Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимый банковский стандарт или инструмент конкуренции?





Как известно, банковская система наиболее чутко реагирует на перемену политического климата вне страны и экономического — внутри. Заметное сокращение доступа к источникам зарубежного фондирования привело к снижению темпов роста кредитного портфеля большинства российских банков, что означает вероятность уменьшения доходности банковского бизнеса. Меры, декларированные правительством России для поддержки кредитования отечественного бизнеса, хорошо известны, однако их эффект скажется в лучшем случае через полгода, а то и к концу 2015 года. В этой ситуации практически все банки обратили внимание на другое направление — транзакционный бизнес, под которым чаще всего понимается расчетно-кассовое обслуживание (РКО). В прошлые годы банки постоянно декларировали свой интерес к развитию этого направления, но, похоже, только современная ситуация заставит предпринять усилия для вывода РКО на передовые позиции российского банковского бизнеса.

Как отмечает вице-президент Бинбанка Петр Морсин,в последнее время на российском рынке наблюдался перегрев кредитной функции, и банки в основном продвигали кредиты. «Сегодня происходит разворот к расчетной функции, и думаю, что за этим — будущее», — отметил банкир в разговоре с «КС». А старший вице-президент — управляющий Новосибирским филиалом Банка «ФК Открытие» Ирина Демчук поясняет, что в условиях кризиса, когда продажа кредитных продуктов в значительной степени сокращена, на первый план выходят продукты транзакционного бизнеса как безрисковый, гарантированный инструмент получения дохода. В том, что расчетно-кассовое обслуживание и сопутствующий ему спектр услуг становятся для банков основным полем для зарабатывания комиссионных доходов в корпоративном сегменте, уверен изаместитель регионального директора по малому бизнесу Сибирской региональной дирекции Банка «Открытие» Дмитрий Макаров.По его мнению, рынок РКО является сейчас рынком клиента.



Вклад в бизнес

Успех любого направления банковского бизнеса измеряется его способностью генерировать объемы продаж — и расчетно-кассовое обслуживание в этом смысле не является исключением. Сегодняшнюю долю доходов от РКО в общей структуре всех банковских доходов можно считать «точкой отсчета» — ориентиром, который предстоит существенно превысить, развивая как отдельные продукты и услуги РКО, так и методы их продвижения и продажи. Петр Морсинзамечает важность формирования доходной базы банков из множества «тонких ручейков» комиссионного дохода. Ирина Демчук оценивает доходы от РКО в размере 16–17% от доходов банка и считает, что при снижении процентных доходов удельный вес доходов от РКО должен расти.



В свою очередь вице-президент, руководитель дирекции корпоративного бизнеса МДМ Банка Максим Лукьянович сообщает, что доля комиссионного дохода по РКО в структуре совокупных доходов по направлению малого и среднего бизнеса в МДМ Банке составляет около 50%. Близкие данные приводит и начальник управления корпоративного бизнеса Банка «Левобережный» Татьяна Шипачева.По ее информации,в структуре доходов Банка «Левобережный» доля РКО составляет около 44%. А управляющий офисом Банка «Авангард» в г. Новосибирске Александра Саксообщает, чтосейчас доля РКО в структуре доходов банка велика, и банк практически покрывает за счет РКО все операционные расходы. Большинство игроков банковского рынка сегодня стремятся к тому, чтобы увеличить долю комиссионных доходов в общих доходах и осуществляют целенаправленную реализацию стратегии по развитию транзакционного бизнеса, резюмирует вице-президент — директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы Андрей Возмилов.

