (8 часов в инт.ф.)
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС 57
Форма итогового контроля Зачет

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(разделы дисциплины и темы занятий) для студентов очной формы обучения

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
Тема №1. Предмет методы, задачи, система содержание юридической психологии.
Тема №2. История развития юридической психологии.
Тема №3. Развитие сознания и личности 4*
Тема №4. Психологическая подготовка к юридической деятельности 4*
Тема №5. Личность и юридическая деятельность - -
Тема №6. Социально-психологические аспекты юридической деятельности -
Тема №7. Этика и психология юридического труда 10*
Тема №8. Криминальная психология
Тема № 9. Психология противоправного деяния    
Тема № 10. Психология потерпевшего    
Тема № 11. Психология несовершеннолетнего  
Тема №12 Психологические основы предварительного расследования. -
Тема № 13. Психологические особенности отдельных стадий судебной деятельности -
Тема № 14. Экспертизы
Тема № 15. Исправительная (пенитенциарная) психология  
Всего по курсу
Форма итогового контроля зачет

* отмечены занятия в интерактивной форме.

Программа курса

Тема № 1. Предмет методы, задачи, система содержание юридической психологии.

Введение в юридическую психологию. Предмет, метод и задачи юридической психологии. Место юридической психологии в системе юридической науки и практики судопроизводства. Система учебного курса. Понятие и содержание Юридической психологии как науки. Значение юридической психологии для деятельности юриста.

 

Тема №2. История развития юридической психологии.

Основные исторические периоды развития психологии. Особенности формирования судебной и криминальной психологии. Элементы юридической психологии в период до ХХ века. Развитие юридической психологии в ХХ веке, особенности «советского периода». Актуальные проблемы современной юридической психологии, основные направления развития.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.