Сделай Сам Свою Работу на 5

Первая стадия индивидуальной беседы, ее начало





Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если психолог не слишком многословен; непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую - 45 - 60 секунд, иначе у собеседника может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).

Давая собеседнику возможность установить позицию на равных, психолог первым не представляется. Первым представляется собеседник. Психолог должен пояснить, кто он, чем занимается.

Бывает, что в начале беседы психолог сталкивается с ситуацией, когда собеседнику необходимо объяснить, что такое индивидуальная беседа, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Беседа может начинаться со вступления или вопроса психолога: "Слушаю Вас...", "Что привело Вас ко мне...?".

Создаются условия для разговора о проблеме. Собеседник на этой стадии индивидуальной беседы достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации беседы и личности психолога.



В конце этапа "уяснения проблемы" психолог может обсудить с собеседником различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объясняя насколько эффективна каждая из этих форм. Хотя это может показаться излишним, но сам момент необходим для осознания и принятия собеседником своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это мобилизует его и на подсознательном уровне.

Собеседник способен перенести многие трудности благодаря разъяснению того, что сотрудничество есть неотъемлемая часть индивидуальной беседы. Такое соглашение, установившееся между психологом и собеседником, можно назвать "контактом". Однако этот термин больше относится к определению задач психолога и не затрагивает наиболее важный аспект - совместную работу.

Вторая стадия индивидуальной беседы обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы, отношение к ней клиента.

Психолог ищет ответы на следующие вопросы: "Зачем собеседник пришел?", "Как видит свою проблему?", "Что может сделать сам собеседник для решения этой проблемы?".



При этом психолог задает необходимые вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях, переживаниях собеседника. Вся информация направлена на осознание собеседником контекста проблемы и его роли в происхождении психологической ситуации. Примерно 15-20 минут идет рассказ-исповедь собеседника.

Когда собеседник выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда собеседника можно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у нас достаточно".

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что психологическое воздействие - это прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и собеседник надолго может быть выбит из колеи, может обидеться на психолога, замкнуться, почувствовать себя неуверено и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

К таким неудачным словам, которые иногда встречаются в речи, относится, например, слово "проблема". Употребление данного слова в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам собеседник, может вызвать негативную реакцию. "Проблема" может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих психологов, - излишняя фиксация внимания собеседника на особенностях ситуации беседы репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, Вы...". В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т. д.



Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст рассказа собеседника, где есть ключевые слова, отражающие содержание его проблемы; на невербальные сигналы. Как во всем тексте, произнесенном собеседником, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.

Часто выясняется, что то, как интерпретирует свою ситуацию собеседник, в чем и как он видит причины своих проблем, далеко от действительности, противоречиво, негативно характеризует других людей, выставляя в положительном свете рассказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с собеседником, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога нет еще достаточной информации, опираясь на которую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а возражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивление, разрушая пока лишь только формирующийся положительный контакт.

На этом этапе следует придерживаться принципа "принятия концепции собеседника". Не стоит бояться, что из-за того, что психолог в начале не выражал несогласия с тем, что говорит собеседник о себе и окружающих людях, высказывание впоследствии противоположного мнения на этапе коррекционного воздействия будет воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка зрения собеседника изменяется, он готовится к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной концепции происходящего.

К полезной для психолога информации следует отнести прежде всего следующее:

• историю возникновения ситуации (когда и в связи с чем она появилась);

• отношения собеседника со всеми действующими в его рассказах лицами, их отношение к ситуации;

• представление о том, чем именно вызвана ситуация, с точки зрения самого человека и окружающих людей;

• происходившие когда-либо ухудшения ситуации и с чем они могли быть связаны;

• чем именно вызвано обращение к психологу, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже.

Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должны быть достаточно широкими, и они обычно хорошо стимулируют собеседника на рассказ.

В ходе индивидуальной беседы психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире собеседника и проверяет их правильность ответами на свои вопросы.

Отвечая на вопросы психолога, собеседник тоже анализирует свое поведение и чувства, а также поведение и чувства других в этой ситуации и может быть осознает их.

Третья стадия индивидуальной беседы может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: "Чего Вы хотите добиться?". Психолог помогает собеседнику определить свой идеал, решить вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут, Некоторые собеседники начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели собеседника, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия индивидуальной беседы представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - "Что еще мы можем сделать по этому поводу?". Психолог и собеседник работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог исследует личностную динамику собеседника. Этот этап может быть длительным.

Пятая стадия индивидуальной беседы - обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - "Вы будете делать это?". Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств собеседника в его повседневной жизни вне ситуации беседы. Из практики известно, что многие собеседники ничего не делают для изменения. Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности собеседника, выявленные на первых стадиях индивидуальной беседы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.