И действительно, расчетно-кассовое обслуживание — вид банковского бизнеса, в котором наиболее плотно переплетаются потребности клиента с возможностями банка. Именно здесь банк имеет возможность получить от клиента всю информацию о том, насколько востребованы у клиентов продукты и услуги банка, понять, в каком направлении следует двигаться в дальнейшем, при создании новых технологий обслуживания. При этом банки находятся в очень жесткой конкурентной среде — если кто-то позволит себе пренебречь пожеланиями клиента, то, скорее всего, вскоре этот клиент найдет более чуткое отношение в другом кредитном учреждении. Поэтому четко отлаженный механизм прямой и обратной связи с клиентом — одна из насущных потребностей сегодняшнего дня. Важность обратной связи с клиентом особо подчеркивает Ирина Демчук. В свою очередь директор управления транзакционного бизнеса Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» Елена Промскаярассказывает, что одним из инструментов изучения мнений клиентов является проведение маркетинговых исследований. В Сбербанке по результатам таких исследований принимаются меры по усовершенствованию процессов, организации работ, а также изучаются возможности по внедрению новых банковских продуктов и услуг. А представители двух других банков сообщают о действующих и планируемых контактных клиентских центрах. Так, Максим Лукьянович сообщает, что в ближайшее время банк запускает специализированный контакт-центр для юридических лиц и ИП — этот проект уже пилотируется в Новосибирске, Томске и Барнауле. О схожем проекте рассказывает и Татьяна Шипачева.По ее словам, в Банке «Левобережный» действует проект «Теплый банк», в рамках которого осуществляется сбор мнений и пожеланий клиентов.



Дистанционные плюсы

Стоит отметить, что РКО — достаточно объемный бизнес, включающий в себя широкий набор взаимосвязанных продуктов и услуг. Каждая составляющая РКО эволюционирует в соответствии с требованиями конкурентного рынка, и сегодня нет единого стандарта расчетно-кассового обслуживания. Скорее, у каждого банка есть свои «изюминки», которые он посчитал наиболее востребованными, удобными и эффективными для своих клиентов. Однако при всем внешнем отличии технологий можно уверенно выделить превалирующую тенденцию — переход клиентского обслуживания на дистанционные платформы. Это направление, зародившееся в эпоху модемно-телефонной связи, сейчас демонстрирует достижение высоких скоростей и производительности при совершении клиентских платежей и имеет очень хорошие перспективы дальнейшего развития. Это подтверждает и вице-президент, управляющий Сибирским филиалом ВТБ24 Станислав Могильников.По его словам, при внедрении услуги РКО любой банк старается предоставлять услуги именно через дистанционные каналы, так как это удобно для клиентов и выгодно для банков. А директор по массовому бизнесу филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракуловрассказывает о расширении номенклатуры устройств, посредством которых клиент может работать с банком — это и стационарные ПК, и планшеты, и телефоны. Еще одно достоинство электронного документооборота — возможность удаленного доступа ко всем счетам, получение полной и прозрачной своей экономической картины, что особенно актуально для холдинговых компаний, подмечает Петр Морсин.

При этом за время существования дистанционных сервисов они завоевали большую популярность у клиентов самых различных кредитных организаций. Большая заслуга в этом всего банковского сообщества — конкурируя в частностях, банки сообща приложили немало усилий для убеждения клиентов в безопасности и эффективности дистанционного обслуживания. Сегодня и банки, и бизнес хорошо поняли, что в направлении использования и развития дистанционных сервисов открывается большая перспектива совместного сотрудничества, в основу которого положена полная конфиденциальность передаваемой информации и недостижимая ранее скорость проведения клиентских операций. Поэтому процент охвата банковских клиентов дистанционными сервисами уже сегодня достаточно велик. Петр Морсин озвучивает цифру более 90%, близкие показатели приводят Татьяна Шипачева (93%), Елена Промская (около 92%) и Максим Куракулов (более 90%). Наибольший показатель отметила Александра Сак (98–99%). Ирина Демчук и Максим Лукьянович сообщили, что они планируют добиться стопроцентного охвата клиентов своих банков дистанционными сервисами.

Сегодня самые разнообразные системы дистанционного обслуживания из простого помощника бухгалтера превращаются в инструмент корпоративного управления и финансового анализа. Они способны предоставлять топ-менеджерам компаний и предприятий максимально оперативную и достоверную информацию и дают возможность столь же оперативно производить необходимые управляющие воздействия.

Дмитрий Макаров считает, что стандартным требованием клиента к банку стало обеспечение надежности взаимодействия в онлайн-режиме — сервис «Интернет-Банк» воспринимается как полноценный аналог офису банка для проведения большинства платежей и оперативного контроля состояния счета. А Татьяна Шипачевауверена:современные клиенты хотят, чтобы операции совершались максимально оперативно и с максимальной скоростью. Добиться этого, по ее словам, позволяет система мгновенных расчетов федерального уровня БЭСП.

Безусловно, разработка и внедрение современных средств расчетно-кассового обслуживания — в первую очередь дистанционных сервисов — достаточно затратный процесс для банков. Однако здесь большую роль играет возможность практически бесконечного масштабирования продаж электронных продуктов, что позволяет свести к минимальной стоимость разработки и внедрения, отнесенную на одного клиента. Таким образом, активно развивая дистанционные каналы обслуживания, банки, кроме повышения клиентского сервиса и лояльности, наращивают и собственную доходность. Вторым немаловажным положительным эффектом для банков становится сокращение затрат на обслуживающий персонал и повышение качества обслуживания. Так, Ирина Демчукотметила, что при расширении охвата клиентов дистанционными сервисами планируется снижение издержек в операционной работе, сокращение сотрудников фронт-линии и роли человеческого фактора в ошибочных ситуациях, а также расширение возможностей при продаже новых банковских продуктов. Своим видением оценки эффективности электронного документооборота поделилась Елена Промская,уверенно заявив, что экономическую эффективность оценивают сами клиенты — это отражается на скорости обработки документов, а также экономии времени и бумаги. При этом стоимость использования современных дистанционных сервисов клиентов вполне устраивает, Станислав Могильниковдаже выделил интерес клиентов к различным формам оплаты — по его мнению, пакеты и формы авансовой оплаты хорошо воспринимаются клиентами и позволяют им существенно экономить на стоимости банковского обслуживания. Однако у Максима Лукьяновичаесть мнение, что в этом году большинство банков вынуждены будут увеличить свои тарифы по РКО. Обусловлено это общим ростом инфляции, а также девальвацией рубля, что привело к увеличению затрат на IT, которые в значительной части формируются в иностранной валюте, считает банкир.

Современные дистанционные сервисы в основном охватывают расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Однако значительный прогресс в развитии этих систем вскоре может перейти на другой качественный уровень, и выйти за рамки транзакционного бизнеса. Предпосылки к этому создают уже достигнутые результаты — высокая степень защищенности передаваемых данных, существенные объемы информации и большая скорость ее обработки. Не исключено, что вскоре дистанционные сервисы станут стандартными инструментами при проведении большинства кредитных, депозитных и валютных сделок. Такие перспективы Ирина Демчук оценивает как положительные. При нормально работающей экономике, при стабильной банковской системе, при наличии высокого уровня защиты банковской и клиентской информации нет никаких препятствий для внедрения электронного документооборота в область кредитных, депозитных, валютных сделок, уверена она. А топ-менеджеры двух других банков говорят о частичной реализации этих направлений. Так, Максим Лукьянович, касаясь электронного документооборота при кредитовании, депозитных и валютных сделках, сообщил, что в МДМ Банке в этом направлении ведется постоянная работа и частично эти опции уже реализованы. Татьяна Шипачева конкретизирует практику своего банка — по ее словам, через системы ДБО клиенты уже сегодня могут оформлять заявку на депозит, а некоторые виды депозитных продуктов позволяют самостоятельно зачислять денежные средства на свои депозитные счета без создания заявок.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

АЛЕКСАНДРА САК, управляющий офисом Банка «Авангард» в г. Новосибирске

— Какова доля РКО в структуре доходов вашего банка? Каков целевой ориентир доли РКО в доходах?

— Сейчас доля РКО в структуре доходов Банка «Авангард» велика: мы практически покрываем за счет РКО все операционные расходы банка. С учетом нестабильности фондового, валютного и кредитного рынка можно помечтать о цифре в 100%, но это чисто теоретический аспект. Главное — снизить зависимость от всех остальных направлений до требуемого минимума и вовремя нарастить, если ситуация на рынке будет благоприятна для этого. Отсюда следует, что доля доходов по РКО будет меняться, и назвать оптимум невозможно, так как невозможно определить оптимум иных доходов в каждый момент времени. Но наш ориентир иной — окупаемость текущей операционной деятельности банка за счет доходов от РКО. Это достижимо и позволит банку быть надежным партнером.

— Какие тенденции в развитии РКО вы видите сейчас и предполагаете в дальнейшем?

— Переход в максимальной степени на электронный документооборот (скан документов с использованием электронной подписи), исключающий посещение банка и передачу бумажных документов, переход на работу со стационарных компьютеров и ноутбуков на мобильные устройства (планшетники, коммуникаторы), онлайн-режим проведения всех типов операций, включая переводы, конверсию, депозиты и прочее, расширение сервисов со стороны банков по информированию и предупреждению клиентов, а также предзаполнение различных типовых форм документов.

— Как современная экономическая ситуация повлияла на состояние РКО?

— С одной стороны, прекращается кредитный бум, портфели кредитов несут не прибыль, а убытки, незыблемым инструментом получения дохода становится только РКО, с другой стороны — кризис, банкротства клиентов и банков — не лучшее время для новых инвестиций и отладки технологий. Мы будем искать золотую середину.

— Какой процент клиентов вашего банка пользуется возможностями удаленной работы («Клиент-банк» и пр.)?

— 98–99%. Эта цифра находится под постоянным контролем. Она росла год от года, хотя еще несколько лет назад была на уровне 60–65%. В последнее время рост доли клиентов, использующих интернет-банк, чуть замедлился, но лишь потому, что мы вплотную подошли к показателю 100%. Из 100 000 наших корпоративных клиентов только некоторые не работают через интернет-банк или вынуждены проводить отдельные операции в случае отсутствия связи и других форс-мажорных ситуаций.

— Какова ваша цель во внедрении электронного документооборота?

— 100% охват.

АНДРЕЙ ВОЗМИЛОВ, вице-президент — директор департамента координации корпоративного бизнеса Банка Москвы

— Какова доля РКО в структуре доходов вашего банка? Каков целевой ориентир доли РКО в доходах?

— Транзакционный бизнес является стабильным источником формирования комиссионных доходов банка, не требует большого количества капитала и не создает дополнительных кредитных рисков для банка, он позволяет банку диверсифицировать доходы и повысить устойчивость, что особенно актуально в условиях кризиса.

Большинство игроков банковского рынка сегодня стремятся к тому, чтобы увеличить долю комиссионных доходов в общих доходах и осуществляют целенаправленную реализацию стратегии по развитию транзакционного бизнеса.

Если говорить об объеме этого бизнеса в Банке Москвы, то чистый комиссионный доход от РКО в сегменте среднего и малого бизнеса в 2014 году составил 2 млрд рублей. По сравнению с 2013 годом он увеличился на 25 %, это соответствует нашим целевым ориентирам.

— Какие тенденции в развитии РКО вы видите сейчас и предполагаете в дальнейшем? Как современная экономическая ситуация повлияла на состояние РКО?

— Доход от операций РКО является основным источником формирования комиссионного дохода банка. В текущих экономических условиях увеличение доли комиссионного дохода в общем доходе банка — актуальная задача. Это связано с тем, что в условиях кризиса снижается как спрос на заемные средства, так и качество самих заемщиков, что отражается на доходах банка от кредитных операций, происходит снижение маржи.

Сейчас многие игроки банковского рынка уделяют внимание продуктам и услугам, которые формируют комиссионный доход, т. е. развивают направление транзакционного бизнеса. Сейчас важно проводить очень активную работу по развитию транзакционных продуктов для корпоративных клиентов, в частности, для клиентов среднего и малого бизнеса. Такого подхода придерживаемся и мы.

— Какова доля и перспективы дистанционного обслуживания?

— Одной из ключевых задач для нас является перевод как можно большего количества услуг и продуктов на полный цикл продаж и сопровождения в дистанционный канал. Мы планируем существенные доработки программного обеспечения с тем, чтобы дистанционный сервис стал простым, удобным.

В планах — встроить в дистанционный канал возможность подключения клиентом различных услуг, упростить процесс заключения депозитных сделок, подтверждения остатков на счете, акцепта оферты банка по различным услугам и продуктам, контроль доступного лимита овердрафта по счету, проверку обременений по счету и другие.

— Какие продукты РКО наиболее востребованы клиентами — в бумажном и электронном виде? Какой процент клиентов вашего банка пользуется возможностями удаленной работы («Клиент-банк» и пр.)? Какова ваша цель во внедрении электронного документооборота (процент охвата клиентов)?

— Сейчас у корпоративных клиентов широко востребованы формы дистанционного обслуживания.

Еще недавно, чтобы осуществить перевод своему контрагенту или получить какую-либо дополнительную услугу, клиенту необходимо было приходить в отделение банка, а сегодня предприниматели очень активно используют различные формы дистанционного обслуживания для этих целей.

Если говорить об активной клиентской базе, то в ней доля клиентов, пользующихся системами дистанционного банковского обслуживания, близка к 100 %. Использование дистанционных каналов значительно ускоряет и упрощает получение продукта или услуги.

Если говорить о наиболее востребованных услугах, то со стороны предпринимателей всегда наблюдается стабильный спрос на услуги по обеспечению безналичных расчетов.

Также широкой популярностью всегда пользуются корпоративная карта и SMS-информирование по расчетному счету или корпоративной карте.

Как правило, физическим лицам в РКО прежде всего важна инфраструктурная составляющая — доступность отделений банка, технологический уровень, который оценивается по отсутствию сбоев в системе, оперативности проведения платежей и т. д. «Для юридических лиц выбор банка для дальнейшего расчетно-кассового обслуживания гораздо важнее. Речь идет в первую очередь о возможности дистанционного взаимодействия с банком, что становится нормой при темпе современной жизни», — заметилзаместитель начальника Управления малого бизнеса ОАО Новосибирский Муниципальный банк Дмитрий Дугаров. — Тарифы на банковские услуги в дистанционном формате значительно ниже, чем при проведении операций с использованием традиционных бумажных носителей».

По словам банков, клиент, как правило, все чаще обращают внимание не только на ценовые, но и на не менее важные сервисные параметры: предоставляет ли банк в дальнейшем возможность подключить к расчетному счету овердрафт, готов ли оказывать консультационную поддержку, насколько надежно обеспечивает безопасность дистанционных платежей и т. д. «Одним из решающих факторов выбора для клиента становится привлекательность перспектив — многим важно еще на старте понимать, будет ли банк предоставлять не только РКО, но и кредиты, выгодные условия по депозитам, валютное обслуживание и т. д. Речь идет о комплексном финансовом сопровождении клиента, начиная от проведения платежей и заканчивая кредитованием сотрудников организации как частных лиц, и именно это в первую очередь обусловливает привлекательность услуги РКО для самих кредитных организаций», — поясняет Дмитрий Дугаров.

Конкуренция

Каждый банк заинтересован в привлечении максимального количества клиентов на РКО. «Это и является основным двигателем совершенствования используемых технологий, расширения продуктовой линейки, повышения уровня сервиса», — заметилуправляющий Сибирским филиалом ОАО «Промсвязьбанк» Константин Каменщиков. Поэтому конкуренция среди банков в сегменте РКО достаточно велика: в регионе продолжает развиваться розничная торговля, остаются востребованными транспортные услуги, в сфере малого бизнеса появляются новые организации. «Привлекая клиента на открытие расчетного счета, любой банк тем самым формирует диверсифицированную клиентскую базу для дальнейших кросс-продаж, — поясняет Дмитрий Дугаров. — РКО позволяет быстрее и качественнее анализировать предприятие для целей кредитования. Степень сотрудничества с банком влияет и на величину ставки по кредиту: банки всегда охотнее кредитуют «своих» клиентов под более низкие ставки, учитывая полученные и прогнозируемые к получению комиссионные доходы от услуг РКО». Кроме того, многие банки, заинтересованные в привлечении новых клиентов, предлагают дополнительные выгодные условия. В этом сегменте идет очень серьезная конкуренция за клиента малого и среднего бизнеса. В основном путем предложения разнообразных кредитных продуктов и допуслуг.

Участники рынка отмечают, что РКО для новых клиентов является своеобразным тестом, который позволяет им оценить качество предоставления услуг конкретного банка и возможность расширения дальнейшего сотрудничества с ним по другим направлениям. «Банк, предлагающий финансовое решение по ключевой потребности крупного клиента, впоследствии имеет сильное преимущество и по расчетно-кассовому обслуживанию крупного клиента и группы предприятий», — поясняетзаместитель управляющего филиалом Западно-Сибирский ОАО «Собинбанк» Наталья Федорова. — Если рассматривать сегмент РКО вне других областей банковского обслуживания, что характерно для малого и среднего бизнеса, конкуренция происходит на уровне сервисов и скорости обслуживания. Открытие расчетного счета в день обращения клиента, доступная и многофункциональная система ДБО, платежи «день в день», оперативная обратная связь от банка клиенту — это, на наш взгляд, критерии, которые в условиях «одинаковых» тарифов и наборов услуг являются ключевыми при выборе обслуживающего банка. Обеспечение такого качественного наполнения РКО — это достаточно затратная процедура с большой долей инвестиционной составляющей, и чем позже банк приступает к подобной модернизации, тем сложнее для него бороться за клиента. За последние три года такая конкуренция значительно обострилась».

Большинство экспертов говорят о стремлении банков совершенствовать свои сервисы для привлечения новых и удержания старых клиентов. Интересно посмотреть и на текущий расклад сил в этом сегменте. «Сбербанк России (по СФО) с долей в 49,6% занимает 1-е место в сегменте РКО по Сибирскому федеральному округу. На 2-й позиции находится МДМ Банк (4,5%). ВТБ24 (3,5%), Газпромбанк (3%) и Россельхозбанк (2,7%) замыкают пятерку лидеров сегмента», — подсчиталвице-президент, директор по корпоративному бизнесу Новосибирского филиала НОМОС-БАНКа Борис Миленин. «Очевидно, что с большим отрывом от всех прочих игроков лидирует Сбербанк РФ. На наш взгляд, лидерами в сегменте РКО являются Сбербанк РФ, Банк ВТБ24, Альфа-Банк, НОМОС-БАНК и Промсвязьбанк», — комментирует расстановку силКонстантин Каменщиков.

Особенности РКО

Традиционно принято считать, что специфика обслуживания массового потока и ограниченного числа клиентов состоит в инфраструктуре банка и возможностях удаленного управления счетами. Массовое обслуживание — это сеть отделений, банкоматов, онлайн-сервисы, контакт-центры. Корпоративная клиентура — это, условно говоря, один офис, наполненный полнофункциональным операционным блоком. «Сегодня же складывается другая ситуация, банки видят частных и корпоративных клиентов как одно целое (юридическое лицо + коллектив), и вся специфика постепенно уходит на уровень тонкостей бэк-офисных операций», — рассказывает Наталья Федорова. В сегменте РКО по соотношению числа клиентов, безусловно, преимущество у обслуживания физических лиц. «Среди юридических лиц, использующих услуги РКО в нашем банке, более 86% — это представители микро- и малого бизнеса. Однако это только 2,6% от общего числа клиентов, пользующихся нашими услугами РКО», — добавилазаместитель директора регионального центра «Сибирский» по розничному и малому бизнесу ЗАО «Райффайзенбанк» Оксана Близняк. «Массовый поток частных клиентов требует намного больше ресурсов. Если попытаться понять соотношение на цифрах, то по статистике одно юрлицо в среднем сформирует за месяц столько же остатков на счетах, сколько примерно 10–15 независимых держателей банковских карт. В сегменте кредитования это соотношение еще больше», — поясняетНаталья Федорова.

По данным Бориса Миленина, в сегменте РКО 30% занимает обслуживание физлиц, 70% — юрлиц. «Физические лица в основном пользуются услугами РКО в отделениях банка и требуют гораздо больше трудозатрат и расходов от банка. Обслуживание юридических лиц осуществляется с помощью дистанционных каналов», — поясняет собеседник «КС». По наблюдениям Константина Каменщикова, в части РКО юридических лиц первостепенное значение имеет скорость и стабильность проведения платежей, продленный операционный день, финансовая доступность, удобство, надежность и функциональность технологий дистанционного обслуживания, а также высокий уровень сервиса в банке.

Конкурентные стратегии

В условиях высокой конкуренции большинство участников рынка делает ставку на оптимизацию тарифов, дистанционное обслуживание, и увеличение количества услуг. Оксана Близняк в качествеключевого конкурентного преимущества считает уверенность клиентов в надежности и стабильности. В свою очередь в НМБ среди ключевых факторов считают наиболее важными гибкость, персонифицированный подход и оперативность. По словам Бориса Миленина, среди конкурентных преимуществ, помогающих увеличить долю рынка в сегменте РКО, можно выделить гибкую систему тарифов, развитие транзакционного бизнеса, а также переход на дистанционное обслуживание клиентов, что позволяет сократить операционные расходы. Некоторые участники рынка еще более емко поясняют свои приоритеты. «Наша стратегия — комфортный банк для расчетов и ведения бизнеса», — поясняет начальник управления массового бизнеса филиала «Новосибирский» Альфа-Банка Максим Куракулов.

Итоги года

Рост сегмента РКО эксперты называют стабильно высоким. «В 2013 году Альфа-Банк удвоил количество клиентов, работающих в сегменте РКО», — заметил Максим Куракулов. «2013 год для Промсвязьбанка в части РКО юридических лиц можно назвать успешным. Если в среднем рынок продемонстрировал рост на 20% по количеству новых клиентов, то в Промсвязьбанке этот показатель вышел на уровень 27% по результатам года», — рассказывает Константин Каменщиков.

Что касается ценовой политики, то в большинстве банков придерживаются среднерыночных расценок. Каждый банк проводит анализ тарифов для юридических и физических лиц, стараясь придерживаться среднего уровня. Повышение тарифов проводится не чаще одного раза в год. «Действующий уровень цен в сегменте РКО, на наш взгляд, вполне оправдывает качественную составляющую, которую предлагают банки региона. Мы не видим завышенных ценовых предложений», — заметила Наталья Федорова. «Цены на РКО мы держим на уровне среднерыночных», — поясняет Максим Куракулов.

В Новосибирском Муниципальном банке тарифы не зависят от масштабов бизнеса, в то время как ряд банков привязывают стоимость обслуживания к размеру среднемесячных остатков денежных средств на счете клиента. При этом Борис Миленин прогнозирует, что уровень цен в сегменте РКО в ближайшее время может быть немного повышен в связи с высокой волатильностью на валютном рынке и общим ростом цен на услуги, оказываемые банкам (аренда, коммунальные платежи и т. д.».

Развитие услуг

Услуги расчетно-кассового обслуживания не становятся ключевым источником прибыли для банка, но косвенно являются драйвером роста для сегмента МСБ. Развитие услуг РКО для юрлиц — отличная возможность привлекать в банк новых клиентов — представителей микро- и малого бизнеса. «Развитие расчетно-кассового обслуживания, разработка новых сервисов, расширение наших возможностей в данном направлении позволяет создавать более комфортные условия для клиентов и укреплять с ними взаимовыгодные отношения», — добавила Оксана Близняк.

Основные направления в рамках расчетно-кассового обслуживания юрлиц — это разработка комплексных программ, когда клиенту предлагается пакет, удачно сочетающий в себе все необходимые услуги по РКО и дополнительные возможности систем дистанционного банковского обслуживания. Так, Райффайзенбанк предоставляет юрлицам пять подобных программ. Каждая ориентирована на определенные потребности. В ВТБ24 все пакеты РКО делятся на стандартные и премиальные. Наконец, основной тенденцией Промсвязьбанка в сегменте РКО в 2013 году стала смена тарифной политики, направленной на повышение лояльности клиентов. Были разработаны и внедрены четыре вида тарифных пакетов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющих учесть специфику бизнеса клиента и уменьшить их расходы на РКО в нашем банке. «Учитывались следующие показатели — количество стандартных операций, стоимость обслуживания счета; регулярность внесения наличных денежных средств на счет, количество безналичных платежей. Отдельного внимания заслуживают молодые и начинающие предприниматели», — пояснил Константин Каменщиков. По его словам, 98% клиентов банка — юридических лиц используют интернет-банк.

«К числу наиболее востребованных услуг в рамках программ РКО для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей я бы отнесла комплексное расчетно-кассовое обслуживание (расчетный счет, кассовые операции, инкассация), кредитование, торговый эквайринг, зарплатные проекты. Физические лица заинтересованы прежде всего в кредитных продуктах. Кроме того, пользуются спросом такие услуги РКО, как выпуск дебетовых карт, подключение дистанционных каналов обслуживания», — пояснила Оксана Близняк. А Борис Миленин заметил, что наиболее востребованными направлениями остаются переводы и платежи за товары/услуги в рублях и инвалюте.

Практически все банки предлагают широкий спектр сервисных услуг и бонусных предложений для клиентов, обслуживающихся по РКО. Общим трендом является уменьшение либо полная отмена комиссий за открытие расчетного счета в банках. «Часть банков предлагает более низкий тариф за отправку платежного поручения через банк при превышении определенного объема документов в месяц, либо при использовании клиентом электронных носителей», — заметил Дмитрий Дугаров. «Основной тенденцией развития сегмента РКО 2013 года для Райффайзенбанка стала разработка новых продуктов, в частности, пакетов услуг РКО. Заметный потребительский интерес наблюдался в направлении торгового и интернет-эквайринга, зарплатных проектов, депозитов и инкассации», — констатирует Оксана Близняк.

В Промсвязьбанке в 2014 году планируют вывести на рынок еще более расширенную линейку продуктов РКО. Это направления, на которые клиенты реагируют быстро и эффективность внедрений становится очевидной. Но при этом есть и специфические предложения, которые направлены на какой-то определенный сегмент клиентов. Так, с февраля 2014 года Промсвязьбанк приступил к открытию спецсчетов для ТСЖ и жилищных кооперативов для целей накоплений денежных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов. «Продукт специфический, но необходимый рынку. А поскольку законодательство ограничивает период времени, в течение которого ТСЖ обязаны открыть спецсчета, то и срок освоения данного продукта также будет ограничен этим периодом времени», — заметил Константин Каменщиков. «Безусловно, в сегменте РКО появляются и новые направления. Но чтобы они были востребованы основной массой клиентов, необходимы положительные отзывы в клиентской среде. Таким образом, новые направления становятся востребованными не ранее, чем через полгода-год», — добавил Борис Миленин.

Перспективы

Развитие РКО возможно в сторону унификации тарифов, их объединения из нескольких небольших тарифов в один более крупный. «Развитие РКО во многом зависит от повышения удельного веса безналичных расчетов в стране (а законопроект по этому поводу был приостановлен в Госдуме на неопределенный срок), от активности бизнеса, от активности банков в части приверженности требованиям ПОД/ФТ (противодействия отмыванию доходов/финансированию терроризма)», — резюмировал Борис Миленин. По оценке Натальи Федоровой, «развитие расчетно-кассового обслуживания в 2014 году будет смещено в большую сторону в сегмент частных клиентов и все больше будет уходить в развитие онлайн-сервисов, систем удаленного управления счетами. Надеемся, что в 2014-м мы уже увидим в действии развитие и инфраструктуру бесконтактных технологий расчетов по банковским картам».

Участники рынка отзываются о перспективах текущего года оптимистично, все банки планируют дальнейший рост сегмента РКО. Так, на 2014 год Альфа-Банк планирует удвоить количество клиентов сегмента. «В части РКО мы ожидаем развития клиентской базы на уровне не ниже 2013 года. В сложные годы надежность и стабильность банка являются первостепенными критериями выбора финансового партнера», — заключил Константин Каменщиков. «Можно ожидать, что в 2014 году, в условиях жесткой конкуренции за клиентов, банки будут стремиться предлагать выгодные условия по расчетно-кассовому обслуживанию, и рынок РКО во многом будет оставаться рынком клиента. С уверенностью можно также прогнозировать дальнейшее развитие сервисов дистанционного банковского обслуживания, которое позволяет оптимизировать РКО, обеспечивает удобство и экономию на комиссиях и становится все более востребованным клиентами», — пояснил Дмитрий Дугаров.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.